Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:44, шпаргалка
Работа содержит ответы на 21 вопрос по дисциплине "Психология".
1.Психология как наука. Объект исследования: психология. Предмет - психология как наука. Объект
и предмет современной Цель исследования: определение особенности развития психологии как науки и ее взаимосвязи с другими точными и гуманитарными науками. В ходе выполнения работы решались следующие задачи: определялись общие показатели влияния человека на загрязнение окружающей среды; выявлялись глобальные проблемы прямого и косвенного влияния человека на природную среду. Наука о душе возникла за несколько тысячелетий до начала н.э. Термин «психология», заменивший со временем древнее название «наука о душе», появился в научном обороте в XVI в., но окончательно это название закрепилось спустя примерно два столетия. Первоначально термин «психология» относился только к явлениям, которые человек обнаруживал в своем сознании. К
личности будущего педагога предъявляется
ряд самых серьезных требований. есть устойчивые, постоянно
присущие учителю и воспитателю всех эпох,
времен и народов, и изменчивые,обусловленные
особенностями данного этапа социально-экономического
развития, на котором находится общество,
где живет и работает педагог.
5.Проблема способностей в отечественной и зарубежной психологии. Проблема способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной. В решении проблемы способностей необходимо исходить из принципа единства человека и условий его жизни. Способного или неспособного ребенка нужно рассматривать не как носителя скрытых таинственных возможностей, противостоящих среде, а как производное от единства индивида и условий его жизни и деятельности, различного влияния условий жизни на разных этапах развития ребенка. Как известно, Ч. Спирмен, отвергая «монархическую» теорию умственной одаренности, выдвинул бифакториальную теорию, в которой преимущественное значение приписал главному, или общему, фактору, при наличии другого, специального, фактора. Исследования, правильность которых была признана впоследствии и Спирменом (Авелинг, Гарнетт, Вебб, Терстон и др.), дополнили это представление радом других общих факторов, смысл которых заключался в том, что результаты каждого частного испытания определяются не только общим фактором, но и общей активностью, волевыми качествами и т.п. В роли этих факторов трудно сомневаться, но надо подчеркнуть, что они представляют не формально-динамический комплекс, а содержательную систему связей личности с действительностью, динамично развивающуюся в условиях накопления индивидуального и общественно-трудового опыта. Как известно, более 50 лет назад понятие пластичности в работах Крюгера и др., а позже у Спирмена было положено в основу понимания способностей и так же, как и учение о темпераментах, установило то, что было впоследствии предметом точных экспериментальных работ школы И. П. Павлова. Представление Спирмена об общем факторе действительно ближе всего подходит к вопросу об общей пластичности нервной системы. Но именно жизнь ставит нас перед тем фактом, что общая одаренность является всегда фоном, на котором выявляются специальные способности. Широкую популярность у психологов приобрело понятие доминанты Ухтомского, который, пользуясь этим понятием, сам неоднократно выходил за рамки физиологии. Это важное физиологическое понятие получило психологическое признание отчасти потому, что в психологии еще ранее использовалось понятие доминирования. Другая задача вытекает из широко распространенного в психологии понятия задатка. Крупнейшие наши психологи (С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов) склонны рассматривать задаток как анатомо-физиологическое понятие.
9.Зксперимент как метод психологии. Эксперименты бывают естественными, лабораторными и формирующими. Естественный эксперимент характеризуется незначительными изменениями обычных условий, например обучения и воспитания. При этом типе эксперимента стараются минимально изменять условия и контекст, в котором протекает интересующий психолога психический феномен. Естественный эксперимент по изучению, например, эмоциональных межличностных предпочтений в учебном классе, может заключаться в поздравлении учащихся с праздником с помощью открыток. Учащийся, получивший максимальное количество открыток, будет эмоциональным лидером, получивший минимальное количество -- неизбираемым. Лабораторный эксперимент отличается строгой стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемое явление, отвлечься от изменяющихся условий окружающей среды. Формирующий эксперимент предусматривает внедрение в практику результатов исследования с последующим изучением изменений, которые возникают вследствие подобных новаций. [6] Кроме того, выделяются эксперимент, проверяющий гипотезы о причинном влиянии некоторого фактора на психику, и эксперимент, устанавливающий условия формирования психических процессов или функций. Каждый из них имеет свою последовательность этапов. Так, проверяющий эксперимент включает 5 этапов. 1.Постановка целей, задач и гипотез исследования (подготовительный). Определяются методики исследования. Проводится анализ проблемы, обсуждение актуальности, уровня разработанности проблемы. 2 - Пилотажное исследование -- предварительный
анализ каких-либо важных Проведение экспериментальной процедуры -- они включают в себя ряд опытов (минимум 2). Опыты проводятся с двумя группами. Математический анализ данных эмпирического исследования. Психологическая интерпретация полученных результатов исследования. В ней указывается, подтверждена ли гипотеза. Доказывается это данными исследования. Указывается, как были решены задачи, после этого предлагаются рекомендации. Эксперимент, изучающий условия формирования психических процессов с помощью создания соответствующих условий и контроля других возможных воздействий, включает этапы: Постановка целей, гипотез, задач. Этот этап включает аналитический обзор проведенных исследований в той области, которую выбрал исследователь для уточнения того, что осталось неразработанным и требует изучения. На основе анализа строится гипотеза, цели, задачи исследования. Анализ методов, методик, подбор экспериментальных
приемов воздействия и контроля Проводится констатирующий эксперимент, он направлен на то, чтобы зафиксировать исходный уровень развития интересующей психолога функции. Этот этап проводится с помощью тестов.
13.Движущие силы психического
развития ребенка. Л. С. Выготский
писал о возможности сравнения возрастных
ступеней развития с историческими ступенями,
или эпохами, в развитии человечества,
с эволюционными эпохами в развитии органической
жизни или с геологическими эпохами в
истории развития земли. Развитие ребенка
— это постоянный переход от одной возрастной
ступени к другой, связанный с изменением
и построением личности ребенка. «Таким
образом, перед нами раскрывается совершенно
закономерная, полная глубочайшего смысла
и ясная картина. Критические возрасты
перемежают стабильные. Они являются переломными,
поворотными пунктами в развитии, лишний
раз подтверждая то, что развитие ребенка
есть диалектический процесс, в котором
переход от одной ступени к другой совершается
не эволюционным, а революционным путем»
Причина этих первых кризисов — назревшее
противоречие между новыми потребностями
ребенка и старыми условиями их удовлетворения,
которые его уже не устраивают. У детей
в возрасте около 3 лет любимое выражение
«Я сам!». На что взрослые отвечают не менее
традиционным «Нельзя!». Лозунги выставлены
— стороны вступают в неравный бой, где
победа взрослых над стремлением ребенка
к самостоятельности равна их педагогическому
поражению: на выходе либо безвольная
и малоинициативная, либо упрямая и жестокая
личность..На каждом возрастном этапе
противоречия приобретают конкретный
специфический характер. Разрешение их
приводит к определенным скачкам, к формированию
новообразований в психическом развитии.
Они-то — новые качества психики — и создают
основу для перехода ребенка к следующему
возрастному этапу.
17.Проблемы трудновоспитуемых в подрстковом возрасте. Трудновоспитуемость можно определить как невосприимчивость ребенка к положительному социальному опыту. Известно, что развитие личности в онтогенезе происходит по преимуществу под влиянием взрослых, воспитательные воздействия которых направлены на формирование общественно одобряемых ценностей, норм, навыков. Если же ребенок не усваивает предписанных ему правил и ценностей, не выполняет требований родителей, учителей, то это рассматривается взрослыми как сопротивляемость педагогическим воздействиям, как трудновоспитуемость вплоть до акцентуации характера, психопатий Довольно большую группу составляют подростки, у которых сопротивляемость требованиям воспитателя вызвана педагогически неверными формами воздействия. Например, если учитель, общаясь с подростками, не учитывает возрастные особенности учеников, то протест против норм и правил, навязываемых таким педагогом, будет вполне закономерным. Аналогично следует оценивать и те случаи, когда недисциплинированность подростка является своеобразным ответом на нетактичность учителя, невнимание к эмоциональному состоянию ученика, переживаниям, вызванным неблагоприятно сложившейся ситуацией (например, неблагополучие или несчастье в семье ученика; возникновение незначительных дефектов его внешности; трудности в общении с одноклассниками и т.д.). Трудновоспитуемость такого типа является ситуативной, «ложной», и подростки этой группы не нуждаются в специальных воспитательных воздействиях. Напротив, именно педагог должен пересмотреть свою позицию и найти выход из создавшейся ситуации. Следующую группу составляют подростки, отклоняющееся поведение которых обусловлено значительными пробелами в овладении моральными и этическими знаниями, несформированностью нравственных представлений и особенно навыков нравственного поведения. Это, по сути, педагогически запущенные подростки, которые в силу бесконтрольности и попустительства со стороны взрослых не привыкли сдерживать свои импульсивные порывы, считаться с желаниями окружающих. Такие ученики нарушают нормы и правила поведения не потому, что отрицают их ценность, а потому, что не научились еще владеть своим поведением, не могут отказаться от сиюминутных желаний ради выполнения должного. Обычно такие подростки осознают свои недостатки и хотят избавиться от них, но им не хватает силы воли. сложное здесь заключается в том, что ученик уверен в своей правоте. То, что подросток видит себя и свои отношения с окружающими совсем в ином свете, чем это есть на самом деле, приводит к сопротивлению ученика педагогическим воздействиям Одна из самых характерных особенностей трудновоспитуемых детей -- психическая незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно. Также причиной “отверженности” может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры. Таким образом, трудновоспитуемый подросток видит себя и свои отношения с окружающими совсем в ином свете, чем это есть на самом деле, что приводит к сопротивлению ученика педагогическим воздействиям.
21.Социально
психологические закономерности общения. Взаимоотношения в психологии
- субъективные связи, возникающие в результате
взаимодействия двух или нескольких субъектов.
Это прежде всего система межличностных
установок, ориентации, ожиданий, определяемых
совместной деятельностью, проживанием
и т.д.
|
2. Психологическая характеристика познавательных процессов(мышление, воображение). Мышление - опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности. В мышлении устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Мышление, являясь идеальным отражением действительности, имеет материальную форму своего проявления. Механизмом мышления человека является скрытая, беззвучная, внутренняя речь. Она характеризуется скрытой, незаметной для человека артикуляцией слов, микродвижениями органов речи. первоначально мышление человека было непосредственно вплетено в его материальную деятельность, человек мыслил, действуя практически. Но постепенно из практических действий выделялись самостоятельные умственные, мыслительные действия, которые подготавливают, ориентируют практические действия. В процессе исторического развития мыслительные действия стали подчиняться определенным логическим правилам; постоянно повторяясь и проверяясь на практике, эти правила закреплялись в сознании человека и приобрели для него аксиоматический характер. мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категорииВ психологической науке различают такие логические формы мышления как: -понятия; -суждения; -умозаключения. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материалаФизиологический процесс воображения представляет собой процесс образования новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. Образы воображения Познавательные образы можно подразделить на: чувственно наглядные. рациональны (понятийные). Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные: Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Подчинено внутренним субъективным факторам, т.е. подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. - непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения - те образы, которые возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение интересной книги). Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного воображения являются сновидения. - произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.
6.Методы психологии. Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или Лонгитюдное исследование [англ. longitude — долгота] — длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости фаз жизненного цикла человека. Первоначально Л. и. (как метод «продольных срезов») складывалось в психологии развития в качестве альтернативы господствовавшим методам определения состояний или уровней развития (методам «поперечных срезов»). Самостоятельная ценность Л. и. связывалась с возможностью предсказания дальнейшего хода психического развития и установления генетических связей между его фазами. В. И. Слободчиков Метод поперечных срезов - тип организации эксперимента, когда группы людей разного возраста изучаются одновременно. К примеру, исследователь, который хочет выяснить, как дети разного возраста рассуждают о моральной дилемме, может выбрать детей из разных возрастных групп и сопоставить их ответы. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОМ ПОПЕРЕЧНЫХ СРЕЗОВ (cross-sectional research) - можно проводить различия между И. м. п. с., в к-рых сравниваются лица различного возраста (родившиеся в разное время), и исслед., опирающимися на др. методы орг-ции выборочного исследования. Традиционно поперечный метод сбора данных - часто наз. поперечным планом - принято противопоставлять так называемому продольному, или лонгитюдному плану, при к-ром возрастные сравнения проводятся в разных точках жизненного цикла лиц, родившихся в одно и то же времяТакой метод сбора данных позволяет изучать ретестовую интраиндивидную устойчивость мер - возможность, недостижимая в поперечных планах. Но если цель исслед. заключается в оценке эффектов, связанных с возрастами, эти эффекты могут смешиваться в случае повторных измерений с эффектами, к-рые возникают в рез-те более чем одного измерения той же самой вещи. Экспертная оценка - мотивированное экспертное суждение. Возможны индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки. Индивидуальные оценки могут быть получены с помощью ранжирования, бальной и парной оценокЭтапы экспертной оценки - взаимосвязанные между собой процедуры, с помощью которых реализуется экспертный метод. Начальный этап включает определение цели и задач, которые должны быть решены экспертами, меры ответственности и прав рабочей группы, сроков проведения экспертизы, подбор экспертов для проведения экспертизы, определение их компетенции. Следующий этап - важнейший заключительный этап экспертной оценки, обеспечивающий основу для компетентного решения. Экспертная оценка является результатом аналитической деятельности, основана на умении видеть и разрешать противоречия, прогнозировать, предвидеть и находить нестандартные решения.
10.Социометрический метод в психологии. Социометрия является одной из наиболее часто используемых психодиагностических процедур в социально-психологическом анализе групповых отношений. Со времени своего создания этот метод пользуется неизменным успехом у специалистов, и получил свое развитие в различных модификациях, совершенствовании процедур обсчета данных и интерпретации полученных результатов. Понятие «социометрия» ввел в психологическую науку выдающийся американский психолог Якоб Леви Морено (1892 – 1974). Имя Морено стоит в одном ряду с именами З. Фрейда, К.Г. Юнга, К. Роджерса, так велико его влияние не только на психологию и психотерапию, но и на современную культуру в целом. . Социометрия как метод предназначен для изучения социально-психологических отношений в группе. Эти отношения проявляются в сфере межличностного общения, но было бы серьезной ошибкой сводить общение к отношениям, ставя между ними знак равенства. . Эти отношения «в развернутом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» Через категорию «отношение» В.Н. Мясищев проясняет природу субъективного в человеке, объясняет происхождение характера и социопатий. Он различает несколько видов отношений. Так, психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства отражаемого объекта. Психологические отношения представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, то есть психологические отношения в отличие от психических обладают еще и свойством сознательности и они больше представляют индивидуальность человека в силу их большей произвольности. ». Важную роль он отводил «оценочным отношениям», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности людей. Оценка – это форма проявления отношения, его сознательная объективация. При проведении социометрии исследователь создает ситуацию, в которой личность проявляет свои установки в общении с другими людьми.
14.Сензетивные периоды развития, их учет в работе педагога. Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3-х лет. Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития: Ребенок от 0 до 3 лет - «духовный эмбрион» (по мнению М.Монтессори)
Ребенок от 6 до 9 лет – «исследователь» (по мнению М.Монтессори)
18.Социальная
психология личности.
22.Основные проблемы |
3.Психологическая
7.Наблюдения
и беседы, как методы психологического
исследования. Наблюдением
называется целенаправленное, организованное
восприятие и регистрация поведения объекта. «различают
несистематическое и систематическое
наблюдение». Несистематическое наблюдение
проводится в ходе полевого исследования
и широко применяется в этнопсихологии,
психологии развития, социальной психологии.
Для исследователя, проводящего несистематическое
наблюдение, важны не фиксация причинных
зависимостей и строгое описание явления,
а создание некоторой обобщенной картины
поведения индивида либо группы в определенных
условиях.
11.Проблемы
комплексного исследования личности.
При проведении социометрии исследователь
создает ситуацию, в которой личность
проявляет свои установки в общении с
другими людьми. Личность
является комплексной проблемой современной
науки. В ее изучении как специальный выделяется
социально-психологический аспект.
