Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:30, реферат
Вряд ли у кого-то вызывает сомнение актуальность познания особенностей эмоциональной сферы человека. Чаще всего объяснение нашего поведения мы ищем именно в наших переживаниях. Какие бы финансовые или другие «объективные» причины мы не находили, причиной конкретного поведения человека в конкретной ситуации чаще всего считаются именно эмоциональные явления: симпатии или антипатии, радость или раздражение, надежда или смущение.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
ВИДЫ ЭМОЦИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ВИДЫ ЭМОЦИЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Вряд ли у кого-то вызывает сомнение актуальность познания особенностей эмоциональной сферы человека. Чаще всего объяснение нашего поведения мы ищем именно в наших переживаниях. Какие бы финансовые или другие «объективные» причины мы не находили, причиной конкретного поведения человека в конкретной ситуации чаще всего считаются именно эмоциональные явления: симпатии или антипатии, радость или раздражение, надежда или смущение. Эмоциональные состояния как помогают нам преодолевать непреодолимые препятствия, так и препятствуют справиться с самыми легкими.
Эмоции - особый класс субъективных
психологических состояний, отражающих
в форме непосредственных переживаний,
ощущений приятного или неприятного, отношения
человека к миру и людям, процесс и результаты
его практической деятельности. К классу
эмоций относятся настроения, чувства,
аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые
"чистые" эмоции. Они включены во
все психические процессы и состояния
человека. Любые проявления его активности
сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Жизнь без эмоций так же невозможна,
как и без ощущений. Эмоции, утверждал
знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин,
возникли в процессе эволюции как средство,
при помощи которого живые существа устанавливают
значимость тех или иных условий для удовлетворения
актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные
движения человека - мимика, жесты, пантомимика
- выполняют функцию общения, т.е. сообщения
человеку информации о состоянии говорящего
и его отношении к тому, что в данный момент
происходит, а также функцию воздействия
- оказания определенного влияния на того,
кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных
движений. Интерпретация таких движений
воспринимающим человеком происходит
на основании соотнесения движения с контекстом,
в котором идет общение.
Я выбрал тему «эмоции» потому, что
считаю себя эмоциональным человеком
и мне интересно узнать, что такое эмоции,
и какое влияние они оказывают.
Данная работа посвящена анализу
эмоций, причин их возникновения, влияния
их на организм человека, а также роли
эмоций в жизни человека
Выраженные эмоции являются показателем,
характеризующим личность человека. Изучая
эмоциональное состояние человека, мы
познаем его. Можно назвать множество
еще причин, по которым необходимо изучать
эмоции.
Объект: эмоции и эмоциональные состояния.
Предмет: виды, формы эмоций.
Цель работы - изучение эмоций и чувств, а также подходов к их изучению.
Вопрос о роли эмоций в жизни
человека пронизывает всю психологию
эмоции. Чаще всего исследователи склоняются
к тому, что эмоции выполняют роль как
внутренних сигналов, так и внешних, социальных
сигналов, позволяющих окружающим оценивать
место индивида в социуме и строить по
отношению к нему свое поведение.
ВИДЫ ЭМОЦИЙ И
ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРОЯВЛЕНИЙ
Большинство мифов и недоразумений
вокруг эмоций и чувств связаны только
с тем, что люди плохо себе представляют
их разнообразие. В отношении эмоций и
чувств особенно важно говорить не об
"эмоциях и чувствах вообще", а каждый
раз уточнять, о каком виде эмоций (чувств)
в данном случае идет речь, о каких конкретно
чувствам мы говорим.
Описывая отличия во внешних проявлениях
эмоций и чувств, мы говорим о их характеристиках.
