Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:19, контрольная работа
Эмоциональная сфера человека состоит из эмоций, чувств и эмоциональных состояний. Эмоциональная сфера неразрывно связана с познавательной деятельностью, так как любое явление окружающего мира, любая мысль вызывает у нас определённый эмоциональный отклик.
Эмоция (от лат. – «возбуждать») – это эмоциональный отклик на восприятие окружающего мира; реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоциональное возбуждение, как отклик на важное событие, стимулирует нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов (а в отдельных случаях, напротив, уменьшение).
Ра́дость — одна из основных положительных эмоций человека, внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья. Она является положительной внутренней мотивацией человека. Чрезвычайно важной функцией эмоции радости является формирование чувства привязанности и взаимного доверия между людьми. Так как все опрашиваемые работники технического отдела имеют высокую предрасположенность к эмоции радости, то им легко строить благоприятные взаимоотношения между собой, они настроены на положительный результат.
В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) считается, что:
- гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия; гнев мотивирует поиск справедливости, когда нас обманули или поступили с нами непорядочно. В состоянии гнева мы можем отстаивать наши принципы, даже если немедленная выгода от этого незначительна;
- страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения; основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная, поисковая. Страхи, возникающие в ситуациях, опасных для жизни и здоровья, носят охранительную функцию, и поэтому полезны. Страхи же перед медицинскими манипуляциями могут нанести вред здоровью, так как помешают человеку вовремя провести лечение. Последствия неконтролируемого страха: эмоциональные состояния неуверенности, сильное нервное напряжение, побуждающие личность к бегству, поиску защиты, спасения.
У большинства опрошенных эмоции страха и гнева имеют умеренное, среднее значение. Как мы знаем, эмоциональные процессы со средними величинами показателей обычно относят к группе собственно эмоций, подчёркивая тем самым усреднённый характер условий возникновения и протекания соответствующих переживаний. В этих условиях индивид «нормально» взаимодействует со средой, его реакции на складывающуюся ситуацию адекватны, а поведение, как правило, эффективно и «разумно».
Таким образом, преобладание той или иной эмоции отражается на психологическом профиле и направленности поведения человека, обладающего соответствующей эмоциональной модальностью. Так, устойчивые отрицательные переживания порождают активность для поиска новой информации, которая помогает процессам саморегуляции, а устойчивые положительные переживания, закрепляющие успешные действия, не способствуют активности человека в поисках новых способов саморегуляции.
Список использованных источников
1. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. – М.: Политиздат, 1977.
2. Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 672 с.
3. Общая психология: учебное пособие для вузов / Прусова Н.В., Пивоварова И.А., Ножкина Т.В. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 384 с.
4. Кравченко А. И. Психология и педагогика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с.
5. Кравцова Е. Н. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
Информация о работе Характеристика эмоций и чувств: определение, свойства, классификация