15.Особенности психо- Эти различия типов созревания - причина многих огорчений и переживаний. В последние десятилетия Акселераты в школьные годы - лидеры в классах. К 30-ти годам это крепкие и социально приспособленные, но зависимые от мнения окружающих, приземленные люди. Ретарданты наоборот - вначале обидчивые, задиристые, стремящиеся привлечь внимание, замкнутые и подчиняемые в юности. К 30-ти годам становятся людьми с более прочным душевным ядром и высокими принципами. Признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте? Прежде всего: · За то, чтобы перестать быть ребенком; · За прекращение посягательства на его неприкосновенность; · За утверждение среди сверстников; · Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости. Правила, которые должны соблюдать родители подростка: · Помочь ребенку найти компромисс души и тела. · Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, не вешая ярлык. · Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа. Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури». Поиск и становление своего «Я» - это высвобождение от влияния взрослых и общения со сверстниками. В семьях, где есть уважение, где каждый имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности, реакции эмансипации проходят легче и порождают меньше конфликтов
19.Особенности межличностных - конъюнктивные чувства, - дизъюнктивные чувства, Интенсивность того или другого чувства может быть различной, и это сказывается на деятельности группы. Однако практические отношения между людьми не складываются только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает ряд отношений, опосредованных ею. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает как способ объединения индивидов, неотъемлемый элемент их личностного развития. Этим и определяется существование общения как реальности общественных и межличностных отношений. Общение людей происходит в разнообразных реальных группах. Под группой понимается совокупность индивидов имеющих нечто общее. Существует несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые Потребность во взаимодействии с себе подобными объясняется социальной природой человека. Возникла она в процессе общественно-исторического развития людей и является одной из определяющих поведение человека. Человек не может не обмениваться действиями, поступками, мыслями и чувствами с другими людьми. Развитое общение осуществляется в дружбе и любви. Одним из явлений межличностных отношений выделяют взаимоотношения - личностно значимое образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние. Положение человека в группе может неоднократно меняться. Одним из существенных видов групп является коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений. Таким образом, межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, группе людей, группе сверстников в процессе общения в зависимости от различных факторов влияющих на них.
23.Теория учебной деятельности.Структура учебной деятельности.. Учебную деятельность нельзя отождествлять с процессами усвоения разнообразных знаний и способов действий, которые происходят во время трудовых, игровых, спортивных и других занятий. Она, в отличие от этих процессов, обозначается общим термином «учение». Учебная деятельность является частью, специфической разновидностью учения, которая специально организуется, чтобы учащийся, осуществляя ее, изменял самого себя. Важным компонентом учебной деятельности является учебная задача. В процессе ее решения, как и любой практической задачи, происходят определенные изменения в изучаемых учащимся объектах или в представлениях о них, однако в результате меняется сам действующий субъект. Учебная задача может считаться решенной только тогда, когда произошли заранее заданные изменения в субъекте. В процессе учебной деятельности учащиеся перенимают опыт старшего поколения. Учебная деятельность имеет следующую общую структуру: потребность -- задача -- мотивы -- действия -- операции. Само понятие «учебная деятельность» появилось сравнительно недавно, немногим более 20 лет назад, в связи с разработкой критериев качественной характеристики знаний школьников (научности, системности, обобщенности, прочности знаний и т. д.) и возникшей в связи с этим необходимостью рассмотрения целостной учебной деятельности, включающей в себя не только знания, умения и навыки, стоящие за ними приемы, действия и операции учеников с учебным материалом, но и принятие учеником учебной задачи, осуществление им самоконтроля, самооценки и т. Д. В.В. Давыдов считал, что в структуру УД входят: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки Более подробно остановимся на точке
зрения В.В. Давыдова. По его мнению,
одним из важнейших компонентов
учебной деятельности является понимание школьником учебных задач
(УЗ). Учебная
задача тесно связана с содержательным
(теоретическим) обобщением, она подводит
ученика к овладению обобщенными отношениями
в изучаемой области знаний, к овладению
новыми способами действия. Принятие школьниками
УЗ "для себя" и самостоятельная постановка
тесно связаны с мотивацией учения, с превращением
ребенка в субъекта деятельности. Следующий
компонентосуществление школьником учебных действий.
