Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по "Психологии".
Вопрос № 7. Направление деятельности психолога в условиях образовательного учреждения. 1.Психологическая диагностика (психолого – педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей и их развитие, выявление нарушений личности и интелекта) 2. Психологическая коррекция (активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка, для осуществления этой работы с учетом задач для родителя ребенка на каждом возрастном этапе.) 3. Психологическая профилактика (формирование у педагогов, детей, родителей, общей психологической культуры, желание использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития) 4.Психологическое консультирование (оказание помощи при решении человеком определенных проблем) 5.Психологическое просвещение ( знакомство с современным состоянием психологической науки, основными законами и условиями психического развития человека) 6.Психологическое сопровождение пед. Процесса ( разработка программ коррекции) |
Вопрос № 11 Оборудование психологического кабинета. Должно быть 3 рабочие зоны. 1. Для работы с детьми.: дет. стол, стулья ( разные по возрасту)., диван, 2 кресла, на полу ковры или паласы, 2-3 подушки неправильной формы, аппарат воспроизводящий музыку. Стимульный материал – кубики, шары и др. все для проведения методик, геометрические фигуры, наборы с животными, по профессиям. Технический материал – пластилин, бумага , ножницы, карандаши. 2. Для работы со взрослыми: мебель – диван, 2 кресла. Стимульный материал( технический) – бланки для тестирования и т,д. Вспомогательный – видео, буклеты, книжечки. 3.
Оборудование и материалы для
организационно методической Технический материал: писчая бумага, флешки, диски. Вспомогательный материал : нормативная документация, специальная документация, организационно- методическая док-ция. А также издания по психологии Интерпритационный материал : ключи к методикам, программы обработки данных. Помещение: пастельные оттенки (зеленоватого, голубоватого тона), светлое, хорошее освещение ( искусственное и естественное), квадратное, пропорциональное, не очень большое, мебель – удобная, не ярких цветов. |
12.К специальной документации
педагога-психолога относятся: |
13.Психологическое заключение |
Билет 29 план. деят. психол. Нормы распред. учебн.времени на учеб год1.индивидуальное общение 100-150 чел.2.групповое обслед.10-20 классов 3.индивиуальн.консульт 100-150 консулт.4.индивид.занятия 100-150 занят.5.групповые занятия 200 занятий 6просветительская работа 7.участиев консилиумах,совещ. Хронометраж раб времени психологов в ДОУ Психодиагностика 24 часа, психопрофилактика,
психокоррекция, развивающая работа
16 часов, консультирование родителей
16 часов, экспериментирование и |
Билет 30психолог.документация 1.нормативная 2.специальная 3. Организационно методическая 1. закон РФ, конвекция ООН о правах
ребенка, положение о псих.службе в системе
образ.положение о практич.психолог.в
системе образ.квалифик.характ.практич. |
2НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ. Целью организационно- График работы практического психолога в дошкольном учреждении. Годовой план работы роботы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности) Дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности)Журнал и бланки психологических запросов, отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год). |
4В своей профессиональной -хранить профессиональную
тайну, не распространять -вести запись и регистрацию
всех видов работ.-постоянно |
20.Псих.харак-ка.-отражает психич-ое развитие и позв-ет при ознакомлениисоставить психолог.портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом.Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц.Речь идет об индиид-х особен-ях развития ребенка.т.е. особен-ях его познав-ой и личностно-эмоциональной сфер, коммуникатив-х предпочтениях, наличии общих или спец-х способностей. |
5.В организационно – -журнал и бланки Психокорекция, |
6.Цель: Совершенствование работы учителя на
уроке и во внеклассной деятельности способствующее
мотивации учебной деятельности учащихся
и развитию их потребности в дополнительном
образовании.Задачи:Заинтересов |
