Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:15, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по дисциплине "Основа педагогики и психологии ".
В плане рассмотрения структуры потребностной сферы человека большой интерес представляет «потребностный треугольник» А. Маслоу. По теории Маслоу все потребности можно расположить в строгой иерархической структуре. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высокого уровня.
В «потребностном треугольнике» А. Маслоу, с одной стороны, очевиднее высвечивается социальная, интерактивная зависимость человека, а с другой — его познавательная, когнитивная природа, связанная с самоактуализацией. При рассмотрении треугольника Маслоу обращает на себя внимание,
1) место и значение, которое отводится собственно когнитивным (познавательным) и коммуникативным потребностям человека;
2) потребностная сфера человека рассматривается вне структуры его деятельности — только применительно к его личности, ее самоактуализации, развитию, комфортному существованию.
Навык — это организованно функционирующая слитная цепь закрепленных в повторении операций. В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, представляющий собой вычленение и овладение отдельными элементами действия; синтетический, представляющий собой объединение изученных элементов в целостное действие; автоматизацию, представляющую собой упражнение с целью придания действию плавности, нужной скорости, снятия напряжения.
Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция). Переносом навыков называется положительное влияние уже приобретенных навыков на усвоение новых. Сущность переноса состоит в том, что выработанный ранее навык облегчает приобретение сходного навыка. Необходимым условием здесь является наличие сходной структуры действий, приемов и способов их выполнения или умений как у усвоенной, так и во вновь усваиваемой деятельности. Интерференцией навыков называется отрицательное влияние уже выработанного навыка на вновь образуемый. Интерференция возникает в тех случаях, когда: новый навык включает в себя движения, противоположные по своей структуре усвоенным ранее и ставшие привычными; закрепившийся навык содержит ошибочные приемы, затрудняющие усвоение правильной техники упражнения. Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация. Деавтоматизацией навыков называется ослабление или даже полное разрушение выработанных автоматизмов. При деавтоматизации движения становятся более медленными и менее точными, координированность их расстраивается, они начинают выполняться неуверенно, требуют специального сосредоточения внимания, усиления сознательного контроля над движениями.
Деавтоматизация наступает: в результате длительного перерыва в выполнении того или другого действия или упражнения; при этом чем менее прочно был усвоен навык, тем быстрее он деавтоматизируется; при наличии сильного утомления, перетренировки; в этих случаях наступает большее или меньшее общее нарушение уже установившихся временных связей в коре головного мозга, в том числе и в двигательных центрах; при нарочитой направленности внимания на выполнение действий, ставших прочными навыками; такая направленность внимания приводит к временному нарушению и ослаблению выработанных автоматизмов: движения начинают выполняться медленнее и с ошибками.
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Существуют различные виды общения:
официальное, деловое, (в процессе выполнения служебных задач, в виде докладов, сообщений, выступлений на совещании и т.п.); и неофициальное (во внеслужебное время, в неофициальной обстановке);
контактное (здесь, сейчас) и дистантное (там, потом);
непосредственное (лицом к лицу) и опосредованное (через средства связи);
устное и письменное;
диалогическое и монологическое;
межличностное и межгрупповое (коллективное).
Структурно выделяют три взаимосвязанных стороны общения:
коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
интерактивная сторона общения – в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;
перцептивная сторона общения – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнёрами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания. В самом общем плане можно сказать, что «восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков».
Механизмы межличностной перцепции: идентификация, эмпатия, рефлексия.
Идентификация (лат. identificare — отождествлять) в социально-психологическом смысле означает процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом («я — русский», «я — офицер», «я — любимая» и т.п.). Это понятие выражает установленный в ряде экспериментальных исследований факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия люди прибегают к такому приему, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. Это один из механизмов познания и понимания другого человека.
Эмпатия (от греч. empathea — сопереживание) — постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека. В отличие от идентификации эмпатия подразумевает не рациональное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на чувства другого. Эмпатия — это аффективное понимание. Ее эмоциональная природа проявляется в том, что ситуация другого человека не столько «продумывается», сколько «прочувствывается». Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации, поскольку и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения, «принять в расчет» поведение другого человека. Но одно дело понять партнера по общению, встав на его позицию, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения и сочувствуя ей, но действуя по-своему. Первое соответствует идентификации, второе — эмпатии.
Рефлексия (от лат. reflexio— отражение) в социальной психологии означает осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению. «Я думаю, что он думает...» — это рефлексия первого порядка. «Я думаю, что он думает, что я думаю...» — рефлексия второго порядка. В процессе рефлексии находит отражение несколько позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов общения: 1) сам субъект, каков он есть в действительности; 2) субъект, каким он видит самого себя; 3) субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. К ним можно добавить еще две: как партнеры представляют свой образ в сознании другого.
На восприятие
другого человека может оказывать
большое влияние психологическа
Психологический механизм установки обеспечивает появление определенных «эффектов», которые необходимо учитывать, чтобы и межличностное восприятие было более точным. В психологии подробно исследованы эффекты ореола, новизны и первичности, стереотипизации.
Сущность эффекта ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффект новизны проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление приводит к позитивному впечатлению о незнакомце и соответствует порядку предъявления (получения) информации о нем: информация, которая была получена первой, при формировании впечатления преобладает, а более поздняя информация вытесняется. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека эффект новизны действует иначе: более значимой оказывается последняя, т.е. более полная, информация.
Эффект стереотипизации связан с формированием упрощенного представления о социальном объекте, субъекте, процессе или явлении. Стереотип — это схематизированный образ какого-либо человека или явления, который позволяет классифицировать поведение людей или явления (события) по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно своим представлениям и ожиданиям. Стереотипы в общении возникают часто на основе ограниченного опыта человека, нежелания или неумения его овладевать более объективной информацией. Особенно сильны профессиональные и этнические стереотипы («все торговцы — жулики», «все итальянцы темпераментны» и т. п.). Стереотипизация может приводить к возникновению предубеждений и искаженного знания. Однако это может помешать правильной оценке поведения человека или той или иной ситуации. Поэтому важно уметь соотносить внешние признаки с внутренним состоянием человека и не спеша делать заключения о человеке по отдельным признакам.
Личность — это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями. Общество влияет на развитие и становление личности. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью: т.е. создает человека природа, а формирует общество.
Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
1) содержанием мировоззрения человека, его психологической сущностью;
2) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества;
3) степенью осознанности человеком своего места в обществе;
4) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;
5) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Психологическая структура личности.
Психологическая сторона личности отражает специфику функционирования ее психических процессов, свойств, состояний и образований.
Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности. Психические состояния — это уровень работоспособности и функциональные качества психики человека в каждый данный момент времени. Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Мировоззренческая сторона личности отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе. Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций. Моральный облик личности — это система ее представлений о морали, отражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и поведение в обществе. Нравственный облик личности — это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.
Социально-психологическая сторона личности отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей. Отношение к другим людям — совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное для нее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми. Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловленные ее индивидуально- и социально-психологическими особенностями, позволяющие завоевывать определенный авторитет и доверие со стороны других людей. Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления личности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми. Социальные установки личности — ее настроенность на определенное отношение к обществу и другим людям.
Информация о работе Шпаргалка по "Основам педагогики и психологии"