Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 13:59, контрольная работа
Консультирование — это процесс, в котором человек достигает более высокой стадии личной (личностной) компетентности.
1.Цели и задачи психологического консультирования
2.Гештальт-консультирование
3.Консультирование истерических личностей
Содержание
1.Цели
и задачи психологического
консультирования
2.Гештальт-
3.Консультирование
истерических личностей
1.Цели
и задачи психологического
консультирования.
Форма
обращения к специалисту
Выделяют целую отрасль психологической
науки – консультативная психология.
В системе ее знаний предполагается, что
с помощью специально организованного
психологом процесса общения у нуждающегося
в помощи человека актуализируются дополнительные
силы, индивидуальные и личностные ресурсы,
которые позволят ему найти новые варианты
решения проблемных ситуаций.
Консультативная
психология сложилась на стыке психотерапии,
дифференциальной психологии, психодиагностики
и прикладной психологии. Тонкая грань
отделяет психологическое консультирование
от классической психотерапии. Консультирование
отличает отказ от концепции болезни и
большее внимание к ситуации и личностным
ресурсам человека. В трудных ситуациях
в состоянии человека проявляются признаки,
близкие к неврозу, обратимому нервно-психическому
расстройству. При неврозе пациенты жалуются
на эмоциональные расстройства, нарушения
телесных и вегетативных функций.
В
основе невротического состояния и
состояния в трудной жизненной
ситуации «лежит переживание человеком
внутреннего конфликта — столкновения
особо значимых отношений личности с противоречащими
им обстоятельствами или ожиданиями жизненной
ситуации ». Человек не всегда обнаруживает
сам психологические средства в собственном
опыте жизни и запасах психологических
средств, чтобы разрешить такой конфликт.
У него нарастает эмоционально-психическое
напряжение и дискомфорт. В таком состоянии
затруднено осознание и контроль ресурсов
ситуации. Психологическая консультация
создает условия, когда возможно посмотреть
на свои проблемы со стороны, акцентировать
стороны личности и взаимоотношений, которые
явились источником трудностей, обсудить
индивидуально-личностные резервы разрешения
трудностей.
Консультирование
— это процесс, в котором человек
достигает более высокой стадии
личной (личностной) компетентности. В
консультировании не поощряются пассивность
зависимость клиента. Напротив, создается
ситуация, когда клиент чувствует себя
принимаемым, услышанным, заслуживающим
уважения и не оцениваемым. Это способствует
развитию его доверия к самому себе и увеличивает
способность принимать собственные решения.
Консультирование и психотерапия разделяются
следующим образом:
помощь человеку в выборе действия;
обучение новому поведению;
сопровождение развития личности;
развитие ответственности и независимости
обратившегося за консультацией человека;
создание условий для актуализации волевого
поведения;
взаимодействие между клиентом и консультантом.
В отличие от психотерапии, в консультировании
в качестве клиентов чаще участвуют не
больные, а здоровые люди, имеющие какие-либо
проблемы.
Психологи-консультанты
чаще используют информирование, объяснения,
советы, тогда как психотерапевтам
больше приходится слушать. Консультанты
делают основной акцент на личностных
ресурсах, а психотерапевты — на личностных
изменениях.
Психологическая консультация всегда
направлена на самосознание личности:
на осознание своих индивидуальных особенностей,
желаний, целей, потенциальных возможностей,
чувств, мыслей и действий. Это способствует
углублению и интеграции различных аспектов
индивидуального "Я", расширяет границы
мотивационного, эмоционального и интеллектуального
компонентов личности. Осознание себя
можно одновременно рассматривать как
предпосылку и результат роста личности
— формирования ее ценностей, жизненных
планов и способов их реализации в виде
индивидуальных моделей поведения. Благодаря
развитию самосознания появляется возможность
более полно использовать ресурсы личности.
Консультант — специалист в области психологии,
дающий советы, заключения, рекомендации
по вопросам своей специальности. Он может
быть приглашен для более или менее систематического
курирования клиента и помощи ему в решении
внутренних проблем.
Общим в консультировании и психотерапии
является оказание психологической помощи,
но в первом случае — здоровым, во втором
— больным. Область между этими полюсами
(пограничные нервно-психические расстройства)
— это область и консультирования, и психотерапии.
При этом нередко консультирование является
начальной стадией процесса психотерапии.
В консультировании применяются знания
дифференциальной психологии, которая
изучает психологические различия между
индивидами, группами людей, а также причины
и следствия этих различий. Для изучения
индивидуальных различий дифференциальная
психология использует методы психодиагностики
(организационные и интерпретационные
методы, а также тесты, опросники, проективные
методики, психометрические методы и методы
статистического анализа).
Психодиагностика
– это научный и практический
раздел психологии, дающий знания о методах
распознавания психологических качеств
высокоорганизованных объектов. Термин
«психодиагностика» состоит из трех греческих
слов и приставки «dia», и первое – это «психэ»,
душа. Во втором слове корень «диагноз»,
от слова diagnosis, означает «определение
существа и особенностей болезни на основе
всестороннего исследования больного».
Слово «диагностика», от diagnostikos, - «способный
распознавать, процесс постановки диагноза».
Приставка «dia» несет значение завершенности,
а третье слово – «gnosis», «познание, наука»,
часть сложного слова, соответствующего
слову «знание». Таким образом, термин
«психодиагностика в целом можно определить
как завершенное познание психологической
сущности какой-либо формы. Последнее
время в связи с бурными социально экономическими
и культурными изменениями актуализируются
такие виды специального
консультирования:
профориентационное, школьное, управленческое,
семейное, политическое.
