Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 21:40, реферат
Психология управления позволяет оптимизировать управленческие процессы в организации, а также перестроить их в связи с последними достижениями управленческой науки. Практическую значимость психологии управления невозможно переоценить. Гражданский долг и ответственность заставляют прилагать все усилия для развития управленческого потенциала на своем рабочем месте. От того, как каждый руководитель будет понимать свои управленческие функции и роли зависит эффективность организации в целом.
Введение
1. Человек в системе «человек – организация».
2. Управление, руководство и лидерство.
3. Стили руководства.
3.1. Стили руководства и асимметрия восприятия партнеров.
3.2. Стили руководства и социальные роли.
3.3. Стиль руководства и индивидуальный стиль деятельности руководителя.
3.4. Стиль руководства и эффективность деятельности руководителя.
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время научные сведения об управлении организациями необходимы людям разных специальностей: инженерам, юристам, политикам и т.д. Но, в первую очередь, они нужны профессиональным управленцам, менеджерам, руководителям предприятий и учреждений. Это вызвано тем, что современные организации невозможны без особого вида деятельности - управленческой, направленной на преобразование различных сторон организационной жизни. С правильной организацией управления связаны, прежде всего, нормальное функционирование и повышение эффективности деятельности организации. Разработка проблем социологии управления ускоряет профессиональный рост руководителей разных звеньев. Как предмет исследования управление организацией обладает большой привлекательностью, так как организация, по выражению отечественного социолога Фролова С.С., наше общество в миниатюре. Кризис, в котором оказалось наше Отечество в последние пятнадцать лет, поразил большинство организационных систем страны. В их числе оказались даже высокоэффективные организации, бывшие предметом национальной гордости. Постепенное восстановление и обновление экономики настоятельно требует внедрения новых методов, форм и технологий управления. Кроме того, экономическое выживание и развитие частного предпринимательства, негосударственного сектора, а также функционирование бюджетных организаций в новых условиях делает возможным и необходимым творческое экспериментирование в области структурирования и управления организациями. Простое перенесение на ,белорусскую почву управленческого опыта экономически развитых государств невозможно. Но возможно осмысление научного багажа и приложение знаний о процессах управления к российской действительности. С особой остротой стоит задача поиска новых подходов, которые позволили бы расширить возможности отечественной психологии управления при анализе и решении реальных организационных проблем.
|
Можно выделять, как минимум, пять качественно разных уровней в отношениях человека как субъекта деятельности и организации (в системе «человек – организация»):
1) Человек – профессия
(рабочее место, трудовой пост,
подразделение);
2) Человек – человек (как субъекты совместной
деятельности);
3) Человек – социальная группа (профессиональные
и межличностные взаимоотношения в трудовом
коллективе);
4) Человек – организация;
5) Человек – социум (как совокупность
политических, социально-экономических
условий исторической эпохи).
В каждом из этих уровней,
очевидно, можно различать два подуровня:
а) роли и функции (социальные роли, функции,
полномочия, нормативы, стандарты и т.п.);
б) индивидуальность (личность, субъект
своей жизнедеятельности).
Едва ли не все стороны отношений людей
в системе «человек – организация», входящих
в компетенцию организационной психологии,
могут и, видимо, должны рассматриваться
как различные по своему происхождению,
содержанию и психологическим механизмам
управления поведением и деятельностью
людей на каждом из вышеназванных уровней
и подуровней.
Так, например, управление (организацией,
подразделением, людьми) в действительности
воплощается отнюдь не как обезличенные
и формализованные процессы. Управление
как процессы взаимодействия людей есть
одна из сторон деятельности организации,
в которой достаточно очевидно проявляется
не только «человеческий фактор» в целом,
но и неоднозначная роль индивидуальности
человека (его профессионализма, мотивации,
устойчивых индивидуальных особенностей).
В феномене стиля (деятельности, руководства,
общения) особенно ярко проявляется возможная
вариативность взаимодействия людей в
зависимости от их индивидуальности даже
в нормативно заданном диапазоне содержания
и структурированности производственных
задач и социальных норм.
