Человек как субъект, индивидуальность и личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообразных процессов, связей, отношений, навязывая ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности. В этих условиях очень важно защитить и развить дальше уникальность, самобытность человеческой личности, сохранить индивидуальность человека. Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Содержание

Введение
1. Человек как субъект, индивидуальность, личность
1.1 Понимание человека как субъекта
1.2 Человек как индивидуальность
1.3 Личность, ее формирование, свойства и потенциал
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Человек как субъект, индивидуальность, личность.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

     Заключение 

     Человека  можно рассматривать как минимум  с трех позиций: как субъект, индивидуальность и как личность. Каждое из этих понятий  раскрывает специфический аспект бытия человека.

     Личность  – это человек, взятый в системе  таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе  связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

     В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей.

     Понятие личности выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически: личностью не рождаются, личностью становятся.

     Если  принять во внимание, что личность всегда выступает как субъект своих действительных отношений с конкретным социальным окружением, в ее структуру с необходимостью должны войти эти действительные отношения и связи, складывающиеся в деятельности и общении конкретных социальных групп и коллективов. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности.

     Субъект - это человек в совокупности таких  психических характеристик, которые  позволяют ему осуществлять целеполагание  и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение  в целом. Субъект также можно рассматривать как участника исторического процесса.

     Индивидуальность - это совокупность физиологических  и психических особенностей конкретного  человека, характеризующих его своеобразие, его отличие от других людей.

     Личность - конкретный человек, представитель определенного общественного класса, коллектива, осознающий свое отношение к окружающей действительности, занимающийся общественно полезной деятельностью, наделенный индивидуальными, только ему присущими психическими чертами и свойствами. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

     Слово «личность», как и многие психологические  понятия, широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Однако очевидно, что эти понятия как-то различаются. Можно ли сказать, что всякий человек есть личность? Вероятно, нет. Личностями не рождаются, личностями становятся. Для того чтобы отразить процесс становления личности, зафиксировать особенности личностных качеств человека, необходимо провести разграничение понятий «субъект», «индивид», «личность» и «индивидуальность», что и было сделано в ходе написания данной курсовой работы.

     Хотелось  бы в очередной раз подчеркнуть  практическую значимость этих понятий, как в повседневной жизни, так  и в конкретной профессиональной деятельности, в том числе в деятельности менеджера. Ведь в условиях развития российского общества необходимо углубление представлений о закономерностях функционирования субъектов и объектов деятельности в организации, совершенствование деятельности субъекта управления в рамках управленческого воздействия. Успех организации всегда напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал. Свойства личности оказывают непосредственное влияние на успех в профессиональной деятельности. Характер, темперамент, способности играют очень важную роль при выборе профессии. Менеджер должен формировать такие черты характера, как инициативность, предприимчивость, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, справедливость, корпоративность, самокритичность, стремление к самосовершенствованию и многие другие качества, которые позволят добиваться поставленных целей и быть не только формальным, но и неформальным лидером в организации.

     Личность  постепенно выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внешние условия становятся более глубокими, в результате чего одно и то же социальное воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность — это не только объект, продукт общественных отношений, но и активный субъект. 
Список литературы:

  1. Брушлинский А.В. Психология субъекта.- СПб.: Алетейя, 2003. –С. 30-34.
  2. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 2001. – С. 163-166.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 2002. – 336 с. – С.244-287.
  4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – М., 2001.–С.87 – 92.
  5. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 2003. – С. 43-48.
  6. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М., 2000. – С. 48-52, 59-62.
  7. Лысенко Е.Е., Коваленок Т.П. Общая психология. Учебно-практическое пособие. – М.: МГАУ им. В.П. Горячкина, 2001. – 100 с. – С. 57-60, 76-94.
  8. Маклаков А.Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с. – С. 178-210.
  9. Немов Р.С. Психология. Кн.1 Основы общей психологии. – М., 2006.- С. 389-397.
  10. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 448 с. – С.312-334.
  11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. – М., 2000. – С. 328 – 331.
  12. Психология / Под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2002. – С. 310 – 318.
  13. Радугин А.А. Психология: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2003. – С.180-221.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 190-199.
  15. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2003. – С. 340-359.
  16. Смысловое поле категории «индивидуальность » // История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития (Материалы ІІ Международной научной конференции ) / Отв. ред. Л. А. Кандыбович: в 2-х частях, Минск: Учебно-издательский центр БГУ, 2003. - С . 19-21.
  17. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С.264-281.
  18. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб. – 2000. – С. 26-29.

Информация о работе Человек как субъект, индивидуальность и личность