Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:32, реферат
Первичное деление человечества на мужчин и женщин и доминирующая роль мужчин в современном обществе привели к тому, что научная психология — это преимущественно психология мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Для всех очевидно преобладание мужчин, оно прослеживается во все культурно-исторические эпохи, особенно в таких сферах, как наука, искусство, политика.
Учебники,
а также средства массовой информации
рисуют образ науки и ученого,
который гораздо лучше
Как показало
исследование К. Ли и С. Сьеберг, в
представлении университетских
студентов «типичный физик
Женщины, дабы успешно конкурировать в науке, вынуждены принимать мужские ориентации и систему ценностей. Как показало исследование Л. М. Бетчолд и Э. Э. Вернер женщины — университетские ученые отличаются от контрольной группы женщин по тем самым, параметрам, по которым они сближаются с преуспевающими университетскими ученым и мужчинам. Согласно пессимистической точке зрения, увеличение числа женщин-ученых никак не отражается на принятых в науке приоритетах, нормах поведения и идеалах. Как скептически заметил К. Прибрам, «вопрос о том, как сделать женщину творчески продуктивной, сводится к вопросу о том, как сделать женщину мужчиной». /2, С. 83/
Действительно,
женщины, стремящиеся добиться успеха
в науке, сталкиваются с серьезными
проблемами: их стремление к достижениям,
поглощенность
Все это, как и факты дискриминации женщин-ученых при выдвижении на должность, при отборе работ для публикаций, отпугивает женщин от участия в научных исследованиях и тормозит их творческий рост. «И до тех пор,— считает Л. С. Хорниг,— пока достаточно большое число женщин не получат доступа к тем научным должностям, которые с легкостью получают мужчины, пока они не будут пользоваться той же автономией и интеллектуальной независимостью и их труд не будет получать такое же признание, что и труд ученых-мужчин, у нас не будет научной основы для сопоставления творческих способностей и вклада в развитие научных представлений мужчин и женщин». /2, С. 85/
Заключение
Изучив литературу по проблеме межполовых различий в способностях можно сделать определенные выводы. Хотя в литературе содержится большое количество различных интерпритаций определений, мы вывели определение, которое на мой взгляд наиболее полно отражает содержание понятия способности. Способности — это совокупность всевозможных психических процессов и состояний души человека. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Способности могут быть социально обусловленные и не обусловденные социальными факторами.
Некогда
было модно утверждать, что различия
между способностями мужчины
и женщины очень незначительные
и являются результатом разного
опыта во время индивидуального
развития. Однако, как свидетельствуют
многочисленные данные, половые гормоны
начинают влиять на организацию мозга
в таком раннем возрасте, что действие
внешней среды на по-разному «смонтированный»
мозг мальчиков и девочек
Поведенческие,
неврологические и
Представленный
обзор зарубежных исследований показывает,
что на развитие познавательных способностей
женщин влияет множество факторов —
как биологического порядка, так
и особенно социокультурного. Однако
изучение этих факторов пока ведется
изолированно, а для того чтобы
понять причины, по которым женщины
так заметно отстают в научных
и технических, областях, необходимы
многофакторные модели, которые учитывали
бы биологические и
Список литературы
Абрамянбекова В. В. Психология развивающейся личности. М.: Просвещение. 1987. 251 с.
Анциферова Л. И. Психическое формирование и развитие личности. М.: Наука. 1981. 159 с.
Бодолева А. А. Психология межличностного познания. М.: Знание. 1987. 93 с.
Бритько В. В. Женщина руководитель. М.: Формула. 1993. 91 с.
Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: Просвещение. 1973. 164 с.
Волошина Н. Д. Женщина и материнство. М.: Наука. 1985. 286 с.
Воронин Н. П. Способности и деятельность. Ярославль: Сфера. 1989. 123 с.
Гиппенрейдер Ю. Б. Психология памяти. М.: Контур. 2000. 194 с.
Голубева Э. А. Способности и склонности: комплексные исследования. М.: Знание 1989. 283 с.
Голубева Э. А. Способности индивидуальность. М.: Знание. 1993. 143 с.
Гришин А. Н. Карьера: ступени успеха. М.: Гермес. 155 с.
Кулькиня Л. Н. Женщины в науке. М.: Просвещение. 1989. 187 с.
Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М.: Знание. 1968. 123 с.
Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Просвещение. 1984. 63 с.
Левитов Н. Д. Психология характера. М.: Знание. 1969. 103 с.
Мелхорн Г. Гениями не рождаются. Общество и способности человека. М.: Наука. 1989. 97 с.
Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самопознание. Пермь: Лоция. 1990. 164 с.
Немов К. Л. Психология отношений. М.: Знание. 1975. 131 с.
Норман Д. А. Память и научение. М.: Просвещение. 1985. 173 с.
Николаев
А. П. Особенности женской
Рыбов
П. Н. Психология полового
Романов К. К. Детская психология. Саратов: Прима. 1980. 223 с.
Чудновский В. А. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Просвещение. 1986. 265 с.
Шорохова Е. В. Психология личности и образ жизни. М.: Наука. 1987. 56 с.
Шарапов М. П. Формирование способностей в дошкольном возрасте. М.: Просвещение. 1990. 69 с.
Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Просвещение. 1979. 143 с.
Виноградова Т. В. Сравнительные исследования познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов// Вопросы психологии. № 2. 1993. С. 63-71.
Готсдинер А. Л. К проблеме многосторонних способностей// Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 82-88.
Кимура Д. Половые различия в организации мозга// В мире науки. 1992 №. 11-12. С. 73-80.
Информация о работе Формирование способностей у мужчин и женщин