Таким образом, проблема стиля (стиля руководства,
в частности) – это тема еще сравнительно
мало разработанного «пласта» потенциала
взаимодействия людей, включенных в совместную
деятельность. Стиль не тождественен индивидуальным
особенностям человека (характеру, личностным
чертам, установкам и др.), а выступает
в качестве психологической системы их
согласования с совокупностью условий
его деятельности и внешней среды (технологиями,
требованиями рабочего места, социальными
нормами, индивидуальностью партнеров,
методами обучения и др.).
В феномене руководства
психологический анализ выделяет две
составляющие: собственно руководство
(администрирование) и лидерство. Эти понятия
единодушно разводятся психологами: руководство
понимается как фактор официальной структуры,
обеспечивающий социальную организацию
и управление деятельностью группы; лидерство
- как феномен социально-психологической
самоорганизации и самоуправления в группе,
как фактор упорядочения системы неформальных
отношений между ними. По мнению экспертов,
административное руководство ограничено
в своих управляющих воздействиях на человека
и подчиняет себе возможную власть лишь
на 50 - 60%. Другая весомая часть влияния
лидера на подчиненных зависит от его
неформального авторитета. Некоторые
исследователи считают, что эффективное
руководство непременно должно включать
в себя и лидерство (это чаще возможно
в небольших коллективах и функциональных
группах - бригада, экипаж самолета, танка
и т.п.). Руководитель может быть лидером
в группе. Однако даже признанный лидер
может быть неэффективным руководителем.
Различают лидеров деловых (инструментальных)
и эмоциональных (экспрессивных); их можно
различать по функциям в группе: «вдохновитель»,
«организатор», «идеолог», «исполнитель»
и др. Не меньше и возможных типов стилей
руководителей: авторитарный, демократичный,
либеральный; «аналитик», «патриарх»,
«побудитель», «политик» и др.
Под управлением понимают «элемент, функцию
организованных систем различной природы
(биологических, социальных, технических),
обеспечивающую сохранение их определенной
структуры, поддержание режима деятельности,
реализацию их программ и целей. Социальное
управление - воздействие на общество
с целью его упорядочения, сохранения
качественной специфики, совершенствования
и развития».
В аспекте социальных взаимодействий
людей различают содержание понятий управление
и руководство. Так, Р.Х.Шакуров под руководством
понимает часть управления, «заключающуюся
в целенаправленной организации и оптимизации
процесса управления ... коллективом с
помощью административных полномочий
и личного авторитета»; управление же
есть «система целенаправленных нестандартных
воздействий , совершаемых в связи с изменением
условий внутренней и внешней среды».
Напротив, А.Л.Свенцицкий рассматривает
управление несколько иначе - как «целенаправленное,
планомерное и систематическое информационное
воздействие субъекта управления на объект
с корректирующим учетом изменений, происходящих
в последнем». В целом, однако, при кажущейся
очевидности соотношение понятий управление,
руководство, объект и субъект управления
сложны и неоднозначны . А.А.Деркач под
руководством понимает деятельность руководителей
среднего и низового звена, проявляющуюся
в непосредственном взаимодействии субъектов,
занимающих разные иерерхические позиции
в организации, как партнеров совместной
деятельности. Под управление понимается
деятельность руководителей высшего уровня,
не всегда предполагающая непосредственное
межличностное взаимодействие людей как
субъектов с разной служебной иерархией,
а состоящей более в регулировании информационных
потоков. Анализ научной литературы по
обсуждаемой проблеме приводит нас к выводу,
что под управлением чаще подразумевается
некоторая объективная реальность, совокупность
сложных процессов организации и самоорганизации
природных и социальных феноменов – то,
что в науке называют «объект исследования».
В то же время под руководством чаще понимается
некоторая часть этой реальности, ее фрагмент,
на который обращено внимание ученого
(«предмет исследования») .
