Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:00, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 20 вопросов по "Психологии".

Вложенные файлы: 1 файл

шпорки псих службе.docx

— 39.56 Кб (Скачать файл)

Вопрос № 7. Направление деятельности психолога в условиях образовательного учреждения.

1.Психологическая  диагностика (психолого – педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей и их развитие, выявление нарушений личности и интелекта)

2. Психологическая коррекция (активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка, для осуществления этой работы с учетом задач для родителя ребенка на каждом возрастном этапе.)

3. Психологическая профилактика (формирование у педагогов, детей, родителей, общей психологической культуры, желание использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития)

4.Психологическое  консультирование (оказание помощи при решении человеком определенных проблем)

5.Психологическое  просвещение ( знакомство с современным состоянием психологической науки, основными законами и условиями психического развития человека)

6.Психологическое  сопровождение пед. Процесса ( разработка программ коррекции)

Вопрос № 11 Оборудование психологического кабинета.

Должно быть 3 рабочие зоны.

1. Для работы с детьми.: дет. стол, стулья ( разные по возрасту)., диван, 2 кресла, на полу ковры или паласы, 2-3 подушки неправильной формы, аппарат воспроизводящий музыку.

Стимульный  материал – кубики, шары и др. все для проведения методик, геометрические фигуры, наборы с животными, по профессиям. 

Технический материал – пластилин, бумага , ножницы, карандаши.

2. Для работы со взрослыми: мебель – диван, 2 кресла.

Стимульный  материал( технический) – бланки для тестирования и т,д.

Вспомогательный – видео, буклеты, книжечки.

3. Оборудование и материалы для  организационно методической работы: стол, стулья, компьютер.

Технический материал: писчая бумага, флешки, диски.

Вспомогательный материал : нормативная документация, специальная документация, организационно- методическая док-ция. А также издания по психологии

Интерпритационный материал : ключи к методикам, программы обработки данных.

Помещение: пастельные оттенки (зеленоватого, голубоватого тона), светлое, хорошее освещение ( искусственное и естественное), квадратное, пропорциональное, не очень большое, мебель – удобная, не ярких цветов.

12.К специальной документации педагога-психолога относятся: 
выписка из медицинской карты. Она отражает основные параметры психофизического развития ребёнка и его соматического состояния; 
карта психического развития ребёнка - совокупность сведений о возрастном развитии ребёнка, представленных в онтогенетическом аспекте; психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребёнка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребёнка; 
выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Содержание выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы; 
протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребёнком; протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще всего оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности. Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми: заключения, психологические карты и протоколы.  
Основной формой закрытой документации является психологическая карта (ребёнка, группы, класса, педагога - в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу. Такая документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

13.Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога. В настоящее время при высокой вариативности научно-теоретических позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация психологических заключений как по форме, так и по содержанию. Встречается несколько вариантов психологического заключения. Вариант I. Структурирование по парциальным параметрам психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях, как-то «Готовность к школе». Вариант II. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. Здесь присутствует совокупность информативных данных о количестве воспроизведенных стихотворных текстов, параметров роста, объема грудной клетки, навыков вежливого поведения и т.д. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического). В некоторых случаях используется при оценке возрастного развития детей. Оба варианта психологического заключения не отражают полную картину психического развития ребенка на определенном возрастном этапе. Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к дошкольному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития. Следовательно, в контексте дошкольной психологической службы психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастном этапе должно быть дифференцированно по возрастному принципу: Психологическое заключение формы А - фиксирует данные диагностического обследования детей 3—4 лет (младший дошкольный возраст). Психологическое заключение формы В - фиксирует данные диагностического обследования детей 4—5 лет (средний дошкольный возраст). Психологическое заключение формы С - фиксирует данные диагностического обследования детей 6—7 лет (старший дошкольный возраст). Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ.

