Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 21:11, шпаргалка
Поведение как психологическая категория и как свойство индивида.
Критерии определения понятия «отклоняющееся поведение личности».
Понятие «отклоняющееся поведение личности».
Понятие социальной нормы и ее психологическое содержание.
Проблема классификации поведенческих отклонений.
Медицинская классификация поведенческих расстройств (взрослые).
Медицинская классификация поведенческих расстройств (детский и подростковый возраст).
Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения личности.
Детерминация отклоняющегося поведения. Социальные факторы отклоняющегося поведения личности.
Детерминация отклоняющегося поведения личности. Биологические предпосылки поведенческих девиаций.
Семейные факторы отклоняющегося поведения личности.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: классификация факторов.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: Экзистенционально-гуманистический подход к девиантному поведению личности.
Бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности: психодинамические аспекты отклоняющегося поведения.
Психологические защиты как бессознательные механизмы отклоняющегося поведения личности.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Индивидуальная психология Адлера.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат научения (бихевиоральный подход).
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Отклоняющееся поведение как результат социального научения.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Когнитивные теории.
Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности. Копинг-теория.
Сравнительный анализ родственных понятий: отклонение, девиация, дезадаптация, десоциализация; делинкветность, асоциальность, антисоциальность.
Психологическая характеристика агрессивного поведения личности.
Факторы делинквентного поведения.
Психологическая характеристика делинквентного поведения личности.
Социопатическая личность.
Зависимое поведение как многоаспектная социальная проблема.
Общая характеристика зависимого поведения личности.
Факторы зависимого поведения личности.
Феномен со-зависимости.
Химическая зависимость: общая характеристика; этапы формирования аддикции; направления оказания помощи.
Психологическая характеристика суицидального поведения личности.
Концепции формирования суицидального поведения личности.
Суицидальная мотивация.
Методы изучения отклоняющегося поведения.
Клиническое интервью. Схема анализа отклоняющегося поведения личности.
Современные модели психопрофилактической работы.
Специфика работы с девиантным поведением. Цели и принципы поведенческого консультирования.
Стратегии социально-психологического вмешательства при делинквентном поведении.
Стратегии социально-психологического вмешательства при зависимом поведении.
Кризисная помощь при суицидальном поведении.
Психологическая интервенция отклоняющегося поведения личности. Сравнительный анализ эффективности различных форм и методов.
Цели, формы и методы работы с семьей, члены которой имеют сформированное зависимое поведение.
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности: цели, принципы, формы и методы.
Методы стимулирования позитивной мотивации.
Методы коррекции эмоциональных состояний.
Методы саморегуляции.
Когнитивное переструктурирование.
Методы угашения (ослабления) отклоняющегося поведения.
Методы формирования позитивного поведения.
Этические принципы социально-психологической работы с отклоняющимся поведением личности.
В) Развитие в 1960-е гг. кибернетики и теории систем породило такое направление в психологии, как системное консультирование и системная семейная психотерапия [7, 17]. В рамках данного подхода личность рассматривается как элемент какой-либо социальной системы. Например, на поведение человека влияет его семья, поскольку он включен в семейную систему. Системными семейными характеристиками будут: иерархия, границы, подсистемы, правила, стили коммуникации и т.д. Семейная система должна быстро и гибко адаптироваться к внутренним и внешним изменениям. Семьи могут быть гармоничными и дисфункциональными. Дисфункциональная семья не справляется со стрессорами и не обеспечивает условий для личностного роста каждого из своих членов. Стрессорами являются любые события, требующие изменений в семейной системе. Это, например, рождение ребенка, смена профессии, миграция семьи, достижение Ребенком подросткового возраста, уход детей из дома.
С позиций семейной терапии каждый участник семейного провеса играет определенные роли, а система в целом стремится к подержанию устойчивого равновесия. Отклоняющееся поведение - семейного неблагополучия. В целом симптом служит удержанием от распада и сохранению привычного равновесия. Например, наркозависимость подростка может удерживать родителей от развода, поскольку родители в данном случае объединят силы на борьбу с реальной опасностью.