19.Психокоррекционная карта-пр В карте отражается: 1 анкетные данные (ФИО,возраст) 2 исходная проблематика (особенности,нарушения, 3 тип и форма коррекционных
воздействий(индивидуальное 4 средство коррекционных
воздействий(игра,музыкальное 5 сроки корр.воздействия( 6 рекомендации |
18.Карта развития-как совокупность сведений о
возрастном разв-ии ребенка.В нее вкл-ся:основные
анкентные данные,свед-я о родит-х и др.членах
семьи, о социально-быт-х усл-х прожив-я
ребенка.Оформ-ся карта с медиц-м спец-м
образ-го учр-я, в детских садах.Использ-ся
анамнез хронич-х и острых забол-й в период
раннего детства,свед-я о травмах и опер-ях,
перенесен-х ребенком,резюме осмотров
специалистов.Фиксир-ся особен-ти нервно-псих-го
развития в раннем возрасте:когда реб-к
начал держать головку,сидеть,ходить,говорит, |
16. протокол-форма фиксации |
24 Психологическое просвещение Психологическое просвещение - это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является передача и распространение психологических знаний. Псих.просвещ.зачастую рассматривают как первичная форма приобщения людей к психологическому познанию. Псих.просвещ.имеет различные формы, типы и способы своей реализации. Сточки зрения подхода к псих. просвещ.как псих. практике имеет смысл остановиться на таких типах псих. просвещ., которые обусловлены, с одной стороны, степенью колич. охвата населения, с другой - степенью технич. опосредованности этой деятельности. Псих. просвещ. может осущ. как в форме массовых акций, так и в форме непосредств. контактов. Чаще всего трудно оценить эффектив. массового псих. просвещ.. В псих.просвещ., осущ. В непосредств.контакте, можно говорить об его эффективн. или неэффективн., т.к.здесь можно вычленить момент псих. воздейств. на клиента и отследить его реакцию. Такого рода псих. просвещ., безусловно, является псих.практикой, а также важным моментом других психопрактик: психотерапии, консультир., тренингов.Примером псих. просвещ. явл. выступл. психолога на роди.собрании, где он информ. родителей о возрастных псих. особенн. детей,дает рекомендац.по оптимизации межличн. отношений с ними. Здесь же психолог имеет возможность ответить на вопросы родителей, что обеспечивает полноценную обратную связь в ходе просвещ..Другим примером может стать публикация статей по псих. проблематике в современ.журналах: как справляться со стрессами, как стать уверенной в общении с другими (в том числе представителями противоположного пола) и т.д. Сейчас весьма популярны приглашения псих. для участия в телевиз. передачах в кач. эксперта, где он оценивает и объясняет поведение людей в той или иной ситуации, дает рекомендации. Все эти моменты, безусловно, можно рассматривать как псих. просвещ.Псих.просвещ. — раздел проф.деят. специалиста- психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников,родителей, широкой общественности) полож. установок к псих. помощи,деят. психолога-практика и расширение кругозора в области псих. знания.Псих. просвещ. — основн. способ и одновременно одна из активных форм реализ. задач психопроф. работы психолога независимо оттого, в какой из сфер соц. деят. (образование, здравоохранение, промышленность, фирма,правоохранит.органы и др.) он работает.Псих. просвещ. выполняет следующие ТРИ задачи:-формирование научных установок и представлений о псих. науке и практич.психологии (психологизация социума); -информирование населения по вопросам психологического знания; -формирование устойчивой потребности в применении и использов. псих. знаний в целях эффективн. социализации подрастающ. поколения и в целях собствен. развития;Содержание псих. просвещ.определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения. |
23.Психолог.консульт.(ПК) Сущность психолог-го консульт-я
закл-ся в актуализации психолг-х
сил и способ-ей тех, кто обр-ся
за помощью в процессе общения.Оно
предп-ет поиск способов для решения
