Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 17:51, реферат
Кризис подросткового возраста является самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами.
Подростковый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивать свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Так же подростку присуще стремление в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно – личностное общение.
Кризис
подросткового возраста является самым
длительным по сравнению со всеми возрастными
кризисами.
Подростковый возраст – трудный период
полового созревания и психологического
взросления ребенка. В самосознании происходят
значительные изменения: появляется чувство
взрослости, ощущение себя взрослым человеком.
Возникает страстное желание если не быть,
то хотя бы казаться и считаться взрослым.
Отстаивать свои новые права, подросток
ограждает многие сферы своей жизни от
контроля родителей и часто идет на конфликты
с ними. Так же подростку присуще стремление
в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью
в этот период становится интимно – личностное
общение. Появляются подростковая дружба
и объединение в неформальные группы.
Возникают яркие, но обычно сменяющие
друг друга увлечения.
Основной деятельностью подростка
является - учебная, в ходе которой ребенок
не только осваивает навыки и приемы получения
знаний, но и обогащается новыми смыслами,
мотивами и потребностями, овладевает
навыками социальных взаимоотношений.
Школьный онтогенез охватывает
следующие возрастные периоды: младший
школьный возраст – 7-10 лет; младший подростковый
– 11–13 лет; старший подростковый – 14–15
лет; юношеский возраст – 16–18 лет. Каждый
из этих периодов развития характеризуется
своими особенностями.
Одним из самых сложных периодов школьного
онтогенеза является подростковый период,
который иначе называют переходным, так
как он характеризуется переходом от детства
к юности, от незрелости к зрелости .
Подростковый возраст – период бурного
и неравномерного роста и развития организма,
когда происходит интенсивный рост тела,
совершенствуется мускульный аппарат,
идет процесс окостенения скелета. Несоответствие,
неравномерность развития сердца и сосудов,
а также усиленная деятельность желез
внутренней секреции часто приводят к
некоторым временным расстройствам кровообращения,
повышению кровяного давления, напряжению
сердечной деятельности у подростков,
а также к повышению их возбудимости, что
может выражаться в раздражительности,
быстрой утомляемости, головокружениях
и сердцебиении. Нервная система подростка
еще не всегда способна выдерживать сильные
или длительно действующие раздражители
и под влиянием их часто переходит в состояние
торможения или, наоборот, сильного возбуждения
.
Центральным
фактором физического развития в подростковом
возрасте является половое созревание,
которое оказывает существенное влияние
на работу внутренних органов.
Появляются половое влечение (часто неосознанное)
и связанные с ним новые переживания, влечения
и мысли.Особенности физического развития
в подростковом возрасте определяют важнейшую
роль в этот период правильного режима
жизни, в частности режима труда, отдыха,
сна и питания, физического воспитания
и спорта.
Отличительная черта психического развития
состоит в том, что оно носит прогрессивный
и вместе с тем противоречивый гетерохромный
характер на протяжении всего школьного
периода. Психофизиологическое функциональное
развитие является в это время одним из
основных направлений психической эволюции.
У подростков развиваются навыки научного
мышления, благодаря которым они рассуждают
о прошлом, настоящем и будущем, выдвигают
гипотезы, предположения, строят прогнозы.
У юношей появляется тяготение к общим
теориям, формулам и т. д. Склонность к теоретизированию
становится, в известном смысле, возрастной
особенностью. Создаются собственные
теории политики, философии, формулы счастья
и любви. Особенность юношеской психики,
связанная с формально-операционным мышлением, –
изменение отношения категорий возможности
и действительности. Освоение логического
мышления неизбежно рождает интеллектуальное
экспериментирование, своеобразную игру
в понятия, формулы и т. д. Отсюда своеобразный
эгоцентризм юношеского мышления: ассимилируя
весь окружающий мир в свои универсальные
теории, юноша, по словам Пиаже, ведет себя
так, как если бы мир должен был подчиняться
системам, а не системы действительности
.Кризисы подростка связаны с возникающими
новообразованиями, среди которых центральное
место занимают «чувство взрослости»
и возникновение нового уровня самосознания.
Характерологическая особенность
10-15-летнего ребенка проявляется в обостренном
стремлении утвердить себя в обществе,
добиться от взрослых признания своих
прав и возможностей. На первой стадии
для детей специфично стремление получить
признание факта их взросления. Причем
у части младших подростков оно выражается
в желании лишь утвердить свое право быть
как взрослые, добиться признания своей
взрослости (на уровне, например, «я могу
одеваться так, как я хочу»). У других детей
стремление к взрослости заключается
в жажде получить признание их новых возможностей,
у третьих – в желании участвовать в разнообразных
делах наравне с взрослыми.
