Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:22, контрольная работа
Раскрытие понятий "человек", "индивид", "личность".
1. Охарактеризуйте соотношение понятий «человек», «индивид», «личность». 3
2. Раскройте понятие структуры личности. 7
3. Определите понятия по следующим определениям: 10
Литература 14
Содержание
Вариант 11.
Понятие «человек». Человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.
Кроме того, человек — это родовое понятие, указывающее (с материалистической точки зрения) на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду. Человек — это специфическое, уникальное единство биологического и социального. Как существо биологическое, он подчиняется биологическим и физиологическим законам, как существо социальное — он часть социума и продукт общественного развития.
Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям, качеств и способностей.
Используя это понятие, психологи
подчеркивают, что человек является
биологическим и социальным существом
одновременно, которое своей
Основные характеристики человека:
- особое строение организма;
- способность к трудовой деятельности (homo faber, «человек работающий»);
- наличие сознания (homo sapiens, человек как носитель разума.)
Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».
Понятие «индивид». Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.
Общие характеристики индивида:
- целостность психофизической организации организма;
- устойчивость по отношению к окружающей действительности;
- активность.
Иначе, можно сказать, что индивид - это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид - исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.
В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:
1) человек — это
своеобразный представитель
2) это отдельный представитель
человеческой общности; выходящее
за рамки природной (
Понятие «личность». Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.
Слово «личность» в английском языке происходит от слова «персона». Первоначально оно обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний поверхностный социальный образ, который принимает человек, когда играет определенные жизненные роли, - некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим. Поэтому понятие «личность», в первую очередь, связано с социальной сущностью человека.
Личность — это самое главное в человеке, важнейший его социальный признак. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.
Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность - это социальная сущность человека.
Слово «личность» широко используется в повседневном общении наряду с понятиями «человек», «индивид», которые, однако, не являются тождественными.
Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.
Общественная сущность и социальные функции личности являются главными показателями в ее характеристике. Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.
Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать и быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.
Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Идеология, или система идей об обществе, формирует психологию личности, ее мировоззрение, социальные установки. Овладение общественными науками помогает личности правильно ориентироваться в общественных событиях и осознать свое место и роль в общественном развитии. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения и воспитания, радио и телевидения и других средств массовых коммуникаций.
Личность является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, она несет ответственность за свое поведение перед обществом.
Понятие «личность» гораздо шире, чем такие понятия, как «индивид», «индивидуальность». Если индивид - это представитель человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.
Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического опыта человек становится личностью.
Основные компоненты личности:
1. Направленность личности,
или избирательное (
Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настройки, что, в свою очередь, активизирует интеллектуальную деятельность. Вместе естественные потребности несколько тормозятся, повседневные заботы отходят на задний план (например, ремонт квартиры, закупка продуктов, приобретение мебели - если в это время человек пишет диссертацию или монографию или сдает экзамены в учебном заведении). Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личностной значимости.
2. Возможности личности. Это компонент, охватывающий ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Например, Чехов был гениальным писателем, хотя проявил себя как очень неплохой врач. Т.Г. Шевченко был гениальным поэтом, но еще выдающимся художником, художественное наследие которого еще не полностью исследованы и оценены. У В. Маяковского основной талант - поэтический, но он был и неплохим актером. То же можно сказать и о М.Ю. Лермонтове, который был талантливым поэтом, и не менее талантливым художником..
3. Способности. Каждый из нас знает свою основную, ведущую способность и подчиненную ей ведомую. Подчиненная способность, а точнее - способность (в русскоязычной терминологии «способность» - это и способность, и способность) усиливает основную ведущую способность или талант.
4. Характер - сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Очевидно, на характер соотношения способностей влияет структура направленности. Характер, или стиль поведения в социальной среде, является третьим компонентом в структуре личности.
Очевидно, на характер соотношения способностей влияет структура направленности. Характер, или стиль поведения в социальной среде, является третьим компонентом в структуре личности.
Хотя характер и не отражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, которые проявляются в темпераменте.
В системе характера можно выделить основные свойства, прежде моральные качества (чувствительность или черствость в отношениях с людьми, ответственное отношение к общественным обязанностям, скромность и т.д.), затем - волевые (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Поэтому можно сказать, морально-волевые качества составляют подлинную основу характера.
5. Система управления, которую обычно обозначают понятием «Я».
«Я» - утверждение самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предсказания и планирования жизни и деятельности.
Самоуправление имеет большое значение в нормальном целенаправленном разумном жизни и деятельности личности, поэтому рассмотрим его подробнее.
Академик И.П. Павлов отмечал, что человек - это система, которая сама себя регулирует, подправляет и даже совершенствует.
Структура личности будет не полной, если исключить из нее психические процессы и состояния.
а) человек как представитель рода, телесное бытие человека – индивид.
Индивид - человек, как отдельный представитель человеческого рода, имеющий врождённые природные свойства; телесное бытие человека. Индивид означает лишь то, что его отец и мать - люди. (Отдельное животное существо - особь).
Сущность индивида - совокупность всех общественных отношений. Понятие «индивид» впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало неделимый и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей. Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович). Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенности. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условий, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.
б) человек как носитель предметно-практической деятельности – субъект.
Субъект - человек, как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.
Субъект в психологии
– это человек в совокупности
таких психических
Одним из самых распространенных
является подход к человеку как к
субъекту деятельности. В психологии
понятие субъекта деятельности очень
часто непосредственно связано
с тем содержанием
Для решения проблемы человека как субъекта особое значение имеет принцип деятельности, в том числе, и для раскрытия человека как субъекта истории. Именно на его основе выясняется, каким образом человек в процессе материального, предметно-преобразующего взаимодействия с природой выступает тем самым и в качестве субъекта своего собственного развития как существа общественного, в качестве субъекта истории. Но в то же время принцип деятельности позволяет рассматривать в качестве субъекта истории не только совокупного субъекта (общество в целом), но и отдельного человеческого индивида. Субъект, созидающий схемы, нормы и идеалы своей собственной деятельности в процессе культурного выбора – это человек, задающий перспективу своего развития, строящий свою историю.
в) человек как социальное существо, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других – личность.
Личность - человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.
Понятие личности выражает социальную сущность человека. Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек: сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, мышления. Человек становится личностью благодаря самопознанию, которое позволяет свободно подчинить свое «Я» нравственному закону.