Функции образования: обучающая, воспитательная и развивающая
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 07:30, контрольная работа
Краткое описание
Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психика – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Содержание
Раздел «Психология» Функции и основные формы проявления сознания человека………...…3 Раздел «Педагогика» Функции образования: обучающая, воспитательная и развивающая…..8 Список литературы…………………………………
Конечным результатом реализации
образовательной функции является действенность
знаний, выражающаяся в сознательном оперирование
ими, в способности мобилизовать прежние
знания для получения новых, а также сформированность
важнейших как специальных (по предмету),
так и обще учебных умений и навыков.
Умение как умелое действие
направляется четко осознаваемой целью,
а в основе навыка, то есть автоматизированного
действия, лежит система упрочившихся
связей. Умения образуются в результате
упражнений, которые варьируют условия
учебной деятельности и предусматривают
её постепенное усложнение. Для выработки
навыков необходимы многократные упражнения
в одни и тех же условиях.
Осуществление образовательной
функции неразрывно связано с формированием
навыков работы с книгой, справочной литературой,
библиографическим аппаратом, организации
самостоятельной работы, конспектирования
и др.
Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения
– отчетливо проявляющаяся закономерность,
действующий непреложно в любые эпохи
и в любых условиях. Воспитательная функция
органически вытекает из самого содержания,
форм и методов обучения, но вместе с тем
она осуществляется и посредством специальной
организации общения учителя с учащимися.
Объективно обучение не может не воспитывать
определенных взглядов, убеждений, отношений,
качеств личности. Формирование личности
вообще невозможно без усвоения системы
нравственных и других понятий, норм и
требований.
Обучение воспитывает всегда,
но не автоматически и не всегда в нужном
направлении. Поэтому реализация воспитывающей
функции требует при организации учебного
предмета, отборе содержания, выборе форм
и методов исходить из правильно понятых
задач воспитания на том или ином этапе
развития общества. Важнейшим аспектом
осуществления воспитывающей функции
обучения является формирование мотивов
учебной деятельности, изначально определяющих
её успешность.
Развивающая функция. Так же как воспитывающая функция,
развивающий характер обучения объективно
вытекает из самой природы этого социального
процесса. Правильно поставленное обучение
всегда развивает, однако развивающая
функция осуществляется более эффективно
при специальной направленности взаимодействия
учителей и учащихся на всестороннее развитие
личности. Эта специальная направленность
обучения на развитие личности ученика
получила закрепление в термине «развивающее
обучение». В контексте традиционных подходов
к организации обучения осуществление
развивающей функции, как правило, сводится
к развитию речи и мышления, поскольку
именно развитие вербальных процессов
нагляднее других выражает общее развитие
ученика. Однако это сужающее развивающую
функцию понимание направленности обучения
упускает из виду, что и речь, и связанное
с нею мышление эффективнее развиваются
при соответствующем развитии сенсорной,
эмоционально-волевой, двигательной и
мотивационно - потребностной сфер личности.
Таким образом, развивающий характер обучения
предполагает ориентацию на развитие
личности как целостной психической системы.
Начиная с 60-х г. в педагогической
науке разрабатываются различные подходы
к построению развивающего обучения. Л.
В. Занков обосновал совокупность принципов
развития мышления в процессе обучения:
увеличение удельного веса теоретического
материала; обучение в быстром темпе и
на высоком уровне трудности; обеспечение
осознания учащимися процесса учения.
А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и другие разрабатывали
основы проблемного обучения. И. Я. Лернер
и М. Н. Скаткин предложили систему развивающих
методов обучения; В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин
разработали концепцию содержательного
обобщения в обучении; И. Я. Гольперин,
Н. Ф. Талызин и другие обосновали теорию
поэтапного формирования умственных действий.
Объединяющей идеей ведущих научных поисков
и педагогической практики развивающего
обучения является мысль о необходимости
существенного расширения сферы развивающего
влияния обучения. Полноценное интеллектуальное,
социальное и нравственное развитие личности
– результат реализуемых в единстве образовательной
и воспитательной функций.
Актуальное звучание приобрела
и профориентационная
функция обучения. Общеобразовательная
школа закладывает основы профориентационной
работы с детьми в плане выявления и развития
задатков, способностей, интересов, дарований,
склонностей. В этих целях организуются
спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи,
дифференциация обучения, классы и группы
углубленного изучения отдельных предметов.
Немалую роль в этом деле играет хорошо
поставленное соединение обучения с производительным
трудом. С учащимися старших классов проводится
специальная профориентационная работа
в специальных кабинетах профориентации
и на предприятиях. В процессе обучающего
и производительного труда, приобретая
конкретные знания и навыки в области
той или иной профессии, акцентируя личный
интерес на определенных общеобразовательных
знаниях, школьник получает возможность
ориентации и выбора профессии, непосредственного
перехода в сферу производства или продолжения
образования в высшей школе.
Все основные функции обучения,
выражающие его глубинную сущность, тесно
взаимосвязаны и взаимодействуют между
собой. Знания являются основой мировоззрения,
профессиональных интересов, материалом
для психического развития и формирования
духовных потребностей; духовные потребности
стимулируют расширение познания и профориентационные
искания; психическое развитие облегчает
процесс освоения знаний; эмоционально-волевое
и действенно-практическое развитие выступает
в качестве сильного стимула учебного,
общественно полезного, производительного
труда.
