Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:00, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по "Психологии".
| Вопрос № 7. Направление деятельности психолога в условиях образовательного учреждения. 1.Психологическая диагностика (психолого – педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей и их развитие, выявление нарушений личности и интелекта) 2. Психологическая коррекция (активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка, для осуществления этой работы с учетом задач для родителя ребенка на каждом возрастном этапе.) 3. Психологическая профилактика (формирование у педагогов, детей, родителей, общей психологической культуры, желание использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития) 4.Психологическое консультирование (оказание помощи при решении человеком определенных проблем) 5.Психологическое просвещение ( знакомство с современным состоянием психологической науки, основными законами и условиями психического развития человека) 6.Психологическое сопровождение пед. Процесса ( разработка программ коррекции) | Вопрос № 11 Оборудование психологического кабинета. Должно быть 3 рабочие зоны. 1. Для работы с детьми.: дет. стол, стулья ( разные по возрасту)., диван, 2 кресла, на полу ковры или паласы, 2-3 подушки неправильной формы, аппарат воспроизводящий музыку. Стимульный материал – кубики, шары и др. все для проведения методик, геометрические фигуры, наборы с животными, по профессиям. Технический материал – пластилин, бумага , ножницы, карандаши. 2. Для работы со взрослыми: мебель – диван, 2 кресла. Стимульный материал( технический) – бланки для тестирования и т,д. Вспомогательный – видео, буклеты, книжечки. 3. 
  Оборудование и материалы для 
  организационно методической  Технический материал: писчая бумага, флешки, диски. Вспомогательный материал : нормативная документация, специальная документация, организационно- методическая док-ция. А также издания по психологии Интерпритационный материал : ключи к методикам, программы обработки данных. Помещение: пастельные оттенки (зеленоватого, голубоватого тона), светлое, хорошее освещение ( искусственное и естественное), квадратное, пропорциональное, не очень большое, мебель – удобная, не ярких цветов. | 12.К специальной документации 
  педагога-психолога относятся:  | 
| 13.Психологическое заключение  | Билет 29 план. деят. психол. Нормы распред. учебн.времени на учеб год1.индивидуальное общение 100-150 чел.2.групповое обслед.10-20 классов 3.индивиуальн.консульт 100-150 консулт.4.индивид.занятия 100-150 занят.5.групповые занятия 200 занятий 6просветительская работа 7.участиев консилиумах,совещ. Хронометраж раб времени психологов в ДОУ Психодиагностика 24 часа, психопрофилактика, 
  психокоррекция, развивающая работа 
  16   часов, консультирование родителей 
  16 часов, экспериментирование и  | Билет 30психолог.документация 1.нормативная 2.специальная 3. Организационно методическая 1. закон РФ, конвекция ООН о правах 
  ребенка, положение о псих.службе в системе 
  образ.положение о практич.психолог.в 
  системе образ.квалифик.характ.практич. | 
| 2НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ  ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.   Целью организационно- График работы практического психолога в дошкольном учреждении. Годовой план работы роботы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности) Дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности)Журнал и бланки психологических запросов, отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год). | 4В своей профессиональной  -хранить профессиональную 
  тайну, не распространять  -вести запись и регистрацию 
  всех видов работ.-постоянно  | 20.Псих.харак-ка.-отражает психич-ое развитие и позв-ет при ознакомлениисоставить психолог.портрет ребенка либо возрастной группы детей в целом.Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц.Речь идет об индиид-х особен-ях развития ребенка.т.е. особен-ях его познав-ой и личностно-эмоциональной сфер, коммуникатив-х предпочтениях, наличии общих или спец-х способностей. | 
| 5.В организационно – -журнал и бланки  Психокорекция, | 6.Цель: Совершенствование работы учителя на 
  уроке и во внеклассной деятельности способствующее 
  мотивации учебной деятельности учащихся 
  и развитию их потребности  в дополнительном 
