Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:55, шпаргалка
Работа содержит ответы на 43 вопроса по дисциплине "Психология"
1.Предмет
психологической науки. В чем
состоит специфичность Научная психология — система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. Психология — это область научного знания,
исследующая особенности и закономерности
возникновения, формирования и развития
(изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, Психология изучает психику, как на уровне животных, так и на уровне человека. Важнейший предмет психологии - изучение психики человека и её высшей человеческой формы - сознания. Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры. Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием. В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.
2. Основные категории психологической науки: деятельность и психика. Де́ятельность — процесс ( Деятельность можно разделить
на этапы. Можно выделить в качестве
этапов: процесс вовлечения в деятельность,
процесс целеполагания процесс проектирования действий,
процесс осуществления действий, процесс
анализа результатов действий и сравнение
их с поставленными целями. Пси́хика (от др.-греч. {, Особая сторона жизнедеятельнос Способность активного отражения реальности Психика является основной, базовой, исторически самой ранней составляющей менталитета. Психику следует понимать как своего рода рефлексию организма, то есть его способность к различным рефлексам, точнее, проявление им способностей к реагированию на раздражители как внутреннего, так и внешнего миров человека. системное свойство высокоорганизованной
материи, заключающееся в активном
отражении субъектом Психика находится во взаимодействии
с соматическими (телесными) процессами.
Психика оценивается по ряду параметров:
целостность, активность, развитие, саморегуляция,
коммуникативность, адаптация и т. д. Психика
проявляется на определённой ступенибиологической эволюции. Человеку присуща высшая форма
психики — сознание. Изучением психики в основном
занимаются науки психология, нейрофизиоло 9.. Гуманистическая психология ХХ-ХХ! вв. (А.Маслоу, К.Роджерс). Учение о базисных потребностях человека как ядре егопсихики. Гуманистическая
психология — направление в западной (преимущественно
американской) психологии, признающее
своим главным предметом личность как
уникальную целостную систему, которая
представляет собой не нечто заранее данное,
а «открытую возможность» самоактуализации,
присущую только человеку[1]. В гуманистической психологии
в качестве основных предметов анализа
выступают: высшие ценности, самоактуализация лич Основные черты Гуманистическая психология выступает против построения психологии по образцу естественных наук и доказывает, что человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения. Человек как
целостное существо превосходит
сумму своих составляющих (иначе
говоря, человек не может быть объяснен
в результате научного изучения его
частичных функций).
10. Трансперсональная психология (С.Гроф и др.) о сущности психики. Достоинства и недостатки трансперсонализма. Трансперсональная психология —
течение психологии, которое изучает трансперсональные пере Трансперсональная
психология включает в себя ряд психотерапевтических
теорий и практик, таких как психосинтез и трансперсональная терапия,[4] ряд техник самоанализа и личностного
роста, таких как медитация и визуализация,[4] а также заимствует ряд идей
изфилософии, теологии, феномен
Филогенез (от греч «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека)Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Онтогенез (от греч «относ» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы. Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Возрастные ступени развития можно было бы сравнивать с историческими ступенями в развитии органической жизни и геологическими эпохами в истории развития Земли
17. Каковы главные особенности феномена человеческой деятельности? Под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира. Известно, что все живые существа взаимодействуют как с природой, так и с другими живыми существами. Но приспособленное поведение животных определяется строением их тела и природными условиями, в которых они живут. Человек же не только приспосабливается к природным и социальным условиям, но и активно преобразует окружающую среду. Развитие общества является результатом деятельности людей. В процессе деятельности происходит также формирование и реализация личности. Деятельность выступает в самых различных формах. В ходе исторического развития формы и виды деятельности становятся все более разнообразными. В отличие от животных деятельность человека является преобразовательной. Для человека, как и для животного, свойственно приспособительное поведение. Так, на ранних ступенях своего развития человечество приспосабливалось к климатическим, географическим условиям своего существования, В те далекие времена изменение русла реки, или, наоборот, затопление реками полей, могли существенно изменить жизнь того или иного народа, характер и виды его хозяйственной деятельности. 21. Потребности
и мотивация: виды Потре́бность — вид функциональной или психоло Различают потребности: по сферам деятельности: потребности трудапознанияобщенияотдыха по объекту потребностей: материальныедуховныеэтическиеэ по значимости: доминирующие/ по временной устойчивости: устойчивыеситуативные по функциональной роли: естественныеобусловленные культурой по субъекту потребностей: групповыеиндивидуальныеколлект
29Понятие мышления, его основные характеристики, связь с речью. Мышление—высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкретизации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий. Выделяют три основных вида мышления, которые появляются последовательно в процессе онтогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление-- в каких бы формах оно ни осуществлялось -- невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть.
34. Внимание как психический процесс и его трактовка в современной психологии. Внимание - психический познавательный процесс, который заключается в выделении предмета, в отличие от всех остальных. Функции внимания:отбор информации, обеспечение удержания активности на объекте, регуляция и контроль. Свойства внимания: концентрация, устойчивость, объем, переключение,сосредоточение. Виды внимания: непроизвольное – сосредоточение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя; произвольное – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, вызванное условиями деятельности; послепроизвольное – сосредоточение сознания на объекте, значимом и ценном для личности. Также бывает внешнее и внутреннее внимание, коллективное, групповое, индивидуальное. Внимание зависит от:характера объектов, интереса предмета и сознания его значимости, привычки переключать внимание в определенных условиях.
38 Основные критерии типологии личности: направленность, темперамент, характер. Типология личности - фундаментальПроблема
типологии была выдвинута К.Г. Юнгом
в фундаментальном труде « Направленность личности[1] — это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться). Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т. д.). Все эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной сфере личности, то есть представляют собой систему. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. При этом она достаточно динамична, то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются. При этом одни из компонентов являются доминирующими, в то время как другие выполняют второстепенную роль. Доминирующие побуждения определяют основную линию поведения личности. Темпера́мент (лат. temperament Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним. Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
41. Типы темперамента, их психологическая характеристика. Темпера́мент (лат. temperament Типы темперамента Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием. Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается. Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.
45Психические состояния: понятия, концепции. Психическое
состояние — один из возможных режимов
жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными
энергетическими характеристиками, а
на психологическом уровне — системой психологических
фильтров, обеспечивающих специфическое
восприятие окружающего мира.Наряду с
психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными
классами психических явлений, которые
изучает наука психология. Психические
состояния влияют на протекание психических
процессов, а, повторяясь часто, приобретя
устойчивость, могут включиться в структуру
личности в качестве её специфического
свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические,
физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы
состояний можно встретить понятия разных
наук (общей психологии, физиологии, медицины,
психологии труда и т. д.), что создаёт дополнительные
трудности для исследователей, занимающихся
данной проблемой. В настоящее время не
существует какой-либо единой точки зрения
на проблему состояний, так как состояния
личности можно рассматривать в двух аспектах.
