Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 20:04, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Психодиагностика".
Теоретические вопросы.
Психодиагностика — это отрасль психологической науки, а также сфера психологической практики, которая связана с разработкой и использованием методов распознавания психологических особенностей человека, его деятельности и взаимодействия с другими людьми.
Термин «психодиагностика» ввел Г. Роршах в своей книге в 1921 году.
Психодиагностика как теоретическая дисциплина рассматривает закономерности вынесения валидных и надежных диагностических суждений, с помощью которых осуществляется переход от признаков определенных психических качеств, состояний и процессов к их наличию или выраженности у объекта исследования.
Предметом психологической диагностики является:
конструирование и апробация методик,
разработка требований, которым они должны удовлетворять,
выработка правил поведения обследования,
выработка способов обработки и интерпретации результатов,
обсуждение возможностей тех или иных методик
Задачами психодиагностики являются:
разработка методов регистрации психических качеств
проверка надежности и валидности методик
создание процедур интерпретации получаемых данных
2. Специфика предмета психодиагностики как области психологии. Ее связь с другими отраслями.
Психодиагностика — область психологической науки, а поэтому в той или иной мере связана со всеми ее отраслями. В известном смысле, несмотря на самостоятельность, психодиагностика зависит от развития общепсихологической теории. Однако существуют направления исследований, с которыми психодиагностика связана наиболее тесно, вплоть до того, что, как уже упоминалось ранее, в зарубежной и отечественной литературе допускается синонимичность этого понятия другим. Об этом и пойдет речь в этом разделе.
Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой.
Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки: общая психология, дифференциальная психология, психология личности, психология развития и возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология, психология труда, клиническая психология и психофизиология. Методические средства психодиагностики основаны на следующих дисциплинах: экспериментальная психология, общий психологический практикум, математические методы в психологии.
СВЯЗЬ С ПОСЛЕДУЮЩИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ:
Направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются, главным образом, запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами практической и исследовательской работы (образование, медицина, кадровый отбор и т.д.). Психодиагностические методики находят свое применение во всех практически ориентированных психологических дисциплинах.
3. Психодиагностика как
научная дисциплина и
Можно выделить две функции психологической диагностики — научную и практическую.
Первая характеризует ее как научно-исследовательскую область и представляет собой деятельность по конструированию психодиагностических методик. Поскольку их используют в практических целях, к ним предъявляются особые требования, связанные с повышением точности и объективности показателей, они разрабатываются по определенным правилам и проверяются по ряду критериев. В первую очередь это делается для того, чтобы оценить их качество и практическую полезность, пригодность для решения прикладных задач.
Психодиагностические методики — это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей.
Вторая функция психодиагностики реализуется практическими психологами, использующими диагностические методики. Психодиагносты-практики измеряют, анализируют, оценивают индивидуальные особенности человека или выявляют различия между группами людей, объединенных по какому-либо признаку. Эти виды деятельности практических психологов называются постановкой диагноза и осуществляются ради решения определенных прикладных задач. Слово "диагноз" (от греч. diagnosis) означает распознавание, обнаружение.
4. Основная цель
5. Источники психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины.
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.
Первым ее источником стала эксᴨȇриментальная психология, поскольку эксᴨȇриментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка котоҏыҳ и составляет одну из задач психодиагностики. Психодиагностика выросла из эксᴨȇриментальной психологии.
На рубеже XX в. в психологии утвердился объективный эксᴨȇриментальный метод, который начал определять характер психологической науки в целом. С внедрением в психологию эксᴨȇримента и появлением благодаря этому новых критериев научности ее представлений создались предпосылки для зарождения знаний об индивидуальных различиях между людьми.
Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об индивидуально-психологических особенностях, которые изучает дифференциальная психология, невозможно было бы возникновение психодиагностики как науки о методах их измерения.
Но возникновение
психодиагностики не было итогом простого
логического развития эксᴨȇриментально-
6. История развития
История
психодиагностики как науки. Выделилась
из общей психологии на рубеже 19 и 20 веков
под воздействием требований практики.
Возникновение подготовлено несколькими
источниками.
а) экспериментальная психология - экспериментальный
метод лижет в основе большинства психодиагностических
методик. Психодиагностика выросла из
экспериментальной психологии, которая
сама возникла в 50-70 годы, что связано с
физиологизацией психологии.
Развитие физиологии органов чувств показало,
что психическое включено в работу физиологических
систем. Методы психологии заимствованы
у других естественных наук.
1878 год - год появления экспериментальной
психологии. Вильгельм Вундт основал первую
лабораторию экспериментальной психологии
в Лейпциге.
Наметил 2 направления: естественнонаучное,
культурно-историческое.
Экспериментальные методы можно применять
только в рамках естественнонаучного
направления, для изучения моторики и
сенсорики - низшие уровни психики.
Душу так изучать нельзя, единственный
метод - интроспекция. Вунд измерял скорости
реакций на разные стимулы.
Позже стали проявляться и другие лаборатории
(Голландия, Англия, Франция). Постепенно
стали измерять и другие психологические
явления.
Фр.Гальтон - создатель ассоциативного
эксперимента: изучал особенности мышления.
В 1879 году опубликовал результаты. Списки
несвязанных слов между собой, слова ассоциации
- время их возникновения.
Метод хронометрии для изучения мыслительных
процессов.