  образовании.Задачи:Заинтересов | 19.Психокоррекционная карта-пр В карте отражается: 1 анкетные данные (ФИО,возраст) 2 исходная проблематика (особенности,нарушения, 3 тип и форма коррекционных 
  воздействий(индивидуальное  4 средство коррекционных 
  воздействий(игра,музыкальное  5 сроки корр.воздействия( 6 рекомендации | 
| 18.Карта развития-как совокупность сведений о 
  возрастном разв-ии ребенка.В нее вкл-ся:основные 
  анкентные данные,свед-я о родит-х и др.членах 
  семьи, о социально-быт-х усл-х прожив-я 
  ребенка.Оформ-ся карта с медиц-м спец-м 
  образ-го учр-я, в детских садах.Использ-ся 
  анамнез хронич-х и острых забол-й в период 
  раннего детства,свед-я о травмах и опер-ях, 
  перенесен-х ребенком,резюме осмотров 
  специалистов.Фиксир-ся особен-ти нервно-псих-го 
  развития в раннем возрасте:когда реб-к 
  начал держать головку,сидеть,ходить,говорит, | 16. протокол-форма фиксации  | 24 Психологическое просвещение Психологическое просвещение - это направление практико-ориентированной психологии, целью которого является передача и распространение психологических знаний. Псих.просвещ.зачастую рассматривают как первичная форма приобщения людей к психологическому познанию. Псих.просвещ.имеет различные формы, типы и способы своей реализации. Сточки зрения подхода к псих. просвещ.как псих. практике имеет смысл остановиться на таких типах псих. просвещ., которые обусловлены, с одной стороны, степенью колич. охвата населения, с другой - степенью технич. опосредованности этой деятельности. Псих. просвещ. может осущ. как в форме массовых акций, так и в форме непосредств. контактов. Чаще всего трудно оценить эффектив. массового псих. просвещ.. В псих.просвещ., осущ. В непосредств.контакте, можно говорить об его эффективн. или неэффективн., т.к.здесь можно вычленить момент псих. воздейств. на клиента и отследить его реакцию. Такого рода псих. просвещ., безусловно, является псих.практикой, а также важным моментом других психопрактик: психотерапии, консультир., тренингов.Примером псих. просвещ. явл. выступл. психолога на роди.собрании, где он информ. родителей о возрастных псих. особенн. детей,дает рекомендац.по оптимизации межличн. отношений с ними. Здесь же психолог имеет возможность ответить на вопросы родителей, что обеспечивает полноценную обратную связь в ходе просвещ..Другим примером может стать публикация статей по псих. проблематике в современ.журналах: как справляться со стрессами, как стать уверенной в общении с другими (в том числе представителями противоположного пола) и т.д. Сейчас весьма популярны приглашения псих. для участия в телевиз. передачах в кач. эксперта, где он оценивает и объясняет поведение людей в той или иной ситуации, дает рекомендации. Все эти моменты, безусловно, можно рассматривать как псих. просвещ.Псих.просвещ. — раздел проф.деят. специалиста- психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников,родителей, широкой общественности) полож. установок к псих. помощи,деят. психолога-практика и расширение кругозора в области псих. знания.Псих. просвещ. — основн. способ и одновременно одна из активных форм реализ. задач психопроф. работы психолога независимо оттого, в какой из сфер соц. деят. (образование, здравоохранение, промышленность, фирма,правоохранит.органы и др.) он работает.Псих. просвещ. выполняет следующие ТРИ задачи:-формирование научных установок и представлений о псих. науке и практич.психологии (психологизация социума); -информирование населения по вопросам психологического знания; -формирование устойчивой потребности в применении и использов. псих. знаний в целях эффективн. социализации подрастающ. поколения и в целях собствен. развития;Содержание псих. просвещ.определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения. | 
| 23.Психолог.консульт.(ПК) Сущность психолог-го консульт-я 
  закл-ся в актуализации психолг-х 
  сил и способ-ей тех, кто обр-ся 
  за помощью в процессе общения.Оно 
  предп-ет поиск способов для решения 
