Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Вспомните, многие из нас в детстве развлекались, прикладывая к глазам цветные стеклышки: синее - мир становится серьезным, строгим, печальным; желтое - все кажется праздничным, даже если день пасмурный. Несерьезное, бессмысленное занятие? Нет! Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют.

Содержание

Введение 3

1 .Теоретические аспекты формирования цветовосприятия
1.1 Значение восприятия цвета в жизни человека 5
1.2. Характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста 11
2. Изучение цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Исследование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста 15
2. 2.Формирование цветовосприятия детей младшего дошкольного
возраста 19 Заключение 25
Список литературы 27
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 61.92 Кб (Скачать файл)

Таким образом, дидактические игры, признанные исследователями, педагогами   и    психологами,    эффективным  средством     формирования цветовосприятия дошкольников, имеют огромное значение для сенсорного развития детей. Они позволяют целенаправленно и ускоренно формировать восприятие цвета, помогают обнаружить пробелы и устранить пробелы в восприятии ребёнка; позволяют в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       25

Заключение

Цвет - главный компонент во спринимаемого предмета тогда, когда он:

• стал сигналом в результате выработанного рефлекса;

• является характерным признаком предмета;

• обозначается словом при восприятии незнакомого предмета; конкурирует с незнакомой детям геометрической формой. Цвет выполняет роль основного выразительного языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным для ребёнка, чем язык формы, линии, объёма, величины и т. д. дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволяет ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения.

Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной      работе с     мышлением,    воображением      и       речью.

 Эффективность  развития восприятия цвет   младших школьников и высокий   уровень   конечного   результата   зависят  от   многих факторов:

                                                                                                                                 26

  1) создания организационных условий, таких как, оборудование кабинета и наличия качественных художественных материалов для практической работы учащихся;

2) правильной организации  процессов восприятия и наблюдения  за цветом в природе и в  произведениях искусства;

3) мотивации отдельных  действий ребенка и всей учебной  деятельности;

4) наличие наглядных пособий  по цвету, выполненных с учетом  возрастных особенностей младших  школьников.

Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить все разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный    образ   цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                       27

Список литературы

  1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.  -  Ярославль: Академия развития, 2012
  2.    Бодалев А.А. Восприятия и понимание человеком. - М.: Просвещение, 2009
  3. Домашняя школа Монтессори. Сенсорное развитие в 2-4 года. С. И. Сумнительная. Издательство Карапуз- Дидактика. 2006
  4.   Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2005 - №1. – С. 35-43
  5.    Доронова Т. Развитие детей в изобразительной деятельности // Ребенок в детском саду - 2005 - №2. – С.36 – 45
  6. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. Просвещение, 2008.
  7. 10. Запорожец И. Ю. «Психолого- педагогические гостинные в детском саду». М.:Издательство «Скриптории 2003», 2010.
  8.   Казакова Т. Г. Теория и методика  развитие  детского творчества  -   Педагогика и воспитание, Владос, 2006.
  9.   Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.
  10. Малева З. П. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению. -  М.: Парадигма, 2009. – С. 17 – 24
  11. Особенности эмоционального развития детей от1 года до 3 лет. Консультации психолога. Издательство Детство-Пресс, 2010.
  12.   Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М., Изд.д. «Воспитание дошкольника», 2006. - 319с.

 

                                                                       28

  1. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки»-М.: Карапуз –Дидактика, 2006.
  2. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Мозаика- Синтез, 2005.
  3. Раннее развитие детей по системе Монтессори. Формы и цвета. Издательство Бука, 2009.
  4. Цвет. Форма. Количество / Альтхауз Д., Дум Э. - М. .: Просвещение, 2005.
  5. «Чудеса чародея цвета», С. Афанасьева//Дошкольное воспитание №2, 2006.
  6. Эстетическое воспитание дошкольников.// «Современное дошкольное образование» №5, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Приложение 2. Игры на формирование цветовосприятия.

 

Бегите ко мне!

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: В вазе стоят синие, красные, жёлтые, зелёные флажки. Дети берут по одному, воспитатель — четыре флажка (всех цветов).

Воспитатель. Посмотрите на флажки, помашите ими. (Далее дети выполняют задание по показу воспитателя.) Положите флажки на колени. Поднимите флажки синего (красного, жёлтого, зелёного) цвета. (Дети, которые держат флажки названного цвета, поднимают их.) Сейчас я буду называть флажки то одного, то другого цвета. Вы сначала посмотрите на мой флажок, потом на свой и, если их цвета совпадают, бегите ко мне.

Дети садятся на стулья. Воспитатель отходит на некоторое расстояние, поднимает один флажок (остальные держит за спиной) и называет его цвет, затем даёт команду: «Красные флажки, бегите ко мне!» Дети подбегают к нему, поднимают флажки, проверяя, правильно ли они выполнили задание, машут ими и садятся на место. Воспитатель последовательно называет флажки всех цветов, а в конце игры поднимает все четыре флажка. Все дети подбегают к нему, машут флажками и танцуют.

 

Усложнение: воспитатель поднимает два флажка.

Стрелка, стрелка, покружись

(упрощённый вариант игры  «Цветовое лото).

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Дети сидят на стульях вокруг стола, по углам которого закреплены флажки (красный, синий, жёлтый, зелёный). В центре стола — диск со стрелкой, вокруг которого разложены кружки четырёх цветов.

Воспитатель (крутит стрелку).

Стрелка, стрелка, покружись,

Всем кружочкам покажись!

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей,

Стоп!

Берёт кружок, на который указывает стрелка, и кладёт его к флажку соответствующего цвета. Дети повторяют игровые действия.

 

           Собери капельки в стакан

            Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Перед детьми на столе раскладываются вырезанные цветные кружочки разного цвета. Взрослый кладёт в каждый стакан по одной капельке разного цвета, проговаривая свои действия: “В этот стаканчик положу капельку синего цвета, наберем полный стакан одинаковых капелек”. Используется шесть цветов спектра.

 

Сложи пирамидку

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры:

Вариант 1

У четырёх пирамидок разного цвета сняты все кольца и сложены на поднос. Каждый ребёнок собирает пирамидку определённого цвета.

Вариант 2

Ребёнок, по просьбе воспитателя, подбирает нужный цвет колечек бумажной пирамидки. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колечек.

 

Подбери шарик

Цель: упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов.

Ход игры: Педагог: Ребята у нас сегодня праздник, прекрасное настроение, давайте украсим нашу группу. Возьмите каждый по флажку (вырезанные из

цветного картона). А теперь подберите воздушный шарик по цвету схожий с вашим флажком. Назовите какого цвета у вас шарик и флажок. Давайте украсим группу.

 

Воздушные шары

Цель: упражнять детей подбору по образцу шести цветов спектра.

 Словарь: названия шести  цветов спектра – красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый.

Ход игры: Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета. Дети по очереди привязывают шарики и называют цвет каждого.

 

Спрячь мышку

Цель: закреплять у детей представления о шести цветах.

Ход игры:  воспитатель выкладывает на стол мышкины домики (листы бумаги шести цветов, посередине окошко с нарисованной мышкой). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвет, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съесть мышку. Сначала ребёнку предлагается один домик, затем, усложняя,2-3 домика одновременно.

 

Подбери по цвету

Цель: закреплять представления о шести цветах. Учит детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Ход игры: Дети, мы будем играть в игру. У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна.

 

 


Информация о работе Формирование цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста