Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:11, шпаргалка
Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение личности».
Понятие «отклоняющееся поведение личности».
Понятие социальной нормы и ее психологическое содержание.
Проблема классификации поведенческих отклонений.
Медицинская классификация поведенческих расстройств (взрослые).
Медицинская классификация поведенческих расстройств (детский и подростковый возраст).
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения личности.
Детерминация отклоняющегося поведения. Социальные факторы отклоняющегося поведения личности.
Детерминация отклоняющегося поведения личности. Биологические предпосылки поведенческих девиаций.
Семейные факторы отклоняющегося поведения личности.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: классификация факторов.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности.
Бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности: психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.
Психологические защиты как бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Индивидуальная психология Адлера.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат научения (бихевиоральный подход).
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат социального научения.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Когнитивные теории.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Копинг-теория.
Сравнительный анализ родственных понятий: отклонение, девиация, дезадаптация, десоциализация; делинкветность, асоциальность, антисоциальность.
Психологическая характеристика агрессивного поведения личности.
Факторы делинквентного поведения.
Психологическая характеристика делинквентного поведения личности.
Социопатическая личность.
Зависимое поведение как многоаспектная социальная проблема.
Общая характеристика зависимого поведения личности.
Факторы зависимого поведения личности.
Феномен со-зависимости.
Химическая зависимость: общая характеристика; этапы формирования аддикции; направления оказания помощи.
Психологическая характеристика суицидального поведения личности.
Концепции формирования суицидального поведения личности.
Суицидальная мотивация.
Методы изучения отклоняющегося поведения.
Клиническое интервью. Схема анализа отклоняющегося поведения личности.
Современные модели психопрофилактической работы.
Специфика работы с девиантным поведением. Цели и принципы поведенческого консультирования.
Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении.
Стратегии социально-психологического вмешательства при зависимом поведении.
Кризисная помощь при суицидальном поведении.
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности. Сравнительный анализ эффективности различных форм и методов.
Цели, формы и методы работы с семьей, члены которой имеют сформированное зависимое поведение.
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности: цели, принципы, формы и методы.
Методы стимулирования позитивной мотивации.
Методы коррекции эмоциональных состояний.
Методы саморегуляции.
Когнитивное переструктурирование.
Методы угашения (ослабления) отклоняющегося поведения.
Методы формирования позитивного поведения.
Этические принципы социально-психологической работы с отклоняющимся поведением личности.
Серьезной проблемой семей зависимых личностей могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются алекситимией - неспособностью родителей выражать в словах свои чувства (понимать их, обозначать и проговаривать). Ребенок не только "заражается" в семье негативными чувствами, он обучается у родителей замалчивать свои переживания, подавлять их и даже отрицать само их существование.
Отсутствие границ между поколениями, чрезвычайная психологическая зависимость членов семьи друг от друга, гиперстимуляция - еще один негативный фактор. М.Маллер [21, с. 15] акцентировала внимание на важности для нормального развития ребенка процесса сепарации - постепенного отделения его от матери посредством ее уходов и возвращений, а также процессов индивидуализации ребенка. В семьях с нарушенными границами аддиктивное поведение может выступать одним из способов влияния на поведение других членов, при этом сама зависимость может давать ощущение независимости от семьи. Одним из доказательств этому является усиление зависимого поведения при усилении семейных проблем.
Семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют "срыв" аддикта, хотя и реально страдают от него. В случае же длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи у родственников аддикта, в свою очередь, могут появляться серьезные проблемы и развиваться состояние со-зависимости. Имеются ввиду негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи.
В то же время наблюдения говорят о том, что в одной и той же семье дети могут демонстрировать различное поведение. Более того, даже в семьях, где родители страдают алкоголизмом, у ребенка не обязательно формируется зависимое поведение. Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности.
В рамках индивидуальных различий прежде всего следует отметить половую избирательность зависимого поведения. Например, пищевая аддикция более характерна для женщин, в то время как гэмблинг чаще встречается у представителей мужского пола. В ряде случаев можно говорить также о действии возрастного фактора. Так, если наркоманией страдают преимущественно лица от 14 до 25 лет, то алкоголизм в целом характерен для более старшего возраста.
Психофизиологические особенности человека, очевидно, выступают в роли фактора, определяющего индивидуальное своеобразие аддиктивного поведения. Они могут существенно влиять на выбор объекта зависимости, на темпы ее формирования, степень выраженности и возможность преодоления.