  проблем отнош-й с окруж-ми, Специфика ПК закл-ся в характере направлен-м на проблемы развития,обуч-я и воспит-я реб-ка.Психолог вынужден изучить содер-ие вопросов с целью опр-ия возмож-ти опосредовано решить труд-ти ребенка.Одна особенность ПК в усл-х образ-го учр-я-это использ-ие групповых форм работы.Групповое консуль-ие проводится тогд, когда запрос связан с трудностями межлич-го взаимод-я участ-ов группы (семья, пед.коллектив) и орган-ся в несколько этапов:-сбор инф-ии в ходе анкетир-я,опроса;-анализ собр-х данных и выдел-ие проблемы;-оформ-ие запроса в ходе обсужд-я с группой заключ-я психолога;-пров-ие групповых психолог-х меропр-й (семинар,тренинг) | 8 Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.Содержание:Психомышечное саморасслабление,направленное на снятия психоэмоциональное напряжения и тренировку психомоторных функций.(игры)С точки зрения С.М.Громбаха в проблеме сохранения психического здоровье учащихся черезвычайно важен начальный период обучения.При формировании групп риска возникновения нервно-психических нарушений необходимо учитывать педагогические и психологические факторы риска.В связи с этим ответственность за состояние нервно-психического здоровья школьников ложится психолога.Таким учащимся трудно в общении со сверстниками и педагогами,а также дети с повышенной тревожностью ,эмоциональной неустойчивостью и т.д.Только совместными усилиямисмогут обеспечить первичную профилактику нервно-психических нарушений.Таким образом ,в результате профелактической деятельности в условиях образовательного учреждения становятся какой-то степени адаптировать школьников к негативным воздействиям среды,создатьсоздать психолого-педагогические условия для предупреждения отклонений впсихике детей,обеспечив их полноценное развитие. | 3Конкретные задачи и методы работы воспитателей детских садов варьируют в зависимости от того, в какой возрастной группе детей реализуют.У каждого воспитателя и педагога есть свои функциональные обязанности, основанные на профессиональной специализации. Практический психолог приходит в детское образовательное учреждение тоже как специалист Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно — за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, мотивационно-потребностное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников. В своей работе психолог опирается 
  на профессиональные знания о возрастных 
  закономерностях и  Практический психолог, работая в детском саду, имеет дело с детьми самого разного возраста: с дошкольниками, младшими школьниками. в центре его внимания — психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог — к самоопределению. Эта готовность формируется постепенно, с момента рождения ребенка — в общении со взрослыми и сверстниками, в игре, в посильном труде и дошкольном обучении | 
| в15. Запрос – это ожидаемая клиентом 
  помощь от психолога. Обычно запрос является 
  логическим продолжением проблемы. Выделяют 
  следующие виды запроса:  | В22псих.инструментарий-система методов и тех-ий псих дея-ти. сущ-т спецефи-ий и неспецефич-ий инструментарий. Специф-ий психоинструментарий :стимульный материал(пирамиды матрешки),интерпритац-ые ср-ва(шкалы,таблица) Неспецифический:технический 
  материал(карандаши,альбом)и  Требов-я к соответствию инструментарию:соответствие стандарта,требования комплектации | В1принцип инд-го подхода:1 принцип 
  взаимодействия псих-га и род-лям;2соблюдение 
  прав и обязанностей психолога;3многообразие 
  форм и методов работы;4нравственности; 6самообучение;7проф-го  | 
| В17наблюдение-метод психодиагностики,сост-щий в преднамеренном и целенаправленном восприятие псих.явлений,с целью изучений их специф-их и зменений при опред. дейст-х. Общ треб-ия:1)фиксация2) специфичные.наблюдение в условиях естественной жизнидеятельности здесь нет контакта с наблюдателем,в условиях направленной деят-ти есть контакт с наблюдателем,в условиях спец организаванной д-ти на занятиях или в лаборатории. Спец.ср-ва :схема ,диагностические карты таблица | В40 Существует много подходов к пониманию и решению этой проблемы. Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки и две области практики - медицинскую и психологическую.Особая отрасль - психосоматическая медицина, в основе которой лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии становятся главной причиной заболевания, в других - они являются как бы толчком, ведущим к болезни, иногда особенности психики воздействуют на протекание болезни, иногда физические недуги вызывают психические переживания и психологический дискомфорт. Основным условием нормального 
  психосоциального развития ребенка (помимо 
  здоровой нервной системы) признается 
  спокойная и доброжелательная обстановка, 
  создаваемая благодаря  У большинства детей в 
  те или иные периоды под влиянием 
  определенных ситуаций могут появиться 
  нарушения эмоциональной сферы 
  или поведения. Например, могут возникнуть 