Они являются одновременно и срезами динамики
личности, и интегральными реакциями личности,
обусловленными её отношениями, поведенческими по Состояние
бодрствования в покое встречае Состояние релаксации – это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил. Оно встречается во время занятий аутогенной тренировкой, транс, молитва. Причина непроизвольной релаксации – прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации – занятие аутогенной тренировки, медитация, молитва и пр. Преобладающие ощущения в этом состоянии – расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло, тяжесть. Отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы и преобладание альфа-ритма в электроэнцефалограмме. Состояние сна– особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды. Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга – чередование медленного и быстрого сна (которые, по большому счету, являются самостоятельными психическими состояниями). Сон связан с необходимостью упорядочения информационных потоков и восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, а время от времени возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активация сначала парасимпатической, а затем симпатической нервной системы. Для медленного сна характерны тетта- и дельта- волны биопотенциалов мозга. Оптимальное рабочее состояние - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние токаря, вытачивающего деталь, учителя на обычном уроке). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления и повышенная активность ретикулярной формации. Ритмы мозга – в основном лежат в бетта-диапазоне. Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика –испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного упражнения и т. д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требования к работнику. Оно также может быть определяться высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы и высокочастотные ритмы головного мозга. Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например - состояние водителя –дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информация. Преобладающие эмоции - скука, равнодушие, снижение показателей внимания. Часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. На физиологическом уровне отмечается появление запредельного торможения центральной нервной системы. Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной нервной системы. |
3. Основные отрасли психологии и место психологии в системе научного знания. В настоящее время психология
представляет собой весьма разветвлённую
систему наук. В ней выделяется
много отраслей, представляющих собой
относительно самостоятельно развивающиеся
направления научных бщая психология изучает познавательную и практическую
деятельность. Результаты исследований
в области общей психологии — базисная
основа развития всех отраслей и разделов
психологической науки. Как правило, в
рамках общей психологии предлагается
научное представление об общих теоретических
принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными
научными понятиями. В свою очередь, эти
понятия объединяются в три основные категории:
психические процессы, психические состояния
и психические свойства, или особенности,
личности. Существует целый ряд подразделов
общей психологии: психология личности,
мышления, эмоций, женская психология
и т.д., включая психофизику, которая занимается
изучением чувствительности и находится
у верховья современной экспериментальной
психологии.Социальная психология постигает
закономерности индивидуального и общественного
в психике личности взаимодействия личности
и социума, формирования и развития групп.Возрастная психология исследует
психику в онтогенезе, т.е. ее развитие
от зачатия человека до его смерти. Она
имеет ряд отраслей: детская психология,
психология подростка, юности, взрослого
человека и геронтология. В последние
годы в отечественной классификации произошла
замена названия этого раздела, именуемого
теперь психологией развития. Одним из
разделов психологии развития выступает
акмеология, изучающая достижение человеком
вершин профессионального мастерства.Педагогическая психология имеет
своим предметом психику (учащегося и
преподавателя) в условиях образовательного
процесса (обучение и воспитание).Психология труда (исторически
первое название — психотехника) рассматривает
психику в условиях многоликой трудовой
деятельности. Включает в себя немало
самостоятельных разделов: инженерная
психология, эргономика, космическая и
авиационная психология, психология управления,
организационная, военная, политическая,
юридическая, судебная, психология торговли,
рекламы, спорта, творчества и т.п.Психолингвистика занимаетс
4. Исследовательские методы психологии, их классификация и характеристика. Группы методов психологии Первая группа — организационные методы К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, имеющий самые разные вариации, когда сопоставляются, например, результаты нескольких испытуемых, двух групп, сравниваются показатели, получаемые по одинаковым (или разным) методикам в разные периоды времени (метод “поперечных срезов”). Лонгитюдный метод построен на длительном по времени прослеживании психического развития или изменения одних и тех же параметров у одной и той же группы испытуемых. Это “продольный срез” во времени, аналогичный логике формирующего исследования. Комплексный метод состоит в систематической организации двух предшествующих способов познания, в междисциплинарности подходов, методов и методик. Вторая группа — эмпирические методыВторую и самую обширную и развернутую группу составляют эмпирические методы, с помощью которых добываются факты, проводится собственно исследование. Перечисление этих методов не может быть исчерпывающим, поэтому опишем некоторые основные. Наблюдение — один из основных, часто употребляемых методов психологии, но, как и всякий другой метод, он требует для исполнения специальной подготовки, профессионализма. Ведь наблюдать можно и за пробегающим за окном машины пейзажем. Научное наблюдение требует и постановки цели, и планирования, и протокола и много другого. Самое главное — это адекватная психологическая интерпретация результатов наблюдения, поскольку психика, как известно, не сводится к поведенческим реакциям. Очевидное преимущество метода наблюдения заключается в том, что деятельность человека протекает в нормальных, естественных для него условиях. Самонаблюдение (интероспекция) — исторически первый метод изучения души и психики. Это “внутреннее” наблюдение человека за собственными психическими явлениями, которое при всей кажущейся житейской простоте является в действительности очень сложным и многофакторным процессом. Такому отражению самого себя человека нужно специально учить. Квалифицированная интроспекция, сопоставленная с результатами других методов, всегда полезна, порой необходима. Эксперимент является основным
методом современной Третья группа — методы обработки полученных результатовТретью группу (по Б. Г. Ананьеву) составляют методы обработки полученных результатов. Это ограниченное единство количественного и качественного, содержательного анализа. Обработка результатов — это всегда творческий, поисковый процесс, предполагающий подбор наиболее адекватных и чувствительных математических средств. Четвергая группа
— интерпретационные методыНако
11.