Разговор о разнообразии видов эмоций
и чувств - о другом, это разговор о сущностных
различиях между разными эмоциями (чувствами),
различиях в их внутренней структуре и
внутренних процессах
Эмоции представляют собой пристрастное
отношение субъекта к окружающему и к
тому, что с ним происходит. Механизм возникновения
эмоций тесно связан с потребностями мотивами
человека. Следовательно, можно констатировать
двойную обусловленность эмоций, с одной
стороны, нашими потребностями, с другой
- особенностями ситуаций. Эмоции сигнализируют
субъекту о возможности или невозможности
удовлетворения его потребностей в данных
условиях.
Врожденные и приобретенные.
Врожденные эмоции - эмоции, имеющиеся
у младенца с рождения. Некоторые специалисты
к врожденным причисляют эмоции, которые
проявляются у младенца вскоре после рождения,
но где социальный фактор и обучение родителями
играет, по видимому, минимальную роль.
Базовые и вариативные эмоции (чувства)
Базовые эмоции проявляются внешне одинаково
у представителей самых разных культур,
проживающих на разных континентах. Эмоции,
внешнее проявление которых разнообразно,
культурно и личностно обусловлено –
вариативные эмоции
Натуральные и культурные эмоции
(чувства)
Натуральные - чувства и эмоции, рисунок
и ход которых определяется преимущественно
генами, нашей природой. Культурные - созданные
людьми в процессе развития культуры.
Элементарные, составные и сложные
эмоции (чувства)
Элементарные эмоции - это максимально
простые, далее неразложимые на еще более
простые, эмоции-атомы. То или иное сочетание
базовых эмоций порождает составные эмоции
Так, например, гнев - это отвращение плюс
агрессия.
Когнитивно простые и сложные эмоции
(чувства)
Эмоции, возникающие как реакция на
элементарный стимул, являются когнитивно
простыми (пример - заякоренные эмоции).
Эмоции и чувства, возникающие в результате
сложной деятельности понимания происшедшего,
тем более с учетом расчета имеющихся
интересов и возможных последствий, являются
когнитивно сложными.
Эмоциональные акции и реакции
Вас обрадовали - вы обрадовались.
Вас испугали - вы боитесь... Это - ваши эмоциональные
реакции. А вот ситуация другая: вы сидите,
заняты делом. Вдруг прибегает ребенок,
дарит вам конфету. Конфета, возможно,
вам вовсе не нужна, но если вы любите детей,
то из педагогических соображений вы,
скорее всего, ему радостно улыбнетесь
и от души поблагодарите. Тут радость и
благодарность - ваша эмоциональная акция.
Когда группа сотрудников идет поздравлять
именника, тем более своего шефа, выражаемые
эмоции - не реакции, а эмоциональные акции.
Эмоциями (аффектами, душевными волнениями)
называют такие состояния, как страх, гнев,
тоска, радость, любовь, надежда, грусть,
отвращение, гордость и т.п. Психология
прежнего времени перечисляла бесчисленное
множество подобных переживаний. То общее,
что есть между эмоциями, чувствами и влечениями,
вызывает потребность в общем групповом
названии. Блейлер (1929) объединил чувства
и эмоции под общим названием "эффективность".
Эмоции проявляются в определенных психических
переживаниях, каждому известных по своему
опыту, и в телесных явлениях. Как и ощущение,
эмоции имеют положительный и отрицательный
чувственный тон, связаны с чувством удовольствия
или неудовольствия. Чувство удовольствия
при усилении переходит в аффект радости.
Удовольствие и неудовольствие проявляются
в определенной мимике лица и изменениях
пульса. При эмоциях телесные явления
выражены гораздо реже. Так, радость и
веселье проявляются в двигательном возбуждении:
смех, громкая речь, оживленная жестикуляция
(дети прыгают от радости), пение, блеск
глаз, румянец на лице (расширение мелких
сосудов), ускорение умственных процессов,
наплыв мыслей, склонность к остротам,
чувство бодрости. При печали, тоске, наоборот,
имеется психомоторная задержка. Движения
замедленны и скудны, человек "подавлен".
Осанка выражает мышечную слабость. Мысли,
неотрывно, прикованы к одному. Бледность
кожи, осунувшиеся черты лица, уменьшение
выделения секрета желез, горький вкус
во рту. При сильной печали слез нет, но
они могут появиться при ослаблении остроты
переживаний.
