Формирование характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы: В наше время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Ускоренный темп жизни, умственные нагрузки, усиливая это направление, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психических патологии. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью диагностики проявления такого рода состояний, в частности невротизации, психопатизации предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика типов характера, которые под воздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическое состояние.
Цель работы: изучение характера человека в процессе его развития.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

Атлетики-это люди с достаточно сильной волей,настойчивые, целеустремлённые, упрямые.Какими-либо иными способностями они, по Кречмеру, не отличаются.

Под влиянием достаточно серьёзной и основательной критики концепция Кречмера была к середине 20в. Признана не научной, и интерес к ней постепенно иссяк, по крайней мере в научных кругах.Однако спустя примерно 30 лет,оказалось что в целом Кречмер был всё-таки прав: поскольку тип строения тела человека на самом деле является врождённым, а люди с определённым типом строения тела чаще, чем другие, страдают определёнными нервными и психическими заболеваниями, то можно предполагать, что общий генетический фактор влияет как на тип строения тела, так и на склонность человека к некоторым заболеваниям и делает весьма вероятным появление у соответствующего человека определённых акцентуированных черт характера.

Немецкий врач-психиатр К.Леонград и русский врач-психиатр А.Личко в середине 20в. Предложили свои типологии характеров людей. Леонград распространил созданную им типологию на взрослых, а Личко адресовал её подросткам и юношам. Оба врача в основу своей типологии положили представление о типичных случаях проявлений у людей акцентуированных черт характера, причём описания и терминологические определения соответствующих типов характеров у обоих авторов достаточно близки.

К.Леонград выделил 12 типов акцентуированных характеров, которые часто встречаются у людей, больных различными неврозами:

1.Гипертимный тип. Характерны повышенная общительность,эмоциональность, нарушения логики мышления, нередкие конфликты с окружающими людьми из-за несерьёзного отношения к своим обязонностям. Наиболее встречающиеся отрицательные черты характера:легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, раздражительность, прожектерство.Положительные черты характера:энергичность, инициативность, оптимизм.

2.Дистимный тип.Он отличается необщительностью,немногословием, преобладающим плохим настроением, избегает шумных компаний, предпочитает быть один, находиться дома, вести замкнутый образ жизни, редко вступает в конфликты с окружающими людьми. Наряду с этим высоко ценит дружбу, серьёзен, справедлив и добросовестен.

3.Циклоидный тип.Отличается частотой, периодической сменой настроения, манеры общения с людьми. В периоды хорошего настроения люди такого типа общительны и добры, а в периоды плохого настроения бывают замкнутыми и злыми.

4.Возбудимый тип.Быстро возбуждается, часто выходит из себя, склонен к хамству, причём в конфликтах с людьми является активной, провоцирующей стороной. Частот бывает раздражительным, угрюмым, необщительным. Среди положительных черт характера: добросовестность, аккуратность, любит животных и маленьких детей.

5.Застревающий тип. Отличается склонностью к нравоучениям, негибкостью мышления и упрямством. В конфликтах нередко является активной стороной, инициатором. Обидчив, подозрителен и мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, предъявляет непомерные требования к людям. Может обладать следующими положительными чертами: справедливостью, стремлением к хорошим результатом в работе.

6.Педантичный тип. Ведёт себя какбюрократ, предъявляя людям много чисто формальных требований. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты характера: добросовестность,аккуратность, надёжность и ответственность в делах.

7.Тревожныйтип. Неуверенный в себе, робкий и малообщительный, с преобладанием плохого настроения. Редко конфликтует с окружающими людьми, выступая в конфликтах в основном в пассивной роли. Положительные черты характера: дружелюбие, самокритичность, добросовестность, исполнительность.

8.Эмфитивный тип. Чрезмерно эмоционален, слезлив. Имеет достаточно узкий, ограниченный круг общения. Однако людей, с которыми близко общается, такой человек понимает с полуслова. Редко вступает в конфликты с окружающими, обиды носит в себе.Положительные черты характера: доброта, сострадание к людям, чувство долга,исполнительность.

