Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории психологии"
Огромное значение для Ψ имело и становление смежных с ней областей - психофизики и психометрии. Основателем психофизики является известный немецкий физик и психолог Г. Т. Фехнер (1801-1887). В своих работах он опирался на труды анатома и физиолога Э. Г. Вебера, исследовавшего физиологию органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Вебером был открыт эффект температурной адаптации, выделены три вида кожных ощущений: ощущения давления, или прикосновения, температурные ощущения, ощущения локализации. Исследования осязания, предпринятые Вебером, показали, что различные участки кожи обладают разной чувствительностью.
Психофизика была задумана Фехнером
как наука о всеобщей связи
физического и духовного мира.
Согласно Фехнеру, психофизика должна
заниматься экспериментально-
Психофизика становилась наукой о связи раздражений и ощущений.
Предметом психометрии является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в Ψ началась в астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторые запаздывания ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия.
Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского филолога Ф. Дондерса (1818 – 1889). Он изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, то есть время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.
Измерялось время этих
более сложных реакций. Затем
из времени сложных реакций
Большой вклад в психометрию внес австрийский физиолог З. Экснер. Ему принадлежит термин «время реакции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакции и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки. Исследование количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии.
Выделение психологии в самостоятельную
науку сопровождалось интенсивным
развитием экспериментальных
Г. Эбингауз понимал память как
механический процесс образования
следов, и для ответа на вопрос о
том, как образуются новые следы
памяти, разработал свою оригинальную
методику. В качестве материала он
выбрал бессмысленные слоги и
ввел два метода исследования памяти:
метод заучивания и метод сбережения.Метод
заучивания состоит в том, что
испытуемому предъявляется ряд
бессмысленных слогов, которые он
должен заучить путем повторений
до правильного безошибочного
Русская психологическая мысль в XIX в. развивалась в связи с общественной мыслью и успехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии и Ψ. XIX в. в России был временем разложения феодальной формации, завершавшимся глубоким кризисом феодализма в 30 – 50 гг. События социально-экономической жизни получили отражение в борьбе различных направлений общественно-исторической мысли.
Из всех э течений на развитие материалистической отечественной психологии в XIX в. оказали наибольшее влияние идеи революционеров-демократов: Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Усвоение марксизма в психологии произошло после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Результатом работ И.М. Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Его по праву можно считать основоположником отечественной научной психологии. Его важнейшие труды: «Рефлексы головного мозга» (1863), в которых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), здесь в полемике с К.Д. Кавелиным излагается общая программа построения психологии, взгляды на предмет, методы и задачи психологии. В «Рефлексах головного мозга» И.М. Сеченов поставил задачу «доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни». Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью – движением, поступком, речью. И.М. Сеченов предпринимает попытку «вырвать» психологию из замкнутого круга мира внутреннего сознания и объяснить, как происходят психические процессы, проследить становление сознания в онтогенезе.
Программа И.М. Сеченова подводила к изучению целостного поведения. В своем принципиальном содержании эта задача решается и современной психологией. В то же время ей свойственна историческая ограниченность. Признавая социальную обусловленность человеческого сознания, И.М. Сеченов не смог включить эту реальность в свою программу. Тем не менее, его работы оказали огромное влияние на отечественную психологию. Его традиции продолжены в трудах Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерева, в физиологии М.П. Павлова, А.А. Ухтомского.
Революцию во всем строе биологического и психологического мышления произвело учение английского натуралиста Ч. Дарвина (1809–1882). Его труд «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) называют одним из самых важных в истории западной цивилизации. В книге излагалась новая теория развития животного мира. Установленный Ч. Дарвином факт изменчивости видов и открытые им законы эволюции – естественный отбор в условиях борьбы за существование на основе законов изменчивости и принцип наследственности – дали материалистическое истолкование целесообразности – приспособленности организмов в природе.еория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Ч. Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития, в особенности по отношению к человеку. В трудах Ч. Дарвина эти вопросы были впервые поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии – психологии животных, детской психологии и так называемых малокультурных народов.В конце XIX в. исследования по психологии животных развернулись особенно широко в Америке. Собственно экспериментальные исследования были начаты Э. Торндайком. В книге «Ум животных» (1898) он доказывал, что высокоразвитые животные учатся совершенно слепо и выполняют действия объективно целесообразные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают. Он ввел новую экспериментальную технику - метод проблемного ящика и лабиринта. Им были сформулированы законы научения: закон эффекта (закрепляется та из реакций, которая сопровождается удовлетворением от награды); закон упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения); закон готовности (упражнения изменяют готовность синапсов к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому установлению связи, повторению новых путей); закон сдвига.Однако, общая механистическая установка Э. Торндайка и его выводы, согласно которым духовная жизнь сводилась к механическим ассоциациям, возбудила споры. Эти критические замечания нельзя было игнорировать. Крупные исследования в области зоопсихологии выполнили Р. Йеркс (1900 г., метод множественного выбора), В. Келер (1916, инсайт).Под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная отрасль детская психология. В 1876 г. И Тэн, известный французский философ, психолог, опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в которой описал первые речевые проявления у своей дочери.
Английский философ и психолог Г. Спенсер (1820-1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться Ψ. Его стремление сделать Ψ объективной наукой совпало и с общими тенденциями в ее развитии. Основой такой позитивной Ψ Спенсер делает теорию эволюции.
Он сформулировал общий закон эволюции, который распространил на всю Вселенную – неорганическую природу, надорганическую природу, то есть социальную жизнь (социология). Этот закон гласит: повсюду во Вселенной развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, то есть характеризуется концентрацией; от однородного к разнородному, то есть характеризуется дифференциацией; от неопределенного к определенному, индивидуальному. Этот закон продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители до Г. Спенсера – Г. Лейбниц, Г.В.Ф. Гегель. Однако, в отличие от них, основывается на данных других наук – геологии, биологии, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, морали, лингвистики, истории.
Этот закон Г. Спенсер применяет и к пониманию психики, считая, что психику можно понять исключительно через анализ ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда – это не только сила, пускающая в ход по типу толчка внутриорганические процессы, но и способ видоизменять жизнедеятельность. И.М. Сеченов высоко оценил значение учения Г. Спенсера, назвав его «первой серьезной и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции».
Выделение
психологии в самостоятельную науку
произошло в 80-х гг. XIX в. Оно ознаменовалось
появлением первых программ (В. Вундт,
И. М. Сеченов), созданием специальных
научно-исследовательских
Эксперимент был заимствован психологией из естествознания, прежде всего, из физиологии органов чувств и НС. Быстрое развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений жизни, возникновение психофизики, психометрии — все это явилось важнейшей предпосылкой преобразования психологии в самостоятельную науку и обусловило ее развитие по образцу естественных наук.
В
разных областях исследователи описывали
психологические факты, которые
не являлись предметом наук. Возникла
объективная необходимость
Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта (1832 – 1920). Свои исследования он начал в Гейдельбергском университете в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке. В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных», где наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования В. Вундт называет анализ продуктов человеческого духа.
Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода – экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» В. Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению. Они имеют как физиологическую, так и психологическую сторону, поэтому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования.
По методу физиологическому психология
есть психология экспериментальная. Начиная
с 1875 г. В. Вундт действовал в Лейпцигском
университете. Здесь в 1879 г. он создал
психологическую лабораторию, на базе
которой через два года (1881) был
создан Институт экспериментальной
психологии, превратившийся впоследствии
в международный центр
Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Исследование высших психических процессов требует других методов. В качестве таковых В. Вундт называл анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. С введением В. Вундта двух психологий, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных – на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XX в.