Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:31, реферат
Цель исследования – определение ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи исследования:
•определить ценностные ориентации современной молодежи;
•рассмотреть и определить особенности динамики ценностных ориентаций у молодежи в период реформ;
•проанализировать тенденции изменения ценностных ориентаций;
1.Введение................................................................................................................4
2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности..............................................................................................................5
2.1.Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи период реформ....................................................... .................................................9
2.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций..............................20
3.Заключение.........................................................................................................27
4.Литература........................................................................................................29
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт физической культуры, спорта и туризма
РЕФЕРАТ
по психологии:
Ценностная ориентация современной молодежи
Преподаватель: Рудаков А.Л
Студент: Попков А.В 1курс ИФКСиТ фк13-01Б
Красноярск 2013г
Содержание
1.Введение....................
2. Ценностные ориентации современной
молодежи и их особенности...................
2.1.Особенности динамики ценностных ориентаций
современной молодежи в период реформ........................
2.2. Общие тенденции изменения
ценностных ориентаций.........
3.Заключение..................
4.Литература..................
Введение
Проблема данного исследования – изменение ценностных ориентаций молодежи в современной России.
Цель исследования – определение ценностных ориентаций современной молодежи.
Объект исследования – ценностные ориентации современной молодежи.
Задачи исследования:
2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности
Традиция
изучения ценностных ориентаций общества
в целом и его групп в
частности выработала за продолжительное
время своего существования множество
определений этого важного
1) возрастно-демографический;
2) амбивалентно-транзитивный;
3) образовательный;
4) дивиантно-деликвитный.
1. Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17–28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм.
Молодежь несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.
5
Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, – со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона
еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.
Социальный статус студента (а большинство молодых людей в современном обществе являются учениками ВУЗов), имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с его относительной невысокостью в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время будущий выпускник ВУЗа готов «поднять планку» своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.
Зависимость
от общества и государства вынуждает
молодежь идти на поводу у государственных
идеологий и общественных стереотипов,
не давая ей возможность проявить
свою самостоятельность в
Позитивным моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций молодежи, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души еще много свободного места.
2. Амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно – переходным характером молодежной студенческой массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так теоретическое осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено никакой практической базы. Отсутствие социальной практики придает теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей профессиональной деятельности.
Однако, с
другой стороны, транзитивность обладает
и потенцией высокого полета творческой
мысли в стремлении к высотам
человеческого духа, что связано
с отсутствием привязанности
к своим будущим
3. Образовательный
фактор является, пожалуй, самым
позитивным, поскольку связан с
системным процессом
отдельных представителей, с социологическими принципами и законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами и высокими шедеврами мирового искусства и т.д.
4. Девиантно-делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, – все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как–то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д. [5, c. 40].
Такие патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к «навязываемым» обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв современной молодежи становится заложником агрессивно – политических, радикальных и откровенно антиконституционных сил общества. Девиантно-деленквинтная часть молодежи (по разным подсчетам, примерно 1–5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал – большевизма .
Основная проблема ценностной ориентации молодежи заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность.
2.1 Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ
Проблема динамики ценностных ориентаций связана с обширным кругом политических, экономических, правовых и других вопросов, поскольку эта динамика напрямую связана с экономическими и политическими аспектами реформирования, – поэтому её анализ неотъемлем от рассмотрения влияющих на него факторов. Литература по этому вопросу обширна, однако, по причине постоянного изменения данных по этой проблеме, соответствующая литература непрерывно устаревает.
В период радикальных социально – экономических реформ ослабляют свое сдерживающее воздействие, либо совсем исчезают культурные рамки, которые определяли своими границами стихию общества, кристаллизовали паритет идентификационных и интеграционных тенденций, оформляет равновесие прав, свобод и обязанностей, ограничений, определяет солидарность общества и государства.
Ослабление этих культурных рамок провоцирует «большой взрыв» традиционной системы ценностей, вследствие чего происходит распад «материального – телесного низа», которая больше не желает оставаться в слишком тесных для нее границах, и жаждет ничем не ограничиваемой вседозволенности под видом «свободы». В этой ситуации происходит переоценка ценностей, которую иначе как «мародерской» и не назовешь [4, c. 59].
По странному принципу, когда низвергается старая культура, взамен не предлагается никакая другая. А дело в том, что восстание материально – телесной стихии вызывает к жизни самые патологические и радикальные формы неприятия культуры, которые можно охарактеризовать как панический страх перед изменениями.
Динамику ценностных ориентаций в период реформирования
определяет
дисбаланс традиционного
Причем каждую из этих сторон предполагает свою иерархию.
Стабильность социальной системы всегда характеризуется балансом между материальными и духовными ценностями. В годы реформ конфликт между ними возрастает, их баланс как гарант социальной стабильности нарушается, – начинается болезненная ломка устоявшейся система ценностей и норм.
Нарастающий
дисбаланс между духовными и
материальными ориентирами
Исследователи
социологии российских реформ отмечают,
что «переходное состояние
обществе образовалась достаточная представительная реферативная группа, которая является носителем и движителем новых экономических отношений» [2, c. 98]. Эта группа в достаточной мере адаптировалась к новым экономическим условиям, ей удалось в этой среде обрести новую идентичность, и благодаря этой идентичности – интегрироваться в новую экономическую реальность.
Однако, как пишут авторы того же исследования, возникла и другая общность людей как тех, чья личностная идентификация не совпадает с социально – символической идентификацией, – «одновременно оформилась и группа аутсайдеров, которые не принимают рыночный вариант развития, ориентированы на прошлые опыт и ценности» [2, c. 100].
Есть и третья группа, и их – большинство, – «между этими крайними группами находится большинство населения, составляющее ту критическую массу, которая решает, в конечном счете, судьбу реформ в том или ином варианте. Поэтому наиболее актуальной в настоящее время становится включенность массового человека в реально проходящие преобразования, перспективы роста или снижения его социального статуса, адаптационные возможности, определяемые социально – демографическими, образовательными и даже психологическими особенностями» [2, c. 101].
На фоне мировоззренческой неопределенности экспансия массовой коммерческой культуры, агрессивно насаждая психологию потребительства и выгоды, приводит к нравственной деградации личности и снижению ценности человеческой жизни, примитивизирует смысл человеческого бытия, стимулирует асоциальные и противоправные формы самореализации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция), обусловливает массовое распространение мистических учений, движений и нетрадиционных культов, представляющих реальную опасность для нравственного здоровья молодого человека, ослабляет и разрушает механизмы культурной преемственности, угрожая сохранению самобытности
Информация о работе Ценностная ориентация современной молодежи