21. Эмоциональная сфера младшего школьника.
Общая характеристика эмоциональной сферы.
В процессе обучения изменяется
содержание чувств младшего школьника
и происходит их дальнейшее развитие
в плане все большей осознанности,
сдержанности, устойчивости. С приходом
ребенка в школу его чувства и эмоции начинают
определять не столько игра и общение
с детьми в процессе игровой деятельности,
сколько процесс и результат его учебной
деятельности, та потребность, которую
он в ней удовлетворяет, и в первую очередь
оценка учителем его успехов и неудач,
выставленная отметка и связанное с ней
отношение окружающих. Правда, встречаются
иногда случаи безразличного отношения
детей к учебе, когда оценка не вызывает
переживаний, что не способствует формированию
положительной мотивации учения. Однако
в свободное от занятий время младший
школьник с удовольствием играет. Учебная
деятельность стимулирует проявление
интереса к играм, которые требуют смекалки,
элементов соревнования. Это—игры с правилами,
настольные, спортивные. Положительные
чувства возникают теперь и от решения
интеллектуальной игровой задачи и в процессе
спорта активного соперничества. Таким
образом, и содержание игр, и чувства, проявляющиеся
в них, изменяются. Появляются чувства
и в процессе трудовой деятельности. Они
прежде всего связаны с усвоением обобщенных
способов действия на уроках труда. Вместе
с тем возможности осознания мл. шк-ком
своих чувств и понимания чужих чувств
ограничены. Нравственные чувства, и их
развитие. В мл. шк-ом возрасте в процессе
обучения идет развитие таких нравственных
чувств, как любовь к Родине, коллективизм,
чувство товарищества, дружбы, долга, чести.
Осознанность нравственных чувств к 3
классу проявляется в том, что дети выбирают
друга, товарища не по случайным внешним
обстоятельствам , а мотивируют свой выбор,
характеризуя нравственные черты, которые
способствовали сближению с одноклассником.
Безусловно, понимание и раскрытие школьником
того или другого нравственного понятия
(товарищ, друг, патриот и пр.) еще не всегда
говорит о проявлении самого чувства.
Осознанность и действенность нравственных
чувств проявляется и формируется в поступках.
Развитию нравственных чувств, их осознанности
способствует жизнь в коллективе, который
объединяет учебная деятельность, личность
самого учителя. Любовь и преданность
учащихся нередко становятся для учителей
побуждающим мотивом их педагогической
деятельности в начальных классах, стимулом
повышения квалификации. Под влиянием
учителя в совместной учебной, трудовой
и игровой деятельности у учащихся появляется
способность к сопереживанию. Но учитель
должен помнить, что мало вызвать у ребенка
жалость, сочувствие, симпатию; необходимо,
чтобы эти чувства влияли на поступки,
поведение ребенка и стали одним из звеньев
его нравственного опыта. Одновременно
с чувством товарищества развивается
и чувство коллективизма. Чувство ответственности
за успехи своего коллектива рождает стремление
помочь отстающим, причем мотивы бывают
уже настолько сильны и действенны, что
ученик для достижения намеченной цели
преодолевает немалые препятствия: и лень
подопечного, и нередко недовольство своих
родителей. Коллективизм как черта характера
формируется у ребенка постепенно. В процессе
коллективной работы дети убеждаются,
что любое дело лучше выполнять всем вместе.
В целом выявлено три уровня развития
нравственных чувств младших школьников.
Детям с высоким уровнем развития нравственных
чувств свойственна устойчивость и действенность
таких качеств, как чуткость, ответственность,
отзывчивость, доброта. У школьников со
средним уровнем развития нравственных
чувств эти же качества проявляются только
по отношению к друзьям. Дети с низким
уровнем развития таких чувств, а исследования
показали, что это значительная группа
учащихся, редко проявляют эти качества
во взаимоотношениях со сверстниками.
22. Особенности воли младшего школьника.
Особенности волевых действий младшего
школьника.
Как известно, воля проявляется
в умении совершать действия или
сдерживать их, преодолевая внешние
или внутренние препятствия. В мл.
шк. возрасте в волевых поступках большую
роль играют чувства, которые нередко
становятся мотивами поведения. Развитие
воли и чувств на этом этапе проходит в
постоянном взаимодействии. В одних случаях
чувства способствуют развитию воли, в
других — тормозят. Так, бурное развитие
нравственных чувств под влиянием школьного
коллектива становится к III классу мотивом
волевых поступков учащихся. Сначала эти
эмоциональные побуждения определяются
личными мотивами. К III классу чувства
становятся более социальными. С поступлением
в школу на ребенка действует большое
количество разнообразных сильных раздражителей.