Билет 29

 план. деят. психол. Нормы распред. учебн.времени на учеб год1.индивидуальное  общение 100-150 чел.2.групповое обслед.10-20 классов 3.индивиуальн.консульт 100-150 консулт.4.индивид.занятия 100-150 занят.5.групповые занятия 200 занятий 6просветительская работа 7.участиев консилиумах,совещ. Хронометраж раб времени психологов в ДОУ

Психодиагностика 24 часа, психопрофилактика, психокоррекция, развивающая работа 16   часов, консультирование родителей 16 часов, экспериментирование и консультирование воспитателей и педагогов 16 часов. Итого72 часа

Билет 30психолог.документация

1.нормативная 2.специальная 3. Организационно методическая

1. закон РФ, конвекция ООН о правах ребенка, положение о псих.службе в системе образ.положение о практич.психолог.в системе образ.квалифик.характ.практич.психолог.2.спец.док.это вид докумета практ.псих.обеспеч.содержат.и процесс.сторон.его проф деят. к ним относятся психолог.заключ,коррекц.карты, проток.обследпсихоло.характ.проток.диагностюобслед., карты развития, психолог.характеристики, выписки из психолог.заключений и карт развития 3.график работы, годовой план, дифференцированный план работы, журнал и бланки психологических запросов, отчет психолога о проделанной работе

2НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ДЕТСКОГО  ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГАПакет документации  практического психолога  детского  психолога дошкольного учреждения  подразделяется на несколько  типов: нормативную, специальную, организационно-методическую.Нормативная документация-это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога  в системе образования.В перечень нормативной  документации входят:  Закон Российской Федерации об образовании.Конвенция  ООН о правах ребенка.Положение о психологической службе в системе образования.Положение о практическом психологе.Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением. СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯСпециальная документация- это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.В специальную документацию входят:Психологическое заключение.Коррекционная карта. Протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий. . бесед, интервью и т.д.Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми: заключения. Коррекционные карты и протоколы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.

  Целью организационно-методической  документации является организация.  планирование и методическое  обеспечение профессиональной деятельности  практического психолога.В организационно-методическую  документацию входят:

График работы практического  психолога в дошкольном учреждении.

Годовой план работы роботы практического психолога (стратегия  профессиональной деятельности)

Дифференцированный план работы практического психолога  на месяц (программа профессиональной деятельности)Журнал и бланки  психологических запросов, отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам  за год).

4В своей профессиональной деятельности  психолог обязан:-руководствуясь  Законом Российской Федерации  «Об образовании», федеральным законодательством  и законодательством города Москвы, международными и российскими  нормативами правовыми актами  в области защиты прав детей,  нормативными правовыми актами  в области защиты прав детей,  нормативными правыми документами  органов управления образованием;- рассматривать вопросы и принимать  решения строго в границах  своей профессиональной компетенции.  Не брать на себя решение  вопросов, невыполнимых с точки  зрения современного состояния  психологической науки и практики. А также находящихся в компетенции представителей других специальностей;- использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, медитативных техник, формокологических средств)-знать новейшие достижения психологической науки в целом.-применять современные обоснованные методы диагностической. развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы;-в решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития; - оказывать психолого-педагогическую помощь детям работникам образования, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений, родителям,  в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечения индивидуального подхода к детям;

-хранить профессиональную  тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической,  консультативной, и других видов  работ, если ознакомление с  ним не является необходимым  для осуществления педагогического,  консультативной и других видов  работ, если ознакомление с  ними не является необходимым  для осуществления педагогического,  медицинского, социального или другого  аспекта психокоррекционной,  развивающей  работы, и может нанести ущерб  ребенку или его окружению;

-вести запись и регистрацию  всех видов работ.-постоянно повышать  свою профессиональную квалификацию

20.Псих.харак-ка.-отражает психич-ое развитие и позв-ет при ознакомлениисоставить психолог.портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом.Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц.Речь идет об индиид-х особен-ях развития ребенка.т.е. особен-ях его познав-ой и личностно-эмоциональной сфер, коммуникатив-х предпочтениях, наличии общих или спец-х способностей.


