Школы современной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 20:47, дипломная работа

Краткое описание

Психологическая школа-группа ученых, разделяющих определенную теоретическую ориентацию и работающими над общими различиями. Ученые связаны идеями, территориально.
Парадигма- модель, образец по которой определяется исследовательская практика ученых в определенный исторический период.
Допарагматическая стадия науки: когда разделена на отдельные школы, на след день не одна их существующих теоретических систем не смогла объединить другие научные теоретические течения.

Вложенные файлы: 1 файл

школы современной психологии (3).docx

— 54.95 Кб (Скачать файл)

Ι.

Психологическая школа-группа ученых, разделяющих определенную теоретическую ориентацию и работающими над общими различиями. Ученые связаны идеями, территориально.

Парадигма- модель, образец по которой определяется исследовательская практика ученых в определенный исторический период.

Допарагматическая стадия науки: когда разделена на отдельные школы, на след день не одна их существующих теоретических систем не смогла объединить другие научные теоретические течения.

Парагматическая стадия: наука достигает зрелости, высокой стадии развития, когда она не разделена на отдельные школы.

Экспериментальная психология(19-20 век)-недостаточность психологич сознания и интроспективного метода. Сознание- перестали рассматривать как замкнутый внутрен мир, доступного познанию самого субъекта=)пересмотр предмета психологии.

Открытый кризис- 20-30 г. –различн направл: бихевиоризм, психоанал, гештальтпсих, динамич псих Левина,инстиктивная псих Пиаже.

Положит. содерж кризиса- активная работа по созданию психологич теории, которая отвечала бы запросам интенсивно развивающегося общества.

Основные проявления кризиса:1. Отсутствие единого подхода 2 противопоставление научной псих и психотехник( разрыв теории и практики) 3 разрыв между научной псих и техниками, углубленное самопознание 4 различие между восточной и западной психологией

Научная психология идет по пути гуманит псих Маслоу( освоение предметных областей)

Симптомы кризиса (Юревич): 1. Отсутствие единой теории, дефицит устойчивого знания, альтернативы моделей понимания и изучения психического 2 углубл раскол между исследов и практич психологией 3. Конкуренция со стороны паранауки.

Методологич статус( Юревич):1. Допарадигмальн псих 2мультипарадигмальная 3 внепарадигмальная

Главная причина  кризиса: кризис рациональзма

Тенденции:1. Развитие тенденций сложивш во времена кризиса. Концепция: необихивиоризм 2 Развитие электического подхода( метод и теоретич конструкция), достижение ранее несовместим направлений 3. Появление в 60 е г 20 века 2 направления: гуманист ( Роджерс) и когнитив псих( Линдсой, Норман).

ΙΙ

Неофрейдизм- преодоление биологизма, пансексуализм, классический психоанализ. Акцент на социальн условиях развития личности, отказ от сексуальн влечений.

К. Хорни-« Невротич личность нашего времени( причина невроза-нарушение взаимоотнош между людьми)». Против Фрейда-негуманн и тотальности сексуальн обусловл мотивов поведения челов. Понятие базальная тревожность-источник недостаток родственного внимания. Фактор мотивации поведения-безопасность и освобождение от страхов. Культурные факторы( совместно с Фромом)  их роль для неврозов, источник базовая тревожность. Функционально-социальный подход: проблемы-соревнование, конкуренция-двигатель личностной жизни человека. Страх перед неудачей рождает тревожность, она явл источником притязан и желаний со стороны др.Роль общества( культ противоречия, которые они порожд, стимулир наши потребности, с др. стороны налагают ограничения( эконом, юридич, этические), которые подавл эти же потребности. , усилив бессознат и личн конфликт. Механизм поведения:при базальн тревожн реб выбир тактику поведения, они помог справится с чувством беспомощн и беззащищенности, при закреплении этих тактик, формир невротич потребности, объеденение приводит к типу личности:1.услужливая личность: тянется к людям, потребность в одобрении 2. Отрешенная личность-потребнос в одиноч, замкнутый образ жизни 3 агрессивная личность-стремление к власти и подчинение др людей.