Каковы представления о Принадлежность
каждого психического процесса конкретному
индивиду, в жизнь которого он включается
как переживание, и отношение его к внешнему
предметному миру, который он отражает,
свидетельствуют о связи психического
с физическим и ставят так называемую
психофизическую проблему, т.е. вопрос
о взаимоотношении психического и физического.
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические сПсихический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельнПсихика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма. Психология
изучает то свойство мозга,
которое заключается в психичес
18. Категория деятельности в отечественной психологии. Что такое деятельностный подход? Основная задача психологического исследования деятельности состоит в разработке теоретического и методического плана данной проблемы, с учетом основных черт деятельности, выявления ее собственных, имманентных ей свойств, законов ее движения и самодвижения. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД в психологии (англ. activityapproach) - совокупность теоретико-методологических и конкретно-эмпирических исследований, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта, а у некоторых представителей Д. п. психика и сознание рассматриваются как особые формы (виды) этой деятельности, производные от внешне-практических ее форм. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. Ими стали: 1) необходимость новой методологической ориентации, способной вывести психологию из кризиса, начавшегося в 1910-1920-х гг.; 2) сдвиг тематики отечественной психологии с лабораторных исследований абстрактных законов сознания и поведения на анализ различных форм трудовой деятельности; 3) исторически обусловленное обращение психологов к философии марксизма, в которой категория деятельности - одна из центральных. В 1930-е гг. складываются 2 наиболее проработанных варианта Д. п., представленных исследованиями психологических школ С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева - с др. В настоящее время оба варианта Д. п. развиваются их последователями не только в нашей стране, но и в странах Западной Европы, а также в США, Японии и странах Латинской Америки. 28Процессы
памяти, способы активизации Выделяют следующие процессы памяти: 1) запоминание - процесс памяти, в результате которого новое закрепляется путем его связывания с ранее приобретенным; запоминание всегда имеет избирательный характер - в памяти человека сохраняется не все, что воздействовало на его органы чувств, а только то, что имело значение для него или вызвало у него интерес и наибольшие эмоции; 2) сохранение - процесс переработки и удержания информации;3) воспроизведение - процесс извлечения из памяти ранее сохраненного материала;4) забывание - процесс избавления от давно полученной и редко используемой информации.
22. . Основные виды
познавательных процессов: Выделим две группы психических процессов, различив их по следующему основанию. Это - специфическое (или неспецифическое) отношение процессов к собственно познавательной сфере. Так, с одной стороны, к специфическим, или собственно познавательным процессам, к познанию в точном смысле слова, следует отнести ощущение, восприятие и мышление. Действительно, результатом этих процессов является знание субъекта о мире и о себе, полученное либо с помощью органов чувств (ощущение, восприятие), либо рационально (мышление). С другой стороны, существуют неспецифические, т.е. имеющие отношение не только к познанию и, тем самым, универсальные психические процессы - память, внимание и воображение. Их называют также "сквозными"1 - в том смысле, что они проходят как бы сквозь любую деятельность, обеспечивают ее осуществление, в том числе являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство своего Я во времени: память позволяет ему удерживать прошлый опыт, внимание - извлекать актуальный (настоящий), воображение - прогнозировать будущий, а вместе - содержать его в сознании.
