Ценностно-смысловые составляющие личности руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 10:01, дипломная работа

Краткое описание

Проблема исследования ценностных ориентацией у современных руководителей остается актуальной. Во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентаций; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, что особенно ярко выражено у современных руководителей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современных руководителей.

Содержание

Введение
6
1 Теоретико-методологические основы исследования проблем ценностей и ценностных ориентаций
9
1.1 Теоретические подходы к определению понятий ценностей и ценностных ориентаций
9
1.2 Ценностные ориентации - как одно из составляющих формирования имиджа первого лица и организации
30
2 Организация и методология исследования
41
2.1 Выборка и методы исследования
41
2.2 Результаты исследований особенностей ценностных ориентаций современных руководителей
52
Заключение
60
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Ценностно-смысловые составляющие личности руководителя.doc

— 473.00 Кб (Скачать файл)

Терминальные ценности, которые находят свою реализацию в сфере семейной жизни: Собственный престиж. Выражается в стремлении человека так строить свою семейную жизнь, чтобы обеспечить себе признание со стороны окружающих. Испытуемые, получившие высокий балл по этому показателю, очень часто бывают заинтересованы в мнении других людей о различных аспектах своей семейной жизни.

Высокое материальное положение. Выражается в стремлении к наиболее высокому уровню материального достатка своей семьи. Испытуемые с высоким баллом по данному показателю считают, как правило, что семейное благополучие заключается прежде всего в хорошей обеспеченности семьи.

Испытуемые, набравшие высокий балл по показателюдостижения, часто бывают заинтересованы в информации о семейной жизни других людей, так как хотят убедиться в весомости достижений своей семейной жизни по сравнению с достижениями семенной жизни других.

Духовное удовлетворение выражается в стремлении к глубокому взаимопониманию со всеми членами семьи, духовной близости с ними. Испытуемые с высоким баллом по данному показателю в супружестве больше всего ценят настоящую любовь и считают ее главным условием семейного благополучия.

Сохранение собственной индивидуальности выражается в стремлении строить свою жизнь, ориентируясь лишь на собственные взгляды, желания, убеждения. Испытуемые с высоким баллом по данному показателю часто стараются сохранить свою независимость даже от членов своей семьи

Таким образом по методике терминальных ценностей у совремнных руководителей преобладют следующие терминальные ценности: высокое материальное положение, развития себя, сохранение собственной индивидуальности, достижения, духовное удовлетворение. Выявленные терминальные ценности находят свою реализацию в следующих сферах жизни профессиональная и семейная.

Таким образом, выделенные на основании особенностей целостной иерархии ценностных ориентации руководители не имеют различия по целому ряду психологических характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Анализ социальной опосредованности личностных отношений занимает важное место в отечественной психологии, поскольку личность не может рассматриваться в отрыве от социальной среды, общества. Еще Л.С.Выготский ввел в психологию понятие «социальная ситуация развития». Развитие личности, по Л.С.Выготскому, обусловлено освоением индивидом ценностей культуры, которое опосредовано процессом общения. По его словам, значения и смыслы, зарождаясь в отношениях между людьми, в частности, в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, затем посредством интериоризации «вращиваются» в сознание человека. С.Л.Рубинштейн также пишет, что ценности «производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека». По мнению Б.Г.Ананьева, исходным моментом индивидуальных характеристик человека как личности является его статус в обществе, равно как и статус общности, в которой складывалась и формировалась данная личность. На основе социального статуса личности формируются системы ее социальных ролей и ценностных ориентации. Статус, роли и ценностные ориентации, по словам Б. Г. Ананьева, образуя первичный класс личностных свойств, определяют особенности структуры и мотивации поведения и, во взаимодействии с ними, характер и склонности человека.