проблем отнош-й с окруж-ми, Специфика ПК закл-ся в характере направлен-м на проблемы развития,обуч-я и воспит-я реб-ка.Психолог вынужден изучить содер-ие вопросов с целью опр-ия возмож-ти опосредовано решить труд-ти ребенка.Одна особенность ПК в усл-х образ-го учр-я-это использ-ие групповых форм работы.Групповое консуль-ие проводится тогд, когда запрос связан с трудностями межлич-го взаимод-я участ-ов группы (семья, пед.коллектив) и орган-ся в несколько этапов:-сбор инф-ии в ходе анкетир-я,опроса;-анализ собр-х данных и выдел-ие проблемы;-оформ-ие запроса в ходе обсужд-я с группой заключ-я психолога;-пров-ие групповых психолог-х меропр-й (семинар,тренинг) |
8 Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.Содержание:Психомышечное саморасслабление,направленное на снятия психоэмоциональное напряжения и тренировку психомоторных функций.(игры)С точки зрения С.М.Громбаха в проблеме сохранения психического здоровье учащихся черезвычайно важен начальный период обучения.При формировании групп риска возникновения нервно-психических нарушений необходимо учитывать педагогические и психологические факторы риска.В связи с этим ответственность за состояние нервно-психического здоровья школьников ложится психолога.Таким учащимся трудно в общении со сверстниками и педагогами,а также дети с повышенной тревожностью ,эмоциональной неустойчивостью и т.д.Только совместными усилиямисмогут обеспечить первичную профилактику нервно-психических нарушений.Таким образом ,в результате профелактической деятельности в условиях образовательного учреждения становятся какой-то степени адаптировать школьников к негативным воздействиям среды,создатьсоздать психолого-педагогические условия для предупреждения отклонений впсихике детей,обеспечив их полноценное развитие. |
3Конкретные задачи и методы работы воспитателей детских садов варьируют в зависимости от того, в какой возрастной группе детей реализуют.У каждого воспитателя и педагога есть свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специализации. Практический психолог приходит в детское образовательное учреждение тоже как специалист Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно — за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников. В своей работе психолог опирается
на профессиональные знания о возрастных
закономерностях и Практический психолог, работая в детском саду, имеет дело с детьми самого разного возраста: с дошкольниками, младшими школьниками. в центре его внимания — психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог — к самоопределению. Эта готовность формируется постепенно, с момента рождения ребенка — в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении |
в15. Запрос – это ожидаемая клиентом
помощь от психолога. Обычно запрос является
логическим продолжением проблемы. Выделяют
следующие виды запроса: |
В22псих.инструментарий-система методов и тех-ий псих дея-ти. сущ-т спецефи-ий и неспецефич-ий инструментарий. Специф-ий психоинструментарий :стимульный материал(пирамиды матрешки),интерпритац-ые ср-ва(шкалы,таблица) Неспецифический:технический
материал(карандаши,альбом)и Требов-я к соответствию инструментарию:соответствие стандарта,требования комплектации |
В1принцип инд-го подхода:1 принцип
взаимодействия псих-га и род-лям;2соблюдение
прав и обязанностей психолога;3многообразие
форм и методов работы;4нравственности; 6самообучение;7проф-го |
В17наблюдение-метод психодиагностики,сост-щий в преднамеренном и целенаправленном восприятие псих.явлений,с целью изучений их специф-их и зменений при опред. дейст-х. Общ треб-ия:1)фиксация2) специфичные.наблюдение в условиях естественной жизнидеятельности здесь нет контакта с наблюдателем,в условиях направленной деят-ти есть контакт с наблюдателем,в условиях спец организаванной д-ти на занятиях или в лаборатории. Спец.ср-ва :схема ,диагностические карты таблица |
В40 Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики - медицинскую и психологическую.Особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии становятся главной причиной заболевания, в других - они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт. Основным условием нормального
психосоциального развития ребенка (помимо
здоровой нервной системы) признается
спокойная и доброжелательная обстановка,
создаваемая благодаря У большинства детей в
те или иные периоды под влиянием
определенных ситуаций могут появиться
нарушения эмоциональной сферы
или поведения. Например, могут возникнуть
беспричинные страхи, нарушения сна,