33. Индивидуальные
различия в мыслительной Индивидуальные
различия в мыслительной деятельности
людей могут проявляться в следующих
качествах мышления:
35. Раскройте сущность познания как уникальной деятельности человека. Существуют два процесса,
которые осуществляются в ходе познавательной
деятельности человека: чувственное познание
— процесс возникновения наглядных образов и
39. Направленность
как важнейшее свойство Направленность
личности[1] — это система устойчиво характеризующих
человека побуждений (что человек хочет,
к чему стремится, так или иначе понимая
мир, общество; чего избегает, против чего
готов бороться). Она определяет избирательность
отношений и активности человека и как
подструктура личности включает в себя различные побуждения
(интересы, желания склонности и т. д.). Все
эти побуждения взаимосвязаны в мотивационной
сфере личности, то есть представляют
собой систему. Данная система является индивидуальной, она
формируется в процессе формирования
и развития личности. При этом она достаточно динамична,
то есть составляющие её побуждения (мотивы) не остаются постоянными, они
взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются
и развиваются. При этом одни из компонентов
являются доминирующими, в то время как
другие выполняют второстепенную роль.
Доминирующие побуждения определяют основную
линию поведения личности. - влечение - - склонность - идеал мировоззрение - Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения: - убеждение - установка - позиция - цель
42.Понятие характера и черт характера. Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. В системе отношений личности выд отношение человека
к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; кол черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность); черты, показывающие,
как человек относится к самому
себе (чувство собственного достоинства,
правильно понимаемая гордость черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).
46Стрессы и стрессоустоЙЧивость. Стресс (от англ. stress — давление,
нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая
(общая) реакция организма на воздействие
(физическое или психологическое), нарушающее
его гомеостаз, а также соответствующее
состояние нервной системы организма(или организма
в целом). В медицине, физиологии, психол Эустресс Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». Дистресс Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он подрывает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса. Эмоциональный стресс Эмоциональным стрессом называют эмоциональные процессы, сопровождающие стресс, и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме. Во время стресса, эмоциональная реакция развивается раньше других, активизируя вегетативную нервную систему и еёэндокринное обеспечение. При длительном или многократно повторяющемся стрессе эмоциональное возбуждение может застаиваться, а функционирование организма — разлаживаться.[15] Психологический стресс Психологический
стресс, как вид стресса, понимается
разными авторами по-разному, но многие
авторы определяют его как стресс,
обусловленный социальными Стрессоустойчивость –
человека - умение преодолевать трудности,
подавлять свои эмоции, понимать человеческие
настроения, проявляя выдержку и такт.
Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 38441 |
5.
Основные этапы развития ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИНа I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека — ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации психических явлений. II этап развития
психологии связан с ее III этап —
психология как наука о IV этап — психология
как наука, изучающая Таким образом, в настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека. Психология Донаучная собственно донаучный этап развития психологии начался с вопроса, поставленного эллинской философией: что же есть душа - самостоятельная субстанция или же свойство другой субстанции (материи)? Завершился этот этап лишь в конце XIX в. Это было время по преимуществу философских размышлений о душе: душа была предметом интеллектуальногоанализа, но не объектом изучения. Бурное развитие наук естественных, особенно физиологии и медицины, остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования, а ряд открытий подтвердил наличие бессознательной психической жизни. Все это обусловило появление качественно нового этапа развития - появление психологии научной.
7.