Г. Салливан- конц. « психиатрия»-чек как форма специализир психоанализа. Тезис – о роли м л отношений в формиров личности и процесс ее развитие. Личность-устойчивая модель повторяющ м л ситуац. Главное- личность нельзя рассматривать изолиров от интроперсональных отношен. У человека складывется- образ самого себя и образ других(персонификация). Нарушение мл отношен-в основе душевн заболеваний(психоз, невроз). Внутриличн конфликт-конфликты личности, источник активности-непотр-е энергии. Способы трансформации энергии(данамиз) -приобретенные привычки и формы поведения. Динамизы состовл «Я-систему» формир в детстве. Концепция имела значение для соц психологии и псих личн( исследов по особенн. восприятия личности людей друг другом).

Э. Фромм-концепция гуманистич психоанализа, отрицал биологизм Фрейда. Попытка понять человека в зависимости от соц. условий его существования. Основание психологии-связь человека с внешним миром. Фунц-я общества-подавление и созидание индивида, личность человека имеет не только либидозную, но и соц. обусловленность. Главная роль семье. Анализ сфер общества: экономич, социальную, политическую в связи с их влиянием на  духовную измененность человека.Тезис- качественное отличие человеческого существован от животного.Человеч существован и свобода неразделимы. Свобода- от инстинктов предопредел поведением человека. Экзистенциальные противоречия- разрыв естественной связи человека с природой и повед человека. Встает задача-приспособление к природе, так как в процессе развития человек отдаляется от нее и приводит к чувству одиночества. Человек чувствует себя ничтожным, безнадежным и возник импульсы на преодоление переживаний. Сущ продуктивн путь-установление добровольн связей с миром и природой , любовь к работе соединение человека уже не первичн связями а как свободного независим индивида.  Механизмы бегства-стать покорным, подчиненным, вступить в отношения с миром. Негативные тенденции поведения- авторитаризм, конформизм,деструктивизм, они иррациональны и бессознательны. Экзистенциальные противоречия обязат стороны человеч существования. Экзистенц против уделяют внимание капитолист обществу, облич капиталист строй как систему. Эконом система капитал общества формир в личности- эгоизм, себялюбие, алчность, продукты этих соц условий. Зависим характера человека от его образа жизни-социальный характер, он изменяется с развитием общества и культуры. Типы соц характера: накопит, рыночный, воспринимающий, эксплуататорский, некрофилический, все типы явл разновидн непродуктивн характера. Создание нового общества может привести к формированию продуктивного характера.

А. Фрейд- «исскуство любить, исследование природы любвь» психоаналитич концепция. Эго психология. Проблема- эго-я. Против идеи отца, о том, что психанализ должен ограничив бессознательным, развивала идею-его. Теории: защитных механизмов личности, с помощ них его невелирует влияние ид. Изучение: агрессии, детский психоанализ( перераб идеи психоаналит теории для прикладной помощи родителям и детям.)

Э Эриксон, Раппопорт, Гартман-  эпигенетическая теория, эмоциональные кризисы взрослых, 8 стадий психического развития я. Идея: Развитие личности не заканчив в подростковом возрасте, происх на протяжении жизненного цикла, при этом перех на стадию развития личности определ новыми задачами, котор выдвиг общество. Кажд переход сопровожд кризисом идентичности. Проблема: эго к обществу, анализир с позиции антропологии и социологии Труды: детство и общество, идентичн, юность, кризис, молодой лютер. Среди психоанализа  значение-психология самости(Хайнц, Кохут, Дональд, Винникот) «Теории о истинном и ложном я» Миллер-детско родит отношения, драма одарен ребенка и поиск собственного я.