9.Демонстративный тип. Самоуверенный, имеет завышенные притязания, провоцирует конфликты, но при этом сам активно защищается, если на него нападают. Характерезуется стремлением к лидерству,жаждой власти и похвалы, эгоистичность, неординарность поступков и мышления.

10.Экзальтированный тип. Отличается высокой контактностью и общительностью, словоохотливостью и влюбчивостью. Привязан и внимателен к друзьям и близким. Часто вступает в споры с людьми, но не доводит дело до конфликта. Подвержен сиюминутным настроениям и панике. Другие положительные особенности: имеет хороший вкус, проявляет сострадание к людям, обладает искренними чувствами.

11.Экстравертированный тип.Отличается высокой контактностью, имеет массу знакомых и друзей. Словоохотлив, проявляет интерес ко всему. Редко вступает в конфликты с окружающими людьми, играя в них обычно пассивную роль. Не

претендуетна лидерство, уступая его другим людям, предпочитает подчиняться другим и находиться в тени. Неприятные черты характера: легкомыслие, необдуманность поступков,подверженность влиянию других людей, страсть к развлечениям. Распологает такими положительными чертами характера, как внимание к людям, готовность выслушать,помочь, исполнительность.

12. Интровертированный тип. Отличается замкнутостью, низкой контактностью, склонностью к философствованию, оторванному от реальности. Любит одиночество, редко вступает в конфликты с окружающими людьми. Отрицательные черты характера: упрямство, негибкость мышления, упорное отстаивание своих, не всегда правильных идей. Обладает также такими привлекательными чертами как сдержанность, наличие твёрдых убеждений, принципиальность.

В типологии характеров А.Личко представлены одиннадцать типов акцентуированных характеров подростков:

1.Гипертимный тип. Отличается общительностью,подвижностью, склонностью к озорству . В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учиться неровно, при общих достаточно хороших способностях.Настроение всегда приподнятое. С взрослыми людьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты.

2.Циклоидный тип. Отличается повышенной, периодически наступающей раздражительностью, склонностью к апатии, которая также появляется время от времени. Подростки данного типа предпочитают оставаться дома вместо того, чтобы находиться в шумных  компаниях среди сверстников, на улице или вне дома. На замечания в свой адрес реагируют раздражительно,тяжело переживают происходящие с ними неприятности.

3.Лабильный тип. Крайне изменчив и непредсказуем в своём настроении, причём поводы для смены настроения могут аказаться самыми незначительными. Вместе с тем, подростки этого типа хорошо понимают и чувствуют отношение к себе со стороны окружающих людей.

4.Астеноневротический тип. Характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью и раздражительностью, особенно в моменты выполнения сложной умственной работы.

5.Сенситивный тип. Этому типу людей свойственна повышенная чувствительность к людям. Они не любят больших, шумных компаний, азартных игр, обычно бывают робкими и застенчивыми и нередко производят впечатления замкнутости. В действительности же бывают вполне открытыми и общительными, но только в узком кругу знакомых людей. У них довольно рано обнаруживается выраженное чувство долга, высокие моральные требования к

себе и к окружающим людям, повышенное старание и усердие.

6.Психастенический тип. Подростки такого типа отличаются ранним и ускоренным психологическим развитием, нередко обгоняя в развитии своих сверстников. Они склонны к самоанализу. Самоуверенность у них нередко сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений с их непродуманностью и склонностью к преждевременным действиям.

7.Шизоидный тип. Отличается повышенной замкнутостью, предпочитает быть один. Нередко проявляет безразличие к окружающим людям, плохо понимает их состояние, не погружается в фантазии и грёзы, оторванные от реальной действительности.

8.Эпилептоидный тип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей. Любят мучить животных, дразнить младших по возрасту детей, издеваться над беспомощьными. В компаниях сверстников ведут себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, властность, эгоизм.

