Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 14:07, шпаргалка

Краткое описание

1. Психика - результат взаимодействия мозга с окружающей средой
2. Познавательные психические процессы
3. Эмотивный тип
4. Перцептивная сторона общения
5. Произвольное внимание

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (Автосохраненный).docx

— 54.83 Кб (Скачать файл)
  1. Психика - результат взаимодействия мозга с окружающей средой.

 

Формы правления

 

Филогенез - становление структуы психики в ходе биологической эволюции вида 
    Онтогенез - формирование структуры психики в течение жизни отдельного индивида 
    Социогенез - развитие процессов познания межличностных отношений, поведения, обусловленых различиями в культурах

 

Можно выделить 3 основные функции психики:

  • отражение воздействий окружающего мира
  • осознание человеком своего места в окружающем мире
  • регуляция поведения и деятельности

 

  1. Обще́ние — «передача информации от человека к человеку»

 

Функции: 

контактная — установление контакта как состояния готовности к передаче и принятии информации и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентрованности; 
♦ информационная — обмен информацией, мнениями, решениями; 
♦ побудительная — стимулирование партнера по общению; 
♦ координационный — взаимная ориентация и согласование действий и целей при организации взаимодеятельности; 
♦ понимание — не только адекватное восприятие и понимание сути, смысла сообщения, но и взаимное  понимание партнерами друг друга (намерений, эмоциональных состояний и т.д.); 
♦ эмотивная — возбуждение у партнера необходимых эмоциональных состояний («обмен эмоциями») или изменение своих под влиянием партнера;

Виды

1.  Вербальное  ( словестно)

2.  Не  вербальное ( письменно)

____ 
3. Контакт масок

4. Примитивное  общение

5. Формально-рулевое  общение

6. Деловое  общение 
7. Светское общение

3.  Меланхолик.

Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее

1. Психоло́гия — наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов

Основные направление психологии

Существуют следующие основные направления в психологии: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

 

 Бихевиоризм  – изучает поведение

 Гештальтпсихология  – исследование  личности и  межличностного поведения

психоанализ - Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное»

 

2. Характеристика групп

 Группа (социальная) — объединение людей, имеющих общий значимый специфический признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами

а) Большая – более 100 человек

1) Малая – 50-100 человек

2) Средняя – 10

3) Микрогруппа – 2 человека

б) реальная, условная

в) диффузная – очередь в магазине

г) ассоциация ( студенты в первые месяцы в училищах)

д) коллектив ( школа, училище)

 

3. Флигматик.

 Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний

1. Методы исследования  психологии:

Наблюдение 

Беседа

Тест

Биографический метод

 

2. Психогигиена - наука о сохранении и достижении психического здоровья.

 

3. Сангвиник -

Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности


 

 

1. Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

2. Обще́ние — «передача информации от человека к человеку»

Коммуникативная: обмен информацией между общающимися индивидами.

3. Экзальта́ция (лат. exaltatio — подъём, воодушевление) — повышенное настроение с оттенком восторженности. В высокой степени усиленное раздражение психической сферы, проявляется то в виде мечтательного настроения, то безграничного воодушевлени

1. Познавательные психические процессы

 

Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.

Экстероцептивные ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

Проприоцептивные ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

Интероцептивные ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

Все ощущения обладают следующими характеристиками: 
♦ качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их виды от других (например, слуховые от зрительных); 
♦ интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя; 
♦ продолжительность – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия раздражителя.

2. ВКБ

 

3. педант - 1. Требующий соблюдения строгого формального порядка учитель, наставник. Формалист в науке. 2. Тот, кто излишне строг в выполнении всех формальных требований.

1.  Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

-индивилуальные

-общественные

 

2. Конфли́кт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм.

 

3. Эмотивный тип

Имея выраженную акцентуацию характера по данному типу, люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают "с полуслова". Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, "не выплескивают" наружу.


 

 

 

1. Психологическая структура личности включает темперамент, волевые качества, способности, характер, эмоции, социальные установки, мотивацию.

 

2. Агресси́вное поведение, Агре́ссия (от лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт

 

 Причины агрессии.

Агрессия настолько широкое понятие, что она может быть вызвана самыми разнообразными причинами

-Злоупотребление алкоголем и  наркотическими средствами 
-Проблемы в личной жизни. 
-Отказ от отдыха, недосыпание и т.д. 

3. Основная черта демонстративного характера – хотеть быть в центре внимание. 

1. Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Виды

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память — память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром

Образная память — память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. 

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей

 

 

2. Медицинская этика (медицинская деонтология) — дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами ипациентом

Медицинская деонтология включает в себя:[1][2]

  1. Вопросы соблюдения врачебной тайны
  2. Меры ответственности за жизнь и здоровье больных
  3. Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе
  4. Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками
  5. Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации:

3. Дистимический тип личности

ведущими свойствами являются: пессимистический жизненный настрой, постоянно или часто сниженный фон настроения, пассивность, безынициативность, стремление к ограничению социальной активности и социальных контактов, серьезность этической позиции, дисциплинированность, обязательность, замедленность психического темпа. 

1. Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния.

 

2. Под психопрофилактикой в медицине «принято понимать систему мероприятий, направленных на изучение психических воздействий на человека, свойств его психики и возможностей предупреждения психогенных и психосоматических болезней» Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика


Она «включает охрану здоровья будущих поколений.

Вторичная психопрофилактика[править | править исходный текст]


Это система «мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания»

Третичная психопрофилактика[править | править исходный текст]


«Третичная профилактика — система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях

 

3. Непроизвольное внимание


 

 

1. Мышле́ние (гр. ноэзис) — это познавательнаядеятельность человека[1]. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея). 

Функции Мышления

Получение информации 
Усвоение,обработка увиденного и услышанного. 
Логика, анализ, обдумывание, планирование.

 

2. Медицинская  психология – направлена на  решение теоритических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболевания, дионостикой, заболевания.

 

Задачи медицинской психологии: 
 
1.     психокоррекционная работа (психотерапия) 
 
2.     психогигиена 
 
3.     психологическая экспертиза, связанная с социальной и трудовой реабилитацией больных 

 

Основные методы исследования в медицинской психологии: 
 
·        наблюдение за поведением пациента, 
 
·        эксперимент: лабораторный и в естественных условиях, 
 
·        анкетирование - анкетный опрос 
 
·        беседа с пациентом (сбор фактов о психических явлениях в процессе личного общения), 
 
·        интервью, 
 
·        исследование продуктов деятельности пациента (письма, рисунки, дневники, поделки и т.п.) 
 
·        клинические диагностические тесты.

1. Психика - результат взаимодействия мозга с окружающей средой.

Мозг — центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном (переднем) отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков

 

2. Перцептивная сторона общения

 
Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками человека его психологических свойств и особенностей его поведения" (Краткий психологический словарь). Функция прочтения заключается в выборе субъектом адекватных способов общения.

 

3. Произвольное внимание

 

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

1. Темпера́мент (лат. temperamentum — «надлежащее соотношение частей») — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развитияхарактера.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

 

2. Психотерапия — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.

 

3. Непроизвольное внимание


 

 

1. Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов:аффектов, чувств и настроений

 

Эмоциональный процесс, эмоциональный феномен, эмоциональное состояние, эмоция(от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. аффе́кт (от лат. affectus — страсть, душевное волнение) — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность(поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

 

2.  Социальная психология — сложное, многообразнее культурное явление, никоим образом не сводимое только к научной форме своего существования, вопреки «наукоцентрированному» взгляду современного человека

 

Предмет социальной психологии определяется вопросом о изучении в качестве самостоятельной отрасли знания. Предметом исследования в данной области выделяется сама личность, изучаемая в социуме, группе и обществе, поскольку исследует общую специфику социальных взаимодействий. Таким образом, предмет социальной психологии— это сам человек в обществе. Наиболее важным является положение в коллективе и группе. В ходе изучения также рассматриваются характеристики и особенности социальных групп, проблемы внутригрупповых и межгрупповых отношений, и многое другое. Каждая социальная группа отличительна, поскольку имеет индивидуальные, свойственные только ей, характеристики.

1. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека.

Непроизвольное внимание (пассивное)[править | править исходный текст]

Вид внимания, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения человека. В основе него лежат неосознаваемые установки человека. Как правило, кратковременно, быстро переходящее в произвольное.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

  • Неожиданность раздражителя.
  • Относительная сила раздражителя.
  • Новизна раздражителя.
  • Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

 

Произвольное внимание[править | править исходный текст]

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребёнка произвольного внимания.

Послепроизвольное внимание [править | править исходный текст]

Вид внимания, при котором в наличии сознательный выбор объекта внимания, но отсутствует напряжение, характерное для произвольного внимания. Связано с образованием новой установки, связанной в большей мере с актуальной деятельностью, нежели с предшествующим опытом человека.

Формы внимания


  • внешнее внимание (сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира[2];
  • внутреннее внимание (интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания[3];
  • моторное внимание.

2. Типология медицинских  сестер

1. Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические изменения человека по мере взросления. Она состоит из трёх подотраслей: геронтопсихологии,детской психологии, пре- и перинатальной психологии. Исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие.

Задачи психологии развития[править | править исходный текст]

  1. Раскрытие общих закономерностей развития
  2. Установление причин перехода от одной стадии к другой
  3. Периодизация возрастных периодов
  4. Психологическая картина каждой стадии
  5. Изучение ведущих факторов развития

 

2. Социализация — процесс усвоения индивидомобразцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать вобществе[1].

Виды социальных институтов[править | править исходный текст]


1) Потребность  в воспроизводстве рода (институт семьи)

2) Потребность  в безопасности и порядке (государство)

3) Потребность  в добывании средств существования (производство)

4) Потребность  в передаче знаний, социализации  подрастающего поколения (институты народного образования)

5) Потребности  в решении духовных проблем (институт религии)

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"