Итак, в литературе можно выделить четыре
основных аспекта различия содержания
понятий управление и руководство: 1) Управление
может иметь место по отношению к разным
системам (природным, техническим, экономическим
и др.); руководство - только по отношению
к социальным системам. 2) Руководство
есть одна из функций управления. 3) Руководство
– понятие, более адекватно отражающее
особенности управленческой деятельности
субъектов низового и среднего звена,
управление – деятельность руководителей
высшего уровня. Под социальным управлением
можно также подразумевать некоторую
объективную реальность (“объект”), под
руководством – особенность его концептуального
отражения (“предмет исследования”) .
К.Левин и Ф.Фидлер первыми классически
выразительно описали основные стили
руководства и их системообразующие признаки.
В своих подходах К.Левин, как и Ф.Фидлер,
широко охватили тему и выделили такие
важные, ключевые особенности стилевого
поведения руководителя, которые с разными
вариантами и контекстами продолжают
использовать многие другие исследователи
проблемы.
Эксперты различают несколько подходов
к проблеме и разное число стилей, выделяя
их по разным основаниям. Не всегда указанные
подходы независимы друг от друга. Чаще
они пересекаются, но все же различаются
по своим доминирующим идеям. В соответствии
с ними мы выделяем четыре подхода: 1) личностный
(определяется выделением индивидуальных
особенностей руководителя в качестве
главной детерминанты его стиля); 2) поведенческий
(связывает поведение руководителя с ситуациями
деятельности, структурой производственных
задач, а также с профессионализмом, отношениями
и мотивами подчиненных); 3) комплексный
(выражается в стремлении обобщить наиболее
известные детерминанты стиля); 4) структурно
- функциональный (характеризуется постановкой
вопроса о внутренней организации стиля,
при этом обычно не конкретизируется их
число) .
Одно из первых описаний стилей руководства
(лидерства) дают К.Левин с соавторами
. Они выделяют две стороны стилей руководства:
содержание решений, предложенных лидером
группе, и технику (приемы, способы) осуществления
этих решений. Обозначим формальный аспект
разных стилей. Авторитарный стиль: указания
даются руководителем по-деловому, кратко,
прямо и открыто; запреты и распоряжения
даются и реализуются без снисхождения
и с угрозой; характерен лаконичный и четкий
(командный) язык, неприветливый тон, похвала
и порицания субъективны. Реакции подчиненных
игнорируются; cоциально-пространственная
позиция руководителя - над группой. Демократичный
стиль: все мероприятия облекаются в форму
предложений, товарищеским тоном; форма
похвалы и порицаний - с учетом намерения
и реакции людей, их мнения; запреты делаются
в форме предложения или дискуссии. Имеет
место совместная деятельность, позиция
руководителя - в группе. Либеральный стиль:
конвенциальный тон, отсутствие похвалы,
порицаний, предложений; запреты или распоряжения
не высказываются, а заменяются присутствием;
сотрудничество отсутствует, позиция
руководителя – по возможности, вне группы.
Содержательная сторона стилей руководства.
Авторитарный стиль: мероприятия планируются
руководителем заранее или решаются и
осуществляются в процессе деятельности;
обычно указываются только непосредственно
предстоящие действия; перспективы работы
исполнителям неизвестны; мнение руководителя
- решающее. Демократичный стиль: большинство
важных мероприятий планируется и обсуждается
в группе, за их реализацию отвечают все
участники; руководитель не стремится
использовать решающее влияние своего
голоса. Либеральный стиль: исполнители
предоставлены самим себе, руководитель
не дает словесных указаний и предложений
и воздействует лишь своим присутствием;
работа складывается из отдельных интересов.
Другой из наиболее известных является
ситуационная модель Ф.Фидлера .
Полагая, что в разных ситуациях эффективными
могут быть разные типы руководства, что
групповая динамика не определяется лишь
личностными качествами лидера, Ф.Фидлер
выделил три ключевых ситуационных переменных:
1) Отношения лидера
и подчиненных – степень
2) Структурированность задач, т.е. степень
их формализованности. Структурированность
задач определяется по четырем признакам:
насколько в представлениях членов группы
выбранное лидером решение выглядит правильным;
насколько группа понимает все требования,
предъявляемые к данному решению (четкость
постановки задачи); какие существуют
ограничения, касающиеся действий по выполнению
задачи; является ли данное решение единственным,
или возможны альтернативные варианты.