9.Истероидный тип. Обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением привлекать к себе особое внимание. Нередко наблюдается позерство, театральность поведения. С трудом выносит, когда кому-либо уделяют больше внимания, чем ему. Отличается чрезмерными претензиями на исключительное положение среди сверстников.

10. Неустойчивый тип. Это-слабовольный человек, обнаруживающий склонность подчиняться складывающимся обстоятельствам. Стремиться к развлечениям, причём без разбора а также к праздности и безделью. Отсутствуют какие-либо серьёзные интересы и увлечения, практически не думает о своём, в том числе профессиональном будущем.

11.Конформный тип. Демонстрирует постоянную склонность и готовность менять свои взгляды и поведение по соображениям личной выгоды, в угоду тем людям, от которых он зависит. Это- приспособленец, готовый ради собственных интересов предать других людей, покинуть их в трудную минуту, причём почти всегда такой человек находит оправдание своим аморальным поступкам.

Интересно сопоставить между собой эти две типологии характеров для того, чтобы установить, что в них общее и что различное. Общее, по-видимому, говорит о том, что акцентуации характеров у детей и у взрослых людей являются типичными и достаточно устойчивыми. Различное в этих двух типологиях позволяет определить, чем акцентуации характеров у подростков отличаются от акцентуаций характеров взрослых людей. На основе такого сравнения можно сделать вывод о том, какие из акцентуаций характера свойственны подросткам и не присущи взрослым людям.

Э.Фромм выделяет и описывает следующие социальные типы характеров

людей:

1.Мазохист-садист. Этот тип характера отличается склонностью человека видеть причины своих неудач или в самом себе (мазохист), или в окружающих людях (садист). Соответственно, борясь против неудач, такой человек или изводит самого себя, проявляя мазохистские склонности. Или подавляет, издевается над другими людьми, демонстрируя садистские склонности. Этот тип людей обладает тщательно скрываемым от окружающих людей чувством собственной неполноценности. Такие люди публично могут упиваться самокритикой, принимать на себя вину и тем самым привлекать к себе, вызывать сочувствие окружающих людей.. Вместе с тем, получив в свои руки власть над людьми, они подчиняют их себе, своим планам или идеям при помощи различного принуждения.

2. Разрушитель. Это тип человека, который отличается ярко выраженной агрессивностью, активным стремлением к уничтожению того, что, по его мнению, представляет для него серьёзную угрозу, порождает его неудачи и фрустрацию. Стремясь как-то избавиться от гнетущего чувства бессилия, люди такого типа начинают всё разрушать. В периоды революций, социальных потрясений, государственных переворотов они выступают в качестве основной социальной силы, разрушающей старое, в том числе и то, что не стоило бы разрушать.

3.Конформист-автомат. Это человек, который, столкнувшись с трудностями, угражающими ему неудачей предпочитает не бороться с этими трудностями, а обходить их, приспосабливаясь к сложившейся ситуации. Он бездумно и беспрекословно подчиняется обстоятельствам, авторитетам, любым требованиям и любым социальным явлениям, даже если они протеворечат его собственным принципам и взглядам, и делает это исключительно из соображений конъюнктуры и личной выгоды

Типология социальных характеров людей, предложенная Э.Фроммом, достаточно правдиво отражает типы характеров значительной части людей, живущих в современном обществе, и поэтому, несмотря на то что она была разработана почти 50 лет назад, представляет интерес в наши дни в связи с тем, что наше общество в настоящее время проходит через исторический этап своего развития, похожий на тот, в который создавалась типология социальных характеров Э.Фромма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Форирование характера.

 

2.1. Роль наследственности в формировании характера.

 

Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон).  В действительности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойства характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями.

Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при изучении однояйцевых близнецов. Наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивающихся и воспитывавшихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются правдивыми или лживыми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми – люди становятся такими.  Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой – условнорефлекторными функциональными состояниями, образующимися благодаря определенной системе внешних воздействий.

Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приобретают различные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспеченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство – все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера. В условиях весьма сложной опосредствованной зависимости от общественных

Информация о работе Формирование характера