Человек как субъект деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 21:10, лекция

Краткое описание

Сущность субъектности выражается в способности человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.
Практическое отношение человека к действительности включает в себя следующие составляющие: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: в) конкретный индивид; б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 20.58 Кб (Скачать файл)

Человек как субъект деятельности

 Сущность субъектности выражается в способности человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.

 Практическое отношение  человека к действительности  включает в себя следующие  составляющие: 1) субъект, наделенный  активностью и направляющий ее  на объекты или других субъектов; 2) объект, на который направлена  активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином  способе действия субъекта с  объектом. В роли субъектов деятельности  могут выступать: в) конкретный  индивид; б) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости  от этого выделяют индивидуальную  деятельность, коллективную, или групповую,  деятельность и общественно-историческую  деятельность, или практику. Психология  имеет дело преимущественно с  первыми двумя формами деятельности.

 Становление субъекта  деятельности есть процесс освоения  индивидом ее основных структурных  образующих: смысла, цели, задач, способов  преобразования человеком объективного  мира.

Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. В этой связи научно значимым оказывается  вопрос о критериях, в соответствии с которыми можно утверждать, что  психолог исследует именно субъекта, а не индивида, индивидуальность и  т.п. "Первый существенный критерий становления субъекта - это выделение  ребенком в возрасте 1-2 лет в результате предшествующих сенсорных и практических контактов с реальностью наиболее значимых для него людей, предметов, событий и т.д. путем обозначения  их простейшими значениями слов. Следующий  наиболее важный критерий-это выделение  детьми в возрасте 6-9 лет на основе деятельности и общения объектов благодаря их обобщению в форме  простейших понятий (числа и т.д.)" [9, с. 12-13].

Брушлинский рассматривал проблему критериев прежде всего в динамическом плане. Он стремился раскрыть онтогенетические корни формирования субъекта в процессе проявления им разных видов активности - познания, действия, созерцания, индивидуального развития (как особого качества способа подлинно человеческого существования). Неудивительно, что он ценил, часто обсуждал и цитировал работы Е.А. Сергиенко о ранних этапах развития субъекта

 Однако динамический  план психологии субъекта не  ограничивается только временной  составляющей онтогенеза психики.  Не менее важной оказывается  конкретная динамика протекания  психических процессов, реализации  знаний, умений и т.п. в тех  ситуациях, в которых человек  проявляет себя как субъект.  Вследствие этого, опираясь на  логику рассуждений Андрея Владимировича  и анализируемые им социальные  и иные области проявлений  человеческой субъектности, к названным выше следует добавить еще по меньшей мере два критерия.

- Третьим критерием субъекта  следует считать сформированность у человека способности осознавать совершаемые им поступки как свободные нравственные деяния, за которые он несет ответственность перед собой и обществом. Субъектом можно назвать только внутренне свободного человека, принимающего решения о способах своего взаимодействия с другими людьми прежде всего на основании сознательных нравственных убеждений. Говорить о человеке как субъекте можно только при таком понимании им собственного бытия, при котором он, осознавая объективность и сложность своих проблем, в то же время обладает ответственностью и силой для их решения.

-Четвертый критерий - развитость  навыков самопознания, самопонимания и рефлексии, обеспечивающие человеку взгляд на себя со стороны. В отличие от остального сущего человек всегда соотнесен со своим бытием. Соотнесенность проявляется прежде всего в направленности познавательной, этической и эстетической активности взаимодействующих людей не только друг на друга, но и на себя. Именно рефлексивное отношение каждого из нас к себе наиболее рельефно выражает отношение к бытию. Способность к рефлексии, направленной на себя, - ключ к превращению человека в субъекта. Субъект - это тот, кто обладает свободой выбора и принимает решения о совершении нравственных поступков, основываясь на результатах самопознания, самоанализа, самопонимания.

 Структурный план анализа  психологии субъекта. Другая сторона  исследования психологических характеристик  субъекта представляет собой  структурный план анализа обсуждаемой  проблемной области. В этом  ракурсе в фокусе исследования  психологов оказываются различные  виды активности: деятельность, общение  (Б.Ф. Ломов), созерцание (С.Л. Рубинштейн), преобразовательная активность  человека, направленная на создание  и изменение обстоятельств своей жизни и жизни других людей (Б.Г. Ананьев). Я согласен с В.А. Лабунской, которая считает, что "перечисленные выше характеристики субъекта наиболее органично соединены в определении, которое было дано А.В. Брушлинским. Свое определение субъекта он построил на основе анализа идей С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева и др. Субъект трактуется как индивид, находящийся на соответствующем своему развитию уровне преобразовательной активности, целостности, автономности, свободы, деятельности, гармоничности и отличающийся своеобразной целенаправленностью и осознанностью. В данном определении необходимо подчеркнуть такое свойство субъекта, как "преобразовательная активность, соответствующая уровню развития индивида". Этот параметр субъекта позволяет любого человека квалифицировать в качестве субъекта, имеющего характерный для его уровня развития вид, качество, форму, способы, средства преобразовательной активности" [16, с. 35].