 

5.В организационно –методическую  документацию входят-график работы психолога в образовательном учреждении.состав-ся психологом совместно с администрацией образ учр.на 18 часов приход. На псих-кие меропр-я(диагностика ,коррекция ,проф-ка и т.д.)-годовой план работы психолога.документ,опре-щий цели и задачи профессиональной деят-ти практического психолога образовательного учреждения на уч.год.направления работа с детьми,родит.,воспит-ми педагогами-дифференцированный план работы психолога(программа проф-ой деяте-ти )предст-ет собой конкретизированный по видам проф-ой деят-ти. Оббьем работы психолога в уловиях образовательного учрежденияю.планир-ие мероприятий осуществ-ся на месяц

-журнал и бланки психологических  запросов.док-нт фиксирующии заказ  ,т.е.существу-щую необходимостьпсих-го  вмешательства в отн-ния того  или иного лица.должна сохран.конфиденциальностизапроса  дополнительно к журналу предо-ся  бланки псих-го запроса.-отчет  психолога о проделанной работе(по  итогам за год)отчет документально   подтверждает выполнение запланированных  мероприятии и процедур по  направлениям:психодиагностика,

Психокорекция,психопрофилактикаПсих-кое  консультирование и просвещение  пси-кое обеспечение .т.к вкл.работа по повышению научно-теоретической  и научно-практической компетентности ,изучение спец.лит-ры.освоение новых  технологий ,провед-ние эксперементных исследований и т.д

6.Цель: Совершенствование работы учителя на уроке и во внеклассной деятельности способствующее мотивации учебной деятельности учащихся и развитию их потребности в дополнительном образовании.Задачи:Заинтересованность педагогов в выработке мотивационной сферы учения Выработка методических рекомендаций для работы над основными факторами, влияющими на формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности и потребности в дополнительномобразовании:-содержанием учебного материала-организацией учебной деятельности- использованием коллективных форм учебной деятельности - оценкой учебной деятельности- стилем педагогической деятельности учителя- убеждением в дополнительном образовании.Использование педагогических технологий,  способствующих мотивации учебной деятельности  учащихся, повышению качества знаний и потребности в дополнительном образовании. Организация мониторинга качества обучения  для отслеживания результатов работы и выбора правильных путей  повышения качества.(новые формы контроля).Совершенствование работы с учащимися, занимающимися по коррекционным программам в общеобразовательных классах (7,8 вид).Совершенствование профессионального становления молодых педагогов.Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта и передовых педагогических технологий.Мониторинг дополнительного образования и развития способностей и наклонностей,обучающихся

19.Психокоррекционная карта-предстовляет развёрнутую картину психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и способов её реализации.

В карте отражается:

1 анкетные данные (ФИО,возраст)

2 исходная проблематика (особенности,нарушения,отклонения  ребенка.

3 тип и форма коррекционных  воздействий(индивидуальное или  групповое)

4 средство коррекционных  воздействий(игра,музыкальное воздействие  и т.д.)

5 сроки корр.воздействия(подразделяются  на этапы)

6 рекомендации

18.Карта развития-как совокупность сведений о возрастном разв-ии ребенка.В нее вкл-ся:основные анкентные данные,свед-я о родит-х и др.членах семьи, о социально-быт-х усл-х прожив-я ребенка.Оформ-ся карта с медиц-м спец-м образ-го учр-я, в детских садах.Использ-ся анамнез хронич-х и острых забол-й в период раннего детства,свед-я о травмах и опер-ях, перенесен-х ребенком,резюме осмотров специалистов.Фиксир-ся особен-ти нервно-псих-го развития в раннем возрасте:когда реб-к начал держать головку,сидеть,ходить,говорит,как шло раз-ие речи;первые двигат-ые и эмоцио-ые реакции;особен-ти адаптации и жизнедеят-ти реб-ка в образов-м учр-ии (д/сад).Оформ-ся карта в форме таблицы, либо свободного описания по параметрам:физического,нервно-псих-го и социаль-го разв-я на разных возрастных этапах реб-ка.