Переоценкой своих возросших возможностей
определяется стремление подростков к
известной независимости и
Ориентация на общение со сверстниками
часто проявляется в боязни быть отвергнутым
ими. Эмоциональное благополучие
подростка все больше и больше начинает
зависеть от того места, которое он занимает
в коллективе, начинает определяться прежде
всего отношением и оценками товарищей.
Появляется тенденция группирования,
что обусловливает склонность к образованию
группировок, «братств», готовность безоглядно
следовать за лидером.
Интенсивно формируются нравственные
понятия, представления, убеждения, принципы,
которыми подростки начинают руководствоваться
в своем поведении. Зачастую у них формируется
система своих собственных требований
и норм, не совпадающая с требованиями
взрослых.
Одним
из важнейших моментов в становлении личности
подростка является развитие самосознания,
самооценки (СО); у подростков возникает
интерес к себе, к качествам своей личности,
потребность сравнить себя с другими,
оценить себя, разобраться в своих чувствах
и переживаниях.
Самооценка
формируется под влиянием оценок других
людей, сравнения себя с другими, важнейшую
роль в ее формировании играет успешность
деятельности.
Переходный
критический период завершается возникновением
особого личностного образования, которое
можно обозначить термином «самоопределение»,
оно характеризуется осознанием себя
в качестве члена общества и своего назначения
в жизни [13].
В
связи с выше изложенным, подростку для
реализации своего потенциала необходимо
принадлежать к определенной группе где
он будет понят и принят. Это может быть
референтная группа, которая организовалась
спонтанно во дворе, в спортивном клубе,
музыкальной школе и т. д. Так же для самореализации
и защиты от социума, подросток может примкнуть
к определенному объединению людей –
субкультуре. В некоторых ситуациях когда
подросток не может най1ти собственную
реализацию он погружается в состоянии
депрессии которая может привести и к
суициду. Более подробно мы рассмотрим
это в этой главе.
4. Учеба, спорт, творчество – именно в
эти виды деятельности может уйти подросток
в этот период. Как правило любые успехи
должны быть замечены родителями или педагогами,
мнение которых ценится больше всего на
свете и чрезвычайно важно для подростка.
Прилагая
достаточные усилия в спорте или учебе,
подросток осваивает свою точку зрения
и правильное построение самооценки. Ставит
перед собой цели и идет к своей мечте,
начинает верить в свои силы. Так например, физические
нагрузки способны восстановить спокойствие
и умиротворение подростка. Творчество
обогащает внутреннею жизнь подростка,
делает его всесторонне развитым, учит
быть в гармонии с собой. Учеба и получение
новых знаний могут приносить радость,
помогают самоутвердится.
Друзья.
В подростковом возрасте
эмоционально общаются со сверстниками.
Общение пронизывает всю жизнь подростков,
накладывая отпечаток и на учебные, и на
не учебные занятия, и на отношения с родителями.
Наиболее
содержательное и глубокое общение возможно
при дружеских отношениях. Подростковая
дружба – сложное, часто противоречивое
явление. Подросток стремится иметь близкого,
верного друга и лихорадочно меняет друзей.
Обычно он ищет в друге сходство, понимания
и принятия своих собственных переживаний
и установок. Друг, умеющий выслушать и почувствовать (а
для этого нужно иметь сходные проблемы
или такой же взгляд на мир человеческих
отношений), становится своеобразным психотерапевтом.
Он может помочь не только лучше понять
себя, но и преодолеть неуверенность в
своих силах, бесконечные сомнения в собственной
ценности, почувствовать себя личностью.
Если же друг, занятый своими, тоже сложными
подростковыми делами, проявит невнимание
или иначе оценит ситуацию, значимую для
обоих, вполне возможен разрыв отношений.
И тогда подросток, чувствуя себя одиноким,
снова будет искать идеал и стремиться
к как можно более полному пониманию, при
котором тебя, несмотря ни на что, любят
и ценят. Вспомним старый фильм «Доживем
до понедельника». Представление о счастье
мальчик смог отразить в одной фразе: «Счастье — это когда
тебя понимают».
Как
показано в американских исследованиях,
в подростковом возрасте близкие друзья,
как правило, — ровесники одного и того же пола, учатся
в одном классе, принадлежат к одной и
той же среде. По сравнению с приятелями
они более похожи по уровню умственного
развития, по социальному поведению, успехам
в учении. Встречаются и исключения. Например,
для серьезной девочки, хорошо успевающей
в школе, лучшей подругой может стать девочка
шумная, экстравагантная, интересующаяся
не учебой, а развлечениями. Притягательность
противоположного характера объясняется
обычно тем, что подросток ищет в друге
привлекательные черты, которых ему самому
недостает [12].
В
дружеских отношениях подростки крайне
избирательны. Но их круг общения не ограничивается
близкими друзьями, напротив, он становится
гораздо шире, чем в предыдущих возрастах.