3) Должностная власть как возможность
лидера принимать решения, связанные с
наказанием или поощрением подчиненных.
Власть определяется объемом должностных
полномочий лидера, положением группы
в общей организационной структуре, традицией
или неформальным признанием авторитета
лидера. Три ситуационные переменные дихотимичны
(либо одно, либо другое): отношения лидера
и подчиненных могут быть плохими или
хорошими; структура задачи - сложной или
простой; должностная власть – сильной
или слабой.
Сами руководители (лидеры) могут
быть более ориентированы на решение производственных
задач или на поддержание теплых отношений
с группой, что и определяет стиль руководства.
Эффективность руководителя является
функцией трех вышеуказанных переменных.
При определенных их комбинациях более
эффективны руководители, ориентированные
на задачи, при других – на отношения.
Считая стиль руководства врожденной
характеристикой, Ф.Фидлер видел два пути
повышения эффективности для конкретных
руководителей: а) подбор менеджеров соответственно
организационным условиям, б) изменение
самой ситуации (реструктуризация производственных
задач, расширение или сокращение властных
полномочий и др.).
В отличии от теории Ф.Фидлера, выделяющего
стиль как устойчивую характеристику
поведения субъекта, согласно теории Р.Хауса
- Т.Митчела "Путь - цель" руководитель
может и должен использовать разные стили,
наиболее соответствующие производственной
ситуации. Основные ситуационные факторы,
определяющие поведение лидера: а) личные
качества подчиненных; в) давление окружающей
среды; с) требования, предъявляемые к
подчиненным. По мнению авторов, личностные
качества руководителя при этом не значимы,
не препятствуют и не ограничивают проявление
руководителем гибкости в управлении
производственными процессами. Руководитель
может побуждать подчиненных к достижению
целей организации, используя четыре основных
стиля как способы воздействия: 1) стиль
поддержки (подобен стилю "ориентация
на человека"). Лидер дружелюбен и доступен,
выказывает подлинную заботу о подчиненных;
2) инструментальный стиль (соответствует
стилю "ориентация на задачи"). Лидер
авторитарен, дает четкие указания. Подчиненные
не принимают участия в принятии решений.
Они четко знают, чего от них ждут; 3) стиль,
поощряющий к принятию решений подчиненными.
Руководитель делится информацией с подчиненными,
использует их предложения, но решения
принимает самостоятельно; 4) стиль, ориентированный
на достижения. Особенность стиля - постановка
перед подчиненными довольно напряженных
целей, акцент на необходимости повышения
уровня индивидуальной выработки, демонстрация
руководителем уверенности в успешности
решения задач.
Наиболее предпочитаемый подчиненными
и соответствующий ситуации, стиль руководства
зависит от их личных качеств и требований
среды. Стиль поддержки более эффективен,
когда задача достаточно структурирована,
а ее большая структурированность уже
воспринимается как чрезмерный контроль.
Поддерживающее лидерство лучше влияет
на подчиненных, работающих над задачами,
вызывающими стресс и фрустрацию. Директивный
стиль эффективен и субъективно приемлем
для подчиненных, выполняющих неопределенные
задачи. Когда задача достаточно структурирована,
а ее большая структурированность уже
воспринимается как чрезмерный контроль,
стиль отрицательно влияет на удовлетворенность
и ожидания подчиненных. Ориентированный
на участие стиль более приемлем при нестандартных
задачах, требующих вовлеченности работников,
когда подчиненные стремятся участвовать
в процессе принятия решений. Ориентированный
на достижения стиль более соответствует
ситуации, когда подчиненные стремятся
к высокому уровню выработки, когда они
ожидают, что их эффективная деятельность
будет адекватно вознаграждена.