При правильной организации учения учебные
действия школьника направлены на выделение
всеобщих отношений, ведущих принципов,
ключевых идей данной области знаний,
на моделирование этих отношений, на овладение
способами перехода от всеобщих отношений
к их конкретизации и обратно, способами
перехода от модели к объекту и обратно
и т.д. |
4.Понятие о характере. Психологическая структура характера, формирование характера. «Характер - элемент психического склада человека. Характер является целостным образованием, определяющим человеческое «Я». Понимание характера как единства черт человека не исключает выделения в нем отдельных составляющих с целью познания его сущности. Определить структуру характера - значит выделить в нем ведущие компоненты, без которых целостность характера вообразить нельзя. В структуре характера выделяются содержание и форма. Содержание характера человека определяется условиями жизни и воспитания. В структуре характера выделяются следующие компоненты: - направленность, - убеждения, - умственные черты, - эмоции, - воля, - темперамент, - полнота, - целостность, - определённость, - сила. Направленность является ведущей в структуре характера. Она проявляется в выборочном оценочном отношении к поступкам и деятельности людей и самому себе. Формирование характера - это процесс
становления стойких Характер человека формируется в процессе его индивидуальной жизни под влиянием общественных условий. Особенно важную роль в воспитании характера имеет активная деятельность, и, прежде всего, работа как среда бытия, общения как необходимое условие самопознания и самореализации. Среди факторов, которые имеют жизненное значение и влияют на формирование характера, особенная роль принадлежит воспитанию.
8.Тестовый метод в психологии. Тест - это краткосрочное задание, выполнение которого может служить показателем совершенства некоторых психических характеристик (функций). Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Под стандартизированностъю таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей [ Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно. Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности. Тесты - стандартизированные методы, т.е. предлагаемые в них задания, оценка, условия проведения строго регламентированы и единообразны, унифицированы. Их результаты ни в коей мере не должны зависеть от того, кто проводит тест и обрабатывает результаты. Прежде чем стать тестом, методика должна пройти длительную и многостороннюю проверку. Именно благодаря этому результаты, полученные по тому или иному тесту, являются надежными и позволяют сделать вывод о том, что человек обладает определенными интеллектуальными или личностными особенностями, т.е. сформулировать определенный психологический диагноз. Существует два подхода к проблеме свойств, которые диагностируются в ходе тестирования. Первый подход анализирует содержательную сторону проблемы диагностики. Содержательная сторона включает три разные точки зрения на возможности диагностики. Первая точка зрения, точка идентичности, говорит о том, что свойства психики выступают как термины для обозначения устойчивых характеристик поведения. Личность выступает как устойчивая система реакций. Личностное свойство, которое устанавливается, говорит прямо о поведении. Вторая точка зрения говорит об абстракции свойств. Они рассматриваются как генерализованная, общая реакция, общее описание форм поведения. Поведение может быть конкретизированным в ситуации, тогда как свойство указывает на некоторый сегмент в целом поведении человека. Третья точка зрения говорит
о свойствах-диспозициях. Психические
свойства оцениваются как диспозиции
поведения, т.е. объясняется причинами,
определяющими поведение и Второй подход к проблеме - психометрический, который анализирует различия свойств по параметру измерения интенсивности. Точечные свойства не измеряются линейными средствами, но характеризуются по содержательным свойствам. Линейные свойства, одномерные свойства выражаются в определенной интенсивности и характеризуются уменьшением, увеличением интенсивности. Факторная теория использует понятия факторов, такие, как общий интеллект и креативность. Эти факторные свойства изучали Дж. Гилфорд, Л. Терстон и др. Представления об интеллекте как точечном свойстве разрабатывал Ф. Гальтон, который считал, что талант, интеллект или есть, или нет. Точечное свойство - установка сознания. Установки сознания - экстравертированные, интровертированные описал в свое время Юнг.
