Шпаргалка по "Истории психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 19:14, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Истории психологии"

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРЫ История психологии.docx

— 215.38 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие психофизики и психометрии

Огромное значение для  Ψ имело и становление смежных  с ней областей - психофизики и  психометрии. Основателем психофизики  является известный немецкий физик  и психолог Г. Т. Фехнер (1801-1887). В своих работах он опирался на труды анатома и физиолога Э. Г. Вебера, исследовавшего физиологию органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Вебером был открыт эффект температурной адаптации, выделены три вида кожных ощущений: ощущения давления, или прикосновения, температурные ощущения, ощущения локализации. Исследования осязания, предпринятые Вебером, показали, что различные участки кожи обладают разной чувствительностью.

Психофизика была задумана Фехнером как наука о всеобщей связи  физического и духовного мира. Согласно Фехнеру, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических  процессов в их отношении, с одной  стороны, к физическим факторам, что  должно составить предмет внешней  психофизики, с другой – в отношении  к анатомо-физиологическим основаниям, что должно было представить предмет  внутренней психофизики.

Психофизика становилась наукой о  связи раздражений и ощущений.

Предметом  психометрии является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта новая линия в Ψ началась в астрономии. Астрономами было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторые запаздывания ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия.

Настоящее развитие психометрия  получила в исследованиях голландского филолога Ф. Дондерса (1818 – 1889). Он изобрел методику исследования времени сложных психических процессов (1869). Сначала измерялось время простой реакции, то есть время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения.

Измерялось время этих более сложных реакций. Затем  из времени сложных реакций вычиталось время простых реакций, затрачиваемое  на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который  требуется для операции выбора, различения или решения других задач.

Большой вклад в психометрию  внес австрийский физиолог З. Экснер. Ему принадлежит термин «время реакции». Немецкий физиолог Л. Ланге произвел различение сенсорной и моторной реакции и показал, что в зависимости от того, настроен ли испытуемый на сенсорную сторону процесса или он имеет установку на его моторный аспект, время реакции существенно менялось. С этого времени начинается исследование установки. Исследование количественных аспектов психических процессов открывали возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается принципиальное значение работ в области психофизики и психометрии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Исследования памяти Г.Эббингаузом

Выделение психологии в самостоятельную  науку сопровождалось интенсивным  развитием экспериментальных исследований. Несмотря на ограничения, которые ввел для эксперимента его основоположник В. Вундт, уже в 80-ые г.г. происходит его  распространение на исследование высших психических функций. Начало им положил Г. Эббингауз (1850 – 1909) своей работой о памяти (1885).

Г. Эбингауз понимал память как  механический процесс образования  следов, и для ответа на вопрос о  том, как образуются новые следы  памяти, разработал свою оригинальную методику. В качестве материала он выбрал бессмысленные слоги и  ввел два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения.Метод  заучивания состоит в том, что  испытуемому предъявляется ряд  бессмысленных слогов, которые он должен заучить путем повторений до правильного безошибочного воспроизведения. Показателем скорости заучивания, его  качества было число повторений.Метод  сбережения отвечал на вопрос о том, правомерно ли на основании невозможности воспроизвести выученный материал говорить о его полном забывании: после того, как наступало полное забывание материала, он вновь предъявлялся испытуемому. Оказалось, что его заучивание дает некоторую экономию во времени. Г. Эббингаузом был также установлен объем памяти равный 6 – 8 бессмысленным слогам. Показано, что забывание – такой же закономерный процесс, как и запоминание и происходит следующим образом: сразу после запоминания забывание идет быстро, затем процесс замедляется и через некоторое время останавливается. Этот факт получил графическое изображение в виде «кривой забывания».Крупным исследователем памяти был также Г.Э. Мюллер, который сделал вывод о том, что в памяти действует установка на запоминание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие психологии в России ХIХ вв. Два пути развития психологии (И.М.Сеченов, К.Д.Кавелин)

Русская психологическая мысль  в XIX в. развивалась в связи с общественной мыслью и успехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии и Ψ. XIX в. в России был временем разложения феодальной формации, завершавшимся глубоким кризисом феодализма в 30 – 50 гг. События социально-экономической жизни получили отражение в борьбе различных направлений общественно-исторической мысли.

