Человек как субъект деятельности, индивидуальность, личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 15:23, реферат

Краткое описание

Что же такое «личность» в психологии? Существует много определений этого понятия, но несмотря на все различия между собой, в главном они не противоречат друг другу, что личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности. Особенность здесь в том, что если человеческими индивидами рождаются, то личностями становятся. Личность вырабатывается длительным процессом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1.Соотношение понятий: «личность»,
«индивид», «субъект», «индивидуальность»…………………………..4
2.Теории развития личности…………………………………………….5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….10
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по психологии и педагогике (2).docx

— 26.53 Кб (Скачать файл)

    Московский Университет имени С.Ю.Витте

 

                                    Реферат

 

                                      На тему:

Человек как субъект деятельности, индивидуальность, личность

 

 

                                                           Кафедра экономики и финансов

                                                          Дисциплина: психологии и педагогики

                                                          Выполнила студентка: Нюнина Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            Москва 2012

                                           Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

1.Соотношение понятий: «личность»,

 «индивид», «субъект», «индивидуальность»…………………………..4

 2.Теории развития личности…………………………………………….5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….11

 

Введение

Проблема личности находится в  поле зрения многих наук, являясь предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе, прежде всего, проводится разграничение таких близких понятий, как «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность».

Что же такое «личность» в психологии? Существует много определений этого  понятия, но несмотря на все различия между собой, в главном они  не противоречат друг другу, что личность – это социальный индивид, субъект  общественных отношений, деятельности и общения. Само понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением его социальной сущности. Особенность здесь в том, что если человеческими индивидами рождаются, то личностями становятся. Личность вырабатывается длительным процессом. Личность в психологии — системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Соотношение понятий: «личность», «индивид», «субъект», «индивидуальность»

 

Индивид понимается как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода и рассматривается в качестве отправного момента формирования личности – индивид “экземплярен”, то есть не просто “один”, а всегда “один из”, то есть термином индивид обозначают биологическую сущность человека.

Субъект деятельности - человек в  совокупности таких свойств, которые  влияют, прежде всего, на его учебную, трудовую, игровую деятельность. Это  преобразовательная активность, созидание  своего жизненного пути, избирательность  при восприятии информации, мотивы проявления поведения, самостоятельность, инициативность, и др. Согласно Б.Г. Ананьеву, субъект характеризуется  совокупностью деятельностей и  мерой их продуктивности. А.В. Брушлинский  указывал, что субъект — это  человек на высшем уровне своей активности, целостности, автономности. Каждый человек  должен уважать другого — его  самостоятельность, собственное мнение, оригинальное выполнение деятельности (ритм, темп, объем). Субъектность студента проявляется в избирательности  к познанию и миру, устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания.

Непременный и важный признак личности - индивидуальность, под которой  понимается единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это  также своеобразие его психофизической  структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик, способность быть ответственным  за свой персональный облик, обладать в глазах общества ценностью и  значимостью.

В человеке едины и взаимосвязаны  его свойства как личности и субъекта деятельности, в структуре которых  функционируют природные свойства человека как индивида. Поэтому индивидуальность составляют все характеристики человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, в личности едины. В ее целостной структуре можно только условно говорить о нейтральности биологических свойств при приобретении социальных качеств.

При комплексном изучении личности в отечественной науке сложился ряд общепризнанных исходных положений:

  • личность присуща каждому человеку;
  • личность есть то, что отличает человека от животных;
  • личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
  • личность есть индивидуальная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.

Смысловая близость терминов “индивидуальность” и “личность” – то, что личность индивидуальна, а индивидуальность личности – это ее специфика, приводит к тому, что эти термины нередко  употребляются как однозначные, замещают друг друга. В индивидуальности мы отмечаем ее самобытность, в личности скорее самостоятельность, или, как  писал философ и психолог С.Л. Рубинштейн, “человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных и неповторимых свойств”.

 

 

 2.Теории развития личности

 

Сложность и многомерность процесса формирования и развития личности обусловили появление самых различных теорий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Можно выделить несколько основных концептуальных подходов к изучению личности.

В рамках междисциплинарных исследований сложился социобиологический подход, сторонники которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) в объяснении процессов формирования и развития личности дeлают акцент на биологических факторах. По их мнению, некоторые типы поведения человека обусловлены генетически, то есть наличием врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, отмечающих, что социобиологи не принимают во внимание способность людей мыслить, использовать символы и тем самым игнорируют роль культуры и социальной среды в становлении и развитии личности.

Ряд концепций личности основывается на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько выполняемая им в обществе функция. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж. г. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон, Т. Парсонс, Т. Шибутани и другие известные социологи и социальные психологи. С точки зрения всех этих концепций личность представляет собой совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе. Но если в трактовке Дж. г. Мида и других социальных психологов роль выступает как результат межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей - как комплекс требований, предъявляемых обществом к индивиду, занимающему определенную позицию в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи индивиду в обществе.

Ролевая теория личности имеет ряд  несомненных достоинств.

