Шпаргалка по «Психологическому консультированию личности с девиантным поведением»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:11, шпаргалка

Краткое описание

Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение личности».
Понятие «отклоняющееся поведение личности».
Понятие социальной нормы и ее психологическое содержание.
Проблема классификации поведенческих отклонений.
Медицинская классификация поведенческих расстройств (взрослые).
Медицинская классификация поведенческих расстройств (детский и подростковый возраст).
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения личности.
Детерминация отклоняющегося поведения. Социальные факторы отклоняющегося поведения личности.
Детерминация отклоняющегося поведения личности. Биологические предпосылки поведенческих девиаций.
Семейные факторы отклоняющегося поведения личности.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: классификация факторов.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности.
Бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности: психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.
Психологические защиты как бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Индивидуальная психология Адлера.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат научения (бихевиоральный подход).
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат социального научения.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Когнитивные теории.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Копинг-теория.
Сравнительный анализ родственных понятий: отклонение, девиация, дезадаптация, десоциализация; делинкветность, асоциальность, антисоциальность.
Психологическая характеристика агрессивного поведения личности.
Факторы делинквентного поведения.
Психологическая характеристика делинквентного поведения личности.
Социопатическая личность.
Зависимое поведение как многоаспектная социальная проблема.
Общая характеристика зависимого поведения личности.
Факторы зависимого поведения личности.
Феномен со-зависимости.
Химическая зависимость: общая характеристика; этапы формирования аддикции; направления оказания помощи.
Психологическая характеристика суицидального поведения личности.
Концепции формирования суицидального поведения личности.
Суицидальная мотивация.
Методы изучения отклоняющегося поведения.
Клиническое интервью. Схема анализа отклоняющегося поведения личности.
Современные модели психопрофилактической работы.
Специфика работы с девиантным поведением. Цели и принципы поведенческого консультирования.
Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении.
Стратегии социально-психологического вмешательства при зависимом поведении.
Кризисная помощь при суицидальном поведении.
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности. Сравнительный анализ эффективности различных форм и методов.
Цели, формы и методы работы с семьей, члены которой имеют сформированное зависимое поведение.
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности: цели, принципы, формы и методы.
Методы стимулирования позитивной мотивации.
Методы коррекции эмоциональных состояний.
Методы саморегуляции.
Когнитивное переструктурирование.
Методы угашения (ослабления) отклоняющегося поведения.
Методы формирования позитивного поведения.
Этические принципы социально-психологической работы с отклоняющимся поведением личности.

Вложенные файлы: 1 файл

девиантное.doc

— 781.00 Кб (Скачать файл)

Цель интервенции девиантного поведения личности состоит в ослаблении или устранении тех форм ее поведения, которые препятствуют социальной адаптации. Задачи психологического вмешательства: формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровление; стимулирование личностных изменений; коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения; создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления.

Методы поведенческой интервенции: стимулирование мотивации изменения поведения; коррекция эмоциональных нарушений; методы саморегуляции; методы когнитивного переструктурирования; методы гашения нежелательного поведения; методы формирования позитивного поведения.

Стимулирование мотивации изменения поведения можно назвать самой главной задачей и самой большой трудностью психолого-социального воздействия на личность.

Существует два основных способа коррекции негативных эмоциональных состояний — уменьшение их силы (например, по методике систематической десенсибилизации) и выработка альтернативных реакций (например, в форме тренинга релаксации или уверенности).

Саморегуляция — следующая важная «мишень» психологического воздействия. Наиболее распространенным методом является тренинг релаксации. Наряду с тренингом релаксации используют метод формирования стратегии самоконтроля.

Первым приемом когнитивного переконструирования может быть обращение внимания на противоречия в суждениях или рассказе подростка. Другой распространенной методикой является идентификация и коррекции дисфункциональных мыслей.

Существуют различные способы гашения нежелательных действий — наказание (тайм-аут, использование негативных последствий реакций, предъявление аверсивного события).

Наиболее распространенным методом формирования желательного поведения является подкрепление (положительные подкрепляющие стимулы, отрицательно подкрепляющие стимулы).

42. Цели, формы и методы работы с семьей, члены которой имеют сформированное зависимое поведение.

А) Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.

Зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации

Как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье. Как шутят психологи: «Вам нужен психоаналитик, если у вас когда-нибудь были родители». Понятно, что большинство психологических проблем проистекает из семьи. Зачастую они передаются из поколения в поколение на протяжении долгого времени. И это не чья-то вина, а общая беда.

