Ценностная ориентация современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 05:31, реферат

Краткое описание

Цель исследования – определение ценностных ориентаций современной молодежи.
Задачи исследования:
•определить ценностные ориентации современной молодежи;
•рассмотреть и определить особенности динамики ценностных ориентаций у молодежи в период реформ;
•проанализировать тенденции изменения ценностных ориентаций;

Содержание

1.Введение................................................................................................................4
2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности..............................................................................................................5
2.1.Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи период реформ....................................................... .................................................9
2.2. Общие тенденции изменения ценностных ориентаций..............................20
3.Заключение.........................................................................................................27
4.Литература........................................................................................................29

Вложенные файлы: 1 файл

ценностная ориентация современной молодежи.docx

— 52.85 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  Институт физической культуры, спорта  и туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по  психологии:

 

 

Ценностная  ориентация современной молодежи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Преподаватель:         Рудаков А.Л               

 

          Студент: Попков А.В 1курс ИФКСиТ фк13-01Б

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2013г

 

 

Содержание

1.Введение................................................................................................................4

2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности..............................................................................................................5

2.1.Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ....................................................... .................................................9

2.2. Общие тенденции изменения  ценностных ориентаций..............................20

3.Заключение.........................................................................................................27

4.Литература........................................................................................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема данного исследования – изменение ценностных ориентаций молодежи в современной России.

Цель исследования – определение ценностных ориентаций современной молодежи.

Объект исследования – ценностные ориентации современной молодежи.

Задачи исследования:

  • определить ценностные ориентации современной молодежи;
  • рассмотреть и определить особенности динамики ценностных ориентаций у молодежи в период реформ;
  • проанализировать тенденции изменения ценностных ориентаций;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности

 

Традиция  изучения ценностных ориентаций общества в целом и его групп в  частности выработала за продолжительное  время своего существования множество  определений этого важного понятия  социологии. Понятие ценностной ориентации неоднократно становилось в центр  многочисленных исследований видных зарубежных и российских ученых. Особенности  ценностных ориентаций современной  молодежи определяются влиянием следующих  факторов:

1) возрастно-демографический;

2) амбивалентно-транзитивный;

3) образовательный;

4) дивиантно-деликвитный.

1. Возрастно-демографический фактор формирования ценностных ориентаций связан с определенным возрастом (17–28 лет), с социальным статусом и в известной мере зависимостью молодежи от опеки со стороны общества и государства. Возрастные характеристики обуславливает двойственность и еще не состоявшуюся прочность усвоения ценностей и норм.

Молодежь  несет в известной мере рудименты  и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер.

 

 

 

 

5

Символический закон общественной нормы воспринимается как привносимый извне, – со стороны родителей, воспитателей, учителей, старших, взрослых, общества в целом. Эта инстанция символического закона

 

еще не интериоризировала собой сознание незрелого существа в виде внутреннего закона как закона совести. Инфантильность незрелого эгоизма еще не изжита императивом совести, как завоевания своего духа. Норма в этой ситуации стимулируется страхом перед наказанием как наказанием со стороны внешней карающей инстанции.

Социальный  статус студента (а большинство молодых  людей в современном обществе являются учениками ВУЗов), имея характер неопределенности и зависимости, отличается весьма размытыми очертаниями, мигрируя от полюса к полюса, связанных с  его относительной невысокостью в настоящем и потенцией высокого статуса в будущем, после периода реализации возможности полученных знаний и умений. Такое состояние не дает студенту возможность зафиксировать свой ценностные ориентации, вынуждая его к пассивному выжиданию, и в то же время будущий выпускник ВУЗа готов «поднять планку» своих ценностных предпочтений так высоко, насколько этому будет способствовать его социальный статус в будущем.

Зависимость от общества и государства вынуждает  молодежь идти на поводу у государственных  идеологий и общественных стереотипов, не давая ей возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном  и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, «причесанность» представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью молодежи, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.

 

Позитивным  моментом возрастно-демографического фактора, влияющего на формирование ценностных ориентаций молодежи, можно считать то, что сознание молодого человека широко открыто для восприятия знания аксиологической направленности, поскольку в «табула раса» его души еще много свободного места.

2. Амбивалентно-транзитивный фактор обусловлен двойственно – переходным характером молодежной студенческой массы, чья самостоятельность уже сказалась в выборе будущей профессии и специализации, а, с другой стороны, этой самостоятельности еще предстоит реализоваться практически. Так теоретическое осознание своей свободы в реализации право на выбор профессии не подкреплено никакой практической базы. Отсутствие социальной практики придает теоретическому основанию формирования ценностных ориентаций спекулятивный и умозрительный характер. И, как правило, это спекулятивное основание оказывается вскоре быстро утраченным, вследствие столкновения с практической стороной своей профессиональной деятельности.

Однако, с  другой стороны, транзитивность обладает и потенцией высокого полета творческой мысли в стремлении к высотам  человеческого духа, что связано  с отсутствием привязанности  к своим будущим профессионально  – функциональным и «цеховым» ценностям [7, c. 102].

3. Образовательный  фактор является, пожалуй, самым  позитивным, поскольку связан с  системным процессом образования,  в которое помимо специальных  профилирующих дисциплин включаются  аспекты гуманитарного образования,  которое имеет огромное значение  в деле формирования ценностных  ориентаций, и которое делает  по сути высшее образование  высшим. Студенты, обучаясь таким  предметам как история, философия,  социология, история искусств, религиоведение, уже а процессе образования  сталкивается с философскими  идеями, вокруг которых, как известно, вращается мир, с историческими  примерами подвигов народа и  его 

отдельных представителей, с социологическими принципами и  законами, на которых основана социальные стабильность и солидарность, с образцами  и высокими шедеврами мирового искусства  и т.д.

