Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 09:02, курсовая работа
Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в двух аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры, свойств, основных связей и закономерностей в их построении, т.е. собственно геометрического материала. Сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
1. Особенности восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур
2. Анализ программного содержания по разделу «Форма»
3. Методика работы по развитию представлений о форме у детей дошкольного возраста
4. Анализ работы по развитию представлений о форме у детей раннего возраста
5. Литература
Позже им предлагают найти предметы указанной формы в определенных местах комнаты («Посмотрите, есть ли на полочке предметы, похожие на цилиндр»), проводят игры «Путешествие по групповой комнате», «Найди то, что спрятано».
Постоянно используют приемы
осязательно-двигательного
Основными приемами могут
быть: практические действия с предметами
(катают, ставят); накладывание и прикладывание;
обведение по контуру, ощупывание; упражнения
в группировке и упорядочивании
- дидактические игры, упражнения на
усвоение особенностей геометрических
фигур; сопоставление форм предметов
с геометрическими образцами; анализ
сложной формы. От детей требуется
развернутое словесное
Л.А.Венгер, Л.И.Сысуева, Т.В.Васильева разработали 3 типа заданий в области ознакомления детей пятого года жизни с формой предметов и геометрическими фигурами, задания:
на усвоение геометрических фигур;
на сравнение форм реальных предметов с геометрическими фигурами;
на пространственный анализ составной формы.
В старшей группе обследование
геометрической фигуры становится еще
более подробным и детальным.
Важным элементом методики является
измерение условной мерой. Работа по
формированию представлений и понятий
о геометрических фигурах строится
на основе сопоставления и
Особое значение приобретает
работа по изображению и воссозданию
геометрических фигур: выкладывание из
палочек, полосок бумаги. На основе
выявления существенных признаков
геометрических фигур детей подводят
к обобщающему понятию «
Старшие дошкольники учатся расчленять сложный узор на составляющие его элементы, называть их форму и пространственное положение, составлять узор сложной формы из геометрических фигур одного-двух видов, различных по величине (размеру). Методика формирования геометрических знаний в группе шестого года жизни принципиально не изменяется. Однако обследование становится более детальным и подробным. Наряду с практическим и непосредственным сравнением известных геометрических фигур, накладыванием и прикладыванием, широко используется как методический прием измерение условной мерой.
Вся работа по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на сравнении и сопоставлении их моделей. Так, знакомя детей с прямоугольником, им показывают несколько прямоугольников, разных по размерам, изготовленных из разных материалов (бумаги, картона, пластмассы). «Дети, посмотрите на эти фигуры. Это прямоугольники». При этом обращается внимание на то, что форма не зависит от размеров. Детям предлагают взять в левую руку фигуру, а указательным пальцем правой руки обвести по контуру. Дети выявляют особенности этой фигуры: попарно равны стороны, углы тоже равны. Проверяют это сгибанием, накладыванием одной на другую. Считают количество сторон и углов. Потом сравнивают прямоугольник с квадратом, находят сходства и отличия в этих фигурах: у квадрата и прямоугольника по четыре угла и четыре стороны, все утлы равны между собой. Однако прямоугольник отличается от квадрата тем, что у квадрата все стороны равны, а у прямоугольника равны только противоположные, попарно. Особое внимание в этой группе следует уделять изображению геометрических фигур; выкладыванию из счетных палочек, полосок бумаги. Эта работа проводится как с демонстрационным (около стола воспитателя), так и раздаточным материалом. На одном из занятий воспитатель выкладывает на фланелеграфе из полосок прямоугольник. «Дети, как называется эта фигура? Сколько сторон у прямоугольника? Сколько углов?» Дети показывают стороны, углы, вершины прямоугольника. Потом воспитатель спрашивает: «Как и какие фигуры можно получить из прямоугольника (создать меньшие прямоугольники, квадраты, треугольники)?» При этом используются дополнительные полоски бумаги. Дети считают стороны в полученных фигурах. На основе выявления существенных признаков геометрических фигур детей подводят к обобщенному понятию «четырехугольник».
Сравнивая между собой квадрат и прямоугольник, дети устанавливают, что у всех этих фигур по четыре стороны и по четыре угла. Это количество сторон и углов является общим признаком, который положен в основу определения понятия «четырехугольник». Далее дети сравнивают разные по форме четырехугольники. В равенстве сторон и углов дети убеждаются при накладывании одного на другой
В старшем дошкольном возрасте
у детей формируется
Ознакомление с формой, как правило, занимает часть занятия по математике, а также по конструированию, изобразительной деятельности. Во время занятий широко используются накладывание, прикладывание, черчение по контуру, заштриховка, измерение. Плоские геометрические фигуры дети вырезают, объемные - лепят из пластилина, глины. Знания о геометрических фигурах широко используются, уточняются, закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию.
