Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 18:10, контрольная работа
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Введение……………………………………………………………………….......3
Понятие о характере……………………………………………….............4
Структура характера….……………………………………………………6
Акцентуации характера………………………………………………......15
Вывод……………………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………………25
План
Введение…………………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться, будет по-разному в зависимости от типа.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
1.Понятие о характере
В повседневной жизни, стремясь
подчеркнуть своеобразие
Характер (от греч. character - черта, признак, примета, особенность) - это стрежневое психическое свойство человека, накладывающее отпечаток на все его действия и поступки, свойство, от которого, прежде всего, зависит деятельность человека в различных жизненных ситуациях, его привычные способы реагирования, специфические особенности отношений с окружающим миром.
Под характером следует
понимать не любые
В становлении характера
человека ведущую роль играют формы
его социальных (межличностных) взаимоотношений.
Характер является результатом взаимодействия
наследственных задатков и качеств,
вырабатываемых в процессе развития
личности, ее социализации, обучения и
воспитания. Характер может маскироваться
посредством освоенных
-по отношению к другим
людям - общительность (
-по отношению к деятельности
(труду) - ответственность или
-по отношению к объектам и к собственности - аккуратность или небрежность, бережливость или расточительность, щедрость или скупость и пр.;
-по отношению к самому
себе - самоуверенность или
Чем ярче и сильнее у
человека характер, тем более определенно
его поведение и более
Перечислим основные черты
личности, которые входят в состав
характера человека. Во-первых, это
те свойства личности, которые определяют
поступки человека в выборе целей
деятельности (более или менее
трудных). Здесь как определенные
характерологические черты
2.Структура характера
Хорни
Структура характера, согласно Хорни, развивается на основе опыта детства. У одних процесс развития прекращается в пять лет, у других - в юности или около тридцати лет, а у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни, однако, не усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом. По словам Хорни: "В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной структурах характера. Эти черты, однако, можно истолковать в качестве реакции на всю совокупность переживаний в раннем детстве. В результате неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире, воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять ситуацией по собственному усмотрению...Таким образом, различие в точках зрения выражается в следующем: человек сжимает губы не из-за напряжения своего сфинктера, но в обоих актах проявляется единая направленность характера - удерживать что бы то ни было и не отдавать ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства". Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности, обусловленное "базисной тревогой". Последняя возникает в связи с вытесненной жестокостью, которая, в свою очередь, является результатом отвержения и неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства тревоги ребенок приобретает устойчивые характерные черты, становящиеся частью его личности, - так называемые "невротические тенденции". Одна из попыток разрешения конфликта заключается в создании "идеализированного образа": слабость и неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством силы и превосходства. Другая попытка состоит в "экстернализации", более общей разновидности проекции, которая все переживаемые чувства переносит вовне.
Основные направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, - это направленность "к людям", направленность "против людей" и направленность "от людей". При первой направленности признается собственная беспомощность и, несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других. Вторая направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и предопределяет борьбу. При третьей направленности человек не хочет ни принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию. Хорни описывает три типа характера или основные установки, анализируя указанные направленности.
Уступчивый тип. Человек с направленностью "к людям" проявляет заметную потребность в любви и одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько важное значение, что даже сексуальное сношение ценится, прежде всего, как доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с чувством слабости и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением о нем окружающих. Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на себя. Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей, и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить симпатию и оказать помощь. На бессознательном уровне глубоко подавляются стремление к власти и агрессия, так как на самом деле недостает интереса к людям. Эти тенденции должны, конечно, сдерживаться любой ценой в целях сохранения целостности личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.
Агрессивный тип. Человек
с направленностью "против людей"
предполагает, что все жестоки, и
отказывается допускать противоположное.
Жизнь является борьбой за выживание,
поэтому его основная потребность
- управлять другими. Иногда установка
совершенно ясна, но более часто
она прикрывается фасадом учтивой
вежливости, беспристрастности и
товарищества. Этот фасад, однако, имеет
компоненты искренности, так как, пока
не стоит вопрос о его руководящей
роли, может проявляться
Обособленный тип. Человек
с ориентацией на обособление, направленностью
"от людей", предпочитает держать
эмоциональную дистанцию с
Фромм.
Фромм определяет характер как "относительно устойчивую форму канализации энергии человека в процессе ассимиляции и социализации". В детстве характер формируется в семье, которая служит "психическим агентством" общества. Приспособление ребенка в семейной обстановке вырабатывает у него характер с общей для большинства членов его класса и культуры сердцевиной. На сердцевину, или "социальный характер", накладываются варианты индивидуального характера, обусловленного спецификой влияния родителей. По мнению Фромма, следовательно, типы характера являются продуктом взаимодействия ребенка и родителей, которое начинается с момента рождения. Он дискутирует с ортодоксальным представлением о типах как результате чередований стадий развития либидо. Анальный характер, например, не имеет никакого отношения к либидо. Запоры - это не причина формирования характера, а скорее его выражение. Важнейшим фактором является домашняя атмосфера, проникнутая духом стяжательства, тревожности, подозрительности. У ребенка поэтому развивается "чувство дефицита", и он цепляется за все, что имеет. Скупой человек - не потому скуп, что удерживает фекалии; он крепко держится за любую вещь, включая фекалии. Его родители из категории людей, проявляющих щепетильность в требованиях туалета.
Рецептивная ориентация. Человек с рецептивным характером считает, что все, в чем он нуждается" должно быть доставлено извне. Он пассивно опирается на авторитеты в получении знаний и помощи и вообще ищет в людях поддержки. Любовь для него означает - быть любимым, но не активный процесс любви; он крайне чувствителен к любому недостатку любви или внимания. Пассивность связана с неспособностью отказать другим и бесконечным поиском "магического помощника". Страх утраты любви препятствует выбору из двух друзей, когда того требует ситуация, ввиду возможности лишиться расположения одного из них. Этот тип любит поесть и выпить, что служит средством преодоления беспокойства и депрессии. Его рот особенно заметная, часто наиболее выраженная черта. На жизнь он смотрит, как правило, с оптимизмом и дружелюбием, пока не возникает угроза источнику благополучия. Отзывчив и оказывает помощь другим, но за этим лежит потребность заручиться их благосклонностью.