На основании телесных переживаний Кант
делил эмоции на стенические (радость,
воодушевление, гнев) - возбуждающие, повышающие
мышечный тонус, силу, и астенические (страх,
тоска, печаль) - ослабляющие.
Деление эмоций на стенические и астенические
имеет схематический характер. Некоторые
аффекты трудно отнести в одну или другую
рубрику, и даже один и тот же аффект при
разной интенсивности может выявлять
то стенические, то астенические черты.
По длительности течения эмоции могут
быть краткосрочными (гнев, испуг) и длительными.
Длительные эмоции называются настроениями.
Есть люди, которые всегда веселы, находятся
в повышенном настроении, другие склонны
к угнетенному состоянию, к тоске или всегда
раздражены. Настроение - сложный комплекс,
который частично связан с внешними переживаниями,
частично основан на общем расположении
организма к определенным эмоциональным
состояниям, частично зависит от ощущений,
исходящих из органов тела.
Психическая сторона эмоций проявляется
не только в переживании самой эмоции.
Гнев, любовь и т.д. оказывают влияние на
интеллектуальные процессы: представления,
мысли, направление внимания, а так же
на волю, действия и поступки, на все поведение.
При ослаблении эмоционального напряжения,
например в исходных состояниях раннего
слабоумия, наблюдаются ослабление воли,
апатия. Влияние эмоций на интеллект и
волю колеблется в очень широких пределах
в зависимости от силы душевного волнения.
При сильных аффектах (испуг, большая радость,
гнев, страх) обычный ход ассоциаций нарушается,
сознание бывает охвачено одним представлением,
с которым связана эмоция, все другие исчезают,
возникновение новых представлений, не
связанных с эмоцией, тормозиться. Дальнейшее
течение процессов неодинаково. При радости
после первоначального "замирания"
наступает наплыв множества представлений,
находящихся в связи с обстоятельством,
вызвавшим аффект. При страхе, горе, гневе
возникшие вначале представления остаются
в сознании на долгий срок. Аффект может
разрешаться в бурных действиях и в столь
сильных изменениях со стороны кровообращения
и дыхания, что это иногда приводило к
обмороку; наблюдались даже случаи мгновенной
смерти. Человек с достаточно развитыми
процессами торможения, несмотря на нарушение
течения представлений при эмоциях, способен
правильно оценить окружающую обстановку,
и управлять своими действиями. Такие
аффективные реакции, свойственные здоровому
человеку, носят название физиологических
аффектов.
Взрывчатые аффективные реакции, связанные
с потерей самообладания, называют примитивными
реакциями.
ТЕОРИЯ ДЖЕМСА - ЛАНГЕ
Физические изменения при эмоциях
так резко бросаются в глаз, что на роль
их в эмоциях уже давно обратили внимание.
Какое же значение они имеют? Обычно представляется
такой порядок: внешнее раздражение вызывает
психическую реакцию, например испуг,
вследствие этого появляется вздрагивание
"от испуга", сердцебиение.
Ланге (1890), Джемс(1892) выдвинули теорию,
что эмоции есть восприятие ощущений,
вызванных изменениями в теле вследствие
внешнего раздражения. Внешнее раздражение,
служащее причиной возникновения аффекта,
вызывает рефлекторные изменения в деятельности
сердца, дыхания, в кровообращении, в тонусе
мышц. Вследствие этого во всем теле при
эмоции испытываются разные ощущения,
из которых и слагается переживание эмоций.
Обыкновенно говорят: мы потеряли близкого
человека, огорчены, плачем; мы повстречали
медведя, испугались, дрожим; мы оскорблены,
приведены в ярость, наносим удары. А согласно
теории Джемса-Ланге, порядок событий
формулируется так: мы опечалены, потому
что плачем; боимся, потому что дрожим;
приведены в ярость, потому что бьем. Если
бы телесные проявления не следовали немедленно
за восприятием, то, по их мнению, не было
бы и эмоции. Если мы представим себе какую-нибудь
эмоцию и мысленно вычтем из нее одно за
другим все телесные ощущения, с ней связанные,
то от нее в конце концов ничего не останется.