4. Девиантно-делинквентный фактор опосредует асоциальные формы переоценки прежних ценностей и усвоения новых. Социальная фрустрация, кризис переходного возраста, коренная ломка инфантильных стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстроменяющимся условия социального окружения, императив экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью, – все это не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как–то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и т.д. [5, c. 40].

Такие патологии  провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность  в отношении к «навязываемым» обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв современной  молодежи становится заложником агрессивно – политических, радикальных и откровенно антиконституционных сил общества. Девиантно-деленквинтная часть молодежи (по разным подсчетам, примерно 1–5%) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал – большевизма .

Основная  проблема ценностной ориентации молодежи заключается в принципиальной их поляризованности, которая оказывает непосредственное влияние на их расклад и направленность.

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Особенности динамики ценностных ориентаций современной молодежи в период реформ

 

Проблема  динамики ценностных ориентаций связана  с обширным кругом политических, экономических, правовых и других вопросов, поскольку  эта динамика напрямую связана с  экономическими и политическими  аспектами реформирования, – поэтому её анализ неотъемлем от рассмотрения влияющих на него факторов. Литература по этому вопросу обширна, однако, по причине постоянного изменения данных по этой проблеме, соответствующая литература непрерывно устаревает.

В период радикальных  социально – экономических реформ ослабляют свое сдерживающее воздействие, либо совсем исчезают культурные рамки, которые определяли своими границами стихию общества, кристаллизовали паритет идентификационных и интеграционных тенденций, оформляет равновесие прав, свобод и обязанностей, ограничений, определяет солидарность общества и государства.

Ослабление  этих культурных рамок провоцирует  «большой взрыв» традиционной системы  ценностей, вследствие чего происходит распад «материального – телесного низа», которая больше не желает оставаться в слишком тесных для нее границах, и жаждет ничем не ограничиваемой вседозволенности под видом «свободы». В этой ситуации происходит переоценка ценностей, которую иначе как «мародерской» и не назовешь [4, c. 59].

По странному  принципу, когда низвергается старая культура, взамен не предлагается никакая  другая. А дело в том, что восстание  материально – телесной стихии вызывает к жизни самые патологические и радикальные формы неприятия культуры, которые можно охарактеризовать как панический страх перед изменениями.

Динамику  ценностных ориентаций в период реформирования

определяет  дисбаланс традиционного устоявшегося равновесия между материальными  и духовными ценностями. Динамика ценностных ориентаций обусловлена  диалектическим противоречием «небесных», патерналистских, духовно – этических и «земных», материально – экономических ценностных ориентаций [4, c. 61].

Причем каждую из этих сторон предполагает свою иерархию.

Стабильность  социальной системы всегда характеризуется  балансом между материальными и  духовными ценностями. В годы реформ конфликт между ними возрастает, их баланс как гарант социальной стабильности нарушается, – начинается болезненная ломка устоявшейся система ценностей и норм.

Нарастающий дисбаланс между духовными и  материальными ориентирами вызывает на макросоциологическом уровне – предреволюционные ситуации, этнические и классовые конфликты, напряженное противостояние власти и общества, конфликты между рабочими и собственниками, а на микросоциологическом уровне – неврозы, озлобление, страз, депрессии и т.д.

Исследователи социологии российских реформ отмечают, что «переходное состояние российского  общества от принудительно направляемого  хозяйство к современному рыночному  обуславливает общественные сдвиги в ценностных представлениях, ориентациях  и типах поведения различных  групп и слоев населения. Само осуществление экономических реформ не было бы возможно, если бы не получили достаточно широкое распространение  новые, не практиковавшиеся ранее типы экономического поведения, соответствующие  новым реалиям. Несмотря на достаточно консервативную природу систему  ценностей, которая определяется не только экономическими отношениями, становящимися  «здесь и сейчас», но и прошлым  жизненным опытом, статусом конкретного  человека, группы, слоя, традициями и  обычаями, в 

обществе  образовалась достаточная представительная реферативная группа, которая является носителем и движителем новых  экономических отношений» [2, c. 98]. Эта группа в достаточной мере адаптировалась к новым экономическим условиям, ей удалось в этой среде обрести новую идентичность, и благодаря этой идентичности – интегрироваться в новую экономическую реальность.

Однако, как  пишут авторы того же исследования, возникла и другая общность людей  как тех, чья личностная идентификация  не совпадает с социально – символической идентификацией, – «одновременно оформилась и группа аутсайдеров, которые не принимают рыночный вариант развития, ориентированы на прошлые опыт и ценности» [2, c. 100].

Есть и  третья группа, и их – большинство, – «между этими крайними группами находится большинство населения, составляющее ту критическую массу, которая решает, в конечном счете, судьбу реформ в том или ином варианте. Поэтому наиболее актуальной в настоящее время становится включенность массового человека в реально проходящие преобразования, перспективы роста или снижения его социального статуса, адаптационные возможности, определяемые социально – демографическими, образовательными и даже психологическими особенностями» [2, c. 101].

На фоне мировоззренческой  неопределенности экспансия массовой коммерческой культуры, агрессивно насаждая психологию потребительства и выгоды, приводит к нравственной деградации личности и снижению ценности человеческой жизни, примитивизирует смысл человеческого бытия, стимулирует асоциальные и противоправные формы самореализации (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция), обусловливает массовое распространение мистических учений, движений и нетрадиционных культов, представляющих реальную опасность для нравственного здоровья молодого человека, ослабляет и разрушает механизмы культурной преемственности, угрожая сохранению самобытности

Информация о работе Ценностная ориентация современной молодежи