нарушения, связанные с приемами
пищи и пр. У некоторых детей
эти нарушения проявляются Исследования представителями
ВОЗ в разных странах мира проблемы
воспитания детей родителями, поведение
которых отклоняется от нормы, показали,
что среди детей преступников
и лиц, страдающих психическими расстройствами,
чаще встречаются нарушения Интересным является еще один вывод экспертов ВОЗ: повышение уровня благосостояния необязательно способствует психосоциальному развитию детей. Должны быть предприняты специальные усилия, чтобы социально-экономические достижения способствовали улучшению психосоциального развития, а не приводили к возникновению новых проблем. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования, но не единственной. Осмысливая содержательную суть психологической службы, есть необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет, с нашей точки зрения, отношение, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. |
9.Диагностика психического развития детей — это довольно сложный процесс, при котором используется целая система методик, со всех сторон изучающая психику ребенка, сопоставляет полученные данные и выводит целостную картину, по которой можно судить о психическом развитии конкретного ребенка. При проведении такой диагностики очень важно не только подобрать нужные методики, но и проводить их в определенном порядке, что бы малыш испытывал интерес к процессу, и не отказывался от диагностики. |
26 Метод-ы ср-ва коррек-ции псих-х откл-ий и наруш-и у дет. «психокоррекция» рассм-ся как сов-ть псих-их ср-в и мет-в по «созд-ю оптим-ых возм-тей и усл-ий для полноценного и своевременного псих-ого раз-я». правила психокоррскционной деятельности: 1. Псих-г не дол-н осущ-ть спец-ые кор-ные возд-ия без твердой увер-сти в прич-ах и источ-ах откл-ний в развитии р-ка. 2. Пространство коррек-ных
возд-ий детского практ-ого 3. Детский практ-ий псих-г
не вправе определять индивид- 4. В работе с детьми
до 7 лет не рекомендуется средства психокоррекционных
воздействий на детей дошк-ого
возраста. Опред-ся возрастной спецификой:
детский сад- это игра,. коррекционые
средства: изобразительно-графические,
музыкально-ритмические, двигательно-экспрессивные,
предметно-манипуляционные, психокоррекц-ая система
дошк-го учреждения-это в результате систем-кой коррекционно деятельности практического психолога в условиях дошкольного учреждения становится возможным скорректировать и предупредить отклонения в психике детей, тем самым обеспечив их полноценное и своевременное развитие. |
27Метод-ы ср-ва проф-ки псих- 1.Двиг-но-расслаб-щая( 2.Двиг-но-организующая( 3.Имитационно-выразительная
(идентификационная) Каждый блок специфичен
по содерж-ю и ср-вам 1 блок психосоматическое здоровье- психомышечное саморасслабление (ауторелаксация) психоэмоциональное напряжение- психомышечной тренировки, разработанные А.В. Алексеевым и адпатированные для детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой 2 блоком психопрофилактических
воздействий явл-ся 3 блоком психопрофилактических
воздействий явл-ся Оптимальный режим психопрофилактических мер-ий в усл-ях дошк-го учрежд-я — ежед-е проведение с чередованием форм и видов психопрофилактических воздействий в зависимости от возрастной группы: — двигательно-расслабляющая деятельность (от 5 до 10 минут); — двигательно-организующая деятельность (от 5 до 10 минут); — имитационно-выразительная деятельность (от 10 до 30 минут). в результате систем-ой профилактичсской деят-ти практич-го психолога в условиях дошк-го учрежд-я становится возможным скорректировать и предупредить отклонения в психике детей, тем самым обеспечив их полноценное и своевременное развитие. |
в10пед.процесс-система пед.воздейсвий с обр-ми ,воспит-ми целями,где обр-е это накопление ЗУН,общественно-исторического опыта, восп-е-это формирование понятий принципов,ценностных ориентаций. Программо-это базовый
док-т определящий содерж-е и напр-е
работы педагога.программы общеобр-го
типа и специализ-е.псих.сопровождение
обр.процессапредставляет 3 части:введение.адаптация, Адаптация-приспособление к конкретным условиям Текущее обслуживание-констатирующие
показатели достижения.псих.сопровожден. |