Необихивиоризм:

Э. Толмен-« целевое поведение человека и животных». Понятие « целевой бихевиоризм»-любое поведение направлено на достижение цели. Признавал совместимость бихевиоризма с гештальтпсихологией и глубинной психологией. Поведение детерминировано, 5 причин поведения: стимулоокруж среда,психологич побужд, наследственность,приемственность обучения, возраст-независим переменные+зп(поведение). Переменные- набор факторов, связыв между собой стимулир ситуац и наблюд реакцию. Стимул-организм-реакция. Описал ненаблюдаемые внутренние  состояния. Латентное научение-не поддается научению в то время когда оно происходит. Связано с формиров в мозгу животных когнитивн карты. Когнитивная карта- когнитивные структуры которые складываются в рез-те перераб складываются извне воз-й. Совокупность когнит карт позв и животн и человеку ориентиров в ситуации широкого спектра жизнен задач: 1. Выводы с эксперим на животн распростран на человека. 2в рез-те введения промежуточн перемен поведение получают психологич характеристику.

К. Халл-  создатель гипотетики, дедуктивной теории поведения. Теория: не учитывает факторы сознания. Использовал стимул- организм-реакция. Организм-некоторые процессы протекающие внутри нас. Их можно описать объективно подобно стимулу и реакции. Законы поведения: основной детерминантой поведения-потребность, она вызывает активность и определяет поведение. Сила реакции зависит от силы потребности. Важным условием образования новой связи между стимулом и реакцией явл смежность стимула, реакции и подкрепления. Хал произвел математич расчет  зависим реакции от подкрепления( частичное подкрепление, постоянное, от времени, предъявление подкрепления.. Математич расчет повлиял на разработку теорий: Миллера,Юджи, Галантер, Прибран, последов Халла.

Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам- является теория субъективного бихевиоризма Под влиянием развития счетно-вычислительных машин и по аналогии с программами, заложенными в них, они постулировали внутри организма механизмы и процессы, опосредующие реакцию на стимул и реальность которых не вызывает сомнения. В качестве таких инстанций, связующих стимул и реакцию, они назвали Образ и План. «Образ — это все накопленные и организованные знания организма о себе самом и о мире, в котором он существует... употребляя этот термин, мы имеем в виду, в основном, тот же тип представления, которого требовали другие сторонники познавательной теории. План — это всякий иерархически построенный процесс организма, способный контролировать порядок, в котором должна совершаться какая-либо последовательность операций.

Образ — это информативный, а план — алгоритмический аспекты организации поведения. Поведение рассматривается как серия движений, а человек—как сложная вычислительная машина. Стратегия плана строится на основе проб, проводимых в условиях, созданных образом. Проба (test) —это база целостного процесса поведения, с помощью которой выясняется, что операционная фаза (operate) осуществляется правильно. Таким образом, понятие поведения включает идею обратной связи. Каждой операции предшествует проба. Единица поведения описывается по схеме: Т—О—Т—Е (результат).

В целом субъективный бихевиоризм  в трактовке поведения остается в рамках механистической бихевиористской методологии и не выходит на действительное объяснение регулирования человеческого поведения.

 Б. Скиннер  - Оперантный бихевиаризмОсновные положения теории ≪оперантного бихевиоризма≫:

