Шпаргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:51, шпаргалка

Краткое описание

1ВОПРСлово психология обр-сь из греческих слов психе (душа),логос (учение, наука), впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Таким образом,Iэтап-психология как наука о душе.Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое.

Вложенные файлы: 1 файл

ШПОРА ПО ПСИХОЛОГИИ.docx

— 83.94 Кб (Скачать файл)

 11ВОПР ундаментальные отрасли психологии разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются. В силу универсальности знания фундаментальных отраслей психологии объединяют термином «общая психология».Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность. Психология познавательных процессов изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. В психологии личности исследуется психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.Среди специальных отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов деятельности, выделяют: психологию труда, педагогическую психологию, медицинскую психологию, юридическую психологию, военную психологию, психологию торговли, психологию научного творчества, психологию спорта и т.д.Психологические аспекты развития изучают возрастная психология и психология аномального развития.Психологические аспекты отношений личности и общества исследует социальная психология.Теория и практика обучения и воспитания подрастающего поколения тесно связана как с обшей психологией, так и со специальными отраслями психологии.Научной основой для понимания законов психического развития ребенка являются генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения ребенка. Дифференциальная психология выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования. В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума. Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Предмет педагогической психологии — психологические закономерности обучения и воспитания человека. Разделами педагогической психологии являются:психология обучения (психологические основы дидактики, частных методик, формирования умственных действий);психология воспитания (психологические основы воспитания, психологические основы исправительно-трудовой педагогики);психология учебно-воспитательной работы с трудными детьми;психология учителя. Для современной психологии характерен как процесс дифференциации, порождающий многочисленные специальные отрасли психологии, так и процесс интеграции, в результате которого происходит стыковка психологии с другими науками, например, через педагогическую психологию с педагогикой.

12ВОПР. Малая  группа — это объединение людей  для достижения деловых целей,  которые в определенный, достаточно  длительный промежуток времени  действуютсовместно, причем каждый сознает себя членом группы. Для эффективной деятельности малой социальной группы необходимо сочетание в ней формальных инеформальных структур при сохранении ведущей роли первой из них. Именно гармоничное развитие обеих этих структур превращает малую социальную группу вновое качественное состояние —группу — коллектив. Коллектив — это малая группа, члены которой объединены тесными деловыми, межличностными,нравственными связями и которые совместными усилиями обеспечивают получение социально значимого результата своей деятельности. “Коллектив - этосоциальный организм в здоровом человеческом обществе” - так образно определил коллектив А.С. Макаренко. Если продолжать сравнение с организмом, коллективзарождается и успешно развивается, созревает и может иметь долгую и здоровую будущность лишь при благоприятных социальных условиях. Если социальные условияне благоприятны, коллектив может и не родиться, или, родившись, развиваться медленно, неравномерно, болезненно, он может и прекратить свое существование,умеретьСоциально-психологические признаки коллектива: единство целей; совместная деятельность по достижению этих целей; организационная структура;морально-психологический климат. Эти признаки находятся в системной зависимости друг от друга. Отсутствие или неполное проявление любого из них разрушаетсистему, и создание коллектива становится проблематичным или невозможным.

13ВОПР   Структура психики человека состоит  из ряда субъективных явлений,  таких как психические процессы, состояния и свойства.Психические процессы — это динамическое отражение: действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы можно подразделить на познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усиление и т.д.) Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.Психическое состояние — это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.Психические свойства — это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. К психическим свойствам относят темперамент, способности, характер, направленность. Психические свойства синтезstrong/pируются и формируют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую направленность, избирательность и уровень активности человека);темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);характер как систему отношений и способов поведения.Единство высших психических функций образует сознание человека.

