Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 04:55, реферат
Формирование характера происходит в первой половине дошкольного детства, и можно сказать, что примерно к 2-3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования.
Формирование характера
происходит в первой половине дошкольного
детства, и можно сказать, что
примерно к 2-3 годам ребенок имеет
свой характер. Однако первые проявления
характера еще не являются убедительным
доказательством того, что характер
ребенка полностью
Сформированный характер
человека представляет собой устойчивую,
согласованную систему самых
разнообразных черт характера, а
они появляются и начинают развиваться
в разное время жизни. К примеру,
первые признаки наличия у ребенка
простейших волевых чёрт характера
действительно относятся к
Определенно говорить о том,
что все основные черты характера
появились и начали развиваться
у ребенка, мы можем лишь тогда, когда
в его психике и поведении
обнаружились и волевые, и деловые,
и коммуникативные черты
В дошкольном возрасте только
закладываются основы характера
человека, вернее, черты, которые мы
обозначили как первичные или
базисные. Когда ребенок поступает
в школу, развитие его характера
продолжается, в его психологии начинают
складываться и в реальном поведении
проявляться вторичные или
Однозначной связи или
зависимости между чертами
То, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие характера ребенка после того, как в его психологии и поведении проявились первые черты характера, зависит от многих обстоятельств жизни. Некоторые из них будут рассмотрены далее. Сейчас же отметим, что если первичные или базисные черты характера оказались не вполне благоприятными, то это не означает, что дальнейшее развитие характера обязательно пойдет по аномальному пути. Если первые черты характера ребенка оказались положительными, то вовсе не обязательно, что и последующие черты характера, сформировавшиеся на этой основе, также окажутся положительными.
Чаще бывает так, что на
базе положительных первичных черт
характера формируются
Вначале на формирующийся характер ребенка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые. Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально положительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям.
Если взрослые люди, которые
ухаживают за младенцем, не уделяют
ему должного внимания, редко общаются
с ним, не проявляют при этом положительных
эмоций, не полностью удовлетворяют
его основные потребности, то у ребенка
могут формироваться
В дальнейшем, когда ребенок
овладеет речью и научится точно
определять, за что ой получил то
или иное поощрение или наказание,
одобрение или неодобрение со
стороны окружающих людей, решающее
влияние на формирование характера
начинает оказывать система поощрений
и наказаний, применяемых в процессе
воспитания. В поведении ребенка
закрепляются, превращаясь затем
в соответствующие черты
С возрастом расширяется
круг значимых для ребенка людей,
в него постепенно включаются новые
взрослые и новые сверстники. Соответственно,
расширяется и социальная база поощрений
и наказаний, под влиянием которых
формируется и развивается
Указанная тенденция сохраняется
и в период обучения в школе. В
начале школьного обучения характер
ребенка формируется под
В старших классах школы, наряду с сохранением влияния общения со сверстниками, фактором, воздействующим на характер, вновь становится мнение и оценка взрослых людей. Однако теперь молодые люди уже не принимают на веру абсолютно все, что им говорят взрослые. Воздействие последних на формирование характера школьников становится опосредствованным, во-первых, личным отношением старшеклассника к данному человеку, во-вторых, оценкой этого взрослого человека как личности, в-третьих, отношением школьника к себе и его самооценкой.
Другими словами, далеко не все взрослые оказывают на характер старшеклассника одинаковое влияние: у некоторых оно более сильное, а у других практически отсутствует. Кроме того, на развивающийся характер старшего школьника начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет.
В дальнейшем на развитие и изменение характера человека могут оказывать влияние, как названные выше факторы, так и обстоятельства его личной жизни. Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные изменения, которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Специфические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойственные лично ему изменения в характере, которые не наблюдаются у большинства других людей.
В изменениях характера человека, которые происходят в течение его жизни (имеется в виду период взрослой жизни, наступающий после окончания детства, то есть после 15-16 лет), можно отметить общие, типичные, закономерные тенденции и (специфические, индивидуально своеобразные, то есть нетипичные, изменения).
К числу общих, типичных, относятся возрастные изменения в характере человека. Они сводятся к следующему. С возрастом человек постепенно избавляется от так называемых детских черт характера, которые отличают поведение ребенка от поведения взрослого человека. Это, например, безответственность, капризность, эгоцентричность, плаксивость, детские страхи и многое другое. Напротив, с возрастом человек приобретает новые положительные черты характера, и в его личности закрепляются специфические взрослые черты, такие, например, как умудренность опытом, терпимость, ответственность, разумность, расчетливость и другие.
По мере накопления жизненного опыта у человека меняются взгляды на происходящее и отношение к нему. Это также влияет на характер человека. Так, например, имеются определенные различия в характерах людей 30-40-лет-него, 50-летнего и 60-70-летнего возраста. Эти различия можно обозначить следующим образом.
Люди, которым 30 или 40 лет, еще
живут в основном своим будущим,
их активность, мысли и представления
наполнены далеко идущими планами
на будущее и подготовкой к
нему. Люди 50-летнего возраста проходят
рубеж, на котором их сознание и реальная
жизнь встречаются одновременно
и с прошлым, и с будущим. Это
означает, что их характер изменяется
таким образом, чтобы в наибольшей
степени соответствовать
Люди, достигшие 60-70 лет, уже гораздо меньше думают о будущем, чем о настоящем и прошлом. Кроме того, многие люди в это время начинают испытывать физические недомогания, их работоспособность падает, возникает необходимость внимательнее следить за своим здоровьем и экономить силы. Это также может привести к изменению характера человека, к появлению в нем новых черт, таких, например, как размеренность, неторопливость, спокойствие, умиротворенность.
Что касается специфических индивидуальных изменений характера, то, кроме того, что они связаны со своеобразными событиями в жизни человека, они еще обусловлены прошлой жизнью этого человека. Если у него со временем появляются какие-то новые черты характера, то их появление и дальнейшая судьба существенно зависят от сложившегося у человека характера.
Как правило, гораздо чаще появляются и гораздо быстрее закрепляются в характере человека такие новые черты, которые созвучны уже существующим чертам характера. Что касается совершенно новых, неожиданных изменений характера, то они после 30-летнего возраста, как правило, уже не происходят, за исключением случаев, связанных с тяжелыми заболеваниями, жизненными потрясениями и травмами.
И в заключении, следует отметить, что характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков.
Характер не является застывшим
образованием, он формируется на всем
жизненном пути человека. Физиологические
задатки не предопределяет абсолютно
развитие того или иного характера.
Признание же зависимости характера
от таких факторов, как внешний
облик, конституция тела, дата рождения,
имя и т.п., ведет к признанию
невозможности сколько-нибудь существенным
образом изменять и воспитывать
характер. Однако вся практика воспитания
опровергает тезис о