Формирование ценностного отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 16:43, реферат

Краткое описание

В последнее десятилетие семейные отношения изменяются под влиянием многочисленных объективных и субъективных факторов, что приводит к трансформации ценностных ориентаций и взглядов молодежи на брак и семью. Ценности предыдущего периода, такие как безусловная любовь в браке, верность, высокая зависимость между поколениями, сменяются противоположными. Существенно возрастает значение индивидуальных свойств личности с одновременным снижением значимости социальных норм как регуляторов семейных отношений. Трансформация ценностных ориентаций определяет брачно-семейное поведение современной молодежи.

Содержание

I. Введение……………………………………………………………………3
II. Основная часть
Описание проблемы……………………………………………………5
Духовно-образовательный проект «Логос»………………………….9
III. Заключение……………………………………………………………….12
IV. Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование ценностного отношения 2.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)


2

 

Государственное учреждение образования

Республиканский институт высшей школы

 

Кафедра молодежной политики

 

 

 

 

 

Реферат

Формирование ценностного отношения

молодежи к семье и браку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2009

Содержание

 

I.   Введение……………………………………………………………………3

II. Основная часть

1.      Описание проблемы……………………………………………………5

2.      Духовно-образовательный проект «Логос»………………………….9

III. Заключение……………………………………………………………….12

IV. Список литературы………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее десятилетие семейные отношения изменяются под влиянием многочисленных объективных и субъективных факторов, что приводит к трансформации ценностных ориентаций и взглядов молодежи на брак и семью. Ценности предыдущего периода, такие как безусловная любовь в браке, верность, высокая зависимость между поколениями, сменяются противоположными. Существенно возрастает значение индивидуальных свойств личности  с одновременным снижением  значимости социальных норм как регуляторов семейных отношений.  Трансформация ценностных ориентаций определяет брачно-семейное поведение современной молодежи.

В Беларуси сегодня забота о семье, создание предпосылок положительной динамики процессов ее жизнеобеспечения  является важнейшей задачей государственной социальной политики.

В настоящее время в стране на государственном уровне принят комплекс мер, направленных на поддержку семьи и брака. Активно разрабатываются различные программы и проекты, направленные на актуализацию понятий «брак», «семья», помощь молодым людям в овладении знаниями, умениями и навыками, способствующими созданию прочной семьи. Это особенно актуально для студенческой молодежи – будущей элиты нашего общества.

Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова» предлагает духовно – образовательный проект «Логос», задачами которого является формирование  мировозренческо-ценностных позиций значения семьи, смысла жизни семьи, формирование у молодежи  установок  на создание полной духовно и физически  здоровой семьи, имеющей детей.

Результаты проведенного социологического исследования подтверждают актуальность и практическую целесообразность образовательной и воспитательной деятельности  в рамках  проекта «Логос».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание проблемы

Истину, хоть и печальную, надобно                             видеть и показывать, и учиться у                             нее, чтобы не дожить до истины                                           более горькой, уже не только                                           учащей, но и наказующей нас за                                           невнимание к ней.

                                                                                                  Святитель Филарет Московский                                                                                                                 (Дроздов)

 

 

Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Жизнь человека начинается в семье. Здесь формируется характер, отношение к людям, к себе. Все доброе и злое, заложенное в детстве накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Все люди на разных этапах своей жизни так или иначе связаны с семьей.

Сегодня на государственном уровне признано, что в нашем обществе имеет место «кризис семьи». Главная причина – утрата духовных основ воспитания. В мире произошел чудовищный слом нравственных принципов, веками сложившихся устоев, духовных ценностей, потеряна традиция воспитания у ребенка, молодого человека целого ряда положительных моральных качеств.

Многие из современных молодых людей искренне не понимают, для чего нужна семья, что она дает человеку. Складывается это потому, что на сегодняшний день дети все больше отчуждаются от родителей, все меньше участвуют в жизни семьи.

Ослабление семейных уз и духовно-нравственных устоев дают рост агрессивного, антисоциального поведения в среде молодежи, рост преступлений и правонарушений.

Терпимое, а подчас и позитивное отношение молодых людей к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), культивируемое средствами массовой информации, увеличивает количество семей с факторами риска.

Распадается связь поколений, слабеет чувство материнства, распадаются семьи, увеличивается количество неполных и воспитательно-слабых семей, которые не могут справиться с элементарными обязанностями по контролю над своими детьми. Такие семьи формируют у подростков позицию эгоиста и потребителя, уверенного в своей безопасности и безнаказанности. И когда мы говорим о переходе молодого человека на преступный путь в результате негативных влияний в обществе, вне семьи, «дезорганизация его личности произошла не без влияния ошибок и пробелов семейного воспитания, которые невосполнимы».

Типичной проблемой современности является желание молодых людей любить и жить вместе, но при этом не брать на себя ответственности за отношения. На сегодняшний день «гражданский брак» стал очень распространен. И если раньше социум при помощи неодобрения, неприязни выражал свое отношение к этому явлению, то на сегодняшний день общественное мнение ни коим образом не осуждает сожительство. Отсутствие примеров, достойных подражания, ослабление и полное исчезновение регуляторов в области личных отношений ведут к снижению готовности молодых людей к браку.

Истоки большинства негативных явлений в среде молодежи и в обществе, в целом,   приходится искать в сфере семьи, это последствия неблагополучных условий жизни и воспитания.