У детей в это время появляется много знакомых
и, что еще более важно, образуются неформальные
группы или компании. Подростков может
объединять в группу не только взаимная
симпатия, но и общие интересы, занятия,
способы развлечений, место проведения
свободного времени. То, что получает от
группы подросток и что он может ей дать,
зависит от уровня развития группы, в которую
он входит.
Дружеские
отношения — это всегда взаимные отношения, в которых
каждый из участников обозначен и так
или иначе проявлен для другого. При этом
они оба проявлены, представлены в соответствии
со своими реальными свойствами, чем больше
реализма, тем больше вероятность настоящих
отношений дружбы. Дружба основана на
справедливости, она не требует от человека
невозможного, сверхъестественного, она
обращена к его реальному «Я», которое по-настоящему может осуществить
свою интегральность в полной жизни. От
друга ждут понимания, другу дают понимание.
Все остальные могут не понимать, это им
прощается, но если не понял друг —это уже
катастрофа, это уже потеря, основанная
на переживании невозможности воплощения
собственной экзистенциальное, это обрыв
нити жизни, обрыв собственного существования.
Многим людям достаточно одного такого
опыта, чтобы потом остерегаться людей
всю жизнь.
Как возникает дружба — это отношение, в котором требуется обязательно
быть, а не казаться собой? Психологи обычно
описывают момент возникновения дружбы
как особое явление и называют его встречей.
В отечественной психологии нет практики
анализа встречи как феноменологического
явления, однако исследована достаточно
подробно, например, потребность в общении
у молодых людей и другие виды так называемых
социогенных потребностей, то есть потребностей
в других людях. Юность характеризуется
как период выраженных социальных потребностей.
Потребность в дружбе, в подтверждении
возможности осуществления собственного
Я находит свой предмет (другого) в момент
встречи. Главное переживание, которое
ее характеризует, — это узнавание близости этого человека
себе, своему Я. Иногда его описывают как
разрыв, как скачок в обычном течении жизненных
будничных событий .
У настоящей дружбы есть
одно удивительное свойство — в ней никогда не возникает потребности
изменить другого человека. Каждый из
них имеет свое жизненное пространство,
психологическое пространство, где выстраивается
его жизнь. Друг бывает рядом, он занимает
такое положение, которое помогает осуществить
переход на другую позицию с учетом существования
уже имеющейся. Друг не разрушает позицию,
он помогает ее отрефлексировать, осознать,
то есть посмотреть на себя со стороны,
используя ту часть знания о себе, которая
для этого необходима. Друг помогает быть
справедливым в отношении собственного
«Я», собственной позиции. Никто другой
этого сделать не может.
Как правило, дружба прощает,
прощает до конца. Это свойство настоящей
дружбы, прощение до конца — это проявление безграничного доверия
к силе Я другого человека осуществить
свою интегральность, воплотиться в жизнь.
Как только начинается сомнение или осуждение,
значит, что-то в дружбе надломлено и уже
навсегда. Может быть, затемнен источник
силы, направленной на другого человека,
может быть, он иссяк из-за неумеренного
использования.
Дружба имеет нравственную
природу. Однажды потерянное доверие не
восстанавливается никогда. Этот грустный
закон давно описан и понят исследователями
дружбы. Благодаря дружбе человек решает
свою жизненную задачу развития — задачу
интериоризации морали. Думаю, что нравственная
природа дружбы заключена в ее бескорыстности,
в ее непосредственном ("беспредметном")
отношении человека к человеку. Если нравственные
категории совести, ответственности, долга
отражают экзистенциальность человека,
то дружба как отношение человека к человеку
конкретизирует эту экзистенцию, ошибки
в этом процессе, думаю, связаны со сложностью
этого процесса.
Дружба не может существовать
без нравственного отношения людей друг
к другу, то есть ценности дружбы уже определены
заранее тем, что давно и единодушно называется
в обществе человеческой добродетелью.
Друг — это тот человек, который открывает для
нас эти ценности и строит свое поведение
в соответствии с ними.По друзьям человека
можно составить объективную картину
нравственного облика человека.
Дружба — это встреча человека с самим собой, это
дар жизни, ее чудо, она не может быть постоянной
благотворительностью, или постоянной
помощью, или выгодой. Об этом так давно
и так современно рассуждали и Аристотель,
и Кант, и Фома Аквинский, и много других
великих людей, что я просто отсылаю желающих
к их текстам.
Психологически важно то, что
дружба дарит человеку силу для строительства
собственной целостности, которая порождает
и силу его Я, сохранять и охранять свое
Я, свои права, переживать их необходимость
для сохранения своего Я и Я других людей
от возможного воздействия. Думаю, что
именно здесь могут быть найдены психологические
истоки правового сознания человека. Дружба — это процесс
осуществления равенства Я, право — это процесс
осуществления социального равенства
.
Информация о работе Характеристика кризиса подросткового возраста