В
профориентационном
направлении Пряжников Н. С. выделяет
несколько типов профессиональных консультаций
в зависимости от образовательного уровня,
возраста, этапа жизненной карьеры и т.
д. Профконсультации ранняя детская информационного
характера; школьная - направленная на
формирование готовности к профессиональному
самоопределению. Консультирование людей,
потерявших, меняющих работу (в том числе
в связи с ограничением трудоспособности).
Во всех этих случаях может возникать
необходимость психодиагностики особенностей
и способностей человека, подробного сбора
данных о его предыдущей истории жизни.
Школьная
консультация – это самостоятельное,
отдельное направление специально подготовленного
психолога. Цель – наблюдение за ходом
психологического развития учащегося
в школе соответствии с его возрастными
периодами. Такие консультации могут носить
диагностический, стимулирующий, рекомендательный
характер, служить средством повышения
психолого-педагогической грамотности
педагогов и родителей.
Управленческое
консультирование
связано с принятием решения о привлечении
к диагностике проблем, разработке стратегий
и других задач организации, профессионалов,
компетентных в том роде проблемы, которая
возникла.
Политическое
консультирование
это деятельность специалиста, владеющего
экспертными знаниями. В процессе политического
психологического консультирования осуществляются:
Эмоциональная поддержка политической
персоны или его команды в трудных для
решения ситуациях;
Обеспечение познавательных потребностей
клиента в информации о закономерностях
эффективного взаимодействия с окружающим
миром;
Помощь в понимании ситуации и анализе
существующих подходов к ней;
Выполнение функций доверенного лица;
Разработка способов и средств снижения
социально-психологического напряжения
вокруг и внутри окружения политика;
Анализ и коррекция идей, исходящих от
самой политической персоны или значимых
лиц его окружения;
Разработка стратегии повседневной тактики
и стратегии персоны на довыборных и предвыборных
стадиях;
Разработка имиджа персоны и его осуществление;
Набор команды политика.
Семейное
консультирование
ставит своей целью, изучив проблему, содействовать
поиску решений по благоприятному ролевому
взаимодействию членов семьи и личностному
росту каждого из них.
2.Гештальт-консультирование
Гештальт-
В
психологии под гештальтом понимают
специфическую организацию частей,
которая составляет определенное целое.
Гештальтпсихология — это направление
психологической мысли, которое возникло
в начале XX в. и исходило из того, что анализ
частей не может обеспечить понимание
целого. Эксперименты гештальтпсихологов
показали, что человеческое восприятие
не детерминировано механическим суммированием
внешних раздражителей, а обладает своей
собственной организацией. В своем восприятии
организм выбирает то, что ему важно и
интересно. Например, жажда побуждает
человека выделять стакан воды на столе,
уставленном яствами, как значимую фигуру,
но когда жажда будет утолена, скорее всего
его внимание привлечет что-то другое.
Восприятие устроено таким образом, что
значимая фигура выделяется на первый
план, будь то образ любимого человека,
ощущение голода, боль от гвоздя в ботинке
или слово этого текста. Все остальные
объекты в этот момент сливаются, становятся
нечеткими и уходят в так называемый фон.
Для иллюстрации этого феномена существуют
картинки, содержащие двойные изображения.
Открытия гештальтпсихологов имели важные
философские следствия: человек ответственен
за то, что именно он воспринимает и как
себя чувствует.
Гештальтпсихология повлияла на формирование представления об организме как о едином целом, неделимом на отдельные части (например, на независимо существующие органы или независимо существующие душу и тело). Гештальтпсихолог Курт Левин разрабатывал теорию психологического поля. Ее суть в том, что поведение определяется целостной конфигурацией жизненного пространства человека, балансом между потребностями организма и объектами внешней среды.
Теоретические открытия гештальтпсихологии к практике психотерапии применил в 40-е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фриц (Фредерик Соломон) Перлз. В то время его не устраивали многие положения современного ему психоанализа, в частности преимущественно интеллектуальный характер переработки проблем пациента. Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии.
В целом теория гештальт-консультирование основывается на следующих положениях:
• Человек
представляет собой целостное
• Человек и окружающая его среда представляют собой единый гешталып, структурное целое, которое называю) полем организм — окружающая среда. Среда влияет на организм, а организм преобразует свою среду. Применительно к психологии межличностных отношений это означает, что, с одной стороны, на нас влияет поведение окружающих людей, с другой, если мы изменяем свое поведение, то и окружающие вынуждены меняться.
• Человеческое поведение согласно теории гештальт- консультирования подчиняется принципу формирования и разрушения гешталътов. Здоровый организм функционирует на основе саморегуляции. Насущная потребность возникаем и начинает занимать доминирующее внимание организма — фигура проявляется из фона. Далее организм ищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующую потребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватное взаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере) приводят к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается.
• Контакт — базовое понятие гештальт-консультирования. Организм не может существовать в безвоздушном пространстве, так же как в пространстве, лишенном воды, растений и живых существ. Человеческое существо не может развиться в среде, лишенной других людей. Все основные потребности могут удовлетворяться только в контакте с окружающей средой. Место, в котором организм встречается с окружающей средой, в гештальт-консультировании называют границей контакта. То, насколько человек способен удовлетворять свои потребности, зависит от того, насколько гибко он может регулировать контактную границу. Гештальт-консультирование описывает типичные нарушения контактной границы, которые делают взаимодействие со средой, в том числе межличностное, неэффективным.
Информация о работе Цели и задачи психологического консультирования