Главная причина – утрата духовных основ воспитания. В мире произошел чудовищный слом нравственных принципов, веками сложившихся устоев, духовных ценностей, потеряна традиция воспитания у ребенка, молодого человека целого ряда положительных моральных качеств.

В прежние времена за воспитание отвечали многие структуры, в первую очередь – Церковь. Она заботилась о духовном здоровье паствы, внушая, что в первую очередь человек несет ответственность за свое поведение перед Богом, а затем – перед обществом. Эта традиция была разрушена, и постепенно общество получило ту ситуацию, в которой мы сейчас находимся.

Молодые люди, не получившие должного семейного воспитания, не  усвоившие определенные нравственные правила, не приобретшие  позитивные социальные навыки,  переносят подобные искаженные установки на свою будущую взрослую семейную жизнь.

Исторический опыт показывает, что духовно-нравственное возрождение становится остроактуальным в кризисные периоды развития общества. Восстановление связи между учреждением образования, семьей и Церковью способно восстановить баланс в обществе.

Великий русский педагог Ушинский писал: «Современная педагогика выросла исключительно на христианской почве. И для нас нехристианская педагогика есть вещь невозможная»

Семейное воспитание необходимо начинать, когда будущие родители еще сами проходят обучение в учреждении образования (школе, среднем специальном учреждении, высшем учебном заведении). Сегодня необходимо рассказывать молодым людям о традициях семьи, о нормах семейной психологии, создавать  при учреждениях образования «клубы семьи». Нужно давать здоровую альтернативу той «информации», которую получают молодые люди из повседневной жизни, с экранов телевизоров, со страниц некоторых изданий.  Нужно  способствовать приобретению ими позитивного жизненного опыта не через систему запретов, а через включение их в активную общественную духовно-нравственную и социально-активную жизнь. Необходимо учить молодежь милосердию и любви через создание системы волонтерского движения по оказанию реальной поддержки и помощи более незащищенной категории – детям и подросткам «группы риска» и из семей «группы риска», находящимся в сложной жизненной ситуации.

В марте 2007 года отделом идеологической и воспитательной работы среди студентов Института современных знаний имени А.М.Широкова было проведено социологическое исследование, в ходе которого выяснялись ценностные ориентации в студенческой среде, отношение к здоровому образу жизни, готовность к семейной жизни. В исследовании приняли участие 19% от общего количества студентов дневной формы обучения.

При оценке степени  доверия, оказываемой студенческой молодежью, как самой активной социальной группой общества, различным государственным и социальным  институтам было выяснено, что 46 % опрошенных  доверяет  Церкви.

При оценке  важности различных сфер жизни наиболее привлекательными для  75 % опрошенных молодых людей стали такие ценности как семья и здоровье, готовы к созданию семьи – 26,8%,  не считают себя готовыми к вступлению в брак – 35,5 %, затруднились ответить – 29,5 %; 78 % опрошенных студентов считают  наиболее приемлемым вариантом юридическое оформление брака в Загсе, 22 %  – одобряют «гражданский брак».

Данные результаты говорят о том, что молодые люди достаточно ответственно и уважительно относятся к институту семьи. Однако полученные в процессе воспитания  нравственные установки должны находить должное преломление на практике, в реальной жизни.

«В норме огромный воспитательный потенциал нашего общества и его основных институтов (семья, учебные заведения, трудовые коллективы, общественные и религиозные организации), формирующих личность, неизмеримо мощнее всех негативных влияний вместе взятых» Г.М.Миньковский.

Духовно-образовательный проект «Логос»

C целью воспитания нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и своего народа, с использованием православных, патриотических и гражданских традиций и ценностей белорусского народа в Частном учреждении образования «Институт современных знаний имени А.М.Широкова» совместно с Белорусской Православной Церковью в мае 2007 года был запущен духовно-образовательный проект «Логос».

Задачами проекта являются:

- формирование  мировозренческо-ценностных позиций значения семьи, смысла жизни семьи, основополагающей  роли родителей в воспитании детей, опираясь на систему духовных и культурных ценностей белорусского народа;

- формирование у молодежи  установок  на создание полной духовно и физически  здоровой семьи, имеющей детей;

-  формирование у молодежи чувства ответственного родительства;

- формирование у молодежи установок самосохранительного и ответственного репродуктивного поведения;

- формирование нового мотива поведения у девушек и юношей, в основе которого чистота, целомудрие отношений, половое воздержание до брака, чистота супружества;

- осознание молодежью  действительных причин кризиса семьи, показ отрицательных последствий таких негативных явлений, как разводы, «гражданский брак», рождение детей вне брака, многобрачие, «приходящий папа» и т.д.

- осознание молодежью необходимости нравственного выбора, показ нравственных ориентиров на  достойных примерах своих предков и современников;

- формирование у молодежи социального оптимизма;

-формирование установок на общественную духовно-нравственную и социально-активную жизнь через участие в волонтерском движении с целью  оказания практической помощи детям и подросткам  группы риска и из семей группы риска, попавшим в трудную жизненную ситуацию;

- осуществление практической подготовки студентов факультета социальных технологий и факультета искусств (при работе в отряде волонтеров) к будущей профессиональной деятельности;

- обучение молодежи эффективному социальному взаимодействию;

-формирование у молодежи национального самосознания и патриотических чувств, активизация их гражданской позиции через активное участие студентов в православном краеведении;

-формирование у молодежи интереса к осуществлению исследовательской работы в области воспитания и социальной работы по  духовно-нравственной, культурологической, религиозно-философской,  психолого-педагогической тематике.     

Информация о работе Формирование ценностного отношения