Функции семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 10:37, реферат

Краткое описание

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.
Если говорить языком социолога или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и как правило – общим жильём. Но это только теоретическая схема.

Содержание

Глава 1. Семья и её функции
1.1 Семья как объект социологии
1.2 Функции семьи и их взаимосвязь
Глава 2. Исторические изменения в функциях семьи и их последствия
2.1 Исторические изменения в функциях семьи
2.1 Последствия исторических изменений в функциях семьи
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Функции семьи.docx

— 28.72 Кб (Скачать файл)

Функции семьи

Оглавление

Введение

Глава 1. Семья и её функции

1.1 Семья как объект  социологии

1.2 Функции семьи и их  взаимосвязь

Глава 2. Исторические изменения  в функциях семьи и их последствия

2.1 Исторические изменения  в функциях семьи

2.1 Последствия исторических  изменений в функциях семьи

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Классическое определение  семьи гласит, что семья - это малая  социальная группа, члены которой  связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Если говорить языком социолога  или демографа, то семьей называется небольшая группа людей, объединённых родственными и супружескими связями, общим бюджетом и как правило – общим жильём. Но это только теоретическая схема. В реальной действительности каждая семья тесно связана с обществом, в котором она живёт, с его экономикой, политикой, культурой, ориентирами, настроением людей.

Семья выступает как объект социологического исследования и занимается ею отдельная отрасль социологии – социология семьи, изучающая формирование, развитие и функционирование семьи, брачно-семейных отношений в конкретных культурных и социально-экономических  условиях.

Благотворно влияет на человека, и, следовательно, на общество, лишь здоровая, благополучная семья, и выполнение всех её функций требует значительных усилий и определенных качеств личности.

В своей работе, в первой главе, я рассматриваю различные  функции семьи: репродуктивную, хозяйственно-потребительскую, воспитательную, восстановительную  и другие, а также их взаимосвязь. Во второй главе я рассматриваю исторические изменения в функциях семьи, а  также последствия этих изменений.

 

Задачи:

1. дать определение семье  как объект социологии,

2. рассмотреть функции  семьи и их взаимосвязь,

3. показать исторические  изменения в функциях семьи,

4. выделить основные последствия  в историческом изменении функций.

Глава 1. Семья и её функции

1.1 Семья как объект социологии

Семья - это социально санкционированное  и относительно постоянное объединение  людей, связанных родством, браком или  усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Являясь  необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. «Общественные порядки, - подчеркивал Ф. Энгельс, - при которых  живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются... ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой – семьи». Через  семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через  нее продолжается род.

В семье происходит первичная  социализация и воспитание детей, а  также в значительной части реализуется  обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой  организации быта и важной потребительской  единицей.

Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и  женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она  не сводится, однако, к отношениям между  ними, даже юридически оформленным, а  предполагает отношения между мужем  и женой, родителями и детьми, что  придает ей характер важнейшего социального  института. Это определяется прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция  семьи, ее структура и ролевое  поведение ее членов. Семья принадлежит  к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального  статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с  момента рождения и до конца жизни  обладает такой характеристикой, как  семейно-брачное состояние.

Для ребёнка семья —  это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального  развития.

Для взрослого человека семья  является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные  и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции  и статус в семье.

 

 

1.2 Функции семьи и их взаимосвязь

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых  и индивидуальных потребностей. Являясь  социальной ячейкой общества, семья  удовлетворяет ряд его важнейших  потребностей, в том числе и  в воспроизводстве населения. В  то же время она удовлетворяет  личностные потребности каждого  своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и  вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации  досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение  и взаимодополняемость.

Репродуктивная функция  семьи состоит в воспроизводстве  жизни, то есть в рождении детей, продолжении  человеческого рода. Эта функция  включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует  не только в количественном, но и  в качественном воспроизводстве  населения. Это, прежде всего, связано  с приобщением нового поколения  к научным и культурным достижениям  человечества, с поддержанием его  здоровья, а также с предотвращением  воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий.

Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи.

С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в  семье. Как отмечалось, советской  семье все меньше присущи черты  единовластия. Семьи, где мужу принадлежит  безраздельная власть, встречаются  редко, зато появились семьи, где  главой является жена. Здесь в руках  матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она  основной воспитатель детей, организатор  досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины  взваливается непомерная тяжесть, детям  она не может заменить отца, в  семье нарушается психологическое  равновесие.

В семье воспитываются  и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта.

Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми  членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом  социального опыта;

выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного  отношения к труду; привитие им чувства  коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать  нормы социалистического общежития  и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков  санитарно-гигиенической культуры.

Второй аспект – систематическое  воспитательное воздействие семейного  коллектива на каждого своего члена  в течение всей его жизни.

Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и  других взрослых членов семьи), побуждающее  их активно заниматься самовоспитанием.

 

Успех выполнения этой функции  зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность  и структуру семьи, развитость семейного  коллектива и характер отношений  между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально- психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания. Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

Активнейшее воздействие  семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь  для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим  фактором в выработке системы  социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила  впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через  семью, познавание других людей начинается с семьи.

Диапазон воздействия  семьи на воспитание детей столь  же широк, как и диапазон общественного  воздействия. Все большее значение социологи придавали и придают  коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи  в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой  и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и  на характер ее восприятия; организация  внутрисемейного общения. Если семья  уделяет выполнению этой функции  достаточное внимание, то это заметно  усиливает ее воспитательный потенциал.

Нередко с коммуникативной  функцией связывают деятельность по созданию психологического климата  семьи. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья – это живая, постоянно  меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально-экономических  условий, но и в силу внутренних процессов  развития.

На семью влияют также  такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др.

Вывод: исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и  обществом, динамику семейных изменений  на разных исторических этапах. Современная  семья утратила многие функции, цементировавшие  её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть  функций являются устойчивыми к  изменениям, в этом смысле их можно  назвать традиционными. К ним  можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в  любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной  потребности, обеспечивающей продолжение  рода, и любви как высшего чувства  делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в  значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая  — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию  жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;1Вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;2Семейное и  общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны  и ни при каких условиях не могут  стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо  «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального  социального контроля — моральная  регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности  и обязательств в отношении между  супругами, родителями и детьми, представителями  старшего и среднего поколения;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения —  развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная  — психотерапевтическая функция.3Брак удачен или нет в зависимости  от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование  в значительной степени зависит  от стабильности близких эмоциональных  отношений.

 

 

 

 

 

Глава 2. Исторические изменения в  функциях семьи и их последствия

2.1 Исторические изменения в  функциях семьи

Семья как социальный институт возникла с формированием общества.

Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как  ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются  жена и муж, родители и их дети и  т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции  представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой  они упорядочивают и санкционируют  их половую жизнь и устанавливают  их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

Информация о работе Функции семьи