Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 13:40, контрольная работа
Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Ноmо sapiens. Специфической особенностью человека как биологического существа является: прямохождение; приспособленность рук к трудовой деятельности; высокоразвитый мозг; речь.
Как общественное существо, человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами.
Дать характеристику личности и её основных структурных компонентов.
Дайть определение понятию «Я-концепция» и охарактеризуйте её основные компоненты
Рассмотреть типы самооценок, влияние самооценки на поведение человека.
Провести исследование. Обработать полученные данные и проанализируйте результаты.
Список использованной литературы
Список использованной литературы
Приложение
В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия:
К определению личности в психологии существуют различные подходы1, что находит свое отражение в формулировках:
Г. Оллпорт – «Личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение».
Многие психологи считают личностью человека, достигшего определенного уровня психического развития, который характеризуется:
Рисунок 1 – Иерархия потребностей А.Г. Маслоу
позиции авторитетов; открытое и честное поведение во всех ситуациях; готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды; способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее; приложение максимума усилий для достижения поставленных целей; умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.
«Я – концепция» |
Я – концепция – это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще |
говорят психологи, Я – концепция – это «теория самого себя». Важно заметить, что Я – концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение «Я – концепции» обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка.
На формирование Я – концепции оказывает влияние социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность):
Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.
В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я – концепции: реальную и идеальную.
Однако возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я – концепция личности или Я – профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я – концепция личности также может быть реальной и идеальной.
Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична.
Главное здесь – представление личности о себе, о том, «какой я есть».
Идеальная же Я – концепция (идеальное – «Я») – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).
Конечно, реальная и идеальная Я – концепции не только могут не совпадать, но и в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я – концепцией может приводить к различным, как к негативным, так и к позитивным, последствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я – концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию.
Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.
Формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.
Но, несмотря на это (а может быть благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место.
Адекватная самооценка является одной из составляющих здорового образа жизни, об этом мы говорили в одной из статей. Давайте теперь посмотрим какая может быть самооценка?
Как ни странно у большинства людей самооценка сильно занижена. Многие недооценивают свои реальные возможности и думают о себе хуже, чем они есть на самом деле.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто.
В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.
Люди с высокой самооценкой ценят свою индивидуальность, развиваются во всех сферах своей деятельности, радуются достигнутым успехам, поражения же воспринимают как ценный опыт. Такие люди уверенны в себе и своих силах, они без особого труда принимают решения, не боятся перемен. Человек с адекватной самооценкой ставит себе цели в жизни, и уверенно идет к ним.
Высокая самооценка – это качество успешных людей, счастливых людей живущих в гармонии с собой.
При низкой самооценке человек не уверен в себе, он робок, застенчив, стеснителен, боится высказать свое мнение, часто испытывает необоснованное чувство вины. Такой человек легко внушаем, всегда прислушивается мнению со стороны, боится критики. Боится осуждения и неодобрения со стороны окружающих, боится принять «неправильное» решение, поэтому зачастую не принимает никаких решений. Человек считает себя неудачником, не видит и не ценит свои хорошие качества.
Чаще всего низкая самооценка формируется в детстве, благодаряособенностям воспитания, при котором ребенка постоянно упрекали, обвиняли, всячески показывали свою неуверенность в его успехе, преувеличивали недостатки и преуменьшали или полностью игнорировали его достоинства.
Информация о работе Характеристика личности и её основные структурные компоненты