1. Предметом исследования  является поведение организма  в его двигательной составляющей. 2. Поведение - это то, что делает  организм и что можно наблюдать,  и поэтому сознание и его  феномены -воля, творчество, интеллект,  эмоции, личность - не могут быть  предметом изучения, так как они не наблюдаемы объективно. 3. Человек не свободен, так как сам никогда не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой. 4. Личность понимается как набор поведенческих шаблонов ≪ситуация - реакция≫, причем последняя зависит от предыдущего опыта и генетической истории. 5. Поведение можно разделить на три вида: безусловно-рефлекторное и условно-рефлекторное, которые являются простым ответом на стимул, и оперантное, возникающее спонтанно и определяемое как обусловливание; этот тип поведения играет решающую роль в адаптации организма к внешним условиям. 6. Главной характеристикой оперантного поведения является его зависимость от прошлого опыта, или последнего стимула, получившего название подкрепления. Поведение усиливается или ослабляется в зависимости от подкрепления, которое может быть отрицательным или положительным. 7. Процесс положительного или отрицательного подкрепления за совершенное действие называется обусловливанием.8. На основе подкрепления можно построить всю систему обучения ребенка, так называемое программированное обучение, когда весь материал расчленяется на мелкие части и в случае успешного прохождения и усвоения каждой части учащийся получает положительное подкрепление, а в случае неудачи - отрицательное. 9. На этой же основе строится и система воспитания и управления человеком - социализация происходит путем положительного подкрепления необходимых для общества норм, ценностей и правил поведения, в то время как асоциальное поведение должно иметь негативное подкрепление со стороны общества. Исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. При этом он считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения того, чего они не понимают. К таким фикциям Скиннер относит многие понятия психологии личности, например самость, автономию, свободу, творчество. С его точки зрения, нельзя говорить о реальной свободе человека, так как он никогда реально сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой При оперантном обучении подкрепляется не стимул, а поведение, операции, которые совершает субъект в данный момент и которые приводят к нужному результату. Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция при этом разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели. Так, при обучении голубя сложной реакции -выходу из клетки при помощи нажатия клювом на рычаг Скиннер подкреплял каждое движение голубя в нужном направлении, добиваясь безошибочного выполнения этой сложной операции. Такой подход к формированию нужной реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным. Фактически происходит экстериоризация (переход во внешний план) не только исполнения, но и ориентировки и контроля за действием. Ведь подкрепляя правильное действие нужным стимулом, учитель демонстрирует ребенку, на какие элементы ситуации ему надо обращать внимание, а также что и в каком порядке с ними делать. Особенно важно, что такой подход возможен при обучении не только определенным навыкам, но и знаниям. Разработанный Скиннером метод программного обучения позволял оптимизировать учебный процесс, разработать корректирующие программы для неуспевающих и умственно отсталых детей.

 А. Бандура  -труды в области социального научения. Начав с методологии «стимул-реакция», он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей и последствиями этого поведения. Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Особую роль в формировании образцов поведения играют средства массовой информации, распространяющие символические модели в широком социальном пространстве.  В работах Бандуры впервые исследовались и механизмы самоподкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности, умения решать сложные проблемы. наиболее значимым механизмом персонального действия является ощущаемая человеком эффективность попыток контроля над разнообразными аспектами человеческого бытия.  Большое значение имеют работы Ф. Петермана, А. Бандуры и других ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения. Были разработаны планы занятий, направленных на снижение агрессии у детей 8-12 лет, которые состояли из шести уроков по 45 минут каждый, проводимых индивидуально или группой. Бандура также является автором психотерапевтического метода, получившего название «систематической десенсибилизации». При этом люди наблюдают за поведением «модели» в таких ситуациях, которые кажутся им опасными, вызывающими чувство напряжения, тревоги (например, в закрытом помещении, в присутствии змеи, злой собаки и т.д.).

Гештальтпсихология:

 Левин. Вертгеймер, Кафка. В Г.П. не трансформировался предмет психологии – гештальты – целостные образы, которые определяют сознание психики.  Главная трансформация – в понимании понятия гештальт. Изначально целостный образ – основа психики. Свойства целого не могут быть объяснены суммой свойств частей.

Ведущие принципы для Г.П.

1. Психологическое поле, по  аналогии с физикой. Психологическое  поле находится на физическом  поле – целостная система,  включающая человека и его  окружающее. Психическое поле –  Н.С. и прежде всего кора. В  этом поле существуют гештальты.

2. Структура психического  поля изоморфна структуре физического  поля, т.е. подобна по принципу  взаимооднозначного соответствия.

Закон 1. Психическое развитие это рост и дифференциация гештальтов. Их немного, они отражают сложный мир.

Принцип феноменологии (здесь  и сейчас). Все, что происходит в  психике связано с наличной ситуацией  з.ис., а прошлый опыт не влияет. Это было доказано при исследовании творческого мышления.

Закон 2. Закон инсайта. Решение задачи это процесс переструктурирования интеллекта (опыты Келлера – обезьяна с палкой). Переструктурирование гештальта зависит от наличной ситуации и не зависит от прошлого опыта, он может помешать (разрушить фигуру). Процесс решения задачи относится к творческому мышлению. Г.П. прежде всего изучает творческое мышление.

Информация о работе Школы современной психологии