Используя один из четырех стилей в зависимости
от ситуационных переменных, руководитель
воздействует на восприятие и мотивацию
подчиненных, ведет их к ясности ролевого
поведения и целевых ожиданий, удовлетворенности
и эффективным действия.
По теории «Жизненного цикла» П.Херси
- К.Бланшара стили лидерства зависят
от "зрелости" исполнителей: их желания
достигать поставленные цели, образования
и опыта, готовности нести ответственность
за свое поведение. Соответственно различаются
два основных фактора («Задачи» и «Отношения»)
и четыре стиля: 1) "Указания" (директивный)
- при незрелых исполнителях с высокой
ориентацией руководителя на задачу и
низкой - на взаимоотношения с группой;
2) "Продажи" (поддерживающий стиль)
- средняя зрелость исполнителей, ориентация
руководителя, как на задачи, так и на взаимоотношения;
3) "Участия» (ориентации на участие
в принятии решений) - умеренно высокий
уровень зрелости подчиненных, сильная
ориентация руководителя на взаимоотношения
и слабая - на задачи; 4) "Делегирования"
– при высокой зрелости подчиненных стиль
руководителя отличается низкой направленностью
управленческих воздействий, как на задачи,
так и на отношения. Руководитель малоактивен
и осуществляет минимальное руководство
и поддержку подчиненных, так как «зрелые»
– высокопрофессиональные и мотивированные
сотрудники сами достаточно активны и
организованы, им делегирована значительная
часть функций управления.
РМ-теория Д.Мисуми также строится на двухфакторной
модели поведения: Р(erfomance) - деятельность
и М(aintenence) – поддержка. Независимо разработанная
в 1940-х годах, РМ-теория имеет серьезные
эмпирические основания. Комбинации степени
выраженности двух факторов дают четыре
основных стилей, по своему содержанию
аналогичных стилям, выделяемым в подходах
«путь – цель» и «жизненный цикл».
Р.Блейк и Дж.Муттон предлагают двухмерную
модель. "Решетка менеджмента" имеет
две оси: а) степень учета интересов производства
и б) интересов людей, в соответствии, с
которыми выделяются пять стилей. Управление
в духе загородного дома: скрупулезное
внимание к удовлетворению потребностей
людей ведет к созданию комфортной и дружелюбной
атмосферы и рабочему ритму в организации.
Обедненное управление: приложение минимума
усилий для достижения необходимых производственных
результатов достаточно для сохранения
членства в организации. Власть-подчинение:
эффективность производства зависит от
создания таких рабочих условий, где человеческие
аспекты присутствуют в минимальной степени.
Организационное управление: можно добиваться
хорошего организационного управления
путем балансирования необходимости в
производственных результатах и поддержания
на удовлетворительном уровне морального
настроя людей. Групповое управление –
самый оптимальный и наиболее эффективный
стиль: производственные успехи обусловлены
преданными своей работе людьми; взаимозависимость
через общую ставку на организационные
цели ведет к созданию основанных на доверии
и уважении взаимоотношений.
По Н.В.Ревенко стили руководства являются
интегративной характеристикой деятельности
руководителя, в которой выражаются его
личные качества, взаимоотношения с подчиненными
и особенности деятельности. Выраженность
стилей руководства по фактору "авторитарность
- либеральность" может быть различной
- до его крайних форм, однако стиль не
может быть полно описан лишь в рамках
этого фактора. В основу общей классификации
могут быть положены несколько факторов:
"авторитарность - либеральность",
"общественная - эгоцентристкая ориентация",
"деловая активность - инертность",
"контактность - дистантность", "властвование
- подчинение", "ориентация на выполнение
работы - на человеческие отношения",
"стрессоустойчивость - нетолерантность".
Считается, что руководители используют
разные стороны стилей в зависимости от
их личных качеств, ситуации, конкретной
задачи, индивидуальных особенностей
подчиненных.
Наиболее устойчивые признаки по фактору
"авторитарность - либеральность":
Информация о работе Человек в системе «человек – организация»