Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:27, доклад
ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.
Характеристика общего недоразвития речи
ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
* Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
* Речь аграмматична и
недостаточно фонетически
* Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
* Речь детей с ОНР малопонятна.
ОНР I уровня
I уровень речевого развития
характеризуется отсутствием
Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих отличать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это в первую очередь относится к объему пассивного (слова которые ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок употребляет в своей речи). У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная критичность к своей речи.
Таким образом, при сходстве речевого состояния прогноз речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.
Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).
Характерным является использование однословных предложений. Период однословного предложения, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господствующим только в течение 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба»-дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим • недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит на стуле). Данные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом развитии.
Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).
Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида «тика»-электричка). Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких звуков состоит слово)
Речевая карта ребенка с ОНР I уровня.
I. Анкетные данные ребенка.
1.Фамилия, имя ребенка___________________
2.Дата рождения______________________
3. Домашний адрес_________________________
4. № детского сада_______________
5. Жалоба родителей______________
______________________________
II. Анамнез.
1. Какие по счету роды__________________________
2. Как протекала беременность (нормально,
токсикоз, хронические заболевания,
инфекционные заболевания и т.п.) ______________________________
3. Роды (в срок, нормальные, досрочные,
быстрые, стремительные, обезвоженные,
кесарево сечение, использование каких-либо
родовспоможений) ______________________________
4. Прочее________________________
III. Физическое и психическое развитие.
IV. Объективные данные (заполняется
при наличии заключений
1. Неврологический статус (невропатолог)
______________________________
2. Состояние слуха (отоларинголог) ______________________________
3. Состояние зрения (окулист) ______________________________
4.Состояние интеллекта (психоневролог)
______________________________
5. Общее состояние здоровья (педиатр) ______________________________
V. Моторная сфера.
Состояние общей моторики.
1. Постоять на одной ноге (попеременно)_________________
2. Попрыгать на двух ногах ______________________________
3. Попрыгать на одной ноге (попеременно) _____________________________
Состояние мелкой моторики.
4. Пальчиковые упражнения: «Коза» ________,
«Зайчик» __________, «Колечко» ______________________________
5. «Кулак – ребро - ладонь» ______________________________
6. Соединить пальца рук «Пальчики здороваются» ______________________
7. Ведущая рука ______________________________
Мимика.
8. Нахмурить брови ______________________________
9. Наморщить лоб ______________________________
10. Прищурить глаз ______________________________
11. Надуть щеку (щеки) ______________________________
VI. Анатомическое строение
и подвижность органов
1. Губы ______________________________
(толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)
2. Зубы ______________________________
(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)
3. Прикус ______________________________
(норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса, прогения, прогнатия)
4. Твёрдое нёбо ______________________________
(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)
5. Мягкое нёбо__________________________
(норма, укороченное, отсутствует маленький язычок)
6. Язык ______________________________
(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий; подвижность достаточная, вялый, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет)
7. Подъязычная связка ______________________________
(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)
8. Тонус языка ______________________________
(норма, повышен, понижен …)
9. Саливация_____________________
(норма, повышенная …)
10. Состояние дыхательной и голосовой функции:
- тип физиологического и речевого дыхания ____________________________
( верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное)
- характер голоса ______________________________
(обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)
VII. Состояние лексической стороны речи.
1. Понимание речи (затруднено, улучшается
при использовании мимики и жестов, удовлетворительное)___________
2. Объем пассивного словаря
Показать предмет и его части:
Стул (ножки, сиденье, спинка) ______________________________
Чайник (крышка, ручка, носик, донышко)
______________________________
Машина (кабина, кузов, колеса …) ______________________________
ниже возрастной нормы, соответствует норме_________________________
3. Способы речевого выражения (звукокомплексы, слова-междометия,
лепетные слова, их количество) ______________________________
VIII. Речевое заключение ______________________________
Учитель-логопед_______________
Дата_________________