16. протокол-форма фиксации особенностей  процессуального хода взаимодействие  психолога с ребенком или взрослым. Оформляется в виде таблицы,  либо свободного описания психологических  процедур. Требования касаются лишь  единиц фиксирования. К ним относятся  поведенческие реакции (мимические  и пантомимические проявления, вербальное  сопровождение деятельности. Некоторые  методики и тесты имеют специальные  формы проколов. В этом случае  они входят в пакет инструментария. Особеность оформления данного  вида документации заключается  в том, что заполнение его  происходит непосредственно в  процессе того или иного вида  психической деятельности, т. Е  во время выполнения диагностических  или нормативных заданий. Иногда  психологи используют диктофон  при протоколировании процедур, предусматрифающих активную вербальную  деятельность, что помогает сфокусировать  внимание на других важных  показателях

24 Психологическое просвещение

Психологическое просвещение - это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является передача и распространение психологических знаний. Псих.просвещ.зачастую рассматривают как первичная форма приобщения людей к психологическому познанию. Псих.просвещ.имеет различные формы, типы и

способы своей реализации. Сточки зрения подхода к псих. просвещ.как псих. практике имеет смысл остановиться на таких типах псих. просвещ., которые обусловлены, с одной стороны, степенью колич. охвата населения, с другой - степенью технич. опосредованности этой деятельности. Псих. просвещ. может осущ. как в форме массовых акций, так и в форме

непосредств. контактов. Чаще всего трудно оценить эффектив. массового псих. просвещ.. В псих.просвещ., осущ. В непосредств.контакте, можно говорить об его эффективн. или неэффективн., т.к.здесь можно вычленить момент псих. воздейств. на клиента и отследить его реакцию. Такого рода псих. просвещ., безусловно, является псих.практикой, а также важным моментом других психопрактик: психотерапии, консультир.,

тренингов.Примером псих. просвещ. явл. выступл. психолога на роди.собрании, где он информ. родителей о возрастных псих. особенн. детей,дает рекомендац.по оптимизации межличн. отношений с ними. Здесь же психолог имеет возможность ответить на вопросы родителей, что обеспечивает полноценную обратную связь в ходе просвещ..Другим примером может стать публикация статей по псих. проблематике в современ.журналах: как справляться со стрессами, как стать уверенной в общении с другими (в том числе представителями противоположного пола) и т.д. Сейчас весьма популярны  приглашения псих. для участия в телевиз. передачах в кач. эксперта, где он оценивает и объясняет поведение людей в той или иной ситуации, дает рекомендации. Все эти моменты, безусловно, можно рассматривать как псих. просвещ.Псих.просвещ. — раздел проф.деят. специалиста-

психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников,родителей, широкой  общественности) полож. установок к псих. помощи,деят. психолога-практика и расширение кругозора в области псих. знания.Псих. просвещ. — основн. способ и одновременно одна из активных форм реализ. задач психопроф. работы психолога независимо оттого, в какой из сфер соц. деят. (образование, здравоохранение, промышленность, фирма,правоохранит.органы и др.) он работает.Псих. просвещ. выполняет следующие ТРИ задачи:-формирование научных установок и представлений о псих. науке и практич.психологии (психологизация социума);

-информирование населения по вопросам психологического знания;

-формирование устойчивой потребности в применении и использов. псих. знаний в целях эффективн. социализации подрастающ. поколения и в целях собствен. развития;Содержание псих. просвещ.определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения.

23.Психолог.консульт.(ПК)

Сущность психолог-го консульт-я  закл-ся в актуализации психолг-х  сил и способ-ей тех, кто обр-ся за помощью в процессе общения.Оно  предп-ет поиск способов для решения  проблем отнош-й с окруж-ми,для  выхода из трудных жиз-х ситуаций.ПК в условиях образ-го учреж-я опр-ся как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждаю-ся в  психолог-й помощи.Резуль-м взаимод-я  явл-ся удовлет-ие запроса и выработка  рекомен-й коррекионно-профилак-го характера.Осн-й метод ПК-беседа,а  форма проедения-индив-ая консульт-я.ПК строится на основе профессио-х принципов:1.уважение лич-ти и отношение к клиенту;2.ориентации на нормы и ценности клиента,соблюдения его интересов;3.анонимности и  конфид-ти;4.разграничения личных и  профес-х отнош-й;