Изучение роли общественно-социальных отношений в формировании личности применительно к ее ценностным ориентациям было продолжено в работах Б.Д.Парыгина, Г.М.Андреевой, А.И.Донцова, Л.И.Анцыферовой, В.С.Мухиной, А.А.Бодалева, Г.Г.Дилигенского, В.Г.Алексеевой и многих других исследователей. С точки зрения Л. И. Анцыферовой, направленность личности на определенные ценности - ценностные ориентации - формирует общество. Именно общество предъявляет определенную систему ценностей, которые человек «чутко улавливает» в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально-личностных эквивалентов. В.Г.Алексеева формулирует общепринятое определение ценностных ориентации, как форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта.

Необходимо подчеркнуть, что социально-психологический подход к определению ценностей заключается не в рассмотрении ценностной системы общества как внешней по отношению к человеку совокупности норм и правил, а в анализе социально обусловленного характера принятия ценностей личностью. Так, С.Л.Рубинштейн видел задачу психологии в том, чтобы «преодолеть отчуждение ценностей от человека». В данном контексте как основное средство принятия личностью ценностей общества может рассматриваться понятие «деятельность», занимающее ключевое место в теории А.Н.Леонтьева. По его словам, реальным базисом личности человека выступает совокупность общественных по своей природе отношений к миру, которые реализуются его деятельностью. Становление личности заключается в закономерной перестройке системы отношений и иерархии смыслообразующих мотивов в процессе общения и деятельности, в становлении, тем самым, «связной системы личностных смыслов». Основываясь на концепции А.Н.Леонтьева, В.Ф.Сержантов делает вывод, что всякая ценность характеризуется двумя свойствами - значением и личностным смыслом. Значение ценности представляет собой совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идей, которые делают их ценностями в обществе, а личностный смысл ценностей определяется самим человеком.

Анализ современной отечественной и зарубежной литературы и результаты исследования позволили нам сделать следующие выводы. Система жизненных ценностей руководителя является одним из ключевых факторов, определяющих стиль управленческой деятельности, характер задач и целей, которые он ставит перед собой. При этом динамика ценностей в изменяющихся социально-экономических условиях обусловлена как самим изменением этих условий, так и особенностями личности руководителя, его возрастом, опытом профессиональной управленческой деятельности, социальной ситуацией развития, семейным положением, количеством детей в семье, образованием, стилем руководства. При этом существует сложная зависимость между системой жизненных ценностей руководителя и его стилем руководства.

В нашей дипломной работе рассматривалась проблема ценностных ориентаций современных руководителей.

«Социальный портрет» современных руководителей, включает в себя черты, абсолютно полярные по своим признакам, т.е., на наш взгляд, не существует реального образа современных руководителей и, соответственно, адекватного его восприятия подчинёнными.

Внимание привлекают отдельные составляющие проблемы ценностной ориентации предпринимателей (например, такие черты характера, как творчество и достижения), а не целостная система ценностей и мотиваций, что способствует созданию у подчиненных негативного образа современного руководителя.

В ходе исследования, рассмотрев и проанализировав полученные эмпирические данные, мы обнаружили, что ценности-идеалы связаны с конкретными формами и способами поведения; формированию этих ценностей способствуют определенные личностные свойства, хотя связь личностных свойств и ценностей носит многозначный характер. Так, одно и то же свойство соотносится с разными ценностями, а последние - одновременно с несколькими способами поведения. Установлено, что ценности-идеалы могут реализоваться через поведение, обусловленное либо данной ценностью, либо направленное на реализацию других ценностей. Вместе с тем, они могут оставаться нереализованными, что может явиться причиной внутриличностного конфликта. Конкретное проявление ценностей в поведении человека зависит от особенностей структуры ценностей данной личности. Это говорит о том, что единой системы ценностей и морально-этических норм у современных руководителей не может быть в силу того, что у каждого руководителя есть свои определенные личностные особенности.

В иерархии ценностей современных руководителей доминируют отдельные ценности, имеющие индивидуальную направленность:

- в структуру доминирующих ценностей всех испытуемых входит ценность хорошего здоровья;

- в число личностно значимых ценностей женщин-руководителей входят любовь, общение, познание и стремление к прекрасному;

- в число значимых ценностей высшего руководящего звена и экономистов входит, кроме общечеловеческих ценностей (любовь, общение), ценность высокого материального благосостояния.

