Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:20, шпаргалка

Краткое описание

Предметом психологической История развития. Науки является явления, факты и закономерности психической жизни человека. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

1 Предметом психологической История развития. Науки является явления, факты и закономерности психической жизни человека. Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления управляют действиями и поступкам Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции,. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Развитие истории  психологии имеет многоэтапный процесс. Основными этапами развития истории психологии являются:

I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется  изучением психологии как науки  о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления;

II этап (научный период - VII-VI вв. до  н.э) - данный этап характеризуется  изучением психологии как науки  о сознании. Данная необходимость  возникает при развитии естественных  наук. Поскольку данный этап рассматривался  и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов;

III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии;

IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы.

. 2Структура и функции психики

Есть две основные функции: отражать и регулировать.

Первая функция. Отражение проявляется  в том, что существует психический образ объективной реальности, для субъекта он выступает в виде карты, схемы реальности, знаний, научных теорий, верований, воззрений

Вторая функция. Регуляция  проявляется в эффективном и  успешном управлении поведением и деятельностью.

Три дополнительные функции  психики:

Третья функция. Умение. Далеко не всегда правильное и точное отражение обеспечивает эффективную  регуляцию. Например, можно хорошо знать  теорию и не уметь решать задачи, можно иметь хорошие карты  местности и не суметь ими воспользоваться.

Умение — это такая  психическая активность, которая  превращает "мёртвые", пассивные  знания, в знания пригодные для  эффективной регуляции поведения  и деятельности.

Четвёртая функция. Исследовательская  функция. Эта такая психическая  активность, которая позволяет формировать и корректировать психическое отражение на основе поведения и деятельности.

Пятая функция. Побудительно-тормозная  функция. побудительная функция, стимулирует  свою собственную активность.

Однако иногда бывает, что выгоднее вообще не проявлять какой-либо активности (так поступает испуганная божья коровка), и тогда проявляется тормозная функция психики.

В структуру  психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.

К ним относят свойства нервной системы: Психические процессы – относительно устойчивые образования  формируются под воздействием внешних условий жизнедеятельности. К ним относят: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представление, внимание, волю, эмоции.

Психические качества –  относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются  под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.

 

 

3.Метод это способ познания чего-либо: психического процесса, деятельности, качеств личности и прочих, необходимых для психолога аспектов изучения человека.

Наблюдение. Исследователь просто наблюдает, не изменяя ход ситуации. Отличается множеством разновидностей: открытое или скрытое, поведением, внешними проявлениями психики (движениями, речью, мимикой), его поступками

Эксперимент. В этом случае исследователь вмешивается в ситуацию. Он может создать определенные условия для эксперимента.Естественный (в обычных условиях), лабораторный (в искусственных условиях). запоминание учебного материала происходит при среднем темпе (скорости) чтения.

Тест кратковременное задание. По итогам выполнения можно судить об уровне имеющихся знаний(нарисовать, вычислить, отметить, подчеркнуть),.

Опрос, анкета. Может быть устный или письменный. Устный опрос позволяет гораздо глубже проникнуть в психологию испытуемого. Письменный дает возможность использовать большее количество людей.

4Ощущение.Виды. свойства.

Ощущения – это психический познавательный процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, Самым простым познавательным процессом является ощущение. Ощущения дают нам возможность ориентироваться в окружающих условиях, посылают нам сигналы о том, что происходит как вокруг нас, так и в нас самих. Ощущения являются начальным источником всех наших знаний, так как именно через них мы получаем знания о форме, цвете, запахе, температуре и так далее.непосредственно воздействующих на органы чувств.

Свойства ощущений:

Качество - это свойство ощущения, которое отличает его от других. Качественно отличаются ощущения одного вида от другого, а также различные ощущения в пределах одного и того же вида. Примерами качеств, ощущений есть разные цветовые тона и оттенки, звуки различной высоты, различные запахи, вкусы и т.д.

Интенсивность ощущений - это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителяПродолжительность ощущения зависит от продолжительности действия раздражителя.

Ощущениям характерна локализация. Это означает, что любой образ ощущения имеет элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной.

Виды ощущений: 1) экстероцептивные ощущения – отражают свойства предметов и явления внешнее среды. К ним относятся зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные. 2) интероцептивные ощущения – отражают состояние внутренних органов. К ним относятся ощущения боли, равновесия, ускорения и др. 3) проприоцептивные (мышечно-двигательные) ощущения – это ощущения, отражающие движения нашего тела.

Мы уже упоминали, что  сенсибилизация органов чувств возможна путем упражнений. К такой сенсибилизации обычно приводит два пути: во-первых, необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота); во-вторых, специфические требования некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязанииУ некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слышать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. У многих слепоглухонемых и у слепых хорошо развита обонятельная чувствительность. Они могут по запаху узнавать знакомых им людей.


