Характеристика основных средств психологической помощи при кризисных состояниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 22:17, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является анализ основных психологических средств профилактики развития кризисных состояний.
Цель обусловила постановку следующих задач:
- рассмотреть теорию Эриксона о возрастных кризисах(позитивное отношение);
- рассмотреть теорию Рубинштейна (отрицательный взгляд на кризисные состояния);
- дать характеристику основным психологическим методам борьбы с кризисными состояниями.
Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теории кризисных состояний 4
1.1. Нормативное кризисное развитие (теория Эриксона) 5
1.2. Негативное воззрение на кризисные состояния (точка зрения С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец) 8
Глава 2. Характеристика основных средств психологической помощи при кризисных состояниях 10
2.1. Основные средства помощи при кризисных состояниях 10
2.2. Кризисная интервенция и ограничения в психологической помощи 12
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

Психологические средства профилактики развития кризисных состояний.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На своем  пути жизни, от начала до конца, человеку приходится преодолевать нормативные возрастные кризисы, разрушая что-то отжившее и старое и раскрывая для себя новые, недоступные ранее возможности становления личности.

На сегодняшний день в психологии существует много теорий (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, З.Фрейд, Э.Эриксон и др.), авторы которых полагают, что в процессе развития человек склонен к прохождению нескольких стадий. Переходя от одного возрастного периода к другому периоду  появляется кризис развития, или возрастной кризис, что связывают с преобразованиями в области общественных отношений, сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

Слово «кризис» указывает на нарушения равновесия, возникновения иных потребностей и перестройки области мотиваций личности. Но так как в этой фазе развития такое состояние является статистически нормальным, то и эти возрастные кризисы являются «нормативными».

Кризис — «время качественных быстрых изменений, это критический момент в человеческой жизни, момент ситуации, когда осуществление жизненного замысла невозможно или затруднено»1. Кризис описывает состояние, которое порождает возникшая перед человеком проблема, от которой он не может уйти и которую не способен разрешить в короткий промежуток времени и обычным способом.

Л.С.Выготский утверждает, что развитие — это «детерминированный внутренне процесс, протекающий скачкообразно: через происхождение и разрешение внутренних кризисов, конфликтов»2. По его мнению, кризис – это период качественных человеческих изменений, это движение вперед, в результате чего личность переходит на более высокую, новую ступень развития. Вместе с этим кризис диалектически включает в себя и отрицательный компонент — распад сложившейся общественной ситуации, разрушение конкретного построения развития, происхождение новой.

Целью данного реферата является анализ основных психологических средств профилактики развития кризисных состояний.

Цель обусловила постановку следующих задач:

- рассмотреть теорию  Эриксона о возрастных кризисах(позитивное отношение);

- рассмотреть теорию Рубинштейна (отрицательный взгляд на кризисные состояния);

- дать характеристику  основным психологическим методам борьбы с кризисными состояниями.

Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теории кризисных состояний

1.1.  Нормативное  кризисное развитие (теория Эриксона)

 

О нормативности кризисов в развитии, о важности и необходимости возрастных кризисов повествует Э.Эриксон. Стоит познакомиться с его теорией поближе.

По мнению Эриксона, человек в течение жизни «переживает восемь кризисных состояний, которые специфичны для определенного возраста, неблагоприятный или благоприятный исход которых способствует возможному последующему расцвету личности»3.

Первый кризис человек проходит в первый год своей жизни. Он взаимосвязан с тем, удовлетворяются либо нет главные физиологические потребности ребенка человеком, ухаживающим за ним. В первом случае у ребенка возникает ощущение глубокого доверия к внешней среде, а во втором, наоборот, страх перед ней.

Второй кризис совпадает с первой попыткой обучения, в особенности с того момента, когда ребенка приучают к чистоплотности. Если родители нашли контакт с ребенком и помогают ему ограничивать физиологические отправления, ребенок получает автономный опыт. Наоборот, чересчур строгий или чересчур непоследовательный контроль «внешне ведет к развитию у ребенка сомнений или стыда, которые связаны главным образом с опасением потерять контроль над собственным телом»4.

