Шпаргалка по "Возрастной психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 00:24, шпаргалка

Краткое описание

1. Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии.
2. Методы возрастной и педагогической психологии, возможности их использования в работе руководителя.
3. Движущие силы психического развития ребенка: характеристика основных факторов.
4. Взаимодействие обучения и развития.

Вложенные файлы: 1 файл

билеты возрастная психология.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Цели учебной деятельности становятся сложнее, чтобы ими овладеть необходимо сформировать новые действия (причем на первый план выходят умственная и языковая деятельность). Увеличивается мотивация учебной деятельности, М.Ш. интересует уже не только процесс деятельности, но и содержание, появляется понятие обязательности… Специфическими становятся учебные ситуации: учитель ставит учеников в такие условия, когда они должны искать общей способ решения всех практических задач определенного типа… Работа складывается из деятельности разного типа, особенно из учебной деятельности, с помощью которой ученики усваивают образцы общих способов решения задач и общие приемы выявления условий их использования. Немаловажной является деятельность контроля, при которой ученик учится соотносит свои учебные действия с заданными образцами.

При формировании учебной деятельности необходимо систематически оставлять  детей в учебной ситуации, помогать им находить соответствующие учебные  действия, действия контроля и оценки.

16. Развитие познавательных  процессов учащихся младших классов

Восприятию младших школьников свойственна высокая острота зрения и слуха, они хорошо ориентируются в разнообразных формах и цветах. Формируется такой вид деятельности как наблюдение. В процессе обучения обеспечивается рост скорости процессов восприятия, увеличивается число воспринимаемых объектов, объем их запоминания. Восприятие постепенно становится более свободным, целенаправленным.

Внимание доминирует непроизвольное, направленное на новые, яркие, необычные и захватывающие объекты. Произвольное внимание можно развивать правильной постановкой целей. Объем и устойчивость внимания постепенно возрастают и зависит от значимости учебного материала, а также от доступности (трудности) учебных заданий.

Мышление – переход наглядно-образного, конкретного мышления (при решении задачи представляют предметы (яблоки…) к понятийному, научно-теоретическому. Учится анализировать: от практично действенного анализа (когда во внимание берется лишь качественная часть предмета) постепенно переходят к комплексному. Развивается систематичность анализа, умение находить среди различных характеристик предмета основные. Анализ связывается с синтезом, затем появляется умение сравнивать предметы, что поднимает аналитико-синтетическую деятельность на более высокий уровень. Умение абстрагироваться, обобщать.

Речь  – при наличии определенного словарного запаса и владения языковой грамматикой появляется употребление различных форм слова, овладение письменной речью, развитие внутренней речи. Увеличивается скорость письма, его качество.

Память – увеличивается возможность сознательного управления памятью, увеличивается объем смысловой, словесно-логической памяти. Увеличивается произвольное запоминание, не теряется при этом и непроизвольное. Формируется логическая память, что меняет соотношение образной и словесно-логической памяти. Растет сила, продуктивность и точность запоминания. Повышается точность узнавания запомненных объектов.

Воображение – бурное, яркое, с характерными чертами неуправляемости. Усовершенствуется воспроизводящее воображение. Интенсивно формируется творческое воображение, на базе прошлого опыта появляются новые образы. Дети переходят от простого комбинирования к обоснованному построению новых образов. Фантазия.

17. Основные  психологические новообразования  в младшем школьном возрасте.

Социальная ситуация развития: новая система отношений – учитель-ученик, ученик-ученик, учитель выступает как представитель общества; ведущая деятельность: учебная; новообразования: произвольность всех познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), рефлексия (как я воспринимаюсь другими), теоретическое отношение к знаниям, внутренний план действий (постановка цели, нахождение способов решения, умение дойти до цели); кризисы: конфликт между трудолюбием и чувством неполноценности (стремление к познанию и овладению умениями и навыками ведет к трудолюбию, если перед его активностью встают преграды – неполноценности…)