Таким образом, выдвинутые нами гипотезы подтвердились.

Человек - «иерархический субъект», рассматривать его деятельность вне контекста смысложизненных ориентаций, означает лишить его индивидуальности, «обезличить». Вместе с тем, любое производство, компания, организация - это, прежде всего, люди, а не техническое оснащение. Знание приоритетных ценностей и ведущих потребностей позволяет руководству оптимизировать производственную деятельность в интересах предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности. - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 608 с.
  2. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. – 291 с.
  3. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989.- 248 с.
  4. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.
  5. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., 1990. - 240 с.
  6. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже. - М.: Просвещение, 1967. - 623 с.
  7. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Наука, 1995. - 296 с.
  8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 446 с.
  9. Леонтьев В. Г. Психологические механизмы мотивации. – Новосибирск: НГПИ., 1992. - 216 с.
  10. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. // Психологический журнал. - 1984. - № 5. - С. 63-70.
  11. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980. - 192 с.
  12. Долгопятова Т. Российские предприятия в переходной экономике: экономические проблемы и поведение. - М.: Дело ЛТД., 1995. – 255 с.
  13. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.- 344 с.
  14. Гобл Ф. Третья сила. - М.: Смысл, 1999. - 334 с.
  15. Анурин В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей. // Социология высшей школы. - 1982. - № 6. - С. 116-129.
  16. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития. // Социально-политический журнал. - 1995. - № 6. - С. 61-73.
  17. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы. - М.: МГУ, 1981. – 158 с.
  18. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
  19. Бубнова С.С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой. – М: МГУ, 1997, - 235 с.
  20. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности. - М.: МГУ, 1989. – 426 с.
  21. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М.: Мысль, 1988.- 301 с.
  22. Артемов С. Д. Социальные проблемы адаптации молодого рабочего на промышленном предприятии. - М.: Знание, 1970. – 135 с.
  23. Бубнова С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. – А: Мектеп, 2002. – 315 с.
  24. Асеев В. Г. Теоретические аспекты проблемы адаптации. – Иркутск: Право, 1986. – 317 с.
  25. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 1990. - 367 с.
  26. Бабаков В.Г. и др Морфология культуры. Структура и динамика. - М.: Наука, 1994. – 352 с.
  27. Массен П., КонгерДж., Каган Дж., Хьюстона. Развитие личности ребенка. - М.: Прогресс, 1987. - 272 с.
  28. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1999. - 512 с.
  29. Платонов К. К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 1986. - 254 с.
  30. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. - М.: Наука, 1998. – 315 с.
  31. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: ЛГУ, 1988. - 270 с.
  32. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
  33. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая интеграция. – Новочеркасск: ВАРГО, 1994. – 200 с.
  34. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - М.: Педагогика, 1986. - 408 с.
  35. Благуш П. Факторный анализ с обобщениями. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 248 с.
  36. Бубнова С.С. Методика диагностики ценностных ориентации личности. - М.: МГУ, 1995. – 255 с.
  37. Бутенко А. Идеология для России. // Высшее образование в России. - 1997. - №4. – С. 52-55.
  38. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. - М.: Пресс, 1991. – 255 с.
  39. Гоббс Т. Избранные произведения. - М.: Пресс, 1964. - 233 с.
  40. Дильтей В. Описательная психология. - М.: МГУ, 1992. – 319 с.
  41. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии. - М.: Политиздат, 1985, - 304 с.
  42. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Политиздат, 1975, - 304 с.
  43. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. - М.: Просвещение, 1992. - 255 с.
  44. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). - М.: Знание, 1992. - 166 с.
  45. Мухина В. С. Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. - М.: МГПИ., 1985. – 425 с.
  46. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности. - М.: МГУ, 1982. – 353 с.
  47. Фромм Э. Душа человека: Пер. с англ. - М.: Республика, 1992.- 430 с.
  48. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психол. журнал. - 1995. -  №2. - С. 15-25.

 

 


 



Информация о работе Ценностно-смысловые составляющие личности руководителя