Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 18:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
В культуре каждого этноса
есть определенные действа, выполняющие
психопрофилактические функции. Многие
праздничные ритуалы имеют
Так, психологическая культура Беларуси недавнего времени могла характеризоваться, в частности, распространившимся в последнее время эстрадным целительством: теле- и радиосеансы психотерапии, встречами массовой аудитории с экстрасенсами, магами, колдунами и прочими лицами, использующими суггестивные методы. Широкое распространение различных магических действий и манипуляций, экзотических воздействий и процедур было вызвано не только социально-политической напряженностью в обществе (без сомнения усиливающей стрессовые изменения психики у многих людей), но и низкой культурой использования услуг квалифицированных специалистов. В известной мере, спрос на такого рода услуги тормозится и ограниченным предложением. Удельный вес специалистов в области психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии в РБ очень невысок, по сравнению с высокоразвитыми странами.
Развитую систему взглядов
на психологическую культуру сохранения
здоровья содержат астрологические
учения, предписывающие нормы, ценности
и конкретные правила, которых должен
придерживаться человек в поведении,
деятельности, самосовершенствовании.
В них далеко не все достаточно
убедительно, есть значительные различия
в подходах, противоречия между отдельными
школами, но, тем не менее, среди прочих
астрологическое направление
Преобразование
Как и во многих профессиях,
в деятельности психолога, при оказании
им психологической помощи, существуют
некоторые принципы и требования,
реализация которых является обязательной.
Существование различных
Среди наиболее важных этических
принципов психологической
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, подразумевает "целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно". Консультанту необходимо уметь внимательно слушать клиента (например, используя технику активного слушания), стараясь понять его, не осуждая при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, которая может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
3. Запрет давать советы. Психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту, в частности и потому, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы, и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог- обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи. Кроме того дать совет - значит принять ответственность за жизнь клиента в случае, если он им воспользуется, что не способствует развитию его личности. Кроме того, давая совет, профессиональная позиция психолога может изменяться, а принимая совет, у клиента может измениться его позиция, в сторону большей пассивности и поверхностного отношения к происходящему. Нередко при этом, любые неудачи в реализации совета клиентом, могут приписываться психологу, как давшему совет авторитету, что мешает пониманию клиентом своей активной и ответственной роли в происходящих с ним событиях.
4. Анонимность, означающая что никакая информация, сообщённая клиентом психологу не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения (о которых психолог должен заранее предупреждать клиента), специально отмеченные в законодательстве страны, в соответствии с законами которой осуществляется профессиональная деятельность психолога.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений - это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи. Существуют различные исследования этих влияний .
6. В конце XX века происходили дискуссии по этой проблеме, анализировались различные последствия вступления психолога и клиента в личные, в том числе в сексуальные отношения, но основным выводом из этих дискуссий стало положение о том, что при осуществлении психологом профессиональной деятельности личных отношений по возможности лучше избегать. Если же такие или подобные им отношения появляются, то необходимо стараться действовать в интересах клиента и как можно скорее прервать процесс психологической помощи
психология как профессия подчиняется этическим нормам, общим для любой профессии, относящейся непосредственно к человеку: уважение личности, человеческих прав и свобод, достоинства, надлежащая профессиональная компетенция, совестливость, доброжелательность и безусловная установка на благо клиента.
Помимо общих этических
требований в ряде стран выработаны
этические стандарты и
Особыми требованиями к психологу являются также: избегание (по возможности) социальных контактов со своим клиентом, если последние не предусмотрены процедурой совместной работы; отказ от совместного ведения дел, недопущение манипулирования клиентом или собой со стороны последнего (например, вручение дорогого подарка). Консультирующие психологи должны быть особенно осторожны в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий или превысить пределы своей компетенции.
Психолог имеет право отказаться от услуг, если наряду с психологическим вмешательством одновременно осуществляется независимое и не согласованное с психологом иное воздействие на психику.
В случае платной психологической
помощи размер гонорара заранее оговаривается
с учетом возможностей и взаимной
приемлемости вознаграждения. Консультирующий
психолог должен быть готов к тому,
что клиент не сможет оплатить предоставляемые
услуги, и принять решение, не ущемляющее
достоинства человека и не лишающее
его необходимой
Клиент имеет право:
• на выбор психолога;
• на обсуждение и принятие решения о приемлемости для него того или иного метода психологической помощи;
• на оценку результатов психологической помощи по ходу ее оказания;
• на отказ от услуг консультирующего психолога;
• на ориентировку в концепциях и сроках психологической помощи;
• на информацию об образовании и квалификации психолога.
Решение о необходимости психологической помощи, как правило, принимает сам клиент.
Консультирование как форма работы профессионального психолога используется в любой сфере, где необходимы психологические знания. Это может быть консультирование в педагогической сфере, в сфере промышленного производства, бизнеса и управления, в сфере проблем здоровья, в семье и т.д.
Консультант в своей работе
может опираться на идеи и методы,
разработанные в какой-либо одной
психологической школе или
Согласно Эйдемиллеру психологическое консультирование происходит в несколько этапов:
1. Установление контакта
и присоединение консультанта
к клиентам. Достигается с помощью
соблюдения конструктивной
2. Сбор информации о
проблеме с применением
3. Обсуждение
4. Уточнение проблемы клиента с целью максимальной ее субъективизации и тестирование ресурсов клиента или его семьи. Этому помогают вопросы типа: «Как Вы раньше справлялись с трудностями, что Вам помогало?», «В каких ситуацияз Вы были сильными, как Вы использовали свою силу?».
5. Укрепление веры клиента
в успешность и безопасность
процедуры консультирования и
собственно ее проведение. Можно
использовать утверждения
а) обсуждение с участниками
положительных и отрицательных
сторон сложившихся стереотипов
поведения. Здесь возможны такие
вопросы: «Что самое плохое для Вас
в сложившихся обстоятельствах?
б) Совместный поиск новых шаблонов поведения - «веера решений». Консультант предлагает следующие вопросы: «Чего Вы еще не делали, чтобы решить проблему?», «Как вели себя значимый для Вас люди, оказавшиеся в похожей ситуации?», «А Вы смогли бы так поступить?», «Что же Вам мешает совершить такой же поступок?». На этом этапе можно также использовать приемы визуализации: клиенты, находясь в трансе (чему способствует точное следование «по маршруту проблем заявителя»), создают образы новой ситуации и фиксируют, возникающие при этом кинестетические ощущения.