Шпаргалка по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:29, шпаргалка

Краткое описание

Вопросы к экзамену по психологии для студентов специальности «Дошкольное образование» с ответами

Содержание

' 1. Становление психологии как науки. Основные отрасли психологии Задачи современ; психологии иее место системе наук
Методы психологии. Использование методов психологических исследований в практической деятельности педагога
Психика и мозг человека
Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Самосознание как особая форма сознания. Сознание и 6ессозна1ельное
Понятие о деятельности, Характеристика деятельности. Основные виды деятельности Структура деятельности.
Внимание. Виды внимания и их характеристика. Основные свойства внимания.
Ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений.
Восприятия. Виды восприятия. Основные св-ва восприятия. Отличие восприятия от ощущений.
Память как психический процесс. Виды памяти. Основные процессы памяти
Понятие о мышлении. Виды мышления. Основные формы мышления. Мыслительные операции. Качества ума
П. Воображение. Виды воображения. Этапы творческого процесса . Способы создания образов
12 Язык и речь. Функции речи. Виды речи и их характеристика.
Человек как индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности. Социальное и биологическое в личности.
«Я» - концепция. Самооценка. Уровень притязаний. Комплекс неполноценности.
Понятие о темпераменте. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.
16.Понятие о характере. Черты характера. Связь характера с темпераментом.
17. Понятие о способностях. Задатки. Уровни и ступени развития способностей. Общие и специальные способности.
18. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональной сферы. Значение эмоций и чувств в деятельности человека и становлении его личности. Физиологические основы и внешнее проявление эмоций и чувств. Виды чувств, эмоциональные состояния.
19. Общая характеристика воли. Волевое действие и его структура. Волевые качества личности.
20. Характеристика общения: понятие, функции, виды, средства.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по психологии чистовик.docx

— 182.40 Кб (Скачать файл)

Вопросы к экзамену по психологии для студентов специальности «Дошкольное образование»



' 1. Становление психологии как науки. Основные отрасли психологии Задачи современ;  психологии иее место системе наук

  1. Методы психологии. Использование методов психологических исследований в практической деятельности педагога
  2. Психика и мозг человека
  3. Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Самосознание как особая форма сознания. Сознание и 6ессозна1ельное
  4. Понятие о деятельности, Характеристика деятельности. Основные виды деятельности Структура деятельности.
  5. Внимание. Виды внимания и их характеристика. Основные свойства внимания.
  6. Ощущения. Виды ощущений. Основные закономерности ощущений.
  7. Восприятия. Виды восприятия. Основные св-ва восприятия. Отличие восприятия от ощущений.
  8. Память как психический процесс. Виды памяти. Основные процессы памяти
  9. Понятие о мышлении. Виды мышления. Основные формы мышления. Мыслительные операции. Качества ума

П. Воображение. Виды воображения. Этапы творческого процесса . Способы создания образов

12 Язык и речь. Функции  речи. Виды речи и их характеристика.

  1. Человек  как индивид, личность, субъект, индивидуальность. Структура личности. Социальное и биологическое в личности.
  2. «Я» - концепция.  Самооценка. Уровень притязаний. Комплекс неполноценности.
  3. Понятие о темпераменте. Теории темперамента. Физиологические основы темперамента. Типы темперамента и их психологическая характеристика.

16.Понятие о характере.  Черты характера. Связь характера  с темпераментом.

17. Понятие о способностях. Задатки. Уровни и ступени развития  способностей. Общие и специальные  способности.

18. Эмоции и чувства.  Развитие эмоциональной сферы.  Развитие эмоциональной сферы.  Значение эмоций и чувств в деятельности человека и становлении его личности. Физиологические основы и внешнее проявление эмоций и чувств. Виды чувств, эмоциональные состояния.

19. Общая характеристика  воли. Волевое действие и его  структура. Волевые качества личности.

20. Характеристика общения:  понятие, функции, виды, средства.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Становление психологии как науки.Основные отрасли психологии. Задачи современной психологии и ее место в системе наук.  Актуальность – познать самого себя. Помогает устранить недостатки, установить взаимоотношения с окружающими.                                          Объект психологии - человек

Психика - это  свойство головного, обеспечивающее способность  отражать окружающую действительность.

Психология - это  наука о сущности, закономерностях  возникновения, развития и проявления психики.

Предметом психологии является изучение сущности и закономерностей  развития психики человека, механизмов, лежащих в их основе.

Психология изучает психические явления:

 психические процессы -это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком окру- жающей действительности.                                                                      Познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление,воображение, внимание.  

Эмоциональные отражают отношение человека к окружающему миру. 

Волевые обеспечивают сознательную регуляцию поведения.

психические состояния -это относительно устойчивые психические явления.

К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога апатия.

психические свойства -это наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других.