Во-первых, она позволяет раскрыть механизм взаимодействия человека и  общества. Во-вторых, парные понятия  «роль - статус» являются удобным  аналитическим инструментом для  описания ценностно-нормативной структуры  общества и места в ней личности. В-третьих, понятие социальной роли можно зафиксировать эмпирическими  методами, используя такие смежные  категории, как «ролевые предписания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако ролевую теорию нельзя принять в  качестве единственной, поскольку она  оставляет в тени активное, творческое начало личности.

С психологической трактовкой ролевой  теории личности тесно связана концепция  «зеркального Я», разработанная американским исследователем Ч. Кули. В соответствии с этой концепцией личность формируется  в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и  оценивают другие люди. В ходе межличностного общения человек создает свое «зеркальное Я», которое состоит  из трех элементов:

  • представления о том, как его воспринимают другие люди;
  • представления о том, как они его оценивают;
  • как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность выступает как результат  социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность  оценивать себя с точки зрения других членов данной социальной группы.

В русле сформировалась фрейдистская концепция личности, оказавшая заметное влияние на развитие представлений  о природе человека. Модель личности, разработанная З. Фрейдом, включает три компонента:

  • сферу подсознания (ld–Оно), где господствуют биологически обусловленные сексуальные (либидо) и агрессивные побуждения;
  • сферу самосознания (Ego–Я), которая стремится реализовать, бессознательные побуждения в приемлемой для общества форме;
  • сферу сверхсознанин (Super Ego – Сверх–Я), включающую моральные нормы, принятые в данном обществе (это своеобразный «моральный цензор»).

Взаимодействие этих сфер носит  конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Возникающие  при этом конфликты между сознанием  и подсознанием решаются, по Фрейду, с помощью ряда психологических  механизмов, которые подавляют и  вытесняют из сознания личности побуждения и импульсы, противоречащие требованиям  «морального цензора».

Главная проблема, которую пытался  разрешить Фрейд, - проблема противоречия между человеком и обществом. В своих выводах он склонялся  то к пессимизму, полагая, что человеческая природа слишком консервативна. Чтобы могли произойти серьезные социальные изменения, был разрешен драматический конфликт человека и общества к осторожно оптимистической позиции, согласно которой, в конечном счете, с помощью психоаналитической терапии и правильно организованной системы воспитания может произойти эволюция в нужном направлении.

В дальнейшем учеными развивались  новые аспекты психоанализа, вплоть до полного его пересмотра. К таким  ученым, прежде всего, относятся А. Адлер  с индивидуальной теорией личности и К. Юнг с идеей влияния  на людей устремленности в будущее  и прошлого опыта. Адлер считал, что  у человека одни органы развиты слабее, другие – сильнее. Заболевает тот  орган, который развит слабее, т. е. от рождения неполноценен. Стремление к  превосходству сопровождается неврозами, так как люди, страдающие ими, обычно борются за свои эгоистические жизненные  цели. Ученый наблюдал, что люди с  выраженными дефектами путем  тренировки могут добиться выдающихся успехов. Неполноценность органов  может повлечь за собой психическую  неполноценность. Ее истоки в детстве. Ощущение этого способствует тренировкам и появлению превосходства над другими, а также формированию управляющего, берущего, избегающего и социально полезного типов личности. В связи с последним типом Адлер замечает, что жизнь человека ценна в той мере, в какой он способствует повышению ценности жизни других людей. Стремление к превосходству социально здорового человека включает в себя стремление к благополучию других людей.

К. Юнг утверждал, что бессознательное  представляет собой пласт структуры  личности, уходящий своими корнями  в глубь эволюции. Он полагал, что  психика состоит из трех структур: эго, личного бессознательного и  коллективного бессознательного. Эго  — это сфера сознания, включающая ощущения, мысли, чувства и др: В  личном бессознательном сосредоточены  комплексы прошлых переживаний  или наследственного опыта. Эти  комплексы сосредоточены вокруг обычных житейских проблем. Комплекс влияет на мироощущение и поведение. Коллективное бессознательное — хранилище следов памяти человечества. Поэтому у каждого человека есть общая человеческая память, оставленная в сознании предков и передаваемая потомкам. Коллективное бессознательное сосредоточено в «первичных моделях», или архетипах.

Юнг описал две главные установки, или направленности, личности —  направленность интереса к внешнему миру и направленность на свой внутренний мир.

Также хотелось бы отметить концепцию  личности Г.Айзенка, получившую широкое  распространение. В ней выделяются два измерения личности: интроверсия  – экстраверсия и нейротизм –  стабильность. Указанные два фактора  измерения (фактора) являются независимыми друг от друга. Каждый из полюсов этих измерении личности представляет собой  некую суперчерту, так как, по Айзенку, в основе каждой из них лежит совокупность нескольких составных черт. Кроме того, каждая суперчерта (например, интроверсия) — это не дискретный количественный показатель, а континуум определенной протяженности. Поэтому в теории Айзенка относительно суперчерт применяется термин «тип».

Информация о работе Человек как субъект деятельности, индивидуальность, личность