Возникновение научной Психология
- [греч. psychê - душа, logos - слово,
понятие, учение] - многоотраслевая область
научного знания, предметом изучения которой
являются закономерности психики как
особой формы жизнедеятельности человека.Взаимодействие
всех живых существ с окружающим миром
осуществляется посредством особого рода
психических процессов и состояний. С этого времени
развитие психологической науки
пошло семимильными шагами. Уже в
конце 19 века - начале 20 века появилось
множество психологических Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.
12.
Материалистическая философия Теория отражения - в марксистской философии составляет основу диалектико-материалистической теории познания. Т. о. имеет специфические задачи: раскрытие наиболее общих черт и закономерностей, присущих всем уровням и формам отражения: исследование возникновения и развития форм психического отражения, включая вопросы происхождения сознания и специально-научного обоснования возможностей познавательной деятельности человека; изучение связи характеристик содержания и формы образа, знания; раскрытие сущности отражения в неживой природе; выяснение особенностей отражения (сигнализации) в технике связи и управления, в частности соотношения и связи человека и кибернетических устройств. Исходным для Т. о. и марксистской гносеологии в целом служит диалектико-материалистический принцип отражения, согласно к-рому результаты познания должны быть относительно адекватны своему источнику - оригиналу. Они достигаются посредством двух взаимосвязанных требований и соответствующих им процессов: активного извлечения нужных и исключения ненужных, побочных сведений об оригинале. Отражение в качестве гносеологического принципа признавалось и в домарксистском материализме, однако, как отмечал Ленин, осн. бедой старого материализма было неумение применить диалектику к Т. о., вследствие чего отражение понималось как пассивное, мертвое «фотографирование» внешнего мира. Марксистская философия понимает отражение диалектически, как сложный и противоречивый процесс взаимодействия чувственного и рационального познания, мыслительной и практической деятельности, как процесс, в к-ром человек не пассивно приспосабливается к внешнему миру, а воздействует на него, преобразуя и подчиняя его своим целям. Поэтому лишены всякого основания попытки критиковать марксистскую Т. о. как «конформистскую», к-рая якобы обрекает познающего субъекта на пассивное и недеятельное созерцание окружающего мира. Напротив, активная предметная деятельность человека и человечества возможна лишь на базе отражательной функции сознания, обеспечивающей адекватное познание мира и воздействие на него в соответствия о объективными законами.
16.
Сознание как высший уровень
развития психики, соотношение
сознательного и Проблема соотношения сознания и бессознательного на данный момент одна из основных в общей психологии. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, осознается им. Кроме сознания, в психике человека есть и бессознательный уровень. Это - те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений которые по-разному соотносятся с сознанием.Проблема соотношения сознания и бессознательного, является актуальной, т.к. не все стороны нашей деятельности регулируются со стороны сознания. Изучение тех явлений нашей жизни, которые содержаться на бессознательном уровне поможет нам глубже понять и предугадать деятельность человека.
19.
Раскройте понятия Интериориза́ция (от фр. intéri Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве. Экстериоризация (фр. exteriori Термин происходит от латинского «exterior» — наружный, внешний и означает процесс порождения внешних действий, высказываний и т. д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека. Противоположное действие — интериоризация.
23 Ощущения и их виды. Понятие модальностей ощущения. Ощущение - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). По модальности (видам анализаторов) различают ощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные и болевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения. Модальность (модальный - относящийся к местоположению) -качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая на их принадлежность определенным органам чувств, например зрительным, слуховым, тактильным и др.
