32. «Теория
поля п Курта Левина
(1890-1947 гг.).
Человек, писал
К. Левин, живет и развивается
в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет
имеет для человека свою валентность —
своего рода энергетический заряд, вызывающий
у человека специфическое напряжение,
требующее разрядки. Поведение человека
делится на волевое и полевое. (Полевое поведение
— понятие, введёное Куртом
Левином для обозначения совокупности
импульсивных ответов на стимулы окружающей
среды, характеризующееся преобладанием
ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого
окружения (в отличие от ориентации на
принятую цель деятельности) и низким
уровнем произвольности. Полевое поведение
наблюдается уже у детей раннего возраста.)
Волевое — вызвано внутренними потребностями
и мотивами, а полевое — влиянием внешних
объектов. Вот описание эксперимента,
показывающего, как выглядит наиболее
яркое полевое поведение, не зависящее
от внутреннего мира человека. Испытуемого,
которого пригласили якобы с целью исследования
его «интеллекта» или «памяти», просили
минуточку подождать. «Я забыл, что мне
необходимо позвонить», — говорил экспериментатор,
выходил из комнаты, а сам наблюдал (через
стекло Гезелла) за тем, что будет делать
испытуемый, оставшись наедине. Все без
исключения испытуемые (а это были не только
студенты, но и сотрудники берлинского
института психологии — профессора, доценты)
производили какие-то манипуляции с предметами:
некоторые перелистывали книгу, трогали
«шкафчик», проводя пальцем по бисерной
занавеске; все без исключения позванивали
колокольчиком.
33. Общая
характеристика гештальтпсихологии.
В 1912 г. во Франкфурте-на-Майне
под руководством М. Вертгеймера (1880-1943)
возникла новая психологическая
школа - гештальтпсихология (от нем. "gestalt"
- форма, структура). В нее входили
известные психологи В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941). В экспериментах М. Вертгеймера
по восприятию было установлено, что в
составе сознания существуют целостные
образования (гештальты), не разлагаемые
на сенсорные первоэлементы, т.е. психические
образы, которые не являются комплексами
ощущений.
Прогрессивное значение гештальтпсихологии
состояло в преодолении ею "атомизма"
в психологии - представления о том, что
образы сознания строятся из кирпичиков
ощущений. Существует некая изначальная
упорядоченность сенсорно-интеллектуальных
структур. М. Вертгеймер стал приверженцем
деятельной сущности сознания: сознание
активно, посредством определённых действий
оно строит свои образы внешнего мира,
опираясь на изначально имеющиеся структуры
- гештальты.
В исследованиях гештальтпсихологов было
открыто более ста закономерностей зрительного
восприятия: апперцепция (зависимость
восприятия от прошлого опыта, от общего
содержания психической деятельности
человека), взаимодействие фигуры и фона,
целостность и структурность восприятия,
прегнантность (стремление к простоте
и упорядоченности восприятия), константность
восприятия (постоянство образа предмета
несмотря на изменение условий его восприятия),
феномен "близости" (тенденция к объединению
элементов, смежных во времени и пространстве),
феномен "замыкания" (тенденции к
заполнению пробелов между элементами
воспринимаемой фигуры).
Адаптивные формы поведения объяснялись
универсальным понятием "инсайта"
(от англ. "insight" - озарение) - внезапным
схватыванием отношений при решении проблемных
задач. Но, к сожалению, гештальтисты пытались
объяснить сознание, исходя из него самого.
34. Генетическая
психология Жана Пиаже.
Создателем наиболее глубокой и
влиятельной теории развития интеллекта
стал швейцарский ученый Жан Пиаже
(1896-1980). Он преобразовал
основные понятия других школ: бихевиоризма
(взамен понятия о реакции он выдвинул
понятие об операции), гештальтизма (гештальт
уступил место понятию о структуре) и Жане
(переняв у него принцип интериоризации,
восходящей к Сеченову).
Пиаже выдвигает положение о генетическом
методе как руководящем методологическом
принципе психологического исследования.
Уделяя основное внимание формированию
интеллекта ребенка, Пиаже подчеркивал,
что в научной психологии всякое исследование
должно начинаться с изучения развития
и что именно формирование умственных
механизмов у ребенка лучше всего объясняет
их природу и функционирование у взрослого.
На генетической основе, по мнению Пиаже,
должны строиться не только отдельные
науки, но и теория познания. Эта идея стала
основой создания им генетической эпистемологии,
т.е. науки о механизмах и условиях формирования
у человека различных форм и типов знаний,
понятий, познавательных операций и т.д.