18. Общая характеристика  подросткового возраста

Современный подросток – выше, сильнее, выносливее, чем 20 лет назад (акселерация). Присущ инфантилизм – отсталость в развитии (сохранение во взрослом состоянии черт, свойственных детям). Происходит физическая пересторйка организма (сердечно-сосудистой, нервной системы, рост скелета и конечностей, мышц)(опережает развитие двигательных способностей). Диссонанс в росте сердца и сосудов (отсюда понижение давления, вялость, головные боли, апатия, раздражение, утомление). Усиливается интерес к своей внешности. Половое созревание. Интерес к противоположному полу. Процессы возбуждения преобладают над процессами возбуждения (отсюда неуравновешен, возбудим). Период активной социализации, но и крайней индивидуализации. Стремится к идеалу, но не любит прямолинейного воспитания…

Социальная  ситуация развития: изменение содержания учебной деятельности, отношение к ней, критическое отношение к учителям, автономия от взрослых; ведущая деятельность: общение со сверстниками, интимно-личностное общение; новообразования: формирование нравственности, ориентация на коллектив, старший подросток – проявление индивидуальности, формирование (усиление) произвольных процессов (послепроизвольного внимания), овладение новыми приемами и навыками учебной работы; кризизы:

19. Биологический  фактор в развитии подростка:  акселерация, половое созревание

Среди условий современной жизни  множество факторов, способствующий взрослению подростков: акселерация  физического и полового созревания, интенсивное общение с одногодками, более ранняя самостоятельность  из-за занятости родителей, огромный поток разнообразной информации). Современный подросток – выше, сильнее, выносливее, чем 20 лет назад (акселерация). Происходит физическая пересторойка организма (сердечно-сосудистой, нервной системы, рост скелета и конечностей, мышц)(опережает развитие двигательных способностей). Диссонанс в росте сердца и сосудов (отсюда понижение давления, вялость, головные боли, апатия, раздражение, утомление). Вес головного мозга приближается к показателям взрослого человека. Усиливается интерес к своей внешности. Половое созревание. Интерес к противоположному полу. Кризис «13 лет» некоторые психологи рассматривают как прямое следствие полового созревания, другие с сохранением прежнего отношения взрослых в ответ на изменяющиеся идеалы, принципы, поведение подростка.  

20. Психологические особенности общения и межличностных отношений подростков

Центральное место в жизни подростка  занимает общение с товарищами. Следует  отметить, что подросткам важно не просто быть с одногодками, но занять в их среде место, которое бы соответствовало  их требованиям. Общение отходит от просто учебной деятельности, становится самостоятельной сферой жизни. Больше всего подростков волнуют отношения с ровесниками, но не с учителями и не с родителями. Оно часто даже отодвигает на второй план обучение и даже отношения с родными.

Существенно меняются мотивы общения  с товарищами. 4-ый класс – желание  находится в этой среде, 5-6 класс  – желание занять определенный статус, 7-8 классы – желание автономии, поиск  признания ценности собственной  личности. Развивается умения ориентироваться на требования товарищей. Определенный кодекс товарищества. (Изоляция не придерживающихся кодекса). Идет поиск друга. Кроме того возникает взаимный интерес полов, желание нравиться.

В общении с взрослыми  часто различные формы протеста, конфликтность – поиск самостоятельности.

21. Основные  новообразования в личности подростка:  интеллектуальное, нравственное,

эмоционально-волевое  развитие

См. вопрос 19

Социальная  ситуация развития: изменение содержания учебной деятельности, отношение к ней, критическое отношение к учителям, автономия от взрослых; ведущая деятельность: общение со сверстниками; новообразования: формирование нравственности, ориентация на коллектив, старший подросток – проявление индивидуальности, формирование (усиление) произвольных процессов (послепроизвольного внимания), овладение новыми приемами и навыками учебной работы; кризизы:

22. Общая характеристика  периода ранней юности: социальная  ситуация развития

Биологически – период завершения физического созревания (устранение диспропорций, обусловленных неравномерностью развития в подростк. возрасте). Социальное положение – завершающий этап первичной социализации. Главная соц.задача – жизненное самоопределение и выбор профессии. Формируются познавательный и профессиональный интересы, устанавливаются нравственные идеалы. Развивается самосознание. Умение пользоваться приемами логической памяти. Умственная деятельность приобретает самостоятельный, активный, творческий характер.