К психическим свойствам  относятся направленность, качества личности,характер, темперамент, способности

Задачи псих-ии: Основн задачей яв-ся изучение законов психической деятельности чел-ка     1) научиться понимать сущность психич. явлений и их закономерностей; 2) научиться управлять психич. явлениями; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти; 4) быть теоретической основой практики психологич. службы. Предмет психологии: человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психич. явления, сознание. 
Отрасли психологии особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми. Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.  
 

2. Методы психологии Использование методов психологических исследований в практической деятельности педагога Методы психологии-это основные пути приемы научного познания психических явлений .

Классиф-я методов:

Организационные методы:

  1. Сравнительный метод- сопоставление различных групп(начало и конец исследов-я)
  2.   Лонгитюдный  метод- многократное иссл-е одних лиц в течении времени
  3. Комплексный-

     Эмпирические методы в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.  
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).  
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:  
1.      определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);  
2.      выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);  
3.      выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);  
4.      выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);  
5.      обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).  
Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.  
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.  
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.  
Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.  
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

3. Психика и  мозг человека 
(1) Психика –это св-ва головного мозга, обеспечивающее способность отражать окружающую действительность. Возникновение и развитие психики обеспечивается развитием нервной системы и особенно головного мозга.Развитие нервной системы вызванно усложнением и изменением условий существования животных и человека.

  Строение  и функции нервной системы.

    Нервная система этПериферическая н. с.     и       Центральная н.с.                 
   Центральная н.с. это головной мозг и спиной мозг.

Нервная система имеет  ряд функций: 1) способствует поддержанию  постоянства в кутр среды арганизма. 2) Способствует взаимодействию всех органов и систем. 3) Обеспечивание деятельности психики и поведения живого существа. Нервная система развивается по мере усложнения окруж. Среды. Визучении работы  мозга огромный вклад внесла нейропсихология. А.В. Лурия определил 3  блока человеческого мозга:1) энергитический блок 2) Блок приема, переработки, хранения информации 3) Блок програмирования, регуляциии контроля деятельности.

О поражении или недостаточном  развитии отдел. Областей головного  мозга бывает и связаны некоторые  трудности в обечении детей, в усвоении ими учебного материала; выполнением учебных обязанностей; не дисциплинированность. Левое полушарие играет роль в обеспечении речи, логического мышления; его называют рациональным. Т.е. разумным, целесообразным. Поступающую информацию  оно перерабатывает последовательно, постепенно, разбивая на части, затем объединяя. Если оно доминирует пишет правой рукой.

 Правое полушарие- образное, эмоциональное. Оно воспринимает информацию как единое целое, играет роль в творчестве.

Физиологические механизмы в психической деятельности. Основная форма нервной деятельности- это рефлекс- ответная реакция организма на раздражения внешней и внутрен. Среды. Павлов и Сеченов изучали рефлексы.

Безусловные рефлексы- то с  чем рождается человек. Условные рефлессы- приобретенные. Основные процессы нервной системы- это возбуждение и торможение. Первая сигнальная система- это приемы информации через органы чувств, а вторая сигнальная система –это речь                                                        

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Сознание как высшая форма психики. Структура сознания. Сознание и бессознательное

Психика человека — высший уровень эволюционного  развития психики. Конечно, человеческой психике присуще многое из того, что характеризует психику животных. Но важнейшей особенностью человека является то, что он обладает сознанием. Сознание — это то, что отличает человека от животного и оказывает решающее влияние на его поведение, деятельность, на его жизнь в целом.

Человек способен осознать то, что совершается вокруг, и то, что происходит с ним самим, то, что он делает, т.е. свое поведение. Он может, думая о предметах, явлениях, мысленно преобразовывать их и находить решения многих проблем во внутреннем интеллектуальном плане, может думать об очень абстрактных, обобщенных, далеких  от повседневной жизни явлениях. Сознание человека позволяет ему глубже познать мир, понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения. Оно позволяет на основе обобщения наблюдаемых фактов делать заключения и выводы.

Особая  форма сознания — самосознание позволяет человеку выделить себя, свое «Я» из окружения, думать о себе, своих качествах, способностях, относиться к себе, переживать по поводу себя. Человек может пытаться разобраться в себе, изменить себя, заниматься саморазвитием и самовоспитанием.

Структура сознания

_ _ Изучая структуру  индивидуального сознания, А.Н. Леонтьев  выделил три его составляющих  — сознанйяТ.значение и личностный .смысл . У 

Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д... Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное „поле" и объект его деятельности» Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».

Значения — это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Универсальным языком значений является язык искусства — музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.

Преломляясь в  сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. На- -пример, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка — показатель его знаний, способностей, для другого — символ того, что он лучше других, для третьего — способ добиться обещанного подарка от родителей и т.п. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом

Информация о работе Шпаргалка по "Психология"