Специфика ПК закл-ся в характере  направлен-м на проблемы развития,обуч-я  и воспит-я реб-ка.Психолог вынужден изучить содер-ие вопросов с целью  опр-ия возмож-ти опосредовано решить труд-ти ребенка.Одна особенность ПК в усл-х образ-го учр-я-это использ-ие групповых форм работы.Групповое  консуль-ие проводится тогд, когда запрос связан с трудностями межлич-го взаимод-я  участ-ов группы (семья, пед.коллектив) и орган-ся в несколько этапов:-сбор инф-ии в ходе анкетир-я,опроса;-анализ собр-х данных и выдел-ие проблемы;-оформ-ие запроса в ходе обсужд-я с группой  заключ-я психолога;-пров-ие групповых  психолог-х меропр-й (семинар,тренинг)

8 Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Психолог разрабатывает     и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.Содержание:Психомышечное саморасслабление,направленное на снятия психоэмоциональное напряжения и тренировку психомоторных функций.(игры)С точки зрения С.М.Громбаха в проблеме сохранения психического здоровье учащихся черезвычайно важен начальный период обучения.При формировании групп риска возникновения нервно-психических нарушений необходимо учитывать педагогические  и психологические факторы риска.В связи с этим ответственность за состояние нервно-психического здоровья школьников ложится психолога.Таким учащимся трудно в общении со сверстниками и педагогами,а также дети с повышенной тревожностью ,эмоциональной неустойчивостью и т.д.Только совместными усилиямисмогут обеспечить первичную профилактику нервно-психических нарушений.Таким образом ,в результате профелактической деятельности в условиях образовательного учреждения становятся какой-то степени адаптировать школьников к негативным воздействиям среды,создатьсоздать психолого-педагогические условия для предупреждения отклонений  впсихике детей,обеспечив их полноценное развитие.

3Конкретные задачи и методы работы воспитателей детских садов варьируют в зависимости от того, в какой возрастной группе детей  реализуют.У каждого воспитателя и педагога есть свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специализации. Практический психолог приходит в детское образовательное учреждение тоже как специалист Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно — за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

В своей работе психолог опирается  на профессиональные знания о возрастных закономерностях и индивидуальном своеобразии психи-актический образования  как профессионал                                     педагогического развития. Смысл  любого учреждения образования —  содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной  жизни в обществе. Каждый взрослый реализует этот смысл в соответствии со своей предметной программой: игра, рисование, математика, литература, язык, пение и т. д.

Практический психолог, работая  в детском саду, имеет дело с  детьми самого разного возраста: с  дошкольниками, младшими школьниками. в центре его внимания — психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог — к самоопределению. Эта готовность формируется постепенно, с момента рождения ребенка — в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении


 

в15. Запрос – это ожидаемая клиентом помощь от психолога. Обычно запрос является логическим продолжением проблемы. Выделяют следующие виды запроса: 
а) относительно эмоциональной и моральной поддержки («не правда ли: я прав?» «я - хороший человек?» «мое решение правильно?»); 
б) о содействии в анализе («помогите мне разобраться, я не уверен, что правильно понимаю ситуацию?»);  
в) об информации («что известно об этом?»);  
г) об обучении навыкам («у меня это не получается, научите»);  
д) о помощи в выработке позиции («то делать, если он мне изменяет?». 
Задачи, с которыми человек имеет дело в своей жизни, делятся на две большие категории: предметные и психологические. Предметные проблемы разрешаются путем изменения среды, окружающей человека; психологические – путем изменения самого человека, его состояния, восприятия и толкования среды. Психологическая проблема – это совокупность психологических трудностей клиента, дисгармоническое состояние его психики, вызванное определенными противоречиями в развитии, создающее психическое напряжение и причиняющее страдания, от которых он хотел бы избавиться. Это: конфликты и их последствия, трудности в общении, болезненные душевные переживания, неудовлетворенность собой или кем-то и многое другое. проблема клиента известным образом вербализована, представлена в виде некоторого высказывания, которое сопровождается невербальными признаками. Эти вербальные и невербальные сообщения содержат психологическую и средовую информацию. Психологическая информация (самооценка) позволяет психологу выделить познавательные, эмоциональные и поведенческие тенденции; средовая – сориентироваться в конкретных событиях жизни и работы клиента. 
Роль психолога состоит в том, чтобы выслушать изложение проблемы; помочь клиенту ясно сформулировать его затруднения и совместно с ним вырабатывать пути их преодоления