Известно, что представители различных
подходов по-разному понимали сущность
развития психики. Сторонники идеалистического,
интроспективного подхода в качестве
исходной точки брали замкнутый в себе
психический мир; представители поведенческой
психологии понимали развитие психики,
по словам М.Г.Ярошевского, «как наполнение
первоначально "пустого" организма
навыками, ассоциациями и т.п. под влиянием
окружающих условий». Оба этих подхода
Пиаже отвергал как в генетическом, так
и в функциональном плане, т.е. применительно
к сознанию, психической жизни взрослого
человека.
Исходным пунктом своего анализа Пиаже
считал взаимодействие целостного индивида
— а не психики или сознания — с окружающим
миром. Интеллект им определялся как свойство
живого организма, формирующееся в процессе
материальных контактов с окружающей
средой.
По мнению Пиаже, внешний мир в ходе онтогенетического
развития начинает выступать перед ребенком
в форме объектов не сразу, а в результате
активного взаимодействия с ним. В ходе
все более полного и глубокого взаимодействия
субъекта и объекта происходит, как считал
автор, их взаимное обогащение: в объекте
выделяются все новые и новые стороны,
характеристики, а у субъекта формируются
все более адекватные, тонкие и сложные
способы воздействия на мир с целью его
познания и достижения сознательно поставленных
целей.
В своих экспериментально-теоретических
исследованиях генезиса интеллекта Пиаже
изучал лишь элементарные формы деятельности
развивающегося человека. Основным материалом
исследования служили различные формы
поведения ребенка в окружающем мире.
Но в отличие от представителей бихевиористского
направления, Пиаже не ограничивался описанием
действий, а пытался реконструировать
на их основе те психические структуры,
проявлением которых является поведение.
Многолетние исследования Пиаже по реконструкции
психики на основе поведения привели его
также к заключению, что и сами психические
процессы, не только интеллектуальные,
но и перцептивные, представляют собой
специфическую деятельность.
Основной задачей Пиаже было изучение
структуры человеческого интеллекта.
Он рассматривал его строение как естественное
развитие в ходе эволюции менее организованных
органических структур, Однако психологические
воззрения Ж.Пиаже сложились на основе
общего биологического понимания процесса
развития как взаимосвязи ассимиляции
и аккомодации. При ассимиляции организм
как бы накладывает на среду свои схемы
поведения, при аккомодации — перестраивает
их в соответствии с особенностями среды.
В этой связи развитие интеллекта мыслилось
как единство ассимиляции и аккомодации,
ибо посредством этих актов организм адаптируется
к своему окружению.
Первые книги Пиаже вышли в 20-х годах: «Речь
и мышление ребенка» (1923), «Суждение и умозаключение
у ребенка» (1924), «Представление ребенка
о мире» (1926).
М.Г.Ярошевский, анализируя эти первоначальные
воззрения Пиаже, пишет следующее: «На
пути от младенца к взрослому мысль претерпевает
ряд качественных преобразований — стадий,
каждая из которых имеет собственную характеристику.
Пытаясь раскрыть их, Пиаже сосредоточился
первоначально на детских высказываниях.
Он применил метод свободной беседы с
ребенком, стремясь, чтобы вопросы, задаваемые
маленьким испытуемым, были возможно ближе
к их спонтанным высказываниям: что заставляет
двигаться облака, воду, ветер? откуда
происходят сны? почему плавает лодка?
и т.д. Нелегко было найти во множестве
детских суждений, рассказов, пересказов,
реплик объединяющее начало, дающее основание
отграничить «то, что у ребенка есть»,
от познавательной активности взрослого.
Таким общим знаменателем Пиаже считал
своеобразный эгоцентризм ребенка. Маленький
ребенок является бессознательным центром
собственного мира. Он не способен встать
на позицию другого, критически, со стороны
взглянуть на себя, понять, что другие
люди видят вещи по-иному.
Поэтому он смешивает объективное и субъективное,
переживаемое и реальное. Он приписывает
свои личные мотивы физическим вещам,
наделяет все предметы сознанием и волей.
Это отражается в детской речи. В присутствии
других ребенок рассуждает вслух, как
если бы он был один. Его не интересует,
будет ли он понят другими. Его речь, выражающая
его желания, мечты, «логику чувств», служит
своеобразным спутником, аккомпанементом
его реального поведения. Но жизнь вынуждает
ребенка выйти из мира грез, приспособиться
к среде... И тогда детская мысль утрачивает
свою первозданность, деформируется и
начинает подчиняться другой, «взрослой»
логике, почерпнутой из социальной среды,
т.е. из процесса речевого общения с другими
человеческими существами» [Ярошевский
М.Г.].
