Человек как субъект, индивидуальность, личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Проблема личности – одна из центральных в психологии. Но изучение личности и ее понимание тесно связано с осмыслением таких категорий, как субъект и индивидуальность.
Современное общество вовлекает человека в круговорот разнообраз-ных процессов, связей, отношений, навязывая ему определенные образцы, стандарты жизни и деятельности. В этих условиях очень важно защитить и развить дальше уникальность, самобытность человеческой личности, сохранить индивидуальность человека. Личность - это социализированный индивид, рассматриваемый со стороны его наиболее существенных социально значимых свойств. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.
Проблема изучения человека как субъекта, индивидуальности и личности позволяет не только обозначить суть данных понятий, но и определить их взаимосвязь, отличия и значение этих категорий в практической психологии. В частности, изучение данной темы неразрывно связано с осуществлением управленческой деятельности, ведь она всегда связана с взаимодействием, общением и координацией деятельности людей. Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека. Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности и личности человека. В современном менеджменте данным вопросам и данному виду деятельности уделяется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал.
Таким образом, основными задачами при написании данной работы были: определить понятия «субъект», «индивидуальность», «личность», их особенности, структуру; осознать, каким образом эти понятия соотносятся в человеке, какова их взаимосвязь. Ведь понятия «субъект», «индивидуаль-ность», «личность» не тождественны: каждое из них раскрывает специфический аспект бытия человека. Личность может быть понятна только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив.
Изучение данной темы позволило получить полное представление о сочетании в человеке субъектного, индивидуального и личностного.

Содержание

Введение……………………………………………………………….....………3
1. Понимание человека как субъекта…………………………………..……….5
2. Человек как индивидуальность……………………………………...……….7
3. Личность, ее формирование, свойства и потенциал………………….……10
4. Индивидуальность и личность………………………………………..……..15
5. Отличие понятия «субъект» от понятий «индивидуальность» и
«личность»………………………………………………………………..……..17
Заключение………………………………………………………………………20
Список использованных источников и литературы…………………….…….23

Вложенные файлы: 1 файл

КР Психология и педагогика.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

При сравнении понятий индивидуальности и субъекта обнаруживается большое сходство. Во-первых, эти понятия выполняют в отечественной психологии интегрирующую функцию. Главная тенденция отечественной психологии – стремление к целостности – представлена и в категории индивидуальности, и в категории субъекта, хотя и по-разному: в категории индивидуальности – через объединение индивидуальных свойств и связей разных уровней, а в категории субъекта – через интеграцию разных аспектов активности. Во-вторых, многие авторы относят указанные категории к внутренней стороне структуры человека, характеризующейся известной автономностью от внешнего. Хотя в то же время в индивидуальности, как и в личности, выделяется внешний аспект (при анализе метаиндивидуальности). При анализе понятия субъекта одной из важных характеристик выступает сознательность, в индивидуальности же на первый план выходит проблема осознания своей неповторимости и уникальности.

В контексте развития категория индивидуальности менее разработана. В рамках категории субъекта в отечественной психологии исследуются и субъектогенез, и саморазвитие как результат активности самого человека, в категории же индивидуальности лишь в общих чертах намечен процесс индивидуализации.9

Для обеих категорий свойственно понимание их как уровней развития человека, как высшего этапа утверждения его творческой природы (ведь творчество выходит за рамки социального, нормативного; оно по своей природе носит уникальный характер и предполагает активность).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Человека можно рассматривать как минимум с трех позиций: как субъекта, индивидуальность и как личность. Каждое из этих понятий раскрывает специфический аспект бытия человека.

Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

В понятии «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Поэтому индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, которое данного человека отличает от других людей.

Понятие личности выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность является целостность, обусловленная генетически: личностью не рождаются, личностью становятся.

Субъект - это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Субъект также можно рассматривать как участника исторического процесса.

Индивидуальность - это совокупность физиологических и психических особенностей конкретного человека, характеризующих его своеобразие, его отличие от других людей.