Предметом многочисленных дискуссий является вопрос о существовании наследственной предрасположенности к некоторым формам зависимости. Наиболее распространена точка зрения, что дети алкоголиков с большой вероятностью наследуют эту проблему. Однако гипотеза наследственной предрасположенности к зависимому поведению не объясняет ряд фактов. Например, современные подростки употребляют наркотики независимо от склонности их родителей употреблять алкоголь. Зависимое поведение может формироваться в любой семье. На его формирование влияет множество семейных факторов. В связи с этим целесообразно говорить не о наследственной, а о семейной предрасположенности к зависимому поведению.
Косвенно склонность к зависимому поведению может определяться типологическими особенностями нервной системы. Можно предположить, что такие врожденные свойства, как приспособляемость к новым ситуациям, качество настроения, чувствительность, контактность, при прочих неблагоприятных условиях влияют на формирование аддиктивного поведения.
Существует определенная зависимость между типами характера и некоторыми видами зависимого поведения. Так, пьянство и употребление наркотиков [7] чаще встречаются при эксплозивной и неустойчивой акцентуации характера, достаточно часто - при эпилептоидной и гипертимной.
Зависимое поведение также может рассматриваться как следствие обсессивного или компульсивного характеров. Базовый конфликт обсессивно-компульсивных личностей, по мнению Н. Мак-Вильямса, - это гнев, борющийся со страхом быть осужденным [15, с. 362]. Личность стремится освободиться от бессознательного чувства вины и осознаваемого стыда вследствие несоответствия собственным стандартам. Вместо того чтобы признавать и выражать данные аффекты, человек или выстраивает защитные мыслительные конструкции (обсессивность), либо старается освободиться от тревоги в действии (компульсивность). Обсессивность вполне может принимать участие в суицидальном поведении. Компульсивность же, как стереотипное повторение какого-либо действия (даже вопреки желанию личности), непосредственно связана с различными формами аддиктивного поведения. Н.Мак-Вильямс называет пьянство, переедание, употребление наркотиков, пристрастие к азартным играм, покупкам или сексуальным приключениям "разновидностями сугубо вредоносного компульсивного поведения" [11, с. 358]. Отличительной особенностью компульсивного характера будет не деструктивность, а склонность к чрезмерной вовлеченности.
Ряд исследований посвящен изучению связи между невротическим развитием личности и ее аддиктивным поведением. Например, пищевые и сексуальные аддикции настолько часто сочетаются с невротическими симптомами, что некоторые авторы рассматривают их как психосоматические или невротические расстройства 23].
Другим важным индивидуальным фактором, влияющим на поведение личности, может выступать стрессоустойчивостъ. В последние годы за рубежом и в России развивается взгляд на аддиктивное поведение, как на следствие сниженной способности личности справляться со стрессом [10, 29]. Предполагается, что аддик-тивное поведение возникает при нарушении копинг-функции - механизмов совладения со стрессом. Исследования свидетельствуют о различиях в копинг-поведении здоровых и зависимых людей. Например, наркозависимые подростки демонстрируют такие характерные реакции на стресс, как уход от решения проблем, отрицание, изоляция [29].
Бездуховность, отсутствие смысла жизни, неспособность принять ответственность за свою жизнь на себя - эти и другие сущностные характеристики человека, вернее их деформации, несомненно, также способствуют формированию зависимого поведения и его сохранению.
Говоря о факторах зависимого поведения, следует еще раз подчеркнуть, что в его основе лежат естественные потребности человека. Склонность к зависимости в целом является универсальной особенностью человека. При определенных условиях, однако, некоторые нейтральные объекты превращаются в жизненно важные для личности, а потребность в них усиливается до неконтролируемой.
29. Феномен со-зависимости.
Любая зависимость рассматривается специалистами как болезнь, нарушение нормального
ритма жизни, поведения, восприятия действительности.
И, что немаловажно, изменение отношений
с окружающими и близкими людьми.
Когда в семье находится зависимый человек
(наркоман, алкоголик, игроман и т.п.), он
изменяет жизнь близких людей, членов
семьи, тех, кому он дорог. Очень часто
близкие наркомана, алкоголика или игромана
становятся так называемыми «созависимыми».
Этот термин можно применить также к близким
человека, страдающего любым серьезным
заболеванием. Аддикция сплачивает семью
в борьбе с объектом зависимости, она дает
иллюзию близости.
В семье с со-зависимостью всегда нарушено распределение ролей и ответственности. Аддикт очень редко берет ответственность за свои поступки на себя. Он стремится свалить всю вину за происходящее на других. В конце концов, родственники принимают на себя всю ответственность за жизнь аддикта, оставляя ему лишь одно - аддикцию.
В рамках отношений со-зависимости возможна ситуация негласного "взаимного договора" - "я закрываю глаза на твое употребление, а взамен ты делаешь то-то и то-то". Таким образом, может поддерживать алкогольно-зависимое поведение мужа, всякий раз что-то получает за свою лояльность, например шмотки или деньги.
