Чувства и эмоции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 18:22, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что эмоции и чувства выражают наше отношение к тому, что мы познаем, к нашим поступкам. Знания об эмоциях необходимы каждому для того, чтобы лучше понять других и самих себя. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3 – 4
Сущность и функции чувств и эмоций…………………………………..…. 5 – 10
Классификация чувств и эмоций……………………………….………….. 11 – 13
Интенсивность наших эмоций зависит главным образом:
а) от восприятия данной обстановки
б) от уровня бодрствования
в) от анализа полученных сведений
г) от значения той потребности, связана эмоция
Укажите правильный ответ, обоснуйте его…………………………….. 14
Заключение……………………………………………………………………… 15 – 16
Список литературы……………………………………………………………… 17

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа психология.docx

— 37.24 Кб (Скачать файл)

В отличие  от восприятия внешних объектов, в  случае эмоций человек воспринимает свои переживания. В этих переживаниях субъект раскрывает сам себя. В  переживаниях он сам выступает для  себя объектом познания. И если процесс  осознания явлений психики связан с осознанием их предметности, то в  переживаниях субъект осознает себя. Таким образом, можно предположить, что сознание начинает формироваться  с осознанием самого себя, а это  осознание базируется на переживаниях субъекта. Другими словами, сознание начинается с переживания.

В определенной мере высказанную гипотезу подтверждает факт природной эгоцентричности  ребенка. Окружающая среда, в том  числе социальная, имеет для него значение только в той мере, в  какой она связана с удовлетворением  его естественных потребностей. А  удовлетворение потребностей сопряжено  с переживаниями. Переживания же ведут к осознанию себя, к тому, что в центре мира оказывается  осознающий себя через свои переживания  ребенок.

7. Функция  формирования внутренней реальной  человеческой жизни. Понимание  эмоций как переживаний позволяет  определить их место в структуре  психических явлений. Человек  проживает жизнь, переживая ее. Каждое событие жизни сопровождается  эмоциями (переживаниями).

В сознании индивида любое переживание связано  с мотивами и целями его жизни  и деятельности. Оно является обычно переживанием чего-то, казалось бы, самого незначительного события, которое, однако, как определяющий момент вошло  в жизнь человека. Особо важные переживания, связанные с занимаемой ролью того или иного события  в жизни человека, становятся событием его личной жизни.

«Понятие  переживания выражает особый специфический  аспект сознания; он может быть в  нем более или менее выражен, но он всегда наличен в каждом реальном, конкретном психическом явлении; он всегда дан во взаимопроникновении  и единстве с другим моментом —  знания, особенно существенного для  сознания». Переоценить эту представленность переживания в каждом конкретном психическом явлении невозможно, ибо переживание превращает сознание в живое явление. Сознание — это  не осознанное знание о предметном мире, а живое знание — знание, проникнутое переживанием. Понимая  огромную важность этого факта, Рубинштейн поставил принцип единства переживания  и знания на первое место среди  других принципов познания природы  психического. Как отмечалось выше, с общебиологической точки зрения полезность эмоций заключается в  их подкрепляющей и закрепляющей функции. С общепсихологической  точки зрения роль эмоций заключается  в формировании всей внутренней психической  жизни субъекта.

Переживания интимно входят в любой психический  процесс. Ощущения, восприятия, представления, мысли субъекта всегда несут в  себе и компонент переживаний. Именно поэтому переживания могут стать  основой для объединения всех психических процессов, всей внутренней психической жизни. Переживания  выступают системным фактором внутренней психической жизни, основой для  ее проявления в личностном «я». По всей вероятности, именно поэтому патологические нарушения прежде всего обнаруживаются в нарушениях эмоционально-чувственной  сферы личности.[2, 95 – 98 с.]

 

2.Классификация чувств и эмоций:

Классификаций базовых эмоций много. В начале века американский психолог Вудвортс предложил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональных проявлений: любовь, веселье, радость; удивление; страх, страдание; гнев, решимость; отвращение; презрение.

В этой шкале  каждая эмоция является чем-то средним  между двумя соседними. Шлосберг соединил первую и шестую эмоции и  получил таким образом круг, который  отражает все переходы от одного эмоционального переживания к другому, противолежащие же эмоции противоположны по своему содержанию. Степень выраженности эмоций определяется по параметру удовольствие - неудовольствие, который по сути дела представляет собой знак эмоции.

