Формирование характера
Под характером обычно подразумевают
совокупность некоторых выдающихся (заметных
окружающим) психических свойств отдельного
человека. При этом имеются в виду те психические
свойства, которые формируются после рождения
человека. Темперамент, например, имеет
физиологические и генетические корни,
поэтому к характеру не относится, потому
что сформирован во многом ещё до рождения.
Характер начинает формироваться
с первых месяцев жизни. Основная роль
в этом принадлежит общению с окружающими
людьми. В поступках и формах поведения
ребенок подражает своим близким. При
помощи прямого обучения через подражание
и эмоциональное подкрепление он усваивает
формы поведения взрослых.
Хотя характер и начинает формироваться
с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления
характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти
лет. В это время дети много и активно общаются
как с окружающими взрослыми людьми, так
и со сверстниками. В этот период они открыты
для почти любого воздействий со стороны.
Дети с готовностью принимают любой новый
опыт, подражая всем и во всем. Взрослые
люди в это время еще пользуются безграничным
доверием ребенка, поэтому они имеют возможность
воздействовать на него словом, поступком
и действием.
Для становления характера
ребенка важен стиль общения окружающих
людей:
- взрослых со взрослыми,
- взрослых с детьми,
- детей с детьми.
Ребенок и перенимает стиль
общения, и пытается приспособиться к
нему, что в свою очередь тоже влияет на
становление характера. Принято считать,
что то, как действуют мать и отец в отношении
ребенка, спустя много лет становится
способом обращения его со своими детьми,
когда ребенок станет взрослым и обзаведется
собственной семьей. Однако это и так,
и не так. Ребенок не просто перенимает
стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок
и чем более развит его интеллект и чем
охотнее он пользуется возможностями
своего разума, тем в большей степени он
проявляет критичность. Именно поэтому
в ядро характера всегда включается отношение человека
к истине. Пытливость ума ребенка не
может не наложить отпечаток на формирование
его характера.
Одними из первых в характере
человека закладываются такие черты, как:
- доброта-эгоистичность,
- общительность-замкнутость,
- отзывчивость-безразличие.
Исследования показывают, что
эти черты характера начинают формироваться
задолго до начала школьного периода жизни,
даже ещё в младенческом возрасте.
Позже формируются другие черты
характера:
- трудолюбие-лень,
- аккуратность-неаккуратность,
- добросовестность-злонамеренность,
- ответственность-безответственность,
- настойчивость-малодушие.
Эти качества однако тоже начинают
формироваться еще в дошкольном детстве.
Они формируются и закрепляются в играх
и доступных видах домашнего труда и иной
бытовой деятельности.
Большое значение на развитие
черт характера оказывает стимуляция
со стороны взрослых. Как низкая требовательность,
так и очень высокая может пагубно сказаться
на формировании характера.
В дошкольном периоде сохраняются
и закрепляются в основном такие черты,
которые постоянно получают поддержку
(положительное или отрицательное подкрепление).
В начальных классах школы
под воздействием нового опыта оформляются
и корректируются черты характера, проявляющиеся
в отношениях с людьми. Ребенок начинает
жить полноценной социальной жизнью, общаться
с большим количеством людей, в том числе
мало ему знакомых. Повышается ответственность
ребёнка за результат деятельности. Его
начинают сравнивать с другими детьми.
Поэтому именно в начальной школе формируется
такая важная черта характера как самоотношение.
Школьные успехи могут сформировать уверенность
в собственной интеллектуальной полноценности.
Неудачи могут сформировать своеобразный
"комплекс двоечника": ребенок перестает
стараться, потому что он все равно "двоечник".
В подростковом возрасте наиболее
активно развиваются и закрепляются волевые
черты характера. Подросток постепенно
осваивает новые для себя сферы деятельности,
пробует свои силы в них.
В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные,
мировоззренческие основы личности, которые
большинство людей проносят через остаток
своей жизни.
Можно считать, что к окончанию
школы характер человека в целом является
сложившимся. То, что происходит с человеком
в дальнейшем, почти никогда не делает
характер его неузнаваемым для тех, кто
с ним общался в школьные годы.
Однако характер не является
застывшим образованием, а формируется
и трансформируется на протяжении всего
жизненного пути человека. После окончания
учебы самое большое "нововведение"
в характере произойдет в первые несколько
лет работы молодого человека. Интересная
работа, продуктивные отношения с коллегами
и начальством породят любовь к труду,
к трудовым достижениям. Рутинная работа,
деструктивные отношения с коллегами
могут породить пассивность и иждивенческие
настроения.
Многие взрослые, сознательные
люди являются сами творцом своего характера.
Они анализируют свое поведение, свои
мысли и чувства. Если что-то не нравится
в себе, то сами себя воспитывают. Люди,
способные к самовоспитанию, обычно достигают
значительно больше успехов в жизни, чем
более пассивные их "антагонисты".
Огромное влияние на формирование
и развитие характера во все периоды жизни
оказывает внешний информационный фон:
- суждения окружающих людей
о жизни,
- поступки окружающих людей,
- художественная литература
(суждения и поступки вымышленных персонажей),
- кино и другие медиа-образы,
- господствующая идеология
в обществе.