К функциям процесса обучения
можно отнести и функции его составных
частей.
Функции форм обучения сложны
и многообразны. Среди них на первом месте обучающе-образовательная.
Форма обучения конструируется и используется
для того, чтобы создать наилучшие условия
для передачи детям знаний, умений, навыков,
формирования их мировоззрения, развития
дарований, практических способностей. Воспитательная
функция обеспечивается последовательным
введением школьников с помощью системы
форм обучения в разнообразные виды деятельности.
В результате в работу активно включаются
все духовные и физические силы: интеллектуальные,
эмоционально-волевые, действенно-практические. Организационная
функция обучения в том, что необходимость
соответствия объема, качества содержания
образования возрастным возможностям
детей требует от учителя четкой организационно-методической
инструментовки подачи материала, строго
отбора вспомогательных средств. Психологическая
функция форм обучения состоит в выработке
у учащихся определенного деятельностного
биоритма, привычки к работе в одно и то
же время. Привычное время и знакомые условия
учебных занятий порождают в детях психическое
состояние раскрепощенности, свободы,
оптимального напряжения духовных сил.
Содержательная форма учебных занятий
в совокупности с активными методами выполняет развивающую
функцию. Особенно эффективно она реализуется,
когда при изучении темы в учебном процессе
используется многообразие форм.
Формы организации учебного
процесса обеспечивают коллективную и
индивидуальную деятельность детей, выполняя интегрирующе-дифференцирующую
функцию. Учебный процесс в своей основе
процесс коллективной познавательной
деятельности. Дети познают сообща, обмениваются
информацией в практических делах, учатся
взаимопониманию и взаимопомощи. Вместе
с тем обучение есть процесс развития
возможностей личности. Поэтому каждая
форма коллективных занятий должна обладать
возможностью индивидуализации деятельности
школьников, обеспечивать работу по продвинутым
программам одних и подтягиванию до средне-обязательного
уровня других. Систематизирующая
и структурирующая функции организационных
форм обучения состоят в том, что они требуют
разбивки всего учебного материала по
частям и темам, его структурирования
и систематизирования как в целом, так
и для каждого занятия.
По отношению друг к другу формы
обучения способны выполнять комплексирующую
и координирующую функции. В целях
повышения эффективности усвоения материала
детьми, на основе какой-либо формы обучения
могут быть объединены и использованы
составные части других форм. При изучении
целой темы одна форма, например, урок,
может исполнять роль основной, базовой,
ведущей по отношению к другим – семинарам,
дающим дополнительный материал. Наконец, стимулирующая
функция формы организации учебных занятий
проявляется с наибольшей силой, когда
соответствует особенностям возраста
детей, специфики развития их психики
и организма. Так, лекционная форма своей
монотонностью способна подавить в младших
школьниках всякому познавательную активность.
Между тем как урок – драматизация рассказа,
включающая в действие воображение, речь,
мышление, организм в целом, стимулирует
их бурную деятельность.
Функции методов обучения обеспечивают
обучивающе-воспитательное взаимодействие
учителя и учащихся. Их сущность и своеобразие
заключается в следующем. Прямая функция
методов обучения состоит в передаче и
организации усвоения детьми знаний, формировании
их мировоззрения. На основе знаний методе
обеспечивают развитие у учащихся умений
и навыков, закрепление их в нервной системе
ребенка в качестве нервно-психических
образований. Такая прямая функция методов
обучения состоит в обеспечении развития
у ребенка человеческих сил: интеллектуальных
способностей, одаренности, голоса, зрения,
обоняния, слуха, физических сил, сенсорной,
эмоциональной, духовно-потребностной,
волевой сфер. Реализация этих двух функций
в единстве обеспечивает обученность,
идейно-нравственное воспитание и нервно-психическое
развитие ребенка. Опосредованные функции
обучения состоят в выработке у школьников
задатков и основ культуры умственного
и физического труда – фундамента для
осуществления непрерывного образования,
для развития в них стремления к самообразованию.
Воспитательная функция методов обучения
направлена на развитие в детях позновательно-творческой
активности. Эффективность процесса обучения
и воспитания во многом зависит от того,
насколько быстро и успешно ребенок превращается
из объекта дидактических воздействий
в субъект познавательной деятельности.
Приведение в движение с помощью
методов обучения всех сущностных сил
школьников пробуждает у них интерес к
содержанию и проблемам учебной деятельности,
обеспечивает успех в воспитании познавательной
активности.
Таким образом, методы обучения
как совокупность приемов и способов обучающего
взаимодействия учителя и учащихся коренятся
в разнообразных методах человеческого
искания истины и познавательного общения.
Они научно педагогически преобразуются
на основе предъявляемых к ним общих требований
и являются важнейшим механизмом осуществления
процесса обучения, благодаря реализации
их педагогических функций.
Список литературы
Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
Денисова, О.П. Психология и
педагогика: Учебное пособие / О.П. Денисова.
- М.: Флинта, МПСУ, 2008. - 240 c.
Кравченко, А.И. Психология и
педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. -
М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c.
Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.