  беспричинные страхи, нарушения сна, 
  нарушения, связанные с приемами 
  пищи и пр. У некоторых детей 
  эти нарушения проявляются  Исследования представителями 
  ВОЗ в разных странах мира проблемы 
  воспитания детей родителями, поведение 
  которых отклоняется от нормы, показали, 
  что среди детей преступников 
  и лиц, страдающих психическими расстройствами, 
  чаще встречаются нарушения  Интересным является еще один вывод экспертов ВОЗ: повышение уровня благосостояния необязательно способствует психосоциальному развитию детей. Должны быть предприняты специальные усилия, чтобы социально-экономические достижения способствовали улучшению психосоциального развития, а не приводили к возникновению новых проблем. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих такое развитие, является целью психологической службы образования, но не единственной. Осмысливая содержательную суть психологической службы, есть необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина - «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет, с нашей точки зрения, отношение, прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. | 9.Диагностика психического развития детей — это довольно сложный процесс, при котором используется целая система методик, со всех сторон изучающая психику ребенка, сопоставляет полученные данные и выводит целостную картину, по которой можно судить о психическом развитии конкретного ребенка. При проведении такой диагностики очень важно не только подобрать нужные методики, но и проводить их в определенном порядке, что бы малыш испытывал интерес к процессу, и не отказывался от диагностики. | 
| 26 Метод-ы ср-ва коррек-ции псих-х откл-ий и наруш-и у дет. «психокоррекция» рассм-ся как сов-ть псих-их ср-в и мет-в по «созд-ю оптим-ых возм-тей и усл-ий для полноценного и своевременного псих-ого раз-я». правила психокоррскционной деятельности: 1. Псих-г не дол-н осущ-ть спец-ые кор-ные возд-ия без твердой увер-сти в прич-ах и источ-ах откл-ний в развитии р-ка. 2. Пространство коррек-ных 
  возд-ий детского практ-ого  3. Детский практ-ий псих-г 
  не вправе определять индивид- 4. В работе с детьми 
  до 7 лет не рекомендуется  средства психокоррекционных 
  воздействий на детей дошк-ого 
  возраста. Опред-ся возрастной спецификой: 
  детский сад- это игра,. коррекционые 
  средства: изобразительно-графические, 
  музыкально-ритмические, двигательно-экспрессивные, 
  предметно-манипуляционные, психокоррекц-ая система 
  дошк-го учреждения-это  в результате систем-кой коррекционно деятельности практического психолога в условиях дошкольного учреждения становится возможным скорректировать и предупредить отклонения в психике детей, тем самым обеспечив их полноценное и своевременное развитие. | 27Метод-ы ср-ва проф-ки псих- 1.Двиг-но-расслаб-щая( 2.Двиг-но-организующая( 3.Имитационно-выразительная 
  (идентификационная)   Каждый блок специфичен 
  по содерж-ю и ср-вам  1 блок психосоматическое здоровье- психомышечное саморасслабление (ауторелаксация) психоэмоциональное напряжение- психомышечной тренировки, разработанные А.В. Алексеевым и адпатированные для детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой 2 блоком психопрофилактических 
  воздействий явл-ся  3 блоком психопрофилактических 
  воздействий явл-ся  Оптимальный режим психопрофилактических мер-ий в усл-ях дошк-го учрежд-я — ежед-е проведение с чередованием форм и видов психопрофилактических воздействий в зависимости от возрастной группы: — двигательно-расслабляющая деятельность (от 5 до 10 минут); — двигательно-организующая деятельность (от 5 до 10 минут); — имитационно-выразительная деятельность (от 10 до 30 минут). в результате систем-ой профилактичсской деят-ти практич-го психолога в условиях дошк-го учрежд-я становится возможным скорректировать и предупредить отклонения в психике детей, тем самым обеспечив их полноценное и своевременное развитие. | в10пед.процесс-система пед.воздейсвий с обр-ми ,воспит-ми целями,где обр-е это накопление ЗУН,общественно-исторического опыта, восп-е-это формирование понятий принципов,ценностных ориентаций. Программо-это базовый 
  док-т определящий содерж-е и напр-е 
  работы педагога.программы общеобр-го 
  типа и специализ-е.псих.сопровождение 
  обр.процессапредставляет 3 части:введение.адаптация, Адаптация-приспособление к конкретным условиям Текущее обслуживание-констатирующие 
  показатели достижения.псих.сопровожден. |