Из всех э течений на развитие материалистической отечественной  психологии в XIX в. оказали наибольшее влияние идеи революционеров-демократов: Герцена, Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Усвоение марксизма в психологии произошло после победы Великой  Октябрьской социалистической революции.

Результатом работ И.М. Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Его по праву можно считать основоположником отечественной научной психологии. Его важнейшие труды: «Рефлексы головного мозга» (1863), в которых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), здесь в полемике с К.Д. Кавелиным излагается общая программа построения психологии, взгляды на предмет, методы и задачи психологии. В «Рефлексах головного мозга» И.М. Сеченов поставил задачу «доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни». Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью – движением, поступком, речью. И.М. Сеченов предпринимает попытку «вырвать» психологию из замкнутого круга мира внутреннего сознания и объяснить, как происходят психические процессы, проследить становление сознания в онтогенезе.

Программа И.М. Сеченова подводила  к изучению целостного поведения. В  своем принципиальном содержании эта  задача решается и современной психологией. В то же время ей свойственна историческая ограниченность. Признавая социальную обусловленность человеческого  сознания, И.М. Сеченов не смог включить эту реальность в свою программу. Тем не менее, его работы оказали  огромное влияние на отечественную  психологию. Его традиции продолжены в трудах Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерева, в  физиологии М.П. Павлова, А.А. Ухтомского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Развитие Ч. Дарвином эволюционных идей в биологии и их значение для психологии

Революцию во всем строе биологического и психологического мышления произвело  учение английского натуралиста Ч. Дарвина (1809–1882). Его труд «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) называют одним из самых важных в истории западной цивилизации. В книге излагалась новая теория развития животного мира. Установленный Ч. Дарвином факт изменчивости видов и открытые им законы эволюции – естественный отбор в условиях  борьбы за существование на основе законов изменчивости и принцип наследственности – дали материалистическое истолкование целесообразности – приспособленности организмов в природе.еория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Ч. Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития, в особенности по отношению к человеку. В трудах Ч. Дарвина эти вопросы были впервые поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии – психологии животных, детской психологии и так называемых малокультурных народов.В конце XIX в. исследования по психологии животных развернулись особенно широко в Америке. Собственно экспериментальные исследования были начаты Э. Торндайком. В книге «Ум животных» (1898) он доказывал, что высокоразвитые животные учатся совершенно слепо и выполняют действия объективно целесообразные и разумные, но без всякого понимания того, что они делают. Он ввел новую экспериментальную технику - метод проблемного ящика и лабиринта. Им были сформулированы законы научения: закон эффекта (закрепляется та из реакций, которая сопровождается удовлетворением от награды); закон упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения); закон готовности (упражнения изменяют готовность синапсов к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому установлению связи, повторению новых путей); закон сдвига.Однако, общая механистическая установка Э. Торндайка и его выводы, согласно которым духовная жизнь сводилась к механическим ассоциациям, возбудила споры. Эти критические замечания нельзя было игнорировать. Крупные исследования в области зоопсихологии выполнили Р. Йеркс (1900 г., метод множественного выбора), В. Келер (1916, инсайт).Под влиянием Ч. Дарвина возникла как отдельная отрасль детская психология. В 1876 г. И Тэн, известный французский философ, психолог, опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в которой описал первые речевые проявления у своей дочери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эволюционная теория Г.Спенсера

 

Английский философ и  психолог Г. Спенсер (1820-1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться Ψ. Его стремление сделать Ψ объективной наукой совпало и с общими тенденциями в ее развитии. Основой такой позитивной Ψ Спенсер делает теорию эволюции.