Американский  психолог К. Изард предлагает считать  основными или, по его терминологии, фундаментальными эмоциями следующие: интерес; радость; удивление; горе, страдание  и депрессия; гнев; отвращение; презрение; страх; стыд и застенчивость; вина.

Эти 10 эмоций Изард называет фундаментальными потому, что каждая из них имеет:

а) специфический  нервный субстрат;

б) характерные  только для нее выразительные  нервно-мышечные комплексы;

в) собственное  субъективное переживание (феноменологическое качество).

Каждая  из этих эмоций описывается по нескольким параметрам: знак эмоции, условия возникновения, биологическое и психологическое  значение.

Например, радость характеризуется следующим образом. Это положительная эмоция, которая обычно следует за достижением или успехом в результате усилий, которые затрачивались не для достижения радости или пользы. Биологическое назначение радости: она усиливает социальные связи, предполагает освобождение от негативной стимуляции, облегчает привязанность к объектам, которые помогли уменьшить неприятные переживания. Психологическое значение: обеспечивает социальное взаимодействие, увеличивает устойчивость к фрустрации, поддерживает уверенность и мужество, успокаивает человека. Пути достижения радости: целенаправленная деятельность, открытость и искренность и расширение социального функционирования. Препятствия к достижению радости: формализация действий, наличие контроля, заурядность и монотонность жизни; безличные и чрезмерно иерархизированные отношения; догматизм со стороны родителей в процессе воспитания; неопределенность мужских и женских ролей в семье; преувеличение значения материального успеха и достижения; телесные недостатки.

Эмоции  и познавательные психические процессы. Эмоциональные реакции, состояния  и отношения могут оказывать  влияние на протекание познавательных психических процессов.

Ощущения, Люди, находящиеся в состоянии выраженной депрессии, описывают свои ощущения как притупленные, неяркие, невыразительные: все вокруг как бы окрашивается в оттенки серого цвета, другие цвета становятся бледными, неинтересными, пища кажется безвкусной, пресной или одинаковой на вкус, звуки становятся или приглушенными или чрезмерно громкими, тело наливается непривычной тяжестью, так что каждое движение вызывает чувство дискомфорта. В приподнятом настроении человек, наоборот, ощущает необычайную легкость, все вокруг окрашивается в сочные цвета, все вызывает интерес и желание действовать, пища приобретает все оттенки вкуса. Известно, что страх повышает болевую чувствительность, а гнев или азарт — понижает, например, во время упоения боем человек может не чувствовать значительных повреждений.

Восприятие. Сильные эмоциональные реакции могут существенно влиять на точность и содержание восприятия. Искажения эти могут быть настолько серьезными, что разные люди, бывшие свидетелями сцен с сильным эмоциональным воздействием, могут совершенно по-разному описывать произошедшее. Это обстоятельство хорошо известно следователям по уголовным делам. Эмоциональные состояния оказывают влияние на избирательность восприятия: например, в подавленном состоянии человек обращает больше внимания на негативные стороны жизни, что может служить диагностическим признаком — чем больше человек подмечает плохое, тем больше оснований для суждения о его сниженном настроении. Влияние эмоционального отношения на восприятие известно всем: когда что-то или кто-то очень нравится, недостатки и изъяны не замечаются, человек их буквально «не видит» и искренне считает, что другие его просто дурачат или завидуют ему.

Мышление. Эмоциональные реакции могут оказывать существенное влияние на процессы мышления. Сильный страх приводит к путанице в мыслях, человек не в состоянии контролировать ход мыслей, допускает множество ошибок, не может выполнить простейших задач. Радость, чувство эмоционального подъема в определенных пределах, наоборот, способствует продуктивности мышления, у человека рождаются новые идеи и решения, его мышление становится свободным, нетривиальным. Эмоциональные состояния оказывают влияние не только на продуктивность, но и на динамику и содержание мышления. В подавленном состоянии мышление замедляется, становится тугоподвижным, неповоротливым, в содержании преобладают темы неудачи, поражения, невозможности решения проблем. В приподнятом эмоциональном состоянии темп мышления ускоряется, появляется ориентация на дело и достижения. Эмоциональные отношения также влияют на процесс мышления. Это можно подтвердить тривиальными примерами вдохновения, вызванного чувством любви, или фиксации мышления на одной тематике при переживании ревности или ненависти и т. д.