Третий кризис происходит в период второго детства. В данном возрасте возникает самоутверждение ребенка. Планы, которые он все время строит, и которые ему дают реализовать, помогают ему развить чувство инициативы. Напротив, переживание повторяющихся неудач и безответственность могут повлечь чувство вины и непокорность.

Четвертый кризис возникает в школьном возрасте. В школе ребенок учится выполнять работу, готовится к реализации будущих задач. В зависимости от атмосферы, царящей в школе и методов воспитания, принятых в учебном заведении, у ребенка появляется заинтересованность в работе или же, наоборот, «комплекс неполноценности как при использовании средств и возможностей, так и в оценке себя товарищами»5.

Пятый кризис проходят подростки обоего пола при поиске идентификаций (усвоения моделей поведения людей, значимых для подростка). Данный процесс предполагает «объединение прошлого подросткового опыта, его возможностей и выборов, которые он должен осуществить»6. Невозможность совершения подростком идентификации может привести к   смене ролей, которые подросток играет в социальной, аффективной и профессиональной областях.

Шестой кризис присущ взрослым молодым людям. Он возникает из-за поиска близости с любимым человеком, вместе с которым ему необходим будет совершить цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы дать своим детям необходимое развитие. Отсутствие такого опыта может привести к человеческой изоляции и замыканию его на самом себе.

Седьмой кризис человек переживает в сорокалетнем возрасте. Его характерной чертой является развитие чувства сохранения рода (генеративности), которое выражается главным образом в «интересе к воспитанию следующего поколения». Данный жизненный период отличается повышенной созидательностью и продуктивностью в самых различных областях. Если, наоборот, развитие супружеской жизни проходит другим путем, она может остаться в состоянии псевдоблизости (стагнация), обрекающем супругов на лишь на эгоистические чувства с риском упадка межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается в период старения. Он являет собой окончание предыдущего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот был пройден путь. Достижение цельности человеком  базируется на подведении им итогов прошедшей жизни и осознании ее как данности, в которой уже ничего нельзя поменять. Если человек не способен целостно взглянуть на прошедшую жизнь, он завершает жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать все заново.

 

 

1.2. Негативное  воззрение на кризисные состояния  (точка зрения С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец)

Вместе с тем отдельные психологи (С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец) находят в кризисах девиантное, негативное проявление, они полагают, «что нормальное человеческое развитие вполне вероятно без прохождения кризисов»7. С.Л.Рубинштейн пишет о том, что «психологически общественный кризис происходит в том случае, если личность не готова решить новую общественную задачу»8. И если социум готовит заранее человека к его социальным дальнейшим требованиям и обязанностям к нему (к примеру, обряды инициации), то переход от одной стадии к другой протекает  плавно и бескризисно.

В процессе жизни каждого  человека (выходящего или вышедшего из детства) ожидает несколько возрастных кризисов.

Кризис первый возникает в еще совсем юном возрасте, около 10–12 лет. Ребенок в данный период прекращает быть малышом и становится подростком. Становится шире его кругозор, блекнет ранее стойкий авторитет родителей, он учится строить собственные мнения и совершать независимые поступки, а также нести за них ответственность.

Кризис второй наступает в период юности — примерно в 16–20 лет. Молодой человек уже формально считается и является взрослым. Более того, взрослым он себя сам считает и соответственно это пытается доказать себе же… и всем остальным людям. Помимо этого, это период настоящей, взрослой ответственности: первая работа, университет, армия, возможно первый брак… За спиной человека прекращают стоять родители, он действительно вступает в самостоятельную жизнь и питает надежды на будущее.

Третий кризис наступает примерно в 35 лет. Первый запал молодости позади. Человек дает оценку сделанному и трезво смотрит в будущее. Ему уже хочется стабильности, покоя. Многие в данном возрасте начинают карьерный рост, другие, напротив, больше времени уделяют семье в надежде найти «смысл жизни», нечто такое, что заняло всерьез бы ум и сердце.

Кризис четвертый наступает в 40-45 лет. Человеку мерещится впереди старость, а за ней самое неизбежное — смерть. Тело теряет красоту и силу, возникают морщины, седые волосы, появляются болезни. Наступает время для первой схватки со старостью, время, когда люди то увлекаются любовными приключениями, то погружаются в карьеру, то начинают делать опасные вещи, вроде парашютных прыжков или восхождения на Эверест. В данный период «одни ищут религиозного спасения, другие смысл жизни ищут в философиях, третьи же, наоборот, становятся злее и циничней»9.