В 30-х годах в подходе Пиаже к проблемам
развития психики произошел коренной
перелом. В целях описания структуры интеллектуальных
актов он разрабатывает специальный логико-математический
аппарат.
Иначе определял Пиаже стадии развития
интеллекта, их содержание и смысл. Теперь
он считал, что не общение с другими людьми,
а операция (логико-математическая структура)
детерминирует познавательное развитие
ребенка. В 1941 г. в соавторстве с А.Шеминской
вышла книга Ж.Пиаже «Генезис числа у ребенка»
и в том же году, совместно с Б.Инельдер
— «Развитие понятия количества у ребенка».
В центре второй работы — вопрос о том,
как ребенок открывает инвариантность
(постоянство) некоторых свойств объектов,
как его мышление усваивает принцип сохранения
вещества, веса и объема предметов. Пиаже
выяснил, что принцип сохранения формируется
у детей постепенно, сперва они начинают
понимать инвариантность массы (8—10 лет),
затем веса (10—12 лет) и, наконец, объема
(около 12 лет).
Чтобы прийти к идее сохранения, детский
ум, согласно Пиаже, должен выработать
логические схемы, представляющие уровень
(стадию) конкретных операций. Эти конкретные
операции в свою очередь имеют длительную
предысторию. Умственное действие (возникающее
из внешнего предметного действия) — это
еще не операция. Чтобы стать таковой,
оно должно приобрести совершенно особые
признаки. Операции отличает обратимость
и скоординированность в систему. Для
каждой операции имеется противоположная,
или обратная ей, операция, посредством
которой восстанавливается исходное положение
и достигается равновесие. Взаимосвязь
операций создает устойчивые и, вместе
с тем, подвижные целостные структуры.
Постепенно у ребенка нарастает способность
к умозаключениям и построению гипотез.
Мышление ребенка после 11 лет переходит
на новую стадию — формальных операций,
завершающуюся к 15 годам.
При исследовании интеллекта Пиаже использовал
так называемый метод срезов: он предъявлял
детям различного возраста одну и ту же
задачу и сравнивал результаты ее решения.
Такой метод позволял уловить определенные
сдвиги в интеллектуальной деятельности
ребенка, увидеть в предыдущем этапе зарождение
предпосылок и некоторых элементов последующего
этапа. Однако этот метод не мог обеспечить
раскрытие психологического формирования
у ребенка нового интеллектуального приема,
понятия, знания.
Основная мысль Пиаже заключается в том,
что понимание ребенком реальности –
связное и непротиворечивое целое, позволяющее
адаптироваться к окружению. По мере того
как ребенок растет, он проходит несколько
стадий, на каждой из которых достигается
«равновесие»:
1. Первый поворотный пункт, примерно в
полтора - два года, является также концом
«сенсомоторного периода». В этом возрасте
ребенок способен решать различные невербальные
задачи: ищет объекты, которые исчезли
из поля зрения, т.е. понимает, что внешний
мир существует постоянно, даже когда
не воспринимается. Ребенок может найти
дорогу, сделав обход, использует простейшие
инструменты, чтобы достать желаемый предмет,
может предвидеть последствия внешних
воздействий (например, что мяч покатится
под уклон, а если толкнуть качели, они,
качнувшись, вернутся в прежнее положение).
2. Следующий этап «дооперациональная
стадия», характеризуется концептуальным
пониманием мира и связана с освоением
языка.
3. Примерно к семилетнему возрасту ребенок
достигает стадии «конкретных операций»,
например понимает, что число предметов
не зависит от того, разложить ли их в длинный
ряд или компактной кучкой; раньше он мог
решить, что в длинном ряду предметов больше.
4. Последняя стадия приходится на ранний
подростковый возраст и носит название
стадии «формальных операций». На этой
стадии становится доступным чисто символическое
представление о предметах и их отношениях,
появляется способность мысленного манипулирования
символами.
Пиаже выдвинул гипотезу, что наука также
может рассматриваться с генетической
точки зрения, как эволюционный процесс,
и что научный взгляд на природу реальности
является следствием установления равновесия,
а не постепенным открытием все большего
числа «истин».
Основной недостаток концепции Пиаже
заключался в том, что, игнорируя развитие
целостной личности ребенка, главную движущую
силу развития интеллекта он видел в самом
интеллекте. У Пиаже среди факторов развития
интеллекта нет такого фактора, как деятельность.
