Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 15:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".
На основе вышеизложенного, можно выделить характерные особенности подросткового возраста, влияющие на возникновение межличностных проблем в среде подростков: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.
Таким образом, процесс нарушения социализации несовершеннолетних происходит тогда, когда личность испытывает определенные негативные влияния, которые исходят из среды и ближайшего поведения индивида.
В связи с
этим, отрицательное влияние
Прямые десоциализирующие влияния среды оказываются со стороны ближайшего окружения, которые прямо демонстрирует образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, поведенческие регуляторы направленные на формирование личности асоциального типа. В таких случаях мы имеем дело с так называемыми ситуациями десоциализации. В роли таких институтов могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, спекулянтов, лиц без определенных занятий и т.д. Эту же роль могут играть и часть семей аморального типа, где наследство, аморальный образ жизни, скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.
Однако процесс десоциализации далеко не всегда осуществляется в результате непосредственного воздействия прямых десоциализирующих влияний среды. Так среди изученных несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (общее число которых составило около 1200 человек), состоящих на учете по делам несовершеннолетних, лишь 25-30% воспитывались в семьях со стяжательскими ориентациями, школьная среда, где проходит значительная часть несовершеннолетних, также содержит непосредственных образцов известного поведения. И, тем не менее, у определенной части подростков, воспитывающихся во вполне благоприятной среде возможна социальная дезадаптация с асоциальным поведенческим проявлением. В данном случае имеют место эффекты косвенной десоциализации, проявляющиеся в отчуждении индивида от своих инстинктов социализации, в его невосприимчивости и нормам и ценностям ближайшего окружения.
Косвенные десоциализирующие влияния могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического и психолого-педагогического характера. Так, социально-психологические факторы, приводящие к косвенной десоциализации, заключаются в отсутствии необходимых условий для реализации «запуска» ведущих механизмов и способов социализации, по средствам которых происходит усвоение социального опыта. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальный образ жизни семьи) и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков и, тем самым, выполнять в полной мере свои функции ведущих институтов социализации.
6. Семья как институт социолищации и десоциолизации. Типы неблагоплучных семей. В книге Гоголевой «Аддиктивное поведение и его профилактика» хорошо прописано все.
Типология неблагополучных семей.
У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья
дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья
Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной правовой материальной медицинской психологической педагогической и др. При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).
Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».
Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы: 1. семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: · конфликтные семьи · проблемные семьи · асоциальные семьи · аморально-криминальные семьи · семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи
2. семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.
Семьи с открытой формой неблагополучия: формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер; проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне); проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье; ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.
Семьи с алкогольной зависимостью.
Признаки семьи: размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, дети не знают, Неблагополучкакие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка. отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг. непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения. низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых. недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.
Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам что называется специалистами «созависимостью» Возможны следующие варианты созависимости: вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих
в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа
все поступки жены мотивированы страхом , тревожным предчувствием, ожиданием плохого.
Дети в алкогольной семье: · оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасные секрет семьи») · живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»)
· ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?») · испытывают амбивалентное отношение к отцу (внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном). · наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязь детей к пьющим и скандалящим родителям · испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому · испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им · слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей. · испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением · заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка
· пониженная самооценка, недостаток самоуважения · жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей
Конфликтные семьи.
Признаки семьи: в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи
конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия
конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение
Дети в конфликтной семье. Возможны 3 модели:
Ребенок – свидетель семейных конфликтов · испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками · необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности · душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям · агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей · капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики
Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом
и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.
Если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку
Ребенок – орудие разрешения семейных споров мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку
ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду.
у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым
проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.
Внутренне неблагополучные семьи.
Недоверчивая семья: · повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности · слабые контакты с окружающими · нередки длительные конфликты с родственниками · в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка
Дети в недоверчивой семье: у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям, подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками
конфликты с учителями и воспитателями ,непризнание детьми ошибок и собственной вины, трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.
Легкомысленная семья отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем,склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны, семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий). семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты
Дети в легкомысленной семье: вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами
Хитрая семья ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех, часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам, стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых, к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение
Дети в хитрой семье: полностью перенимают взгляды взрослых у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!
Семьи, ориентированные на успех ребенка: ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо), упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов, у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи, срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома)
Псевдовзаимные семьи:
поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют
Псевдовраждебные семьи:
наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные
Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:
ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным
проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование
Семьи известных людей:семья постоянно находится в поле зрения общественности
недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям
Дети в семьях известных людей: Первый тип поведения - многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследствуиспытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания
эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя
ведут праздный образ жизни
Второй тип поведения – тяжело переживают бремя родительской славы тяготятся повышенным интересом окружающих
стремятся превзойти своих знаменитых родителей страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.
Семьи состоятельных людей:
Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.
7. Переживание чувства горя.
После того, как
произошла утрата, психика должна
с этим справиться. Процесс этих
изменений называется реакцией на утрату
или горем. Реакция утраты считается
завершенной, когда человек обретает
способность адаптивно функцион