Он сформулировал общий закон  эволюции, который распространил  на всю Вселенную – неорганическую природу, надорганическую природу, то есть социальную жизнь (социология). Этот закон гласит: повсюду во Вселенной  развитие идет от рассеянного к сплоченному, интегрированному, то есть характеризуется  концентрацией; от однородного к  разнородному, то есть  характеризуется  дифференциацией; от неопределенного  к определенному, индивидуальному. Этот закон продолжает идею прогресса, которую развивали выдающиеся мыслители  до Г. Спенсера – Г. Лейбниц, Г.В.Ф. Гегель. Однако, в отличие от них, основывается на данных других наук – геологии, биологии, ботаники, физиологии, психологии, эстетики, морали, лингвистики, истории.

Этот закон Г. Спенсер применяет  и к пониманию психики, считая, что психику можно понять исключительно  через анализ ее развития. В процессе эволюции происходит постепенная дифференциация психической жизни от жизни физической. Среда – это не только сила, пускающая  в ход по типу толчка внутриорганические процессы, но и способ видоизменять жизнедеятельность. И.М. Сеченов высоко оценил значение учения  Г. Спенсера, назвав его «первой серьезной  и систематически проведенной попыткой объяснить психическую жизнь  не только со стороны содержания, но и со стороны прогрессивного развития из общих начал органической эволюции».

 

 

 

  1. Выделение психологии в самостоятельную науку

 

Выделение психологии в самостоятельную науку  произошло в 80-х гг. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В. Вундт, И. М. Сеченов), созданием специальных  научно-исследовательских учреждений — психологических лабораторий  и институтов, кафедр в высших учебных  заведениях, начавших подготовку научных  кадров психологов, выходом специальных  психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии. Решающую роль в становлении  психологии как самостоятельной  науки сыграло внедрение эксперимента.

Эксперимент был заимствован психологией  из естествознания, прежде всего, из физиологии органов чувств и НС. Быстрое развитие этих и других областей естествознания, успехи в области объяснения явлений  жизни, возникновение психофизики, психометрии — все это явилось  важнейшей предпосылкой преобразования психологии в самостоятельную науку  и обусловило ее развитие по образцу  естественных наук.

В разных областях исследователи описывали  психологические факты, которые  не являлись предметом наук. Возникла объективная необходимость выделения  психологических знаний из всех этих областей наук в самостоятельную  область, что и обусловило, в конечном счете, выделение психологии в самостоятельную  науку.

 

 

 

 

 

  1. Деятельность В. Вундта и его программа психологии

 

Первым вариантом психологии как  самостоятельной науки явилась  физиологическая психология В. Вундта (1832 – 1920). Свои исследования он начал в Гейдельбергском университете в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке. В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных», где наряду с экспериментом в качестве источника психологического исследования В. Вундт называет анализ продуктов человеческого духа.

Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода – экспериментальный  и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической  психологии» В. Вундта явились началом  психологии как самостоятельной  науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и  внешнему, и внутреннему наблюдению. Они имеют как физиологическую, так и психологическую сторону, поэтому не могут быть объяснены  ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования.

По методу физиологическому психология есть психология экспериментальная. Начиная  с 1875 г. В. Вундт действовал в Лейпцигском  университете. Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года (1881) был  создан Институт экспериментальной  психологии, превратившийся впоследствии в международный центр подготовке психологов. Здесь учились Э. Крепелин, Г. Мюнстерберг, К. Марбе, Т. Липпс (Германия), Э. Титченер (Англия), Ф. Энджелл, Ст. Холл (Америка), В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, Н.Н. Ланге (Россия). Так сложилась школа  В. Вундта, от которой начинается история  психологии как самостоятельной  науки.

Однако не вся психика поддается  экспериментальному изучению. Исследование высших психических процессов требует  других методов. В качестве таковых  В. Вундт называл анализ продуктов  человеческого духа, которые являются продуктом общения множества  индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту  часть психологии он назвал психологией  народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. С  введением В. Вундта двух психологий, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных – на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной  из причин и характерной чертой открытого  кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия  XX в.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории психологии"