24Восприятия, их отличия от ощущений и процесса мышления. Свойства восприятий. Восприятием называется отражение о сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Свойства восприятий: 1. Предметность. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав разнообразных ощущений мы связываем вместе, в единый, целостный образ и относим этот образ к вполне определенному, конкретному предмету.2. Константность. Константность образа восприятия можно определить как его постоянство при изменениях условий восприятия.3. Целостность. Это способность восприятия к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нем. 4. Категориальность. Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда нами обозначается определенным словом и относится к той категории, которая соответствует данному слову как понятию. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, действительностью. Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и вызывает простое ощущение. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
36. Формирование
и развитие личности. Соотношение
биологических и социальных
Типы темпераментаОписание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они чётко выражены, но люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним. У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — чрезмерная медлительность; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
43.Характер и темперамент, их различие и взаимосвязь.Характер - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия. Темперамент и характер отражают разные свойства личности, но сосуществуют между собой на конфликтной основе.Темперамент есть врожденная основа формирования и развития характера Темперамент включен в характер в качестве составляющей.Характер есть симбиоз врожденных и приобретенных особенностей человека, которые скрывают свой «авторский вклад» в конкретные действия. В подтверждение этой позиции Е. Ильин подчеркивает, что вспыльчивость может быть следствием холерического темперамента и плохого воспитания. Вместе с тем честность и вежливость могут проявляться при любом типе темперамента, хотя в разной манере.Содержание характера обусловлено двумя противоположными сторонами образа жизни человека: его активной деятельностью и его полной бездеятельностью. Конкурируя между собой, они находят поддержку в виде личностных черт. В этой связи индивиды с одинаковыми темпераментами могут обладать различными совокупностями черт.
|
6.
Психология в рамках Характерной чертой психологических знаний и концепций античности является их материалистичность. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. В VI в. до н.э. возникло первое идеалистическое учение - пифагорейство. Пифагор (582-500 гг. до н.э.) и его последователи занимались исследованием взаимоотношений чисел, они абсолютизировали числа, возвели их в ранг сущности всего. Числа понимались как самостоятельно существующие объекты, а идеальное существующее число - 10. В учениях Пифагора душа, представлялась состоящей из трех частей - разумной, мужественной и алчущей. Также Пифагор считал душу бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений. В V-IV вв. до н.э. в теориях Левкиппа и Демокрита (460-370 до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.) построил учение о темпераментах. Аристотель (384-322 гг.до н.э.) внес огромный вклад в развитие психологии. Он установил два из четырех законов мышления традиционной логики. IV вв. до н.э.
появляются первые научные Период средневековья (V-XV вв. н.э.) характеризуется усилением церковного влияния на все стороны жизни, включая и средневековые науки, в частности и психологию. В этот период утверждаются представления, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия. Христианство стремилось доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. Психология начинает стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий. Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в тот период. В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение арабским психологом и врачом Ибн Синой взаимосвязи психических и соматических болезней. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики. В период Средневековья продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени. К XIV-XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, в которой на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности, а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.
8.
Основные проблемы и Рационали́зм (от лат. rational Бихевиори́зм (англ. behavior — Фрейдизм (англ. Freudianism[1] 13. Современная психология о взаимоотношениях психики и организма. Наш организм удерживает
в себе и интенсивно использует физические
закономерности природы, т. е. существует глубинная, фундаментальная
связь нашего органического существования
с природой. Функция психики состоит в
отображении, удержании, воспроизведении
единства всех существенных сил природы.