 В человеческом бытии  разнообразные виды активности  реализуются прежде всего в совокупности отношений человека к природе, себе и другим людям. Как полагает К.А. Абульханова, раскрывать психологическую природу субъекта надо через совокупность его отношений к миру. С этой позиции, субъект - это специфический способ организации, качественной определенности сознания современной личности. Личность, выступая как субъект деятельности, сталкивается с противоречием своих желаний, потребностей и объективными препятствиями на пути их удовлетворения. Именно разрешая противоречия, личность приобретает новое качество отношений к миру, дающее психологу основание говорить о ней как о субъекте деятельности [1].

 Андрей Владимирович, во-первых, не во всем соглашался  с такой точкой зрения: "Субъект  -это всеохватывающее, наиболее широкое понятие человека, обобщенно раскрывающее неразрывно развивающееся единство всех его качеств: природных, социальных, общественных, индивидуальных и т.д. Личность, - напротив, менее широкое и недостаточно целостное определение человеческого индивида" [8, с. 17]. Во-вторых, он не сводил активность субъекта исключительно к деятельности: проявление сознательной и бессознательной активности в поведении, формирование политической воли, рост духовности - все использовалось им в качестве аргументов для обоснования субъектной сущности людей.

 Регулятивный план  анализа психологии субъекта. Регулятивная  сторона исследований формирования  и развития человека как субъекта  неразрывно связана с проблемой  детерминации психики. По Брушлинскому, в человеческой психике не только отражается действительность. Формируясь во взаимодействии субъекта с объектом, психика представляет собой высший уровень отражения действительности и потому высший тип регуляции всей жизни человека. Психика служит для регуляции деятельности, общения, созерцания и т.п. "На этих совсем разных уровнях взаимодействия человека с миром всё психическое, отражая действительность, участвует в регуляции движений, действий и поступков. Психическое формируется и объективно проявляется в том, как оно осуществляет эту регуляторную функцию. Вот почему основным и всеобщим методом объективного психологического познания является изучение всех психических явлений через движения, действия и поступки, вообще через внешние проявления человека, которые этими психическими явлениями непрерывно регулируются. Таков вышеупомянутый методологический принцип единства сознания (вообще психики) и деятельности. В силу своей всеобщности он закономерно определяет любые, самые разнообразные методы и методики исследования во всех отраслях психологии: общей, социальной, индустриальной, управленческой и т.д."

 На уровне конкретно-психологических  исследований, например мышления, регулятивные  аспекты психики Андрей Владимирович  чаще всего обсуждал в связи  с проблемой обратных связей. Не случайно целая глава его  последней монографии называется "Субъект деятельности и обратная  связь" [10]. В более широком контексте,  имеющем прямое отношение к  методологии психологического знания, проблема регуляции рассматривалась  им с учетом объективного разнообразия  законов природы и общества.

  Современное научное  познание направлено на выявление  двух основных типов закономерностей,  определяемых двумя группами  законов. Первая группа законов  - это законы бытия, описывающие  то, что есть. "Законом" в  этом значении понятия называется  то, что регулярно повторяется  и в силу необходимости происходит  именно так, как происходит. Изучая  явления, подчиняющиеся таким  законам, ученые стараются выявить  объактивно существующие причинно-следственные связи и устойчивые отношения. Вторая группа -законы, представляющие собой регулирующие механизмы и предписывающие, как именно должны происходить те или иные процессы (чаще всего в мире человека). По своей сути они отражают законы долженствования, нормы - моральные, социальные, юридические и др. Например, моральное долженствование, по В. Франклу и С.Л. Рубинштейну (морально-нравственный императив, который регулирует поступки субъекта, его представления о подлинно человеческом отношении к себе и другим), лежит в основе психологии человеческого бытия [13].

  Нормативно-регулятивные  установления не могут быть  истинными или ложными. Более  корректно их следует называть  правильными или неправильными  (с точек зрения разных людей). Оценка правильности-неправильности  осуществляется путем соотнесения  знания не с критериями истинности, а с ценностями, принимаемыми  и отвергаемыми различными социальными  группами. Примером ценностно-нормативного  регулятора является понятие  красоты в искусстве. Применительно  к неодинаковым для разных  исторических периодов, стран и  народов критериям красоты, в  частности женской, понятие истинности  фактически теряет смысл. В  каком смысле мы можем говорить  об истинности "Мадонны" Рафаэля  или "Казначейши" Тропинина?  В таких случаях признание  изображенной художником на полотне  женщины красивой или нет зависит от специфики ценностных представлений о красоте, имеющихся у зрителя.

   Очевидно, что законы первого типа легче обнаружить в естественных науках, в то время как второго - в гуманитарных и общественных. Что касается научной психологии, то, как известно из работ Б.Г. Ананьева, Ж. Пиаже и других ученых, по своей сути она представляет собой неразрывное единство естественнонаучного, социального и гуманитарного знания. Такой же точки зрения на психологию придерживался и Андрей Владимирович. В проблеме детерминизма, как ее понимал и неоднократно описывал Брушлинский, отражается одновременно и естественнонаучный, и социально-гуманитарный характер психологической науки.

По мере формирования и  развития психологии субъекта проблема регуляции поведения, деятельности и т.п. приобретала новое смысловое  значение. Учитывая двойственность законов, которые детерминируют развитие психики субъекта, ученым все чаще приходилось задумываться над тем, .что представляет собой тот мир, в котором живет современный человек.


Информация о работе Человек как субъект деятельности