 

.5.Восприятие  Классификация, свойства

Восприятие  – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами.

Свойства 1. Целостность, т. е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. восприятие формируется в процессе практики, т.после рождения очертания предметов. 2. Константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине. Константность восприятия – не врожденное свойство, а приобретенное. нр, когда люди смотрят с верхних этажей, то автомобили, маленькими; строители, постоянно на высоте, видят объекты, внизу, без искажения их размеров. 3.Структурность восприятия – восприятие не является простой суммой ощущений. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, 4. Осмысленность восприятия – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.5.Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению сдругими(чернила)класификация

на зрительные (например, у художников), слуховые (у композиторов, музыкантов, певцов), двигательные (у  спортсменов, работников физического  труда) и т. д. При этом надо помнить, что в осуществлении каждого из указанных восприятий принимают участие и другие анализаторы. Важное значение для развития восприятия и наблюдательности в дошкольном и младшем школьном возрасте имеет игра. В игре дети дифференцируют различные свойства предметов — их цвет, форму, величину, вес, а так как все это связывается с действиями и движениями детей, то тем самым в игре создаются благоприятные условия для взаимодействия различных анализаторов и для создания многостороннего представления о предметах.

6. Особенности внимания как псих.процесса. свойства

Внимание - способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания).  Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

1.Устойчивость – способность  в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте.

2.Сосредоточенность – способность  сконцентрировать свое внимание  на одном объекте при этом  отвлечении от других.

3.Переключаемость – перевод  с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

4.Распределение – способность  рассредоточить внимание на значительном  пространстве, параллельно выполняя  несколько видов деятельности.

5.Объем – размер  информации, которую человек способен  сохранять в сфере повышенного  внимания. внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.

Природа внимания. На органы чувств человека в процессе его жизни постоянно действуют своим свойствам различные предметы и явления объективной действительности. Например, во время лекции на студента влияет голос, внешний вид лектора, обстановка в аудитории, содержание сообщения, сидящие рядом. Но студент не может одновременно отобразить все эти влияния: в одни он реагирует, другие - не замечает. человек всегда направляет свою психическую деятельность на те предметы и явления, которые для нее имеют жизненное значение, отвечают ее потребностямвосприятие воздействий внимание возможна только в состоянии бодрствования организма, обусловленной активной деятельностью мозга. Выделяют 4 состояния бодрости: глубокий сон, дремота, спокойная бодрость (сенсорный покой) и активная бодрость. Переход к активной бодрости сопровождается появлением у человека ориентирующих рефлексов и повышением чувствительности анализаторов, изменением обмена речрвин, работы сердца, ритм дыхания и т.д.. Поэтому считают, что физиологической основой внимания является общая активация деятельности мозга, которая обеспечивает переход от сна к активной бодрости.

7 Виды вниманияФун\ции

три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение

(в полной темноте  внимание может привлечь огонек  от спички);неожиданность; новизна  и необычность;

контрастность (среди  европейцев человек негр) подвижность  маяка, который не просто горит, а мигает

Произвольное  внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

1) когда человек четко  осознает свои обязанности и  конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность  выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать  по режиму 3) когда выполнение  деятельности касается каких-либо  косвенных интересов, например: исполнение  гамм на фортепиано — дело  не слишком увлекательное, но необходимое;4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как  произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что  уже не требует дополнительных волевых  усилий. много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, 1. Первая функция внимания – активизация нужных и торможение ненужных  психологических и физиологических процессов.

2. Вторая функция внимания  – способствование  организованному и целенаправленному отбору  поступающей  информации.

3. Третья  функция   внимания -  обеспечение  избирательной  и длительной сосредоточенности  психической активности  на одном  и  том  же  объекте или  виде деятельности.

8Общая хар-ка памяти.Процессы. Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения человеком его опыта называют памятью.

Запоминание – это процесс памяти, в результате которого происходит запечатление, закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Важнейшей особенностью запоминания является его избирательность – в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств.

Сохранение – наименее изученный на сегодня процесс памяти. Все, что мы помним, мы помним и днем, и ночью, и в любом состоянии. Процесс сохранения идет непрерывно, мы его не осознаем и почти не умеем регулировать и оценивать.

Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого в сознании появляются образы и представления о ранее воспринятом. В результате воспроизведения информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную.

Забывание – также очень важный процесс памяти, хотя изучен он недостаточно полно. Определенно установлено, что все связанное с деятельностью личности остается значимым для нее, не забывается.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).


 

 

 

9. Виды памяти  Классификация.

Мгновенная, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения). В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образЭта память работает без предварительной сознательной установки на запоминаниеОперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследствуЗрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантамчеловек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ. Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спор­тивных, умений и навыковЭмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношенияхСуществует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору.

10 Сущность  мышления как познавательного  процесса.

