Характеристика общего недоразвития речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 12:27, доклад

Краткое описание

ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной.

Вложенные файлы: 1 файл

ОНР 1 уровня.doc

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Характеристика общего недоразвития речи

ОНР, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р.Е. Левиной. Понятие общего недоразвития речи (ОНР) и в настоящее время активно используется для формирования логопедических групп детей при дошкольных учреждениях. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

    * Более позднее начало  речи: первые слова появляются  к 3-4, а иногда и к 5 годам;

    * Речь аграмматична и  недостаточно фонетически офомлена;

    * Экспрессивная речь  отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

    * Речь детей с ОНР  малопонятна.

 

ОНР I уровня

I уровень речевого развития  характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).

Дети этого уровня для общения пользуются главным образом лепетными  словами, звукоподражаниями, отдельными существительными и глаголами бытового содержания, обрывками лепетных предложений, звуковое оформление которых смазано, нечетко и крайне неустойчиво. Нередко свои «высказывания» ребенок подкрепляет мимикой и жестами. Аналогичное состояние речи может наблюдаться и у умственно отсталых детей. Однако дети с первичным речевым недоразвитием обладают рядом черт, позволяющих  отличать их от детей-олигофренов (умственно отсталых детей). Это  в первую очередь относится к объему пассивного (слова которые ребенок знает и понимает их значение) словаря, который значительно превышает активный (слова которые ребенок употребляет в своей речи). У умственно отсталых детей подобной разницы не наблюдается. Далее, в отличие от детей-олигофренов дети с общим недоразвитием речи для выражения своих мыслей пользуются дифференцированными жестами и выразительной мимикой. Для них характерна, с одной стороны, большая инициативность речевого поиска в процессе общения, а с другой - достаточная критичность к своей речи.

Таким    образом,    при    сходстве    речевого    состояния    прогноз  речевой компенсации и интеллектуального развития у этих детей неоднозначный.

Значительная ограниченность активного словарного запаса проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом или звукосочетанием ребенок обозначает несколько разных понятий («бибй» - самолет, самосвал, пароход; «бобо» - болит, смазывать, делать укол). Отмечается также замена названий действий названиями предметов и наоборот («адас»-карандаш, рисовать, писать; «туй»-сидеть, стул).

Характерным является использование однословных предложений. Период однословного предложения, может наблюдаться и при нормальном речевом развитии ребенка. Однако он является господствующим только в течение 5-6 мес. и включает небольшое количество слов. При тяжелом недоразвитии речи этот период задерживается надолго. Дети с нормальным речевым развитием начинают рано пользоваться грамматическими связями слов («дай хеба»-дай хлеба), которые могут соседствовать с бесформенными конструкциями, постепенно их вытесняя. У детей же с общим • недоразвитием речи наблюдается расширение объема предложения до 2-4 слов, но при этом конструкции предложений остаются полностью неправильно оформленными («Матик тиде туя» - Мальчик сидит на стуле). Данные явления никогда не наблюдаются при нормальном речевом развитии.

Низким речевым возможностям детей сопутствуют и бедный жизненный опыт, и недостаточно дифференцированные представления об окружающей жизни (особенно в области природных явлений).

Отмечается непостоянность в произношении звуков. В речи детей преобладают в основном 1-2-составные слова. При попытке воспроизвести более сложную слоговую структуру количество слогов сокращается до 2-3 («ават» - кроватка, «амида» - пирамида «тика»-электричка). Трудности при отборе сходных по названию, но разных по значению слов (молоток - молоко, копает - катает - купает). Задания по звуковому анализу слов детям данного уровня непонятны (из каких звуков состоит слово)

 

Речевая карта ребенка с ОНР I уровня.

I. Анкетные данные ребенка.

1.Фамилия, имя ребенка___________________________________________________________

2.Дата рождения___________________________________________________

3. Домашний адрес_________________________________________________

4. № детского сада______________________________________________________________

5. Жалоба родителей_________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

II. Анамнез.

1. Какие по счету роды______________________________________________________________

2. Как протекала беременность  (нормально, токсикоз, хронические  заболевания, инфекционные  заболевания и т.п.) _________________________________________________________________

3. Роды  (в срок, нормальные, досрочные,  быстрые, стремительные, обезвоженные, кесарево сечение, использование каких-либо родовспоможений) ____________________________________________

4. Прочее__________________________________________________________

 