Так, если из эмоции страх устранить сердцебиение,
затрудненное дыхание, дрожь в руках и
ногах, слабость в теле и т.д., то не будет
и страха. Т.е. человеческая эмоция, лишенная
всякой телесной подкладки, есть ни что
иное, как пустой звук.
Эмоции могут возникать без всякого воздействия
на психику, под влиянием чисто химических
и лекарственных воздействий. Известно,
что вино "веселит сердце человека",
вином можно "залить тоску", благодаря
вину исчезает страх - "пьяному море
по колено".
Мухомор вызывает припадки бешенства
и наклонность к насилию. Настой мухомора
в старину давали воинам, чтобы привести
их в "кровожадное состояние". Гашиш
может вызывать припадки буйства.
Эмоции возникают также под влиянием
внутренних причин в патологических случаях.
При заболеваниях сердца и аорты появляется
тоска. При многих заболеваниях появляются
страх или радость без прямых объектов
этих эмоций: больной боится, сам, не зная
чего, или счастлив без причины.
Эмоции выражаются мимикой лицевых мышц,
движениями языка, восклицаниями и звуками.
ОТВРАЩЕНИЕ
Выражение "отвращение" в его
первом простейшем смысле относится к
еде и обозначает нечто отвратительное
на вкус ("отворачивание" - отрицательная
реакция на пищу).
При средней степени отвращения происходит
открывание рта с оттягиванием вниз углов
оного и издаванием гортанного звука или
отхаркиванием, одновременным вздрагиванием
и отталкиванием от неприятного предмета.
При слабых степенях отвращение выражается
оттягиванием вниз углов рта, наморщиванием
носа, иногда носовым выдыханием, как делают
при неприятном запахе, желая его удалить.
На этой мимике обосновывается не только
выражение отвращения к пищевым веществам,
но и проявление всякого иного отвращения.
Отвращения к наружности, к разговору,
к нравственным свойствам человека и т.д.
имеет ту же мимику пищевого отвращения:
те же движения рта, языка, вздрагивание,
жест отталкивания и гортанные звуки.
Презрение, глумление, пренебрежение на
всем земном шаре выражается мимикой лица
и жестами, представляющими отбрасывание
или удаление неприятного предмета.
ВЫРАЖЕНИЕ ВЕСЕЛЬЯ И РАДОСТИ
Веселое настроение выражается в смехе,
бесцельных движениях, общем возбуждении
(восклицания, хлопание в ладоши и т.п.).
Смех у человека начинается вдыханием,
за которым следуют короткие спазматические
сокращения груди, грудобрюшной преграды
и мышц живота, при хохоте все тело откидывается
назад и трясется, рот широко раскрыт,
углы губ оттягиваются назад и вверх вследствие
действия больших скуловых мышц, верхняя
губа приподнимается, лицо и вся голова
наливается кровью, круговые мускулы глаз
судорожно сокращаются. Сморщившийся
нос кажется укороченным, глаза блестят,
при сильном смехе появляются слезы.
Выражение веселого настроения может
возникнуть как безусловный рефлекс -
в силу телесных и органических ощущений.
Дети и молодые люди часто смеются без
всякого повода, надо думать, в силу положительного
тона органических ощущений, говорящих
о благополучном состоянии организма.
У молодых, здоровых людей часто приятный
или запах также вызывают легкую улыбку.
Не только внешние раздражители вызывают
реакцию веселья и радости, но и соответственные
представления находят свое выражение
в рефлексе смеха.
Механизм внутренних процессов из всех
эмоций в настоящее время наиболее выяснен
при страхе и отчасти гневе. Ввиду генетической
связи страха и гнева с болью и сходства
наблюдающихся при всех этих переживаниях
физиологических явлений мы рассмотрим
предварительно явления при боли.