Носитель симптома обозначается как идентифицированный пациент. Симптоматическое поведение характеризуется следующими признаками:
С. А. Кулаков указывает, что чаще всего причинами симптоматического поведения выступают следующие обстоятельства [7, с. 116]:
Если семья рассматривается как саморегулирующаяся система, а симптоматическое поведение как механизм ее регуляции, то в случае устранения симптома вся система может оказаться временно нерегулируемой. Поэтому не только носитель симптома, но вся семья неосознанно сопротивляется позитивным переменам, в том числе поддерживая отклоняющееся поведение.
Благодаря анализу психологических концепций мы еще раз смогли убедиться, насколько сложна и многообразна изучаемая нами реальность - отклоняющееся поведение личности. Отклоняющееся поведение может быть следствием духовных проблем, оно также может быть связано с внутриличностными конфликтами и неадекватными психологическими защитами, оно может быть результатом семейной дисфункции, и наконец, нежелательное поведение может быть просто привычкой - действием, которое неоднократно повторялось и вознаграждалось внешней или внутренней выгодой. Это может быть что-то одно или многое сразу.
12. Психологические механизмы отклоняющегося поведения личности: классификация факторов.
В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:
-
внешние условия физической
- внешние социальные условия;
-
внутренние наследственно-
-
внутриличностные причины и
Конкретизируя рассмотренные психологические факторы и механизмы девиантного поведения, мы можем попытаться систематизировать его психологические составляющие.
Итак, отклоняющееся поведение характеризуют:
В случае отклоняющегося поведения, как правило, имеют место несколько из перечисленных психологических проблем. Остается до конца не ясным вопрос - когда и почему рассмотренные особенности личности превышают «порог допустимого», вызывая поведенческие расстройства? Справедливости ради, следует заметить, что психологические трудности в той или иной степени присущи каждому человеку (например, неуверенность в себе). Но в силу определенных причин (например, системы личностных смыслов) в одном случае личные проблемы стимулируют человека к позитивной активности (творчеству, служению людям, достижениям), а в другом случае они провоцируют отклоняющееся поведение.
В целом, накопленные клинические и экспериментальные данные позволяют предположить, что не существует линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо конкретным фактором, механизмом. Как правило, отклоняющееся поведение личности представляет собой сложную форму социального поведения, детерминированного системой взаимосвязанных факторов - условий и психологических причин.
Выделенные факторы зависимого поведения можно представить в виде рабочей схем и для анализа. Данная схема позволяет своевременно распознать наиболее уязвимые сферы личности, которые могут выступать одновременно и причинами и стабилизаторами проблемного поведения.
13. Психологические механизмы
отклоняющегося поведения личности: Экзистенционально-
Наибольший интерес в этом отношении, на наш взгляд, представляет концепция австрийского психиатра и психолога В. Франкла (1905- 1997). В его понимании специфические человеческие характеристики - это прежде всего духовность, свобода и ответственность [20]. Духовное бытие человека предполагает осмысленное существование в форме свободного самоопределения в мире ценностей (с учетом объективных обстоятельств его жизни), за что он несет ответственность перед своей совестью и Богом. Проблемы поведения так или иначе связаны с Дефицитом рассмотренных качеств, т.е. с проявлениями бездуховности.
Фундаментальной мотивационной силой в людях, по мнению В.Франкла, является стремление к смыслу. Людям требуется обнаруживать смысл, то ради чего стоило бы жить, буквально во всем. "Смысл нельзя дать, его нужно найти" [20, с. 37], поскольку он уникален для каждого человека и может быть осуществлен только им самим. Если человек не видит смысла в чем-то вне себя, выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно. Гиперрефлексия (чрезмерная саморефлексия) и гиперинтенция (чрезмерное внимание к удовлетворению своих желаний) - два главных способа, которые люди предпочитают использовать, чтобы не выходить за рамки своего Я. Найти смысл в чем-то вне себя можно тремя различными способами: 1) что-то делать, давать жизни (ценности творчества); 2) что-то брать от жизни (ценности переживания); 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например при смертельном заболевании (ценности отношения). Кроме того, переживания, имевшие место в прошлом, и религия - это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.
Тогда, когда фрустрировано (чем-то блокировано) стремление к смыслу, возникает состояние экзистенциальной фрустрации. Апатия и скука - ее главные характеристики. Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является ни патологической, ни патогенной. Тревога людей, даже их отчаяние, обусловленные тщетными поисками смысла жизни, - это скорее духовные бедствия, чем болезнь. Ощущение бессмысленности жизни одновременно может быть признаком интеллектуальной искренности и честности.
Нормальность и аномальность личности, по мнению В.Франкла, определяются особенностями ее позиции по отношению к жизни, смерти и своей судьбе. "Страдание, вина и смерть - названные мной триединством человеческого существования - ни в коей мере не умаляют смысла жизни, но, наоборот, всегда могут трансформироваться во что-то положительное", - пишет В.Франкл [20, с. 23]. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. "Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке" [20, с. 43].
Позиция аномальной личности обозначается В.Франклом как фаталистическая. В этом случае человек не рассматривает себя как ответственного за самоопределение в ценностях и, следовательно, как активного участника своей собственной жизни. Вследствие этого он позволяет различным - природным, социальным и психологическим - детерминантам определять свой жизненный путь. Сам же человек в данном случае страдает от ощущения бессмысленности, опустошенности и тщетности. Состояние внутренней пустоты В.Франкл назвал экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальная фрустрация и экзистенциальный вакуум - непосредственные причины особых "ноогенных неврозов". В. Франкл определяет ноогенный невроз как "такой, который вызывается духовной проблемой, моральным или этическим конфликтом" [20, с. 312].
Экзистенциальный вакуум не только вызывает чувство бессмысленности и невроз у отдельных людей, но и порождает такие общественные бедствия, как депрессия, наркомания и агрессия, в отношении которых автор использует термин "массовая невротическая триада". Например, такое следствие депрессии, как самоубийство, по мнению В.Франкла, на 85% является следствием экзистенциальной фрустрации. Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели (или не имеющие цели), с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. И агрессивными люди становятся тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности. В. Франкл полагает, что экзистенциальный вакуум и экзистенциальная фрустрация с каждым годом распространяются все более широко. Молодые люди явно страдают от недостатка положительных образцов для подражания (воспитателей и кумиров, нашедших в жизни смысл).
Таким образом, в соответствии с воззрениями В.Франкла, отклоняющееся поведение возникает потому, что люди подавляют свою духовность, уходят от ответственности за поиск смысла. Оказать помощь человеку с отклоняющимся поведением значит помочь ему осознать свое духовное Я и принять ответственность за свою судьбу, с последующим открытием им смысла своего существования.
К экзистенциальной психологии тесно примыкают гуманистические теории, например клиентцентрированная психология (психотерапия) К.Роджерса (1902- 1987). Ключевое место в данной системе занимают понятия самости и самоактуализации. Самость или Я-концепция - это совокупность представлений человека о себе, которые являются результатом опыта и непрерывно изменяются в течение жизни. Самоактуализация - стремление личности к росту и развитию в соответствии с изначально заложенными в ней потенциальными возможностями. Тенденция к самоактуализации ярко проявляется у человека и является признаком личностного благополучия. Самоактуализирующаяся личность имеет ряд специфических характеристик: открытость новому опыту, веру в свой организм, внутренний локус контроля (самостоятельность, независимость, ответственность), стремление существовать в процессе (роста и развития). Нормальная (здоровая) личность относительно близка к идеалу самоактуализирующейся личности [16].
У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован и существует лишь в возможности. Основная преграда, по мнению К. Роджерса, коренится в системе так называемых условных ценностей. Условные ценности приводят к тому, что человек относится положительно к себе и другим людям только в случае их соответствия каким-то условным идеалам. В то время как при безусловном положительном отношении человек рассматривается как высшая ценность и заслуживает принятия без каких-либо условий его соответствия идеалам-требованиям.
Условные ценности формируются в детстве в семье, например когда мать, используя потребность ребенка в любви и уважении, выражает отрицательное отношение к нему из-за невыполнения им ее конкретных требований. Далее самоуважение ребенка будет зависеть от навязанных ценностей матери и способности им соответствовать. Находясь под жестким влиянием навязанных условных ценностей, личность по существу превращается в маску-личину.
Таким образом, для нормального развития человек должен иметь опыт самовыражения. Напротив, нереалистичные, искаженные представления о себе, противоречивый опыт, внутренний конфликт между потребностью в самореализации и зависимостью от оценок извне, - все это неизбежно вызывает проблемное поведение. Следовательно, для преодоления личностных и поведенческих проблем необходимо стимулировать процесс актуализации, создавая специальные условия. Например, в ходе клиентцентрированной терапии это - искренний интерес к личности, безусловное положительное принятие человека, безоценочное отношение к нему.