Формы афазии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга.
При сенсорной акустико-гностической афазии проводится работа по восстановлению фонематического слуха (дифференциация слов, контрастных по продолжительности слоговой структуры, ритму и звуковому рисунку, дифференциация на слух оппозиционных и близких по звучанию фонем), восстановлению лексического состава речи и преодолению экспрессивного аграмматизма, восстановлению чтения, письма.
При акустико-мнестической афазии работа логопеда направлена на восстановление слухоречевой памяти, письменного высказывания.

Вложенные файлы: 1 файл

афазия виды кор.работа.docx

— 24.57 Кб (Скачать файл)

На  этой стадии обучения идёт изжитие  апраксии руки, мимики, общей и мелкой моторики.

Проводится  массаж пальцев рук, но без касания  ладонной части.

Затем развивается кинестетические ощущения пальцев рук(жесткие щетки, игрушки, муляжи фруктов и овощей).

В целях изжития мимической апраксии, использовать массаж лица, щек, использовать опосредованную гимнастику.

У пациентов в афферентной моторной афазии наблюдается нарушение общей  моторной сферы. Поэтому, проводится обучение, как мыть посуду, пришивать пуговицы и т.д.

Первая  стадия обучения.

Восстановление пассивного словарного запаса.

При этом на обращается внимание на правильное произношение звуков, слов. Отрабатывается семантика слов. Используется метод актуализации слов(смысловая, зрительная, слуховая стимуляция).Все обучение планируется по определенной программе. Программа

состоит из серии последовательных операций.

1. Перед пациентом выкладывается  предмет или картинка. Ставится  задача, припомнить название картинки. Далее можно подключить сюжетные  картинки. После ответа пациента, логопед называет предмет, показывает  его на сюжетной картинке, и  начинает рассказывать об этом  предмете.

2. Предмет вводится логопедом во  всевозможные смысловые связи.

3. Пациент соотносит услышанное с соответствующей картинке. Кроме этого ему предлагается вспомнить все. Что он знает о данном предмете.

4. Пациенту предлагается классификация  предметов по цвету, форме и  величине.

5. Пациенту предлагается рисование  и ощупывание предметов.

В конечном итоге все эти мероприятия  помогают актуализировать слова. Пациент  начинает произносить различные  слова с нарушением звуков.

Вторая  стадия обучения.

Основная  задача:

- актуализация активного словарного  запаса. Это изжитие экспрессивного  аграмматизма и продолжение работы по растормаживанию функций артикуляционного аппарата.

Слова актуализируются с помощью зрительной, слуховой, смысловой стимуляции.

Все обучение строится по программе, которая  состоит из серии последовательных операций:

1. Перед пациентом выкладывается  один предмет и ставится задача: актуализировать наименование предмета, рассказать все, что он знает  о нём. После этого, пациент  слушает все, что логопед рассказывает  о данном предмете.

2. Пациент рассматривает предмет,  слушает характеристику о данном  предмете и сопоставляет свои  знания с услышанными. Если пациент не припоминает предмет, то подключается третья операция.

3. Кинестетические ощущения руки, т.е. пациент закрывает глаза и ощупывает предмет и одновременно слушает все, что о нём говорит логопед. Если это не помогает вспомнить предмет, то подключается следующая операция.

4. Предмет убирают из руки пациента  и просят нарисовать, то что было в руках. Логопед при этом рассказывает о предмете. Если это не помогает вспомнить предмет, то переходим на следующую операцию.

5. Предмет вводится в общую категорию,  т.е. побуждаем пациента, подобрать  другие предметы или картинки, относящиеся к этой категории.

При этом логопедом предъявляются требования:

- подбирать слова одного семантического  поля.

- нельзя требовать правильного  произнесения слова.

- нельзя требовать повторения  конкретного слова.

Как только слов актуализировали, его включают в словосочетания, предложения. При  этом слово должно стоять в разных падежах в предложении.

Итог:

- движения артикуляционного аппарата  становится свободным, легким, послушным.

В целях закрепления артикуляционных  навыков при освоении новых звуков логопед должен многократно повторять  предыдущий материал.

По  мере преодоления апраксии артикуляционного аппарата переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз обиходно-бытового характера по картинкам, стимулируют самостоятельную речь пациента.

Восстановление  ситуативной. разговорной речи является одной из первоочередных задач как начального этапа коррекционно-педагогической работы, так и при средней степени тяжести афферентной моторной афазии.

Восстановленные звуки вводятся в слова и фразы, необходимые для общения(хорошо, буду завтра, сегодня, у меня был врач, я уже ел и т.д.)

По  мере возникновения ситуативной  диалогической речи начинается восстановление монологической речи. Основной целью  является расширение словаря пациента, развитие развернутого устного и  письменного высказывания, подготовка к свободной речи.

По  мере восстановления звукобуквенного  анализа состава слова переходят  с устного составления фраз по картинкам к письменному, фиксирующему достижению пациента.

Большая роль в восстановлении чтения и письма отводится зрительным диктантам  отдельных слов, словосочетаний и  коротких предложений.

При грубой афферентной моторной афазии для восстановления анализа состава  слова используется разрезная азбука, вписывание пропущенных букв в слово и фразу.

Преодоление грубых артикуляционных расстройств при афферентной моторной афазии – длительный период от 3 месяцев до 1 года.

Остаточные  явления нарушения звукопроизношения  наблюдается и тогда, когда у  больного афферентная моторная афазия становится средней и легкой степени  тяжести.


Информация о работе Формы афазии