III. Физическое и психическое развитие.

  1. Начал сидеть _________ (N к 6 мес.),
  2. ходить _______ (N к 1 году).
  3. Гуление _____(N в 2-3  мес.),
  4. лепет _____ (N в 5-6 мес.),
  5. первые  слова _____(N к1 году).
  6. Когда появилась реакция на близких и чужих лиц________________________________________________________
  7. Насколько ребёнок проявляет инициативу и стремится к общению___________________________________________________
  8. Какие отмечаются особенности поведения___________________________________________________
  9. Какие именно ситуации влияют на изменение поведения ребёнка ____________________________________________________________
  10. Эмоциональные и мимические проявления________________________________________________________________________________________________________________
  11. Способы приема пищи (может ли самостоятельно кусать, жевать, наличие глотательного рефлекса)________________________________
  12. Наличие интереса к играм, игровых навыков (интерес отсутствует, выполняет манипулятивные действия с игрушкам,) ____________________________________________________
  13. Способность действовать по образцу (составление пирамидки, складывание кубиков)__________________________________________

 

 

IV. Объективные данные (заполняется  при наличии заключений специалистов).

1. Неврологический статус (невропатолог) ___________________________________________

2. Состояние слуха (отоларинголог) ________________________________________________

3. Состояние зрения (окулист) _____________________________________________________

4.Состояние интеллекта (психоневролог) ___________________________________________

5. Общее состояние здоровья (педиатр) _____________________________________________

 

V. Моторная сфера.

Состояние общей моторики.

1. Постоять на одной ноге (попеременно)______________________________

2. Попрыгать на двух ногах __________________________________________

3. Попрыгать на одной ноге (попеременно) _____________________________

Состояние мелкой моторики.

4. Пальчиковые упражнения: «Коза» ________, «Зайчик» __________, «Колечко» _________________________________________________________

5. «Кулак – ребро - ладонь» __________________________________________

6. Соединить пальца рук  «Пальчики здороваются» ______________________

7. Ведущая рука ____________________________________________________

 Мимика.

8. Нахмурить брови _________________________________________________

9. Наморщить лоб __________________________________________________

10. Прищурить глаз _________________________________________________

11. Надуть щеку (щеки) _____________________________________________

 

 

VI. Анатомическое строение  и подвижность органов артикуляционного  аппарата.

1. Губы __________________________________________________________

(толстые, тонкие, короткие, имеются  шрамы, норма; достаточно подвижные, малоподвижные, парез, не удерживает «улыбку», «трубочку» …)

2. Зубы ___________________________________________________________

(редкие, кривые, мелкие, вне челюстной  дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма)

3. Прикус _________________________________________________________

(норма, открытый боковой, открытый  передний, перекрёстный прикус, ассиметрия  прикуса, прогения, прогнатия)

4. Твёрдое нёбо ____________________________________________________

(норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель)

5. Мягкое нёбо_____________________________________________________

(норма, укороченное, отсутствует маленький  язычок)

6. Язык ___________________________________________________________

(обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий; подвижность  достаточная, вялый, с трудом удерживает  позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные  переходы с одной артикулемы  на другую, идет поиск артикуляционной позы, наблюдаются отклонения в сторону (вправо, влево), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание, изменение цвета – кончик языка синеет)

7. Подъязычная связка ______________________________________________

(обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области …)

8. Тонус языка _____________________________________________________

(норма, повышен, понижен …)

9. Саливация_______________________________________________________

(норма, повышенная …)

10. Состояние дыхательной и голосовой функции:

 

- тип  физиологического и речевого дыхания ____________________________

( верхнеключичное, грудное,  диафрагмальное, смешанное)

- характер голоса ___________________________________________________

(обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный …)

 

VII. Состояние лексической  стороны речи.

1. Понимание речи  (затруднено, улучшается  при использовании мимики и жестов, удовлетворительное)________________________________________ __________________________________________________________________

2. Объем пассивного словаря

Показать предмет и его части:

Стул (ножки, сиденье, спинка) _________________________________________________

Чайник (крышка, ручка, носик, донышко) _________________________________________

Машина  (кабина, кузов, колеса …) _______________________________________________

ниже возрастной нормы, соответствует норме______________________________________________________________________________________________________________________________

3. Способы речевого выражения (звукокомплексы, слова-междометия, лепетные слова, их количество) ____________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Речевое заключение ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Учитель-логопед_________________________     

Дата_________________


Информация о работе Характеристика общего недоразвития речи