Социальная  ситуация развития: появляются социальные ценности, ориентация на определение своего места в жизни; ведущая деятельность: учебно-профессиональная; новообразования: дифференциация своих способностей, мировоззрение, определяется психо-сексуальная ориентация, формируются жизненные планы, становление самосознания, устойчивого образа «Я» (познавательный компонент (знание себя, своих качеств, свойств,), эмоциональный (оценка этих качеств и отсюда самоуважение, самолюбие), поведенческий (практическое отношение к себе)); кризисы:

23. Формирование  нравственных ценностей и мировоззрения у старшеклассников

В период ранней юности принципиально  меняется отношение к собственной  личности. Идет формирование новых  качеств личности, осознание себя как неповторимой личности, с собственными мыслями, переживаниями, чувствами, взглядами и оценками. Высокий уровень самосознания порождает интерес к собственной личности, к формам ее организации и саморегуляции. Внешний мир теперь лишь одна из возможностей субъективного опыта, центром которого является теперь собственное «Я». Но представления о себе прежде всего соотносится с полным групповым образом «Мы», но никогда с ним не объединяется. Образ «я» более дифференцированный и включает в себя другие нормативные качества. Очень важный процесс в развитии юношеского самосознания -–формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности и целостности….

Мышление становится систематическим. Знания создают определенную систему, которая постепенно трансформируется в когнитивную модель мира, которая  служит основой для формирования мировоззрения.

24. Психосексуальное  развитие личности в ранней  юности

 

25. Особенности умственного  развития старшеклассников

Учебная работа в старших классах  создает благоприятные условия  для перехода к более высоким  уровням абстрагированного и  обобщающего мышления. Научные понятия стают не только предметом изучения, но и инструментом познания. Мышление становится систематическим. Знания создают определенную систему, которая постепенно трансформируется в когнитивную модель мира, которая служит основой для формирования мировоззрения. Характерной особенностью познавательных функций и интеллекта становится появление выраженной склонности к теоретизированию, созданию  абстрактных теорий, увлеченность философскими размышлениями. Абстрактная возможность становится интереснее и важнее действительности, поскольку она не знает ограничений (хотя у девушек выражено менее ярко). Интеллектуальные интересы очень широки. Интеллектуальное развитие в период ранней юности заключается в формировании собственного стиля умственной деятельности, то есть стойкой совокупности индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления.

26. Основные  понятия психологии обучения

27. Психологические  основы развивающего обучения

28. Психологическая  характеристика формирования знаний

29. Психологические  основы индивидуализации и дифференциации  обучения.

30. Психология воспитания: общая характеристика цели и задач

31. Личность и межличностные  отношения как цель и объект  психологии воспитания

32. Психологические основы  гуманизации воспитательного процесса

Гуманизация – создание максимально благоприятных условий для развития ребенка, раскрытия его способностей и его дальнейшего самоопределения.

33. Психологические основы  индивидуального подхода в воспитании

34. Специфика педагогического  труда

35. Психологические компоненты  педагогического труда

36. Психологические требования  к личности современного педагога

Современный педагог должен обязательно  владеть рядом умений:

    1. познавательными – глубокое знание психики ребенка, понимание его психологических состояний, умение отбирать необходимую для урока информацию, контролировать свою деятельность и поведение (условия: достаточное развитие восприятия, внимания, мышления, воображения и памяти);
    2. конструктивными – ориентирующая функция (опережает практическую деятельность учителя). Назначение: предвидение конечного результата и составление плана по достижению намеченной цели. Путь овладения – практический, основанный на развитии психических процессов;
    3. коммуникативными – умение общаться, обмениваться информацией и на этой основе строить педагогически целесообразное отношение с учениками. Основные средства: слово и речь, мимика и жесты;
    4. Организаторские – умение давать задание и распоряжаться, осуществлять контроль за выполнением дела, подводить итог, анализировать и оценивать результаты….

Деятельность учителя – деятельность на управление другой деятельностью.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Возрастной психологии"