Концепция Пиаже убедительно доказывала,
что истоки, зачатки более высоких уровней
мышления созревают внутри предыдущих.
Однако, как доказывают работы отечественных
авторов, переход к высшим генетическим
ступеням выражается не только в развитии
новых видов мышления, но и в изменении
всех тех, которые возникли на предыдущих
ступенях. Развивается не мышление само
по себе, а человек, и по мере того, как
он поднимается на высшую ступень, на эту
высшую ступень поднимаются все стороны
его сознания, все аспекты его мышления.
И, наконец, Пиаже недооценивал роль обучения
как важнейшего условия перехода с одного
уровня развития интеллекта на другой.
Многочисленные исследования, выполненные
отечественными психологами, доказали,
что развитие мышления детей обусловлено
правильно организованной системой обучения.
35.Общая характеристика
гуманистической психологии.
Психоаналитическое
направление, впервые поставившее
вопрос о необходимости исследования
мотивации и структуры личности
обогатило психологию многими важными
открытиями. Но этот подход игнорировал
изучение таких важнейших характеристик, как качественное своеобразие
личности каждого человека, возможность
сознательно и целенаправленно развивать
определенные стороны «образа Я» и строить
взаимоотношения с окружающими.
Вызывала возражения
ученых и идея психоанализа о том,
что процесс развития личности заканчивается
в детстве, тогда как экспериментальные
материалы показывали, что становление
личности происходит в течение всей жизни.
Не мог быть
признан удовлетворительным и подход
к исследованию личности, развиваемый
в рамках бихевиористского направления. Ученые, развивавшие
этот подход, сосредоточиваясь на изучении
ролевого поведения, игнорировали вопросы
внутренней мотивации, переживаний личности,
так же как и исследование тех врожденных
качеств, которые накладывают отпечаток
на ролевое поведение человека.
Осознание этих
недостатков традиционных психологических
направлений привело к появлению
новой психологической школы, получившей
название гуманистической
психологии.
Это направление,
появившееся в США в 40-х годах,
строилось на основе философской школы экзистенциализма.
Одним из его основателей является Г. Олпорт, который
подчеркивал, что американская психология
способствовала распространению и развитию
того, что внесли в психологию Фрейд, Бине,
Сеченов и другие ученые. «Теперь мы можем
сослужить такую же службу в отношении
Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера», -
писал он.
Развитию гуманистической
психологии способствовала обстановка,
которая сложилась в обществе
после Второй мировой войны. Если
Первая мировая война продемонстрировала
бессознательную жестокость и агрессию
человека, ужаснувшие общественное мнение
и пошатнувшие устои гуманизма и просвещения,
то Вторая война, не опровергнув наличия
этих качеств, выявила и другие стороны
человеческой психики.
Она показала, что
многие люди в экстремальных ситуациях проявляют
стойкость и сохраняют достоинство в самых
трудных условиях.
Этифакты, так
же как и данные, полученные психологией
личности в 30-50-е годы, показали ограниченность
подхода к человеку, объясняющего
развитие его мотивации, его личных качеств только стремлением
к адаптации.
Нужны были новые
подходы, интерпретирующие возможности
людей преодолеть давление ситуации,
«встать над полем», как говорил
Левин, их желание творческой реализации
своих способностей.
Это стремление
человека к сохранению и развитию своей духовной
уникальности было невозможно объяснить
в терминах старой психологии и только
естественно-научной детерминации, игнорируя
философские постулаты.
Именно поэтому
лидеры гуманистической психологии
обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму,
изучавшему внутренний мир, экзистенцию
человека.
Так появилась
новая детерминация - психологическая,
объясняющая развитие человека его
стремлением к самоактуализации,
творческой реализации своих потенциальных возможностей
36.Обзор любой работы
гуманистических психологов (Абрахама
Маслоу, Карла Роджерса, Виктора Франкла
и др.).
БАЗОВЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ
Физиологические
потребности. За отправную точку при создании
мотивационной теории обычно принимаются
специфические потребности, которые принято
называть физиологическими позывами (drives)
Мы говорим здесь, во-первых, об исследованиях
в рамках концепции гомеостаза, и, во-вторых,
об исследованиях, посвященных проблеме
аппетита (предпочтения одной пищи другой),
продемонстрировавших нам, что аппетит
можно рассматривать в качестве индикатора
актуальной потребности, как свидетельство
того или иного дефицита в организме.