Признаков неблагополучия в семье или нездоровой атмосферы, на почве которой могут развиваться психологические трудности, очень много. Вот только некоторые из них:  неполная семья, наличие любого вида зависимости у одного из членов семьи; душевное или физическое нездоровье; неспособность контролировать себя в чем-то; слишком жесткие правила и дисциплина, гиперконтроль со стороны родителей или полное отсутствие правил и вседозволенность; наличие члена семьи, который доминирует во всем; культивирование духа соперничества среди детей; хроническая напряженность в отношениях, неспособность или нежелание ее снять; ругань, жестокость к детям; все виды насилия; удушливая атмосфера в семьях, члены которой связаны слишком тесными узами и многое другое12.

Москаленко В.Д. в книге «Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом»13  отмечает негласные правила, которые существуют в нездоровых семьях:     

-  не говорить о своих проблемах, делать вид, что их нет вовсе;

  • не выражать открыто своих чувств;
  • избегать прямых высказываний, стремиться к выражению своих мыслей иносказаниями. А своих потребностей – через манипуляции;
  • привычки строить нереальные планы и возлагать на людей или обстоятельства вину за крах несбыточных надежд;
  • всюду искать и находить врагов и недоброжелателей;
  • «не выносить сор из избы» и «не раскачивать лодку» – то есть не вспоминать о тех проблемах, о которых всем удалось хотя бы на время забыть.

Соответственно, семья играет ведущую роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения. Патологическая система сложившихся отношений неосознанно будет провоцировать срыв зависимого, пытающегося избавиться от болезни, не смотря на то, что все от этого страдают. У близких зависимого, в свою очередь, развивается состояние созависимости (негативные изменения в личности и поведении близких, формирующиеся в результате зависимого поведения кого-либо из членов семьи). Она характеризуется чрезмерной озабоченностью чем-то или кем-то, потерей внутренней реальности (так же, как наркоман сосредоточен на наркотике, его мать сосредотачивается на своем ребенке). Характерно, что у близких развиваются похожие нарушения, в том числе и отрицание, потеря самоуважения, сужение мышления, остановка развития внутреннего «Я». Более того, «самое трудное в лечении наркомании и алкоголизма — это лечение… родителей наркомана или алкоголика»14 - как выразился специалист с многолетним опытом в этой сфере С.Н. Зайцев.

Созависимость — это устойчивая личностная дисфункция, связанная с отчуждением, неприятием своих собственных чувств, мыслей, желаний, потребностей, с устойчивой потребностью восполнения своей личности личностью другого человека, с полной зависимостью своего настроения и душевного состояния от настроения и состояния другого.

Б) Социальные проблемы зависимого характеризуются также сужением социальных контактов вплоть до контактов только с людьми, имеющими подобные интересы или с лицами, поощряющими аддиктивное поведение, неспособностью взаимодействовать с окружающими людьми без изменения сознания. Естественно, что такой человек, не в состоянии нормально работать или учиться.

Хочется еще раз подчеркнуть, что семейное консультирование и семейная психотерапия являются приоритетным направлением в работе с детьми и подростками [5, 21]. Если сотрудничество с семьей по каким-либо причинам затруднено, если семья не может выполнять воспитательных функций, подросток с девиантным поведением должен включаться в другую социальную группу - тренинговую, психотерапевтическую или реабилитационную. Работа с девиантным поведением - это работа с нарушенным социальным поведением, поэтому его изменение возможно только через включение личности в поддерживающие и конструктивные социальные системы. Одна из ведущих задач психолога состоит в проектировании социотерапевтической среды, а также новых конструктивных отношений личности.

43. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности: цели, принципы, методы и формы.

Цели и принципы поведенческой коррекции

Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением. Поведенческий подход имеет ряд очевидных преимуществ. Для него характерны концептуальная четкость и относительная простота методов. Он непосредственно нацелен на поведенческие изменения и имеет выраженный практический характер. Поведенческая интервенция хорошо сочетается с фармакотерапией. Среди других ее достоинств: широкий спектр возможностей, наглядная результативность метода, краткосрочность.

Эффективность воздействия определяется его целями, которые, в свою очередь, формулируются на основе изучения ведущих механизмов и причин нежелательного явления. С момента зарождения бихевиоризма и до наших дней поведение личности преимущественно ассоциируется с внешними действиями, а поведенческие методы — с условными рефлексами. Тогда как современная поведенческая психология выходит далеко за рамки внешне наблюдаемого поведения. В настоящее время она является синтезом нескольких направлений, таких, как классическая поведенческая теория, необихевиоризм, когнитивный подход, теория социального научения, нейропсихология, копинг-теория. Более того, поведенческая психология широко использует данные, полученные в других областях психологической науки, например в психоанализе.

Интеграция психологических знаний закономерно привела к углублению самого понятия «поведение». Сегодня в структуре поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней: мотивация, побуждающая к поведению; эмоциональные процессы, сопровождающие поведение; саморегуляция поведения; когнитивная переработка информации; наконец, внешне наблюдаемые проявления и действия.

