Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 16:39, контрольная работа
Все с чем сталкивается каждый человек в своей жизни, вызывает у него разное отношение. Отношение человека может проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Бывает разная сфера чувств, она включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе. Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека — это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.
Теоретические вопросы
1. Сущность и функции чувств и эмоций.
2. Классификация чувств и эмоций.
Тестовое задание
Интенсивность наших эмоций зависит главным образом от:
а) восприятия данной обстановки;
б) уровня бодрствования;
в) анализа полученных сведений;
г) значения той потребности, с которой связана эмоция.
Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.
Ответ: Б.
Интенсивность наших эмоций зависит от уровня Бодрствования. Действительно нам гораздо трудней рассердится, только что проснувшись, чем в конце напряженного рабочего дня.
План
Теоретические вопросы
1. Сущность и функции чувств и эмоций.
2. Классификация чувств и эмоций.
Тестовое задание
Интенсивность наших эмоций зависит главным образом от:
а) восприятия данной обстановки;
б) уровня бодрствования;
в) анализа полученных сведений;
г) значения той потребности, с которой связана эмоция.
Выберите правильный вариант ответа. Обоснуйте свой выбор.
Ответ: Б.
Интенсивность наших эмоций
зависит от уровня Бодрствования. Действительно
нам гораздо трудней
Сущность чувств и эмоций
Все с чем сталкивается каждый человек в своей жизни, вызывает у него разное отношение. Отношение человека может проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Бывает разная сфера чувств, она включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.
Само понятие чувства — это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима без переживаний, если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый “эмоциональный голод”, который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая остросюжетную книгу, смотреть увлекательный фильм и т.д. Причем для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием.
Самая развитая и сложная форма
эмоциональных процессов у
Чувства формируются на протяжении жизни человека в условиях общества. Высшими чувствами называются чувства, которые отвечают высшим социальным проблемам. Например, любовь к своей Родине, к своему народу, своему городу, к другим людям. Все это характеризуются сложностью строения, большой силой, продолжительностью, стабильностью, независимостью от конкретных ситуаций и от состояния организма. Таким примером является любовь матери к своему ребенку, мама может рассердится на ребенка, быть недовольной его поведением, наказать, но все это не влияет на ее чувство, которое остается сильным и относительно стабильным.
Сложность этих высших чувств определяется их комплексным строением. То есть они складываются из нескольких разных, а иногда и противоположных эмоций, которые как бы кристаллизуются на определенном предмете. Например, влюбленность — менее сложное чувство, нежели любовь, так как кроме влюбленности последняя предполагает нежность, дружбу, привязанность, ревность и другие эмоции, производящие не передаваемое словами чувство любви.
В зависимости от характера отношения человека к различным объектам социальной среды выделены основные виды высших чувств: моральные, праксические, интеллектуальные, эстетические.
Моральные чувства человек испытывает по отношению к обществу, другим людям, а также к самому себе, такие как чувство патриотизма, дружба, любовь, совесть, которые регулируют межличностные отношения.
Чувства, которые связаны с
Определенные виды труда, учение, некоторые
игры требуют интенсивной умственной
деятельности. Процесс умственной деятельности
сопровождается интеллектуальными
эмоциями. Если они приобретают качества
стабильности и устойчивости, они
проявляются как интеллектуальн
Чувства, которые испытывает человек при восприятии и создании прекрасного в жизни и в искусстве, называются эстетическими. Эстетические чувства воспитываются через приобщение к природе, любование лесом, солнцем, рекой, радугой цветами и т.д. Для того чтобы постичь законы красоты и гармонии детям полезно заниматься рисованием, танцами, музыкой и другими видами художественной деятельности.
На протяжении развития людей сформировалась особая форма психического отражения значимых объектов и событий — эмоции. Один и тот же объект или событие вызывает у разных людей различные эмоции, потому что у каждого свое, специфическое отношение.
Эмоции — это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.