12.Понятие о возрастной Юношеский возраст - студенты очного
отделения педагогического Зрелый возраст представляли студенты-заочники 25-35 лет, т.е. лица, вошедшие в первый период зрелого возраста Дошкольный возраст. Считается, что ребенок шести лет может не только ответственно относиться к выполнению своих обязанностей, но и понимать нравственный смысл ответственности. психолого-педагогические приемы по выработке ответственности в этом возрасте есть не что иное, как приемы, формирующие исполнительность, которые могут оправдывать себя, лишь на ранних этапах формирования личности. Младший школьный возраст. Средства и методы, используемые в раннем школьном возрасте для воспитания ответственности, мало чем отличаются от дошкольного возраста, несмотря на смену вида деятельности. С первых дней в школе большее внимание уделяется внешней стороне обучения (порядку, форме, дисциплине), чем самостоятельности и ответственности. «поступление в школу перестраивает весь образ жизни ребенка: беспечное времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности: он должен ходить в школу, заниматься тем, что определено школьной программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения,
16.Особенности Физическое развитие подростков характеризуется быстрым ростом, увеличением веса, развитием мускулатуры, окостенением скелета, повышением кровяного давления, быстрым утомлением, головокружениями, развитием мозга и нервной системы. Это, конечно, перегрузка для организма; к этому добавляется еще и половое созревание, что ведет к половому влечению. В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением. Это период, когда ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками, другими словами идет процесс социализации подростков. Один из важнейших универсальных аспектов взаимоотношения поколений - социализация детей и молодежи. Термин "социализация" обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация - процесс, играющий значительную роль в жизнедеятельности как общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. Подростковый кризис - пик переходного периода от детства к взрослости. Подростковый кризис отличается от всех других кризисов (кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет) большей продолжительностью.
20.Социальная психология на основе этнической или расовой принадлежности; на основе уровня культурного развития; на основе типов структуры, существующей в группах; на основе задач и функций, выполняемых группой в более широких общностях; на основе преобладающих типов
контактов между членами на основе различных видов связей, существующих в группах; на других принципах Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах.
24.Институт воспитанияВоспитание – целенаправленный процесс. Главные его задачи – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые необходимы для жизни в обществе. Институтами воспитания в педагогике и психологии называются те общественные организации и структуры, конкретные группы людей, в которых ребенок получает социальный опыт и которые призваны оказывать воспитательное воздействие на его личность. Для ребенка главными институтами его воспитания являются семья и школа, именно на них лежит наибольшая моральная и только на них – юридическая ответственность за личность воспитуемого, его поведение и поступки. Но фактически в современных условиях воспитание не ограничивается лишь семьей и школой. Их влияние нередко уравновешивается и даже «перевешивается» воздействиями других социальных институтов: внешкольных и внесемейных организаций (в том числе общественных, политических, религиозных), неформальных сообществ, средств массовой информации, культуры. Семья как институт воспитания занимает совершенно особое положение в силу того, что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, является ее эмоциональным центром и то, что он получает от семьи, остается с ним на всю жизнь. Никто, кроме членов семьи: матери, отца, бабушки, дедушки, братьев, сестер, – не ставит ребенка в центр своей жизни, не дает ему столько эмоционального тепла и так не заботится о нем. Семья обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он не мог бы стать личностью, человеком в полном смысле слова. Однако потенциально семья может нанести и огромный вред развитию ребенка, поскольку ее воспитательное воздействие не выходит за рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни, а условия эти далеко не всегда благоприятны. Для достижения воспитательных целей в семье родители прибегают к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом. Школа как институт воспитания оказывается действенной в силу того, что в ней развивающийся ребенок в возрасте от 6–7 до 16–17 лет проводит значительную часть своего времени и там воспитательное воздействие на него оказывают сразу много людей разного по отношению к нему статуса – учителя и сверстники. Каждый новый человек, с которым ребенок встречается в школе, несет в себе что-то новое для него, и в этом смысле школа предоставляет широкие возможности для оказания разнообразных воспитательных воздействия на детей. В школе воспитание осуществляется и через учебные предметы. В школе, а также вне ее существует самостоятельный институт воспитания – коллектив сверстников. Тезис о том, что полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив, в отечественной педагогике и психологии долгое время был догмой. Роль коллектива на самом деле во многом положительна: у ребенка появляется много возможностей проявления своих личностных качеств и установления позитивных взаимоотношений, поскольку в коллективе сверстников все дети находятся в равном положении и при общении могут принимать на себя разные социальные роли. Широкое и разнообразное воспитательное воздействие осуществляется также черезсредства массовой информации. |