БОЛЬ
Действие боли на психику сходно с действием
влечений. Если возникает доминанта, подавляющая
все другие возбуждения, то стремление
освободиться от боли делается сильнее
всех влечений. Боль, получив доминантный
характер, принудительно определяет поведение
человека. Относительно выразительных
движений при боли нет, но те которые существуют,
меняются в зависимости от ее силы. Дети,
например, даже при слабой боли испускают
сильные продолжительные крики, закрывают
глаза, открывают рот и судорожно дышат.
У взрослых реакция наступает при более
сильной боли. При мучительной боли люди
мечутся в страшных судорогах, крепко
сжимают рот, стискивают зубы, издают пронзительные
крики и стоны, скрежещут зубами. Если
боль мучительна и долговременна, то появляется
бледность, бросает в дрожь, силы приходят
в упадок; возможны обморочные состояния
и бред.
СТРАХ
Одним из наиболее характерных симптомов
страха является дрожание всех мышц тела,
нередко оно, прежде всего, проявляется
на губах. Когда страх возрастает до агонии
ужаса, мы получаем новую картину эмоциональных
реакций. Сердце бьется совершенно беспорядочно,
останавливается, и наступает обморок;
лицо покрывается мертвенной бледностью;
дыхание затрудняется; взгляд устремляется
на объект страха и т.д. Зрачки при этом
бывают непомерно расширены. Все мышцы
коченеют и начинают конвульсивно двигаться.
В большинстве случаев страх возникает
на основании жизненного опыта. Маленький
ребенок не боится высоты и, смело перегнувшись
вниз, выпадает из окна, если он не испытывал
падения и т.п. до этого. Лишь испытав боль
при разных условиях, он начинает бояться
того, что может причинить боль.
То, что называют "чувством самосохранения"
лишь частично является врожденным, главным
же образом оно развивается в течении
жизни на основании пережитой боли.
В реакциях страха очевидно участие адреналина.
Он придает силу моторным реакциям, он
же, можно думать, участвует в рефлексе
иммобилизации ("рефлекс мнимой смерти").
Возможно, что в одном количестве адреналин
является источником силы, в другом способствует
окоченению мышц.
Различные градации страха у человека
выражаются по-разному: ужасом, паникой,
боязнью, тревожностью, боязливым ожиданием,
запуганностью, забитостью, связанными
со страхом чувствами покорности и преданности.
У человека при сильном испуге или ужасе
наблюдаются: оцепенение, паническое желание
убежать, диффузное беспорядочное мышечное
возбуждение. Оцепенение, наступающее
при испуге, как правило, быстро проходит
и может смениться двигательным возбуждением.
Например, гонимый страхом человек может
совершить такой прыжок через преграду,
поднять такую тяжесть, стать вдруг способным
на такое напряжение, какое в обычном состоянии
немыслимо. Страх если он не достигает
силы, тормозящей психику, может полностью
поставить мышление себе на службу. Мысль
прикована к одной цели: найти выход из
устрашающего положения. И страх может
испытываться в столь слабой степени,
что человек выполняет свою обычную работу,
совершается обычный ход ассоциаций, а
страх кроется где-то на заднем плане,
на задворках сознания.
Страх - пассивно оборонительная реакция.
Он указывает на опасность чего-то от кого-то
более сильного, на опасность, которую
нужно избежать, от которой надо устраниться.
Если угроза исходит от более слабого,
то это вызовет активно оборонительную
реакцию - гнев. Все зависит от соотношения
сил. Понятно, что у людей слабых, которым
труднее преодолевать жизненные трудности,
больше поводов для реакции страха.
И у ребенка, и у взрослого есть страх перед
неизвестным, перед новым. Этот страх делает
осторожным и имеет защитное значение.
Когда знание мира было ничтожно, а область
неизвестного огромна, страх держал человека
в своей власти и заставлял его населять
мир страшными чудовищами и богами.