Возможны и отношения по типу "параллельного существония". Члены семьи и аддикт делают вид, что каждый живет жизнью и в проблемы друг друга абсолютно не вмешиваются, такие отношения возможны в дистанцированных семьях, в которых четко соблюдаются условия отдельного, автономного проживания, где члены семьи живут как в общежитии. У них существует только одна общая задача - не выносить сор из избы.
Независимо от типа отношений неизбежно ухудшается самочувствие членов со-зависимой семьи. Члены семьи подвергаются следующим изменениям: » собственное Я теряется, происходит фиксация на употреблении; » поведение аддикта фактически полностью определяет эмоциональное состояние других членов семьи; » преобладают аффекты ярости, вины, отчаяния; » резко падает самооценка и самоуважение, например приходит ощущение "мы плохие, мы виноваты во всем"; » усиливаются лже-роли: жертвы ("за что мне такие мучения"), спасателя ("я спасу его, чего бы мне это ни стоило"); » испытывается состояние эмоционального отупения и апатии; наступает изоляция; » на фоне хронического стресса неуклонно ухудшается здоровье: обостряются соматические болезни, развивается депрессия.
Депрессия опасна не только тем, что она снижает работоспособность и ухудшает самочувствие. Депрессия может вызвать суицидальное поведение. Таким образом, проблема зависимого поведения расширяется до семейного расстройства.
30. Химическая зависимость: общая характеристика; этапы формирования аддикции; направления оказания помощи.
В широком смысле под химической зависимостью (другие названия - лекарственная, наркотическая) понимают зависимость от употребления любых психоактивных веществ, которые в связи с этим подразделяются на легальные (табак, алкоголь, лекарства) и нелегальные наркотики (кокаин, производные конопли, опиата и др.).
Для синдрома физической зависимости характерны
следующие клинические признаки:
— непреодолимое желание употреблять
психоактивные вещества;
— сниженный контроль за началом, окончанием
или общей дозировкой их приема;
— употребление с целью смягчить синдром
отмены (абстинентный синдром);
— повышение толерантности к наркотику
(потребность в более высоких дозах);
— снижение ситуационного контроля (употребление
в непривычных обстоятельствах);
— игнорирование других удовольствий
ради приема наркотиков;
— психические расстройства или серьезные
социальные проблемы вследствие употребления.
Специфической особенностью химической
зависимости является наличие тесной
связи между двумя ее аспектами - клиническим
и психосоциальным. Это означает, что поведение,
связанное с употреблением наркотиков,
следует одновременно рассматривать и
как комплекс социально-психологических
проблем, и как следствие прогрессирующих
физико-химических изменений в организме.
На определенном этапе формирования аддикции
(этапе физической зависимости) химические
процессы в организме начинают играть
ведущую роль в поддержании аддиктивного
поведения.
Несмотря на некоторые различия в клинических проявлениях отдельных форм химической зависимости, последние имеют общие социально-психологические признаки. В основе данной аддикции лежит потребность продолжать прием наркотика с целью достижения чувства комфорта или устранения неприятных ощущений (например, абстинентного синдрома). Влечение к наркотику носит чрезвычайно сильный характер.
Одним из указаний на злоупотребление наркотиками является социальная деградация, проявляющейся прежде всего в быстро нарастающей социальной дезадаптации. При этом наблюдается снижение успеваемости, отказ от учебы или профессиональной деятельности, конфликты с социальным окружением, проблемы с законом, отход от семьи и друзей, сужение общения до наркоманического круга, изоляция.
Параллельно с социальной деградацией происходит выраженное изменение характера. На фоне озабоченности наркотиком нарастает общая необязательность, формируется амотивационный синдром (утрата прежних интересов). Отрицание становится стилем поведения. Наркозависимый отрицает буквально все: факты употребления, правила, свои поступки, свою ответственность, наличие проблем, наконец, зависимость и необходимость ее лечения. Попытки окружающих помочь зависимому или обесцениваются или вызывают агрессию. Реальность полностью заменяется фантазиями в форме бесплодных мечтаний, невыполняемых обещаний, лжи, иллюзий.
Направления оказания помощи:
- Социальная
- медицинская
- Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность) принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.
Психологическая помощь имеет два ведущих направления. Это психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Психодиагностика, как правило, не является самостоятельным направлением работы и не должна быть целью психологической помощи. Это вспомогательный вид деятельности, важный, но не обязательный, как правило, решающий промежуточные практические задачи.
Психологическая интервенция может осуществляться в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии. Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции - наиболее общие требования к деятельности специалиста. Ведущими принципами поведенческой психологии являются: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество.