Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 18:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на 56 вопросов по дисциплине "Психология".
3.Обмен духовными ценностями.
4.Взаимное познание педагога и учащихся.
5.Усвоение межличностных отношений.
6.Общение учащихся между собой.
7.Самоутверждение
8.Удовлетворение потребности в эмоциональном комфорте.
17 Структура общения
Этапы по Кан-Калик:
1.Прогностический этап: моделирование пед. общения с классом. Сложный процесс перевода пед задач в коммуникативную сферу.
2.Оптимизация непосредственного общения с классом. (Коммуникативная отака).
3.управление общением.
4.Анализ осуществление системы общение и моделирование новой системы общения на предстоящую д-ть.
Моделирование– организация – управление – анализ – моделирование.
18.Стили управления
ученическим коллективом и
Авторитарный стиль: Формальная сторона: деловые, кратковременные распоряжения, запреты с угрозой. четкий язык, позиция лидера вне группы. Содержательная: дела в группе планируются заранее, мнение руководителя решающее.
Демократический: Формальная сторона: инструкции в форме предложений, не сухая речь, а товарищеский тон, похвала и порицание с советом. Содержательная: мероприятия планируются в группе, все работы обсуждаются, за реализацию осуществления ответственны все.
Попустительский: Формальная сторона: отсутствие похвалы, порицания, никакого сотрудничества, позиция лидера не заметна. Содержательная: дела идут сами собой, лидер не дает указаний, нет общих интересов в группе.
Коломинский и Березовин: стили пед. общения:
1.активно-положительный.
2.поссивно-положительный (иногда сухость, категоричность).
3.ситуативный(черты и + и - стилей).
4.активно-отрицательный (общая негативная направленность педагога).
5.пассивно-отрицательный.
Стили пед общения Кан-Калик:
Стиль общения- индивидуально типологические особенности социально-педагогического взаимодействия педагога и ученика.
В стиле общения находят выражения:
1.особенности коммуникативного общения учителя.
2.достижение уровня взаимоотношений.
3.творческая индивидуальность педагога.
4.особенности ученического коллектива.
Стили:
1.общение на основе увлеченностью совместной творческой д-тью.
2.дружеское распоряжение. Оно предполагает увлеченность общим делом. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Однако при этом следует избегать панибратства. Особенно это касается молодых педагогов, не желающих попасть в конфликтные ситуации.
3.Общение дистанция. Относится к самым распространенным типам педагогического общения. В этом случае во взаимоотношениях постоянно прослеживается дистанция во всех сферах, в обучении, со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Такой стиль формирует отношение "учитель - ученики". Но это не означает, что ученики должны воспринимать учителя как сверстника.
4.Общение устрашение.
5.общение заигрывание. характерно для молодых преподавателей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет.
Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.
19.. Понятие индивидуального
стиля педагогической
Индивидуальный стиль – индивидуальная система психологических средств к которой прибывает человек, с целью уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности.
Маркова:
Индивидуальный стиль – характерные для данного учителя задачи, средства и способы деятельности, а также ритм работы.
Маркова и Никонова:
В основу положены следующие основания:
Индивидуальные стили:
20. Вербальные и невербальные
Невербальные средства:
Выделяют:
21 Эмпатия в процессе педагогического взаимодействия.
В начале20 века термин был переведен из немецкого я зыка как «чувствоваться».
Эмпатия- постижения эмоционального состояния, проникновения в переживания другого человека.
Виды эмпатии:
1.эмоциональная
2.когнитивная (точное и адекватное понимания состояния объекта взаимодействия)
3предикативная(способность предсказывать аффективные реакции другого человека)
Уровни эмпатии:
1.когнитивный
2 аффективный (приводит к высокой эмоциональной вовлеченности в состояние другого человека, т.е. сопереживание.)
3.помогающего поведения. (позволяющий оказать действенную поддержку другому человеку. Действенная эмпатия, как подчеркивает Г.Ф. Михальченко, является профессионально-значимым свойством личности педагога, обуславливающим эффективность его взаимодействия с обучающими.)
Роджерс Эмпатия- способ существование с другим человеком, это значит войти во внутренний мир другого и быть там как дома.
Конгруэнтность- способность человека входить в контакт с собственными чувствами и способность искренне их выражать.
Исследования (С.Б. Борисенко Г.Ф. Михальченко) обнаружили, что между обычной эмпатией и эмпатией педагогической существует некоторое отличие. Как правило, педагог, вступая во взаимодействие с обучаемыми и проявляя при этом сопереживание, сочувствие, содействие, не просто стремится установить с ними комфортные отношения, а пытается посредством выражения эмпатии добиться воспитательного эффекта: "снять" какие-либо деструктивные переживания учащихся, толкающие его к асоциальному действию, возродить в нем добрые чувства и стремления. Отсюда основной функцией педагогической эмпатии можно признать оказание такой помощи обучаемому, которая способствует развитию его личности.
22 Роль пед. общение в учебном и внеучебном процессе.
Пед. общение - профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся (А. А. Леонтьев).
Эффективное педагогическое
общение всегда направлено на
формирование позитивной «Я-
Этот феномен получил название «эффект Пигмалиона», если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит. Если педагог относится к ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даем ему это понять — мы создаем предпосылки для того, чтобы он и в самом деле таковым становился. В противном случае отрицательное отношение запустит тот же механизм самореализующегося предсказания («эффект Пигмалиона»), но в обратную сторону. Ребенок будет плохо относиться к себе, а педагог тем самым заложит основу его будущего комплекса неполноценности.
Позитивное отношение к личности учащегося и система приемов поощрения — важная часть педагогического общения. Однако само поощрение может быть как эффективным, так и неэффективным.
Плодотворное педагогическое
общение одной из своих целей
ставит также задачу повышения уровня
межличностных отношений в
Педагог может и должен
опираться в своей работе на имеющуюся
систему положительных
23. Рефлексия в процессе пед. взаимодействия.
Рефлексия собственной деятельности субъекта рассматривается в трех основных формах в зависимости от функций, которые она выполняет во времени:
Ситуативная рефлексия выступает в виде «мотивировок» и «самооценок» и обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего в данный момент, т.е. осуществляется рефлексия "здесь и теперь". Рассматривается способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать, контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.