При состоянии страх и вслед за перенесением
его наступает ряд вегетативных реакций.
ГНЕВ
Гнев у человека выражается в том,
что лицо краснеет или багровеет, вены
на лбу и на шее надуваются, иногда лицо
становится бледным или синим. Рот крепко
сжат, зубы стиснуты и скрежещут, иногда
губы вытягиваются. Волосы становятся
дыбом. Одни люди нахмуриваются, другие
- широко открывают глаза. Тело обычно
держится прямо, мускулы напряжены, человек
готов к мгновенному действию. Повышенное
мышечное возбуждение легко переходит
в действие.
Если человек в гневе или ярости говорит
кому-нибудь, чтобы тот вышел вон, то он
обычно делает такие жесты, как будто ударяет
или выталкивает изгоняемого. Часто жесты
становятся совершенно бесцельными, движения
некоординированными, наблюдается дрожь,
губы не повинуются воле, голос обрывается.
Гнев и негодование отличаются от ярости
меньшей интенсивностью проявлений. При
гневе сердечная деятельность слегка
повышена, появляется румянец, глаза начинают
блестеть, дыхание учащается, крылья носа
приподнимаются, рот обыкновенно сжимается,
брови нахмуриваются.
У ребенка уже в первые дни жизни можно
вызвать приступ гнева стеснением движений.
У человека только в детстве ярость чаще
вызывается как рефлекс физической борьбы.
Взрослые люди вступают в драку очень
редко; это противоречит и взглядам общества,
и юридическим нормам. Участие гнева в
мимической реакции проявляется поднятием
верхней губы и оскалом зубов. Таким образом,
при гневе мы видим реакции, являющиеся
безусловными мимическими рефлексами
борьбы и соответственными рефлексами
вегетативной нервной системы.
ЭМОЦИИ, ПОРОЖДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНОЙ
СРЕДОЙ
Общественной мнение оценивает личные
качества человека: умный, глупый, хитрый,
красивый и т.д.; определяет отношение
общества к его личности: уважаемый, не
пользующийся уважением, приятный, неприятный
и т.п., дает оценку его материальному положению.
Каждый сам участвует в создании своих
оценок. Сам желает иметь определенную
оценку в общественном мнении. Всякий
человек в той или иной мере чувствителен
к суждению о нем и реагирует на общественное
мнение о себе, на свое положение в глазах
общества, ставит себя в одних отношениях
выше, а в других ниже окружающих. Определение
своего отношения в этом смысле к другим
может носить интеллектуальный характер,
но гораздо чаще возникает в качестве
эмоциональных реакций, связанных с интеллектуальными
процессами. Сюда относятся такие эмоции,
как гордость, тщеславие, чувство собственного
достоинства, обида и т.д.
ГОРДОСТЬ
Гордость (гордыня) в устах русского
народа была качеством отрицательным
и находила полное осуждение, в чем сказывался
и религиозный взгляд на это чувство.
Гордость, спесь, чванство по народному
представлению свойственны правящим и
богатым, угнетателям, насильникам и обидчикам.
Гордость находит внешнее выражение в
мимике и позе. Дарвин описывает это выражение
так: "Гордый человек обнаруживает свое
чувство превосходства над другими, держа
голову и туловище прямо. Он высокомерен
и старается казаться как можно более
крупным, так что о нем говорят в переносном
смысле, что он надут от гордости... Кроме
того, мускул, выворачивающий нижнюю губу,
называется мускулом гордости".
Под влиянием условий существования в
человеческом обществе развивались два
ряда реакций. Одни - связанные с сознанием
своего превосходства и со стремлением
себя возвысить: гордость, заносчивость,
чванство, самомнение, хвастовство, самолюбие,
чувство собственного достоинства. Другие
же порождались сознанием бессилия: забитость,
робость, боязливость, неуверенность в
себе, чувство покорности, самоуничижение,
угодничество, заискивание. В разных классах
общества, в разные исторические отрезки
времени вызывались и культивировались
разные реакции.
Чувство превосходства связывается не
только с властью или богатством. Человек
может гордиться превосходством над другими
в самых разнообразных областях жизни,
он может гордиться успехами в области
искусства и науки, во всякого рода творческой
работе. Люди, достигшие выдающихся успехов
в области литературы, музыки, науки, получают
основания для гордости. Удачники могут
"зазнаваться". Но гордость может
не иметь тон грубого "зазнайства",
а внешние проявления и характер внутренних
переживаний при этом могут меняться.
ТЩЕСЛАВИЕ
У Ромена Роллана есть такая фраза: "тщеславному
важно не то, что он есть, а каким он кажется".
Он хочет стоять выше во мнении окружающих,
чем он стоит. Человек стремиться показаться
другим в выгодном свете и избегает такого
положения, в котором он мог бы произвести
отталкивающее впечатление. Так создается
в той или иной мере "двуликость":
одно лицо для посторонних, другое - для
своих. Различие между этими лицами может
достигнуть такой степени, что истинное
лицо, проявляющееся в домашней жизни,
совершенно не походит на "официальное"
лицо, лицо для других. При лживом, корыстном
сокрытии своих истинных свойств получатся
то, что называется лицемерием. Похвала
и порицание - сильнейшие орудия воздействия
социальной среды на своих членов. "Насмешки
боится даже тот, кто уже ничего не боится
на свете"(Гоголь). Общество своим мнением
регулирует поведение своих членов. Они
оказываются, таким образом, в зависимости
от него, становятся в той или иной мере
"рабами общественного мнения". Мысль
"что скажут?" получает иногда парадоксально
большую силу. Гордость и тщеславие идут
рука об руку. Гордый, как правило, в то
же время чрезвычайно чуток к мнению других.
Усиленное развитие тщеславия, как и гордости,
в разных классах и слоях общества стоит
в связи с жизненной ситуацией в данном
классе в определенный момент.
Чтобы поставить себя выше в глазах других,
тщеславный человек "козыряет всеми
своими козырями" и испытывает радость
при удаче. Он гордиться, достигнув видного
места, независимо от того какими путями
оно получено, кичится восхождением на
высокую гору, своим знакомством с людьми,
высоко стоящими в мнении общества, своим
голосом, умом, остроумием, своими знаниями.
При этом тщеславный не только испытывает
радость, принимая эти факты как доказательство
своей значимости, но радость вытекает
из чувства превосходства над другими
и получает соответственное внешнее выражение.
Если человеку нельзя достичь превосходства
над другими в чем-нибудь большом и серьезном,
то он найдут предлог, чтобы чем-нибудь
да гордиться.
Тщеславие, стремление к превосходству
там, где нет для данного лица прямого
пути, выступает в замаскированной или
завуалированной форме, идет обходными
путями. Чтобы приковать к себе симпатии,
тщеславные люди могут быть ласковы, любезны,
предупредительны и тем самым возбуждают
мнение, что этот человек с большим социальным
чувством.
Тщеславие сказывается в выборе профессии,
в постановке жизненных целей и т.д. Неудача
врага может восприниматься как личная
удача. Человек всегда готов обесценить
чужие успехи и достижения пристрастной
критикой. Зависть не позволяет быть объективным.
Тщеславный не только критикует определенных
конкретных лиц, но часто вообще относится
критически к людям, к "толпе", и судит
о них свысока. Тщеславное чувство превосходства
над людьми находит разнообразнейшие
проявления и может быть вкраплено в переживания
в виде отдельных черточек.
Самообман - один из самых распространенных
видов жизненной лжи. Это своеобразная
защитная реакция, позволяющая сохранить
душевное спокойствие и чувство уверенности
в себя. Развитие тщеславия, как и гордости,
зависит от условий социального существования,
от индивидуальных условий развития данного
индивида. Его внешнее проявление и особенности
субъективного преломления могут стоять
в связи с интеллектуальным и моральным
развитием данной личности. Оно находится
в связи с рядом факторов и представляет
реакцию столь же исторически изменчивую,
как и гордость.
