Человек, индивид, личность, индивидуальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:47, реферат

Краткое описание

Слово «личность» первоначально относилось к актерским маскам (в древнеримском театре маска актера называлась «личина» – лицо, обращенное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «персона» (личина) употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции роли (личность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, личность по первоначальному значению – это определенная социальная роль или функция человека.

Содержание

1.Человек, индивид, личность, индивидуальность
2.Понятие о структуре личности
3.Понятие о направленности
4.Теории личности

Вложенные файлы: 1 файл

Психология реферат.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Главным источником развития личности Юнг считал врожденные психологические факторы. Человек  получает по наследству от родителей  готовые первичные идеи – «архетипы». Некоторые архетипы универсальны (например, идеи Бога, добра и зла присущи всем народам). Но есть архетипы культурно- и индивидуально-специфические. Юнг предполагал, что архетипы отражаются в сновидениях, фантазиях и нередко встречаются в виде символов, используемых в искусстве, литературе, архитектуре и религии. Смысл жизни каждого человека – наполнить врожденные архетипы конкретным содержанием.

По мнению Юнга, личность формируется в течение  всей жизни. В структуре личности доминирует бессознательное, основная часть которого составляет «коллективное бессознательное» – совокупность всех врожденных архетипов. Свобода воли личности ограничена. Поведение человека фактически подчинено его врожденным архетипам или коллективному бессознательному. Внутренний мир человека, в рамках данной теории, полностью субъективен. Раскрыть свой мир личность способна только через свои сновидения и отношения к символам культуры и искусства. Истинное содержание личности скрыто от постороннего наблюдателя.

В аналитической  модели выделяют три основных концептуальных блока, или сферы, личности:

коллективное  бессознательное – основная структура личности, в которой сосредоточен весь культурно-исторический опыт человечества, представленный в психике человека в виде унаследованных архетипов.

индивидуальное  бессознательное – совокупность «комплексов», или эмоционально заряженных мыслей и чувств, вытесненных из сознания. Примером комплекса может служить «комплекс власти», когда человек всю свою психическую энергию тратит на деятельность, прямо или косвенно связанную со стремлением к власти, не осознавая этого.

индивидуальное  сознательное – структура, служащая основой самопознания и включающая те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы осознаем себя, регулируем свою сознательную деятельность.

Характеристика двух типов личности:

экстраверт  – мыслительный – сфокусирован на изучении внешнего мира, практичен, заинтересован в получении фактов, логичен, хороший ученый;

интроверт – мыслительный – заинтересован в понимании собственных идей, рассудителен, бьется над философскими проблемами, ищет смысл собственной жизни, держится на расстоянии от людей.

Согласно аналитической  теории, личность – это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие  соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.

Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. В психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, называемая им «самоактуализирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая – «организмический отслеживающий процесс» – представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях – от полной гармонии до полной дисгармонии.

Цель жизни  – реализовать весь свой врожденный потенциал, «быть полностью функционирующей личностью», то есть, человеком, который использует все свои способности, таланты и движется к полному познанию себя, следуя своей истинной природе.

А. Маслоу выделил два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «дефицитарные», которые прекращаются после их удовлетворения, и «ростовые», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, по Маслоу, существует пять уровней мотивации:

физиологический (потребности в еде, сне и так  далее);

потребности в  безопасности (потребность в квартире, работе);

потребности в  принадлежности, отражающие потребности  одного человека в другом человеке (например, в создании семьи);

уровень самооценки (потребность в самоуважении, компетенции, достоинстве);

потребность в  самоактуализации (потребности в творчестве, красоте, целостности и так далее).

Наиболее важными  для человека являются потребности  в самоактуализации. Самоактуализация – не конечное состояние совершенства человека. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда остаются таланты для дальнейшего развития. Человек, достигший пятого уровня мотивации, называется «психологически здоровая личность».

По мнению представителей гуманистического направления, решающего  возрастного периода не существует, личность формируется и развивается в течение всей жизни. Особую роль в развитии личности играют ранние периоды жизни (детство и юношество). В личности доминируют рациональные процессы, где бессознательное возникает лишь временно, когда по тем или иным причинам блокируется процесс самоактуализации. Гуманисты считаю, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои поступки, строит планы, ищет смыслы жизни. Человек – творец собственной личности, своего счастья. Внутренний мир человека, его мысли, чувства и эмоции для гуманистов не есть прямое отражение действительности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием. Внутренний мир человека в полной мере доступен только ему самому. Основу действий человека составляют субъективное восприятие и субъективные переживания. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения конкретного человека.