20. Каково
содержание генетического, Традиционно «при анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая освоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю деятельность. В основе структурно-функционального рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная деятельность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между «единицами» деятельности подвижны. При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность... определяющая саморазвитие деятельности и возникновение новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной деятельности в постоянно изменяющейся действительности»
25Сверхчувственное
(экстрасенсорное) восприятие Экстрасенсорное восприятие (экстрасенсо́рика, ЭСВ) (от лат. extra — «сверх», «вне»; sensus — «чувство») — термин, использующийся для многих якобы существующих паранормальных форм восприятия или способностей человека. Существование подобных форм восприятия и способностей не имеет под собой научных доказательств. К проявлениям экстрасенсорного восприятия в науках причисляются телепатия, ясновидение, однако зачастую к таким проявлениям относят и способы некоего нематериального нефизического воздействия на предметы, организмы или физические явления — телекинез или психокинез, экстрасенсорное целительство и т. п. ЭСВ исследуется в медицине, биологии, физике, всевозможных прикладных науках, в названиях которых встречаются слова "космо", "био", "гео" и т. п. В клинических исследованиях отмечается, что предрасположенность к ЭСВ появляется у отдельных больных с поражением нижневисочных отделов коры мозга
Память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. В памяти можно выделить четыре основных процесса. Нередко память сравнивают с элементарной техникой, например с магнитофоном. Наши органы принимают информацию, и мозг производит ее запись в виде биохимических изменений в составе клетки, в виде электрических импульсов и т.д. Это процесс запоминания — процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Образы, слова, впечатления должны удерживаться, законсервироваться, остаться: в психологии памяти этот процесс так и называют — сохранение. Процесс сохранения — это процесс активной переработки, систематизации, обобщения полученного материала и овладение им. Процессы узнавания и воспроизведения — это процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними состоит в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение — в отсутствие объекта.различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и прижизненную. Генетическая (наследственная) память сохраняет информацию, которая определяет анатомическое и физиологическое строение организма, врожденные формы поведения (инстинкты). Прижизненная память — это хранилище информации, полученной с момента рождения и до момента смерти. Она существенно зависит от внешних условий. Один из видов прижизненной памяти — запечатлевание, — является как бы промежуточным звеном между генетической и прижизненной памятью. Это форма памяти проявляется только в ранний период развития, сразу после рождения.
по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно – логическую, по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную, по продолжительности закрепления и сохранения материалов – на кратковременную, долговременную и оперативную. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и так далее. Эмоциональная память – память на чувства. Образная память –память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Содержанием словесно –логической памяти являются наши мысли. Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, осуществляющееся автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. Произвольная память требует волевых усилий человека и цели запоминания и осуществляется с помощью специальных приемов. Кратковременной (или рабочей) является память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и последующего немедленного (в первые же секунды после восприятия) воспроизведения. Долговременная память - это память на образы, предполагающая длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное применение в будущем. Долговременная память составляет основу прочных знаний.
31Виды мышления, их характеристика, мыслительные операции. мышление − это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Можно выделить основные виды мышления.Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции. Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.
32Структура
мыслительного процесса в решен При решении
сложной проблемы обычно намечается
путь решения, который осознается как
гипотеза. Осознание гипотезы порождает
потребность в проверке. Критичность
– признак зрелого ума. Некритический
ум легко принимает любое
Социализация
— становление личности — процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
психологических установок, социальных
норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих
ему успешно функционировать в обществе.
Социализация человека начинается с рождения
и продолжается на протяжении всей жизни.
В её процессе он усваивает накопленный
человечеством социальный опыт в различных
сферах жизнедеятельности, который позволяет
исполнять определенные, жизненно важные
социальные роли. Социализация рассматривается
как процесс, условие, проявление и результат
социального формирования личности. Как
процесс она означает социальное становление
и развитие личности в зависимости от
характера взаимодействия человека со
средой обитания, адаптации к ней с учетом
индивидуальных особенностей. Как условие
— свидетельствует о наличии того социума,
который необходим человеку для естественного
социального развития как личности. Как
проявление — это социальная реакция
человека с учетом его возраста и социального
развития в системе конкретных общественных
отношений. По ней судят об уровне социального
развития. Как результат она является
основополагающей характеристикой человека
и его особенностей как социальной единицы
общества в соответствии с его возрастом.
Ребенок в своем развитии может отставать
или опережать своих сверстников. В этом
случае социализация как результат характеризует
социальный статус ребенка по отношению
к его сверстникам. 1). Социально-психологические механизмы 2). Социально-педагогические механизмы
44Понятие акцентуаций характера, виды акцентуаций. Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Основные типы акцентуации характеров и их сочетаний: Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности — эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу. Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность. Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность. Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности. Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность. Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов. Инфантильно-зависимый — люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим. Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость. |