Сначала все вместе последовательно рассматривают образец, устанавливают, из каких частей (фигур) выполнена каждая деталь. В такой же последовательности дети создают орнамент. Педагог показывает два-три орнамента и предлагает детям выбрать один из них, внимательно его рассмотрев, выложить такой же орнамент. В объемных фигурах (цилиндр, куб) дети выделяют и называют боковые стороны и основания. При этом их можно показывать несколькими пальцами или всей ладонью. Дети выполняют практические действия, манипулируют с геометрическими фигурами, переконструируют их. В процессе обучения обогащается «математическая» речь детей.
Эта работа тесно связана и с обучением детей элементам письма: обведению клеток, рисованию кружочков, овалов, проведению прямых и наклонных линий. Дети знакомятся с тетрадями в клетку, рассматривают, как разлинованы страницы в тетради. Воспитатель предлагает детям найти и обвести клетки в разных частях страницы: вверху, внизу, слева, справа, посередине; начертить семь квадратов размером в одну клетку с пропусками между ними в две (три) клетки. При этом он показывает разные способы выполнения задания: обозначение начального контура точками, проведение линий слева направо и сверху вниз.
Будущих школьников учат различать и называть многоугольники (треугольник, четырехугольник, пятиугольник позволяют детям приобретать умения в делении сложного рисунка на составные элементы, а также создавать рисунки сложной формы из одного-двух видов геометрических фигур разных размеров. Так, во время одного из занятий детям раздают конверты с набором моделей геометрических фигур. Воспитатель показывает аппликацию «робота», составленного из квадратов шестиугольник), называть и показывать их элементы (стороны, углы, вершины), делить геометрические фигуры на части, сравнивать между собой, классифицировать по размеру и форме. Работа направлена, прежде всего, на совершенствование качества этих знаний: полноты, осознанности.
Геометрический материал широко используется во время занятий как демонстрационный и раздаточный при формировании числовых понятий, делении целого на части и т. д.
Таким образом, на протяжении дошкольного возраста детей учат обследовать простую и сложную форму предметов, придерживаясь определенной последовательности: сначала выделяют общие контуры и основную часть, потом определяют форму, пространственное положение, относительный размер других частей.
Следует научить их замечать
не только сходство, но и отличия
формы предмета от знакомой им геометрической
фигуры. Это имеет большое значение
для совершенствования
геометрический фигура дошкольный дидактический
Анализ работы по развитию представлений о форме у детей раннего возраста
Формирование у детей трехлетнего возраста представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве - необходимо для полноценного восприятия ими окружающего мира..
Программа сенсорного воспитания в младшей группе предполагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способность к наиболее элементарной форме опосредствования - использованию сенсорных эталонов.
Цели и задачи программы:
.Выделить критерии оценки,
регуляции познавательных
.Подобрать и адаптировать
методики диагностики,
.Стимулировать и поддерживать
поиск способов решения
.Привлеч внимание детей к свойствам и соотношениям окружающих предметов, их размеров, названий и количества.
.Организация разнообразной,
интересной детям деятельности,
направленной на их сенсорно-
В данной программе заложено знакомство детей с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства: 5, затем 7 цветов спектра, 5 геометрических форм, 3 градации величины.
Первоначальный этап обучения - это ознакомление детей с сенсорными эталонами. При знакомстве с основными образцами дети сопоставляют разные эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия. Затем происходит более тонкая дифференциация усваиваемых эталонов: знакомство с оттенками цветовых тонов; вариантами геометрических форм, различающимися пропорциями, отдельными параметрами величины. Появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между разновидностями свойств: расположение цветов в спектре, результаты их смешения, последовательность светлотных оттенков, последовательность нарастания и убывания величины, группировку геометрических форм.
Программа рассчитана на два занятия в неделю, длительностью 15-20 мин каждое.
Таким образом) можно сделать вывод, что содержание программы соответствуют требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения детей данной возрастной группы, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
Литература
1.Венгер Л.А. Дидактические игры и игровые упражнения по сенсорному воспитанию - М.: Просвещение, 1973.
.Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М.Леушина. - М.: Просвещение, 1974.- 368 с.
.Метлина Л.С. Развитие у детей пространственных представлений о форме – Дошкольное воспитание, 1973. №7.
.Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников - М.: Просвещение, 1988. - 376 с.
.Теория и практика
сенсорного воспитания в
Информация о работе Формирование у детей дошкольного возраста представлений о форме