Целостную личность характеризуют:

эффективное восприятие реальности;

спонтанность, простота и естественность поведения;

ориентация на решение проблемы, на дело;

постоянная «детскость» (то есть, чистота, свежесть) восприятия;

частые переживания «пиковых»  чувств, экстаза;

искреннее желание помочь всему человечеству;

глубокие межличностные отношения;

высокие моральные стандарты.

Таким образом, в рамках гуманистического подхода, личность – это внутренний мир человеческого «Я» как  результат самоактуализации, а структура  личности – это индивидуальное соотношение  «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем.

Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная  теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. «констракт» – конструировать). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называют личностными конструктами. Конструкт – это своеобразный классификатор – шаблон нашего восприятия других людей и себя. Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов.

С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет  гипотезы, решает проблемы (например, является ли данный человек спортивным или  неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и так далее), пользуясь соответствующими конструктами. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт «умный – глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения  между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно предположить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный – непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще.

Конструктная  система не является статическим  образованием, а находится в постоянном изменении под влиянием опыта, то есть личность формируется и развивается в течение всей жизни. В личности доминирует преимущественно «сознательное». Бессознательное может относиться только к отдаленным конструктам, которыми при интерпретации воспринимаемых событий человек пользуется редко.

Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение  жизни, содержит в себе известные  ограничения. Однако, он не считал, что  жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир – не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнение когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Основным концептуальным элементом является личностный конструкт. У каждого человека имеется своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня:

блок «ядерных»  конструктов – это примерно пятьдесят  основных конструктов, которые находятся  на вершине конструктной системы, то есть в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми;

блок периферических конструктов – это все остальные  конструкты. Количество этих конструктов  сугубо индивидуально и может  варьировать от сотен до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат  совместного функционирования обоих  блоков, всех конструктов. Выделяют два  типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой  имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

Когнитивно сложная  личность, по сравнению с когнитивной  простой, отличается следующими характеристиками:

имеет лучшее психическое  здоровье;

лучше справляется  со стрессом;

имеет более высокий уровень самооценки;

более адаптивна  к новым ситуациям.

Согласно когнитивной  теории, личность – это система  организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения.

Существуют два  направления в поведенческой  теории личности – рефлекторное и  социальное. Рефлекторное направление  представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера.

Главным источником развития личности, согласно обоим направлениям, является среда в самом широком смысле этого слова. В личности нет ничего от генетического или психологического наследования. Личность является продуктом научения, а ее свойства – это обобщенные поведенческие рефлексы и социальные навыки. С точки зрения бихевиористов, можно по заказу сформировать любой тип личности – труженика или бандита, поэта или торговца.

Бихевиористы  считают, что личность формируется  и развивается в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Основа любых знаний, способностей, в том числе творческих и духовых, закладывается в детстве. В личности рациональные и иррациональные процессы представлены в равной мере. Их противопоставление не имеет смысла. Все зависит от типа и сложности поведения. В одних случаях человек может четко осознавать свои поступки и свое поведение, а в других – нет.

Согласно поведенческой  теории, человек практически полностью  лишен свободы воли. Наше поведение  детерминировано внешними обстоятельствами. Мы часто ведем себя как марионетки и не осознаем последствий своего поведения, поскольку выученные нами социальные навыки и рефлексы от длительного употребления уже давно автоматизированы. Внутренний мир человека объективен. В нем все от среды. Личность полностью объективизируется в поведенческих проявлениях. Никакого «фасада» нет. Наше поведение и есть личность.

В качестве элементов  личности выступают рефлексы и социальные навыки. Постулируется, что список социальных навыков (то есть, основных свойств, характеристик, черт личности) присущих конкретному человеку, определяется его социальным опытом (научением). Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Если человек воспитывался в доброй, спокойной семье и его поощряли за доброту и спокойствие, то он будет добрым и спокойным. Если человек грустен, печален и отличается повышенной ранимостью, то это также не его вина: он – продукт общества и воспитания.

Информация о работе Человек, индивид, личность, индивидуальность