Память. Лучше запоминается и дольше хранится в памяти эмоционально окрашенный материал - тексты, события, сцены, сами по себе переживания. Материал, не вызывающий эмоционального отклика, интереса, требует для его запоминания большего количества повторений, что находит свое отражение в так называемой «зубрежке». Кроме того, он и сохраняется хуже.[1, 16 – 18 с.]

3.Интенсивность наших эмоций  зависит главным образом:

                  а) от восприятия данной обстановки

                  б)  от уровня бодрствования

                  в) от  анализа полученных сведений

                  г)  от значения той потребности,  связана эмоция 

 Укажите  правильный ответ, обоснуйте его:

Ответ Б.

    Интенсивность наших эмоций зависит от уровня бодрствования. Действительно, нам гораздо труднее рассердиться, только что проснувшись, чем в конце напряженного рабочего дня.

    Зиллмен и его коллеги (Zillman et al., 1972) тем не менее показали, что если уровень активации слишком высок, то ее остаток переносится на последующую эмоцию, которая в результате усиливается. Например, во время просмотра эротического фильма испытуемые, которые только что выполнили трудную работу, проявили большее сексуальное возбуждение, чем те, которые до этого отдыхали или же смотрели фильм не сразу после нагрузки, а по прошествии длительного перерыва (Cantor et al., 1975).

    Точно так же было показано, что мужчины проявляли гораздо больший «интерес» к интервьюеру-женщине, особенно если она их расспрашивала в опасном месте, например на очень высоком подвесном мосту, чем тогда, когда это происходило в обычных условиях или же условия оставались опасными, но интервьюером был мужчина (Dutton, Aron, 1974).[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Рассмотрение  различных эмоциональных явлений, дает основание говорить о том, что  эмоциональная сфера человека имеет  сложное многоуровневое строение и  включает в себя эмоции, эмоциональные  состояния, чувства, в результате сочетания  которых образуется эмоциональные  типы людей.

Эмоции  – это психическое отражение  в форме непосредственного, пристрастного  переживания жизненного смысла явлений  и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Чувства – устойчивые эмоциональные отношения  человека к явлениям действительности, отражающие значение этих явлений в  связи с его потребностями  и мотивами; высший продукт развития эмоциональных процессов в общественных условиях.

Чувство привязано к объекту, а эмоции – к ситуации; чувство – это  отношение, а эмоция – реакция.

Важнейшей характеристикой эмоциональных  состояний является их регулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о  том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями  он сталкивается, на что надо обратить внимание.

Эмоции  сигнализируют о благополучном  или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе  его предметных и межличностных  отношений и обеспечивает тем  самым регулированием, отладку его  поведения в условиях общения  и деятельности.

В жизни  личности большое значение имеют  эмоциональные состояния. Эмоциональные  состояния не только зависят от «характера»  протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние  на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую  деятельность человека.

Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации. Выраженное аффективное состояние, например, при определенных условиях может проявляться у самого уравновешенного  человека. Все эмоциональные состояния  носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями.

При стрессе  возможны ошибки восприятия, памяти, неадекватные реакции на неожиданные раздражители и т.д.

Фрустрация  возникает в условиях отрицательной  социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми  глубокие личностнозначимые отношения. В большей мере, фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, плохо подготовленные к невзгодам, трудностям.

 

 

Список литературы:

1. Бордовская Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, А.А. Реан, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

2. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека. Мотивационно-эмоциональные аспекты / П.В. Симонов.— М., Наука, 1975. – 173 с.

3. Шадриков В.Д. Введение в общую психологию: эмоции и чувства / В.Д. Шадриков. — М., Логос, 2002. – 156 с.

4. http://sbiblio.com/biblio/archive/godfrua_chto/05.aspx

5. http://www.grandars.ru/college/psihologiya/emocii-i-chuvstva.html

Информация о работе Чувства и эмоции