Концепция гомеостаза
предполагает, что организм автоматически
совершает определенные усилия, направленные на поддержание постоянства
внутренней среды, нормального состава
крови. Кэннон описал этот процесс с точки
зрения:
1) водного содержания
крови,
2) солевого баланса,
3) содержания
сахара,
4) белкового
баланса,
5) содержания
жиров,
6) содержания
кальция,
7) содержания
кислорода,
8) водородного
показателя (кислотно-щелочной баланс)
и
9) постоянства
температуры крови. Очевидно, что
этот перечень можно расширить,
включив в него другие минералы,
гормоны, витамины и т.д.
Потребность
в безопасности. После удовлетворения физиологических
потребностей их место в мотивационной
жизни индивидуума занимают потребности
другого уровня, которые в самом общем
виде можно объединить в категорию безопасности
(потребность в безопасности; в стабильности;
в зависимости; в защите; в свободе от страха,
тревоги и хаоса; потребность в структуре,
порядке, законе, ограничениях; другие
потребности). Почти все, что говорилось
выше о физиологических позывах, можно
отнести и к этим потребностям, или желаниям.
Подобно физиологическим потребностям,
эти желания также могут доминировать
в организме. Так же, как в случае с физиологическим
позывом, мы можем сказать, что рецепторы,
эффекторы, ум, память и все прочие способности
индивидуума в данной ситуации превращаются
в орудие обеспечения безопасности. Так
же, как в случае с голодным человеком,
главная цель не только детерминирует
восприятие индивидуума, но и предопределяет
его философию будущего, философию ценностей.
Для такого человека нет более насущной
потребности, чем потребность в безопасности
(иногда даже физиологические потребности,
если они удовлетворены, расцениваются
им как второстепенные, несущественные).
Если это состояние набирает экстремальную
силу или приобретает хронический характер,
то мы говорим, что человек думает только
о безопасности.
Потребность
в принадлежности и любви. После того, как потребности
физиологического уровня и потребности
уровня безопасности достаточно удовлетворены,
актуализируется потребность в любви,
привязанности, принадлежности, и мотивационная
спираль начинает новый виток. Человек
как никогда остро начинает ощущать нехватку
друзей, отсутствие любимого, жены или
детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений,
ему нужна социальная группа, которая
обеспечила бы его такими отношениями,
семья, которая приняла бы его как своего.
Именно эта цель становится самой значимой
и самой важной для человека. Он может
уже не помнить о том, что когда-то, когда
он терпел нужду и был постоянно голоден,
само понятие «любовь» не вызывало у него
ничего, кроме презрительной усмешки.
Теперь же он терзаем чувством одиночества,
болезненно переживает свою отверженность,
ищет свои корни, родственную душу, друга.
Потребность
в признании. Каждый человек (за редкими
исключениями, связанными с патологией)
постоянно нуждается в признании, в устойчивой
и, как правило, высокой оценке собственных
достоинств, каждому из нас необходимы
и уважение окружающих нас людей, и возможность
уважать самого себя. Потребности этого
уровня подразделяются на два класса.
В первый входят желания и стремления,
связанные с понятием «достижение». Человеку
необходимо ощущение собственного могущества,
адекватности, компетентности, ему нужно
чувство уверенности, независимости и
свободы. [14] Во второй класс потребностей
мы включаем потребность в репутации или
в престиже (мы определяем эти понятия
как уважение окружающих), потребность
в завоевании статуса, внимания, признания,
славы. Вопрос об этих потребностях лишь
косвенно поднимается в работах Альфреда
Адлера и его последователей и почти не
затрагивается в работах Фрейда. Однако
сегодня психоаналитики и клинические
психологи склонны придавать большее
значение потребностям этого класса.
Удовлетворение
потребности в оценке, уважении порождает
у индивидуума чувство уверенности
в себе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство,
что он полезен и необходим в этом мире.
Неудовлетворенная потребность, напротив,
вызывает у него чувство униженности,
слабости, беспомощности, которые, в свою
очередь, служат почвой для уныния, запускают
компенсаторные и невротические механизмы.
Потребность
в самоактуализации. Даже в том случае, если все
вышеперечисленные потребности человека
удовлетворены, мы вправе ожидать, что
он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность,
неудовлетворенность оттого, что он занимается
совсем не тем, к чему предрасположен.
Ясно, что музыкант должен заниматься
музыкой, художник — писать картины, а
поэт — сочинять стихи, если, конечно,
они хотят жить в мире с собой. Человек
обязан быть тем, кем он может быть. Человек
чувствует, что он должен соответствовать
собственной природе. Эту потребность
можно назвать потребностью в самоактуализации.