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения  и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводыНа практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Мышление — это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.Виды Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.

Теоретическое и практическое мышление разнятся по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое — это познание законов, правил. Примером его служит открытие периодической таблицы элементов Д. И. Менделеева. Основная задача практического мышления — подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Одна из важных его особенностей заключается в том, что оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность).

11Понятие о  речи функции. Понятие является основным элементом мышления. Понятие - это отражение в сознании человека общих и существенных свойств и качеств предметов и явлений. Понятие образуется на основе практики людей. В понятии отражается наше знание предметов реального мира, знание существенных признаков, Формируются понятия на основе восприятий и представлений. Понятия могут быть: общими и единичными, конкретными и абстрактными, непосредственными и опосредованными, положительными и отрицательными. Понятия характеризуются содержанием и объемом. Непременные свойства всех без исключения понятий - это их формирование через язык. Без речи, слов невозможно как образование, так и существование понятий. Люди, принадлежащие к различным слоям общества, профессиям, возрастным группам, с неодинаковым уровнем знаний и опыта об одних и тех же явлениях действительности имеют в какой-то мере разные понятияЯзык - главнейшее средство общения между людьми, а способ, использования языка - это наша речь. Любая мысль, любое понятие могут быть выражены словом. выделяет следующие функции речи: -

1. Сигнификативная (или  номинативная). Это функция «называния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание в процессе человеческого общения основывается на единстве обозначения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим речь. Этим общение людей отличается от общения животных, не имеющих системы обозначений, равно как и абстрактного мышления. Их общение происходит на уровне звуковых или иных сигналов, воздействующих непосредственным образом на рефлексы.

2. Функция обобщения.  Она заключается в выделении  существенных признаков предметов  и объединении их в группы, поскольку слово обозначает не  только отдельный, данный предмет,  но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков. Данная функция непосредственным образом связана с мышлением.

3. Коммуникативная функция  обеспечивает передачу знаний, отношений,  чувств и соответственно делится  на информационную, волеизъявляющую и экспрессивную. Эта функция выступает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми, или письменную речь (книги, письма и т. п.). Это отличает ее от двух первых функций, которые имеют отношение к внутренним психическим процессам.

Информационный аспект коммуникативной функции тесно  связан с двумя первыми функциями  – он проявляется в обмене информацией  между субъектами общения.

12Виды речи  хар-ка.Внутренняя речьХарактеристика основных видов речи В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог это непосредственное общение двух или нескольких человек. Диалогическая речь это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность. Монологическая речь длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения,. Монологическая речь связная, контекстная. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи. Содержательная сторона монолога должна сочетаться о выразительной. Выразительность же создается как языковыми средствами (умение употребить слово, словосочетание, которые наиболее точно передают замысел говорящего), так и неязыковыми коммуникативными средствами (интонацией, системой пауз, расчленением произношения какого-то слова или нескольких слов, выполняющим в устной речи функцию своеобразного подчеркивания, мимикой и жестикуляцией).             Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи

РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные  виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - “речь про себя”, сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими.

РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными  лексическими и грамматическими  закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функцион... Внутренняя речь является необходимым этапом подготовки к внешней, развернутой

речи. Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового

оформления и протекающая  с использованием языковых значений, но вне

коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь,не выполняющая функции  общения, а лишь обслуживающая процесс  мышления конкретного человека. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 Понятие воображениявиды  формы, функции

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

Активное воображение  – пользуясь им, человек усилием  воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение  – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение  – в нем действительность сознательно  конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение  – ставится задача воспроизвести  реальность в том виде, какова она  есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Функции воображения:

Образное представление  действительности;

Регулирование эмоциональных  состояний;

Произвольная регуляция  познавательных процессов и состояний  человека;

Формирование внутреннего плана действий.Формы Мечты — отодвинутые во времени желания. От грез мечты отличаются тем, что связаны с действительностью, т.е. в принципе осуществимы. Фактически любой предмет, сделанный руками человека, в своей исторической сущности есть осуществленная мечта. Однако воображение может выступать и как замена деятельности, ее суррогат. Тогда человек уходит от действительности в область фантазии, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тягот жизни. Такие фантазий называются грезами. В грезах отражается связь фантазии с нашими потребностями. Грезы принципиально неосуществимы Галлюцинации являются фантастическим видением, не имеющим почти никакой связи с действительностью. Если грезы можно считать вполне нормальным психическим состоянием, то галлюцинации обычно являются результатом тех или иных нарушений психики или работы организма и сопровождают многие болезненные состояния. Эти образы бывают настолько яркими, что человек абсолютно убежден в их реальности.

К разряду пассивных непреднамеренных форм воображения относятся и сновидения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности человека, которые в силу ряда причин не могут быть реализованы в жизни.

 

     

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"