Кризис пятый  наступает в 60–70 лет. Человек в эти годы, как правило, становится пенсионером и совсем не знает, чем занять себя. К тому же здоровье пошаливает, старые друзья далеко, дети выросли и давно живут  своей жизнью, даже если в родительском доме… Человек внезапно осознает, что «жизнь заканчивается и он уже не в ее круговороте, что век его завершается»10. Он чувствует себя потерянным, может возникнуть депрессия и потеряться интерес к жизни.

 

 

Глава 2. Характеристика основных средств психологической  помощи при кризисных состояниях

2.1. Основные  средства помощи при кризисных  состояниях

 

Кризисное состояние  в обобщенном смысле обозначается как «конкретная дисгармония в деятельности и жизни человека, вследствие которого появляются иррациональные с точки зрения личности и неадекватные в общественном аспекте поступки и действия, поведение, а также срыв соматического и нервно-психического состояния»11. При решении кризисных состояний чаще всего происходит столкновение с кризисными состояниями на разных уровнях человеческого существования: нервно-психическом; соматическом; психологическом (как противостояние основных структур личности, в том числе и компонентов духовного мира); социально-психологическом (как нарушение функций общения и механизмов приспособления к окружающей среде)

Все методы психологической  помощи можно делятся на четыре группы.

Библиотерапия. Люди могут обладать собственными ресурсами к восстановлению, обнаруживаемые ими с помощью книг и статей. Создание поля информации дает понять им, что их трудности и переживания не особенны, «нормальны» в создавшейся ситуации, и это помогает им обрести самоподдержку.

Целостное отношение  к здоровью. Человек выступает на арене страстей жизни в своей целостности, что в сложной ситуации «предполагает необходимость использовать все ресурсы человеческого тела и личности: правильное питание, духовное развитие, физическую активность, использование юмора»12. Внимание ко всем сторонам личности человека дает активизировать способности к человеческому восстановлению, скрытые даже от него самого.

Социальная поддержка. Для выхода человека из состояния кризиса играет роль общественное окружение. На кого человеку рассчитывать в ситуации расстройства психики, какие новые проблемы в межличностном общении появились в данном состоянии — все это следует учесть при проведении антикризисной терапии. Сюда следует отнести наличие сети групп самопомощи, формирование поддержки со стороны общественных организаций.

Сигналом для оказания психологической необходимой помощи, как утверждает А. Ширман, «должен служить какой-либо фрагмент действительности, превращающийся для человека в кризисное событие»13.

Происхождение невроза связано с тем, что человек не обнаружил мужества воспринять фрагмент действительности, травмирующий его. Взращивание мужества «быть вопреки» — основная цель работы психолога, работающего с кризисными состояниями. Отсюда не столько удаление симптомов, что является, а может и не является «показателем эффективности, а осознание, что надо смириться с событием, с ним сосуществовать, сформировать новые связи вместо утерянных»14. Ведь именно данные факторы приводят к возникновению негативных симптомов. И все это заложено, предусмотрено в методических процедурах оказания психологической помощи в кризисных ситуациях. Так, в наиболее распространенной технике, которая применяется в кризисной психологии — «Психологический дебрифинг», вся работа сводится к редаптационному этапу, в котором происходит выстраивание перспективы жизненного пути в кризисный период.

2.2. Кризисная  интервенция и ограничения в  психологической помощи

Говоря о возможностях помощи психологов в кризисных ситуациях, нельзя не сказать о понятии кризисной интервенции. Интервенция - это вмешательство. Главная идея, которая положена в основу кризисной интервенции, — это «сосредоточение на актуальной ситуации, то есть работа с проблемой, которая  возникла при кризисе и ощущениями клиента по отношению к ней»15.

Цель интервенции заключена не столько в том, чтобы разрешить проблему, сколько в том, чтобы сделать вероятной работу над ней, потому что множество проблем, которые возникают в кризисе, нельзя решить немедленно.

Информация о работе Характеристика основных средств психологической помощи при кризисных состояниях