ЛЕСТЬ
Неспособность самолюбивого человека
критически оценить свою собственную
личность обеспечивает успех лести. "Льстят,
- по выражению Н.Г. Чернышевского, - затем
чтобы господствовать под видом покорности".
Каждый человек в какой-то мере самолюбив,
каждому приятно то, что говорит о его
ценности, что возвышает его в своих и
чужих глазах. Тот, кто идет на встречу
этой потребности, делается приятным,
как человек, приносящий радость, в то
время как неприятная "правда глаз колет".
Лесть и интриги всегда были сильнейшими
средствами в борьбе за милость коронованных
и иных высоких особ. Лесть находила благодарную
почву в самообольщении, связанном с большой
властью.
Успех лести вырастает на почве тщеславия,
и понятно, что тщеславные люди наиболее
легко ей поддаются.
ОБИДА
Когда задевается чувство собственного
достоинства, когда человек осознает,
что его унижают в его личном мнении или
во мнении общества, возникает эмоция
обиды. Оскорбления и обиды вызывают острый
аффект, который нередко ведет к ответному
"оскорблению действием" или к более
тяжким последствиям. Не следует думать,
что человек, промолчавший и только через
некоторый промежуток времени проявивший
свое нетерпение криком, исступлением,
ударами, мог в этот период наблюдать и
направлять на что-либо свое внимание.
Он ничего не видит и не слышит. Он весь
во власти вихря внутренних вопросов:
"Да как он смеет?! Да что же это такое,
неужели я это перенесу?!".
Обида может, конечно, не вызывать столь
острой реакции. Может оставаться затаенной
и постепенно изживаться или вести не
к вспышке гнева, а ряду обдуманных разнообразных
действий, в том числе к мести. Обиду переживает,
и ребенок, и взрослый, и глупый, и умный.
Цицерон сказал: "Оскорбление причиняет
боль, которую с трудом переносят мудрейшие
и лучшие люди".
Гордый, тщеславный, самолюбивый человек
и человек с повышенным чувством собственного
достоинства, конечно, более обидчивы,
у них имеется своего рода гиперестезия
в этом отношении, они видят и подозревают
обиду там, где и не предполагалось причинить
ее.
ТЕОРИЯ АЛЬФРЕДА АДЛЕРА
Адлер, посвятивший многолетний труд
изучению развития эмоций, формирующихся
под воздействием буржуазной социальной
среды, создал свою теорию их возникновения,
которая вкратце сводится к следующему.
Отдельные явления в жизни человека нельзя
рассматривать изолированно, как самостоятельные,
замкнутые в себе части нераздельного
целого, проводя линию через факты из отдельных
пунктов жизни человека.
По Адлеру движущей силой психики является
стремление к превосходству, вытекающее
из чувства самосохранения.
Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность.
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть, не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми.
Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Практически любой человек, взрослея, научается управлять врождённой эмоциональностью, в той или иной степени трансформировать её.
Большинство учёных, как и обычные люди, делят эмоции на: позитивные и негативные. Но, было бы правильнее считать, что существуют эмоции, которые способствуют повышению психологической энтропии, и эмоции, которые, напротив, облегчают конструктивное поведение. Подобный подход позволяет отнести ту или иную эмоцию в разряд позитивных или негативных в зависимости от того, какое воздействие она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия личности с ближайшим социальным окружением. Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Это указывает на то, что в процессе переживания эмоций задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эмоция активизирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Разум и тело требуют действия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Немов Р.С. Общие основы психологии.
– 1998г. – 688 с.
2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 1997г. – 736с.
3. Макарова И.В. Психология. -2004г. – 234с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 2000г.
5. http://www.psychological.ru
6. http://www.psychologos.ru
7. http://all-psychology.ru
Информация о работе Человеческие эмоции, их виды и особенности проявления