В узком значении слова эмоции — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Так, если рассмотреть чувства, испытываемые болельщиками, на трибуне стадиона и спорту вообще, то эти переживания нельзя называть эмоцией. Эмоции здесь будут представлены состоянием наслаждения, восхищения, которые испытывает болельщик, наблюдая хорошую игру.
Функции и виды чувств и эмоций
За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: Мотивационно - регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.
Мотивационно - регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут побуждать, направлять и регулировать. Иногда эмоции могут заменять собой мышление в регуляции поведения.
Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга. Наблюдая за изменениями эмоциональных состояний, появляется возможность судить о том, что происходит в психике. Например: люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в прямых контактах друг с другом.
Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения (мимика, жесты, пантомимика) выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека.
Защитная функция выражается в том, что, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от опасностей.
Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать.
Характер переживания как удовольствие так и неудовольствие определяет знак эмоций — положительные и отрицательные. С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Крылатое выражение: “готов горы свернуть”. И, наоборот, иногда переживания характеризуются своеобразной скованностью, пассивностью, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, горе может вызвать апатию, бездеятельность у слабого человека, в то время как сильный человек удваивает свою энергию, находя утешение в работе и творчестве.
Модальность — основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражительность, ярость — гнева; веселье, ликование, торжество — радости.
Интерес (как эмоция) — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний.
Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика или, во всяком случае, неопределенна.
Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на объект, его вызвавший, и может переходить в интерес.
Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, где нападение мотивируется гневом, а отвращение — желанием избавиться от кого-либо или чего-либо.
Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическим критериям.
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза).
Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Эмоции характеризуются также
силой, продолжительностью и осознанием.
Диапазон различий по силе внутреннего
переживания и внешних
Эмоциональные переживания носят
неоднозначный характер. Один и тот
же объект может вызвать несогласованные,
противоречивые эмоции. Это явление получило
название амбивалентность (
Качества, характеризующие каждую конкретную эмоциональную реакцию, могут сочетаться различным образом, что создает многоликие формы их выражения. Основные формы проявления эмоций — чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, стресс, настроение и чувство.
Чувственный тон выражается в том,
что многие ощущения человека имеют
свою эмоциональную окраску. То есть
люди, не просто ощущают какой-либо
запах или вкус, а воспринимают
его как приятный или неприятный.
Образы восприятия, памяти, мышления, воображения
также эмоционально окрашены. А. Н. Леонтьев
считал одним из существенных качеств
человеческого познания феномен, который
называл “пристрастностью”
И так можно отметьте, что понятия «эмоции» и «чувства» близки по своему содержанию и отражают переживания человека в процессе его деятельности по удовлетворению своих потребностей, усиливая или ослабляя степень его активности, мотивации. Само понятие чувства более сложны по своей структуре, поскольку включают комплекс эмоций и отличаются большей устойчивостью, а эмоции определяются как психофизическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающее множество видов переживаний.
Классификация чувств и эмоций
При общепризнанной важности, которую составляют чувства и эмоции в жизни человека, единая классификация эмоций и чувств до сих пор так и не создана. Практически каждый именитый исследователь, пытавшийся разобраться и проанализировать данный вопрос, выделял какие-то свои особенности, ранги, характеристики. Пока что специалисты даже не пришли к общему мнению, какое из этих понятий шире – чувство или эмоция. Кто-то называет эмоции простейшими эмоциональными состояниями, возникающими при неудовлетворении или удовлетворении каких-то потребностей, а чувства - субъективными переживаниями на основе высших потребностей человека. Другой исследователь отмечает, что чувства – это некий элементарный процесс, на основе которого может возникнуть эмоция – сложный комплекс взаимосвязей чувств и ощущений. Какая из них более правильная и позволяет точнее выделить виды эмоций – неизвестно. Но более широко все же используются теории, где как раз чувства считаются "выше по рангу" и глубине.