В процессе учебной деятельности он должен
уметь сосредоточиться и под руководством
учителя осознанно выбрать главное существенное
для своей деятельности. 0чень важна для
младшего школьника при этом доступность
целей. Разрешимость задачи часто определяется
не только тем, в какой мере он владеет
средствами для ее решения, но и тем, насколько
ему видна цель. Поэтому ребенку небезразлично,
где начало и конец задания. Другим условием
проявления учащимися организованности,
упорства и других волевых качеств является
такая организация деятельности, при которой
ребенок добивается всего собственными
усилиями. В связи с этим огромное значение
приобретают методически продуманные
указания учителя как во время классной
работы, так и при задании надом. Педагог
должен научить последовательности и
целенаправленности действий, т. е. создать
предпосылки для развития воли. Воспитание
соответствующих потребностей, интересов,
мотивов, т. е. формирование личности школьника,
и соответственно его волевых качеств
— главная задача учителя с первых шагов
обучения ребенка в школе. Волевые
качества личности являются стержневой
стороной характера человека, и их воспитанию
должно быть уделено серьезное внимание.
В учебной деятельности и в коллективе
сверстников у мл. шк-ка в первую очередь
формируются такие волевые черты характера,
как самостоятельность, уверенность в
своих силах, настойчивость, выдержка.
Самостоятельность. Очень важным волевым качеством
необходимым для учебной деятельности,
является самостоятельность. Чем меньше
школьники, тем слабее их умение действовать
самостоятельно. Они не способны управлять
собой, поэтому подражают другим. В некоторых
случаях отсутствие самостоятельности
и критичности приводит к повышенной внушаемости:
дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому
очень важно, чтобы примеры поведения
учителя и окружающих людей были положительными.Мл.
школьник отличается большой доверчивостью.
Учителю он верит безгранично. Такое доверие
надо оправдывать учитель должен быть
исключительно требовательным к себе.
Руководящая роль в формировании правильного
поведения школьников принадлежит взрослым
(учителю, родителям, старшим товарищам)
Однако это руководство не доджно ущемлять
самостоятельности детей, ибо излишняя
опека, выполнение работы за них, подсказывающие
вопросы и другие подобные действия старших
формируют черты пассивности у младшего
школьника. Большие возможности для развития
самостоятельности учащихся имеет учитель
на уроке и во внеурочной работе Общественные
поручения, помощь товарищам, октябрятские
и пионерские дела—все это следует организовать
так, чтобы не подменять инициативу ребят,
а дать школьникам возможность проявить
свою находчивость, самостоятельность.
Сдержанность. Другое важное волевое качество
младшего школьника—сдержанность. Проявляется
эта черта сначала в умении подчиняться
требованиям взрослых, за время малыши
нарушают правила поведения чаще потому,
что не умеют сдерживать себя и не имеют
соответствующих привычек. Позже у младшего
школьника появляется умение сдерживаться,
подчиняться режиму жизни школы и распорядку
после школы, организовывать выполнение
домашних задании и свой досуг. Этого настоятельно
требует от ученика вся школьная жизнь.
Сдержанность, как черта характера, появляется
именно в младшем школьном возрасте и
быстро закрепляется. Многие учащиеся
уже могут самостоятельно готовить уроки,
сдерживая желания погулять, поиграть,
почитать, не отвлекаясь, не занимаясь
посторонними делами. Бывает, что у младшего
школьника наблюдается противоположная
сдержанности отрицательная черта характера
— импульсивность. Импульсивность как
результат повышенной эмоциональности
в этом возрасте проявляется в быстром
отвлечении внимания на яркие неожиданные
раздражители, на все, что своей новизной
захватывает ребенка.
Настойчивость
и упрямство Черта характера,
особенно обнаруживается в II классе Благодаря
ей учащиеся добиваются значительных,
успехов. упрямство, проявляющееся в этом
возрасте, направлено (в отличие от настойчивости)
на удовлетворение личных интересов. Младшие
школьники в большинстве случаев осознают
эту черту как отрицательную, считая, что
проявляют настойчивость. Иногда упрямство
является результатом конфликтной ситуации
между взрослым и ребенком, например, если
последний считает, что учитель несправедлив
в оценке знаний. Чаще всего это происходит
в том случае, когда учитель не мотивирует
свою оценку или, постоянно порицая ученика,
не замечает его усилии, не поощряет его.
В этом случае упрямство возникает как
протест и проявляется, например, в нежелании
отвечать урок или подчиняться другим
требованиям учителя. Подобная ситуация
может сложиться и в семенной обстановке.
В процессе обучения и развития волевые
качества мл. школьника совершенствуются.
Дети начинают проявлять целеустремленность,
решительность, настойчивость, выдержку,
смелость, дисциплинированность. Школа
формирует коммунистическую направленность
воли, воспитывает умение сочетать личные
интересы с общественными и, если надо,
подчинять личное общественному, коллективному.
Коммунистически направленная воля помогает
школьнику в достижении общественно полезных
Целей, укрепляет чувство долга, вырабатывает
целеустремленность, настойчивость, помогает
преодолеть любые трудности.