В22псих.инструментарий-система методов и тех-ий псих дея-ти. сущ-т спецефи-ий  и неспецефич-ий инструментарий.

Специф-ий психоинструментарий :стимульный материал(пирамиды матрешки),интерпритац-ые ср-ва(шкалы,таблица)

Неспецифический:технический  материал(карандаши,альбом)и вспомогательные  ср-ва(музыка,мячи,игрушки)

Требов-я к  соответствию инструментарию:соответствие стандарта,требования комплектации

В1принцип инд-го подхода:1 принцип взаимодействия псих-га и род-лям;2соблюдение прав и обязанностей психолога;3многообразие форм и методов работы;4нравственности;5приемственности;

6самообучение;7проф-го содружества

В17наблюдение-метод психодиагностики,сост-щий в преднамеренном и целенаправленном восприятие псих.явлений,с целью изучений их специф-их и зменений при опред. дейст-х.

Общ треб-ия:1)фиксация2)планирование3)фавторизация данных .

специфичные.наблюдение в  условиях естественной жизнидеятельности  здесь нет контакта с наблюдателем,в  условиях направленной деят-ти есть контакт  с наблюдателем,в условиях спец организаванной  д-ти на занятиях или в лаборатории.

Спец.ср-ва :схема ,диагностические  карты таблица

В40 Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики - медицинскую и психологическую.Особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии становятся главной причиной заболевания, в других - они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт.

Основным условием нормального  психосоциального развития ребенка (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному  присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся  к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое  наблюдение и обеспечивают семью  необходимыми материальными средствами. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома и обеспечивать соответствующие условия для обучения.

У большинства детей в  те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут появиться  нарушения эмоциональной сферы  или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. У некоторых детей  эти нарушения проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Исследования представителями  ВОЗ в разных странах мира проблемы воспитания детей родителями, поведение  которых отклоняется от нормы, показали, что среди детей преступников и лиц, страдающих психическими расстройствами, чаще встречаются нарушения психического здоровья. Генетические факторы могут  играть некую роль в этой связи, замечают эксперты, однако совершенно очевидно, что основная причина этих нарушений  связана с неблагоприятной обстановкой  в семье и уродливым отношением родителей к детям.

Интересным является еще  один вывод экспертов ВОЗ: повышение  уровня благосостояния необязательно  способствует психосоциальному развитию детей. Должны быть предприняты специальные  усилия, чтобы социально-экономические  достижения способствовали улучшению  психосоциального развития, а не приводили к возникновению новых проблем. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования, но не единственной.

Осмысливая содержательную суть психологической службы, есть необходимость введения в научный  психологический лексикон нового термина - «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет, с  нашей точки зрения, отношение, прежде всего к отдельным психическим  процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится  к личности в целом, находится  в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.

9.Диагностика психического развития детей — это довольно сложный процесс, при котором используется целая система методик, со всех сторон изучающая психику ребенка, сопоставляет полученные данные и выводит целостную картину, по которой можно судить о психическом развитии конкретного ребенка. При проведении такой диагностики очень важно не только подобрать нужные методики, но и проводить их в определенном порядке, что бы малыш испытывал интерес к процессу, и не отказывался от диагностики.

26 Метод-ы ср-ва коррек-ции псих-х откл-ий и наруш-и у дет.

«психокоррекция» рассм-ся как сов-ть псих-их ср-в и мет-в  по «созд-ю оптим-ых возм-тей и  усл-ий для полноценного и своевременного псих-ого раз-я».

правила психокоррскционной деятельности:

1. Псих-г не дол-н осущ-ть  спец-ые кор-ные возд-ия без  твердой увер-сти в прич-ах  и источ-ах откл-ний в развитии р-ка.

2. Пространство коррек-ных  возд-ий детского практ-ого псих-га  огран-но нормой и пограничными  сост-ми разв-я реб-ка при отсут.  органических и функц-ых нарушений.

3. Детский практ-ий псих-г  не вправе определять индивид-ный  ход психического развития ребенка  путем радикального коррекционного  вмешательства.

4. В работе с детьми  до 7 лет не рекомендуется использование  . гипнотических и суггестивных  средств воздействия, 

средства психокоррекционных воздействий на детей дошк-ого  возраста. Опред-ся возрастной спецификой: детский сад- это игра,. коррекционые средства: изобразительно-графические, музыкально-ритмические, двигательно-экспрессивные, предметно-манипуляционные,вербально-  коммуник-ные. Коррекц-ные занятия  могут проводиться в индиви-ной  и групповой форме

психокоррекц-ая система  дошк-го учреждения-это дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных  занятий, направленных на стабилизацию психического развития детей

в результате систем-кой коррекционно деятельности практического психолога  в условиях дошкольного учреждения становится возможным скорректировать  и предупредить отклонения в психике  детей, тем самым обеспечив их полноценное и своевременное  развитие.

27Метод-ы ср-ва проф-ки псих-х  откл-ий и наруш-и у дет.Мероп-ия психопрофилак-кого профиля на практике объед-тся в сис-мы типа «Психогимнастика», сост-щие из неск-их блоков традиц-ой направ-ти:

1.Двиг-но-расслаб-щая(релаксационная)деят-ть.

2.Двиг-но-организующая(регуляционная)дея-ть.

3.Имитационно-выразительная  (идентификационная) деятельность.

 Каждый блок специфичен  по содерж-ю и ср-вам психопрофилактических  возд-ий.

1 блок психосоматическое  здоровье- психомышечное саморасслабление (ауторелаксация)

психоэмоциональное напряжение- психомышечной тренировки, разработанные  А.В. Алексеевым и адпатированные для  детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой

2 блоком психопрофилактических  воздействий явл-ся психомоторная  организация, направленная на  предупреждение психомоторных расстройств  (гиперактивность, гипоактивность,двигательная  расторможенность, двигательный автоматизм)

3 блоком психопрофилактических  воздействий явл-ся самовыражение,  направленное на социально-личностную  компетенцию детей.

Оптимальный режим психопрофилактических  мер-ий в усл-ях дошк-го учрежд-я —  ежед-е проведение с чередованием форм и видов психопрофилактических  воздействий в зависимости от возрастной группы:

— двигательно-расслабляющая  деятельность (от 5 до 10 минут);

— двигательно-организующая деятельность (от 5 до 10 минут);

— имитационно-выразительная  деятельность (от 10 до 30 минут).

в результате систем-ой профилактичсской деят-ти практич-го психолога в условиях дошк-го учрежд-я становится возможным  скорректировать и предупредить отклонения в психике детей, тем  самым обеспечив их полноценное  и своевременное развитие.

в10пед.процесс-система пед.воздейсвий с обр-ми ,воспит-ми целями,где обр-е это накопление ЗУН,общественно-исторического опыта, восп-е-это формирование понятий принципов,ценностных ориентаций.

Программо-это базовый  док-т определящий содерж-е и напр-е работы педагога.программы общеобр-го типа и специализ-е.псих.сопровождение обр.процессапредставляет 3 части:введение.адаптация,текущее обслуживание.во введение диагностика общей готовности детей к школе.

Адаптация-приспособление к  конкретным условиям

Текущее обслуживание-констатирующие показатели достижения.псих.сопровожден.восп-е  признание самооценности,позитив.принятие личност,учет индив-х особенностей личностное преобразование взрослого 



Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"