Нарушения в данных подсистемах выступают причинами отклоняющегося поведения личности и определяют направления психологического воздействия. Перечислим основные подсистемы отклоняющегося поведения.

Девиантная мотивация — это ценности, потребности, убеждения, личностные смыслы — все, что имеет значение для данного человека и побуждает его к анормативной активности. Человеческие потребности — нормальные, например, в комфорте или безопасности — становятся причинами отклоняющегося поведения в тех случаях, когда личность испытывает дефицит в приемлемых способах их удовлетворения. Отклоняющееся поведение также может быть связано с дефицитом высших смыслообразующих и жизнеутверждающих ценностей, с духовным кризисом личности. Наконец, мотивация девиантного поведения может иметь форму агрессивных и саморазрушительных побуждений, враждебных установок и корыстно-эгоистических мотивов. 
Другую группу причин составляют эмоциональные проблемы и тесно с ними связанные трудности саморегуляции. Отклоняющееся поведение, как правило, сопровождается негативными эмоциями или эмоциональными расстройствами, например агрессией или депрессией. Ведущую роль в происхождении девиантного поведения играет тревога. Эмоциональные проблемы порождают трудности релаксации {расслабления) и саморегуляции в целом. Нарушения также затрагивают регуляцию произвольных действий — целеполагание, планирование, оценку и самоконтроль. Саморегуляция, в свою очередь, может быть нарушена вследствие личностных особенностей, таких, как неразвитая речевая регуляция, низкая рефлексивность, заниженная самооценка. 
Следующая группа причин отклоняющегося поведения включает негативно-девиантный социальный опыт. Это дезадаптивные поведенческие стереотипы (привычки, навыки), когнитивные искажения и дефициты, подкрепляемые социальными условиями. Это также элементарное отсутствие в опыте индивида позитивных навыков (поведенческий дефицит), составляющих основу дезадаптивности личности.

Рассмотренные причины девиантного поведения позволяют сформулировать стратегические цели психологической помощи личности с отклоняющимся поведением:

  • формирование конструктивной мотивации (позитивных ценностей, ориентации на выполнение социальных требований и самосохранение);
  • интеграция индивидуального опыта;
  • совершенствование саморегуляции;
  • повышение стрессоустойчивости и расширение ресурсов личности;
  • выработка жизненно важных умений;
  • устранение или уменьшение проявлений дезадаптивного поведения;
  • расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности;
  • повышение уровня социальной адаптации.

Более частными и конкретными задачами психологического воздействия на отклоняющееся поведение личности могут выступать:

  • устранение дефицита в поведенческих репертуарах;
  • усиление адаптивного поведения;
  • ослабление или устранение неадекватного поведения;
  • устранение изнурительных реакций тревоги;
  • развитие способности расслабляться;
  • развитие способности самоутверждаться;
  • развитие эффективных социальных навыков;
  • достижение адекватного сексуального функционирования;
  • развитие способности к саморегулированию

Ведущую цель психологической коррекции отклоняющегося поведения личности можно сформулировать как достижение позитивных поведенческих изменений в выделенных направлениях.

Психологическая интервенция может осуществляться в форме консультирования, педагогической коррекции, тренингов, психотерапии. Также она может иметь вид индивидуальной, семейной или групповой работы. Во всех случаях, независимо от формы и условий, должны соблюдаться основные принципы поведенческой коррекции — наиболее общие требования к деятельности специалиста. Ведущими принципами поведенческой психологии являются: объективность, поведенческая оценка, системность и сотрудничество. При этом должны также соблюдаться общие принципы оказания психологической помощи, рассмотренные в предыдущей теме.

Принцип объективности предполагает ориентацию преимущественно на внешне проявляемые и измеряемые переменные. Это могут быть: эмоциональные реакции, высказывания, жесты, физиологические проявления (сердцебиение, покраснение, дрожь), двигательные реакции, симптомы (головокружение, спазм мышц, страхи), мысли, конкретные действия и поступки. Поведенческие проявления должны фиксироваться максимально конкретно (объективно) и систематически.

Другой важный принцип — поведенческой оценки — указывает на необходимость проведения функционального анализа поведения клиента. Поведенческая оценка проводится при первой же встрече, а также впоследствии для оценки эффективности работы или изменения тактики воздействия. Она может осуществляться в форме заполнения таблицы с тремя колонками, каждая из которых, соответственно, содержит:

  1. стимулы и ситуации (что предшествовало поведению);
  2. поведенческие реакции личности (как реагировала личность);
  3. результаты и последствия данных реакций (что следовало сразу за поведением).

Информация о работе Шпаргалка по «Психологическому консультированию личности с девиантным поведением»