14ВОПР Под термином «цивилизация» понимается тот или иной историко-культурный тип общества, существующий в рамках определенного времени и пространства. Цивилизация отличается комплексом социальных характеристик, в том числе определенной системой обучения и воспитания, нацеленной на формирование человека того или иного типа. Цивилизационный подход к пониманию истории человечества был впервые наиболее глубоко обоснован русским историком Н.Я. Данилевским («Россия и Европа»,, а затем поддержан и развит немецким философом О. Шпенглером («Закат Европы»), английским историком А. Тойнби («Исследование истории».). Наиболее содержательное определение термину «цивилизация» дал известный русский социолог П.А. Сорокин. Правильное понимание особенностей своей цивилизации является необходимым условием самопознания, самоопределения,самоидентификации каждого народа и каждого мыслящего человека. В социокультурном облике каждой из них выделяются некоторые базовые традиции обучения и воспитания, которые хотя и из меняются на каждом конкретном этапе их развития и применительно к условиям жизни разных общественных групп, но тем не менее сохраняются как ведущие.Причем в содержании этих традиций всегда выражается стремление сделать тот или иной выбор между двумя противоположными идеалами воспитания:• идеалом (моделью) всестороннего развития личности, который впервые был реализован в древних Афинах;• идеалом (моделью) личности с жестко заданными характеристиками мышления и поведения, который в наиболее законченном виде был осуществлен в древней Спарте.Соперничество этих двух идеалов так или иначе проявляется в теории и практике образования на протяжении всей истории человечества, хотя в разных цивилизациях два этих подхода не только противостоят, но и сочетаются друг с другом.

   15ВОПР Под ощущением понимается отражение свойств предметов объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сам процесс этого воздействия – раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс – возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Суть ощущения состоит в отражении отдельных свойств предмета. Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания – это так называемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственно связанное с ощущением. Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений: экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов.Существуют генетический подход X. Хэда. к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности:протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства – голод, жажда и др.);эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

16ВОПР Педагогическая система, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие.Педагогика, как любая другая наука, имеет свои категории, которые, с одной стороны, указывают на определенный класс педагогических явлений и фактов, а с другой стороны – определяют предмет педагогики.Категория (греч. kategoria – суждение) – научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.Образование является открытой социальной системой, поэтому в педагогике как науке об образовании выделяют категорию «педагогическая система». Исследователи отмечают, что «под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.В педагогическую систему включается совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как субъекты, содержание, средства, методы, процессы, необходимые для создания организационного и целенаправленного педагогического влияния на процесс развития, обучения и воспитания личности. В каждом образовательном учреждении складывается своя педагогическая система.Системный подход позволяет рассматривать как систему и педагогический процесс, который «представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс реализует цели образования в условиях педагогических систем, в которых организовано взаимодействие педагогов и воспитанников. Он является главной структурной единицей образования и контролирует систему педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников.Сущностную характеристику педагогического процесса составляет педагогическое взаимодействие. Оно, в отличие от других видов взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем понятие «педагогическая деятельность». Оно подразумевает активность двух важнейших компонентов педагогического процесса - педагогов и воспитанников, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.

17ВОПР Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие делает возможным целостное отражение мира, создание интегральной картины действительности, в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности. К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность(,способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов) целостность В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта), структурность(Данное свойство заключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекцией наших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени), константность(Константностью называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия), осмысленность(,Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение). Апперцепция(Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности), активность(заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. не отражаются в нашем сознании) Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

18ВОПР  Лекция,упражнения,,лабараторгая работа,практическая работа,учебная дискуссия,работа с книгой,видеометод,метод обучающей игры. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения; это материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний. Иными словами, средства обучения – это объекты и процессы, служащие источниками учебной информации и инструментами для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания учащихся. се средства обучения разделяются на материальные и идеальные. К материальным средствам, относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тесто­вый материал, модели, средства наглядности, технические средства обучения, лабораторное оборудование.В качестве идеальных средств обучения выступают такие общепринятые системы знаков, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дис­циплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фотографии и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общешкольных требований. К организационным средствам относятся действующие в учебном заведении системы обучения: дневная (очная), вечерняя, заочная, дистантная. На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения: словесные (учебники, и учебные пособия, другие тексты), визуальные средства (микроскоп, диаскоп и т.п.), аудиальные (проигрыватель, магнитофон), аудиовизуальные, (телевизор, видеомагнитофон), средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, локальные телекоммуникационные сети), а также учебно-методические материалы, помещенные на сайтах учебного заведения в сети Интернет.

 

19ВОПР  Внимание — это процесс сознательного  или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.Виды внимания:• непроизвольное — само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожианного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик на раздражение;• произвольное — сознательное сосредоточение на полученииопределенной информации, требующее волевых усилий;• послепроизвольное внимание основывается на интересе, возникающем при вхождении в деятельность. В результате возникновения послепроизвольного внимания снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.Свойства внимания:• концентрация — степень сосредоточенности внимания на объекте;• объем — количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно;• переключение — намеренно осознанный перенос внимания с одного объекта на другой;• распределение — возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;• устойчивость — длительность сосредоточения внимания наобъекте Основные функции внимания:Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности. Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов..

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"