Личность - конкретный человек, представитель определенного общественного класса, коллектива, осознающий свое отношение к окружающей действительности, занимающийся общественно полезной деятельностью, наделенный индивидуальными, только ему присущими психическими чертами и свойствами. Личность есть такая целеустремленная, самоорганизующаяся частица общества, главнейшей функцией которой является осуществление индивидуального способа общественного бытия.

Слово «личность», как и многие психологические понятия, широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «субъект», «индивид», «индивидуальность». Однако очевидно, что эти понятия как-то различаются. Можно ли сказать, что всякий человек есть личность? Вероятно, нет. Личностями не рождаются, личностями становятся. Для того чтобы отразить процесс становления личности, зафиксировать особенности личностных качеств человека, необходимо провести разграничение понятий «субъект», «индивид», «личность» и «индивидуальность», что и было сделано в ходе написания данной курсовой работы.

Есть и практическая значимость этих понятий, как в повседневной жизни, так и в конкретной профессиональной деятельности, в том числе в деятельности менеджера. Ведь в условиях развития российского общества необходимо углубление представлений о закономерностях функционирования субъектов и объектов деятельности в организации, совершенствование деятельности субъекта управления в рамках управленческого воздействия. Успех организации всегда напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал. Свойства личности оказывают непосредственное влияние на успех в профессиональной деятельности. Характер, темперамент, способности играют очень важную роль при выборе профессии. Менеджер должен формировать такие черты характера, как инициативность, предприимчивость, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, справедливость, корпоративность, самокритичность, стремление к самосовершенствованию и многие другие качества, которые позволят добиваться поставленных целей и быть не только формальным, но и неформальным лидером в организации.

Личность постепенно выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических и социально обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внешние условия становятся более глубокими, в результате чего одно и то же социальное воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Таким образом, личность — это не только объект, продукт общественных отношений, но и активный субъект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Большунова Н.Я. Субъектность и условия ее развития // Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении. Материалы вторых Филологических чтений. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – С. 19-23.
  2. Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта.- М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 9-33.
  3. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М., 2000. – С. 48-52, 59-62.
  4. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 448 с. – С.312-334.
  5. Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект. // Проблема субъекта в психологической науке. М., ИПРАН, 2000, с. 13- 27.
  6. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2003. – С. 340-359.
  7. Смысловое поле категории «индивидуальность » // История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития (Материалы ІІ Международной научной конференции ) / Отв. ред. Л. А. Кандыбович: в 2-х частях, Минск: Учебно-издательский центр БГУ, 2003. - С . 19-21.
  8. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000.
  1. 1 Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект. // Проблема субъекта в психологической науке. М., ИПРАН, 2000, с. 13- 27.

 

  1. 2 Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Владос, 2001. – 448 с. – С.312-334.
  1. 3 Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. – М., 2000. – С. 48-52, 59-62.

 

  1. 4 Немов Р.С. Психология. Кн.1 Основы общей психологии. – М., 2006.- С. 389-397.

 

  1. 5 Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Академия, 2003. – С. 340-359.
  1. 6 Смысловое поле категории «индивидуальность » // История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития (Материалы ІІ Международной научной конференции ) / Отв. ред. Л. А. Кандыбович: в 2-х частях, Минск: Учебно-издательский центр БГУ, 2003. - С . 19-21.

 

  1. 7 Большунова Н.Я. Субъектность и условия ее развития // Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении. Материалы вторых Филологических чтений. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – С. 19-23.
  1. 8 Брушлинский А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта.- М.: ПЕР СЭ, 2002. - С. 9-33.

 

  1. 9 Большунова Н.Я. Субъектность и условия ее развития // Проблемы интерпретации в лингвистике и литературоведении. Материалы вторых Филологических чтений. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. – С. 19-23.

 

 

 


Информация о работе Человек как субъект, индивидуальность, личность