Первый психологический экспериментальный
метод - Г.Эббингауз: изучал законы памяти
с помощью бессмысленных слогов (сочетание
звуков, не имеющих конкретного значения)
Джеймс Кеттел - изучал законы внимания
и навыков чтения с помощью объективных
методов фиксации времени.
Во второй половине 19 века стала складываться
экспериментальная психология. Стало
возможным зарождение знания об индивидуальных
различиях людей.
б) дифференциальная психология - исследования
индивидуально-психологических различий.
Их диагностика невозможна. Описывают
их природу.
Толчком для возникновения психодиагностики
были требования практики:
1. медицинская практика (исследование
и лечение умственной отсталости - дифференцировка
уровней отсталости).
Э.Сеген - один из методов диагностики
умственной отсталости (тест воспроизведения
прежнего порядка на доске).
История психодиагностики - еще и история
теоретического обоснования ее методов.
Теоретическим обоснованием тестового
метода является бихевиоризм: между организмом
и средой есть детерминируемые отношения.
В среде есть стимул, на который должен
отвечать организм.
Единственное, что поддается объяснению
- это поведение. Тестовые методы фиксируют
внешнее поведение человека, внешнюю реакцию
на стимулы.
7. Современное состояние психодиагностики.
История современной
психодиагностики начинается с первой
четверти ХIХ в., т.е. с начала клинического
периода в развитии психодиагностических
знаний. Врачи – психиатры начали вести
в клиниках систематические наблюдения
за больными, записывая и анализируя результаты
своих наблюдений.
В это время появляются такие методы психодиагностики,
как наблюдение, опрос, анализ документов.
Но эти методы носили качественный характер,
поэтому по одним и тем же данным разные
врачи часто делали разные выводы.
Только во второй половине ХIХ в., когда
немецкий психолог Вундт создал первую
в мире психодиагностическую лабораторию,
где в целях психодиагностики стали применять
технические устройства и приборы, методы
психодиагностики приобрели количественный
Тогда же был открыт основной (базальный)
психофизический закон Вебера.
Проводя эксперименты на различение весов,
длины линий и высоты акустического тона,
Вебер установил, что отношение едва заметного
изменения раздражителя dI к его исходному
значению I есть величина постоянная, т.е.
dI/I = constanta.
Согласно закону Вебера дифференциальный
порог чувствительности – есть некая
постоянная часть величины исходного
раздражителя на которую он должен быть
увеличен или уменьшен для того, чтобы
получить едва заметную трансформацию
ощущения.
Открытие закона Вебера дало возможность
измерения психодиагностических явлений.
В соответствии с этим законом основным
объектом измерения стали ощущения человека,
и долгое время практическая психодиагностика
ограничивалась измерением ощущений.
Современные методы психодиагностики,
касающиеся основных психодиагностических
процессов, свойств и состояний человека,
стали появляться в конце ХIХ-начале ХХ
в. в это время активно развиваются теория
вероятностей и математическая статистика,
на которые впоследствии стали опираться
научные методы количественной психодиагностики.
В 1884 г. английский психолог Гальтон основал
Антропометрическую лабораторию, одной
из целей ее стало получение статистических
данных о человеческих способностях. Через
этот эксперимент прошло около 10 000 чел.
Он же в 1877 г. предложил использовать в
психодиагностике метод корреляций.
Современник Гальтона Фишер изобрел дисперсионный
анализ, а другой англичанин Спирмен –
факторный анализ.
Первый статистически обоснованный тест
Бине появился в 1905-1907 гг.
В 20 гг стали появляться новые психодиагностические
, в том числе интеллектуальные и личностные
тесты, позволяющие проводить психодиагностику
различных процессов и свойств человека.
На 50-60-е гг ХХ в. приходится основное количество
различных психодиагностических методик.
Современная психодиагностика выделилась
в отдельную область научных и практических
психодиагностических знаний. Все более
широкое применение в психодиагностике
находят современные методы математики
и физики, а также средства электронной
психодиагностики.
8. Два основных вида
психодиагностических
Тесты — это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.
Их отличительная особенность заключается в том, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.
Преимущества:
- учет объективных показателей, возможность их проверки;
- меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога
на диагностический процесс;
- оперативность и экономичность;
- возможность
компьютерной процедуры
результатов;
- возможность
проведения группового
Недостатки:
- жесткая
регламентация процесса
информации;
- расчленение
личности обследуемого на
показатели;
- отсутствие доверительной обстановки (при тестировании);
- опора в основном на количественные показатели.
Лонгитюдный метод предполагает исследование одних и тех же индивидуумов в разные моменты их жизни. Исследователи могут строить кривые роста или научения в таких областях, как речевое развитие, когнитивное развитие или формирование физических навыков. За детьми могут наблюдать вплоть до достижения ими взрослости, чтобы определить, какие свойства личности сохраняются, а какие исчезают.
Преимущества:
- позволяет
проводить обработку данных
возрастным периодам;
- определяет
индивидуальную структуру и
отдельного человека;
- только
лонгитюдное исследование
взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами
развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в
развитии.
Недостатки: значительные затраты времени, требуемые на их
организацию и проведение. (примеры из диплома)
Вопрос 9.Классификация психодиагностических методов, их общая характеристика и психологическое обоснование
2 группы методик:
1)формализованные: тесты, опросники, анкеты, методики проективной техники, психофизиологические методики.
Характерные черты: объективация процедуры обследования( невмешательство в деятельность испытуемого), стандартизация( установление единообразия представленных результатов), надежность, валидность, определенная регламентация.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Психодиагностика"