Эйдетизм, как форма памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:19, контрольная работа

Краткое описание

Информация в современных психологических словарях дает представление о том, что эйдетизм – это «способность некоторых индивидов ( эйдетиков ) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен» , что «изучения эйдетизма стало центральной темой работ представителей Марбургской психологической школы» . \ 2. Эйдетизм\ И, действительно, впервые эйдетические образы описал в 1907 году венский врач В. Урбанчич , используя при этом для их обозначения выражение « субъективные наглядные образы». Но только Э. Йенш и его школа основательно занялись изучением этого явления и придали ему широкое теоритическое значение. В школу Э. Йенша входили его брат В.Йенш, О.Кро, А. Рикель, Г.Фишер и другие…
В 20-30-е годы ХХ века вопросами эйдетики занимались П.П. Бионский, Л.С. Выготский, П.Л.Загоровский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и другие.
Эйдетиками ( от греческого слова эйдон – вижу или эйдос – образ, картина, идея, психологи называют людей, обладающей способностью вызывать наглядные образы. Сущность эйдетизма заключается в том , что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился его глазами. До сих пор психологии были известны две основные формы образов памяти. Это, во-первых, так называемые последовательные образы, хорошо изученные в психофизиологии и доступные наблюдению любого человека, так как они представляют всеобщее явление. Если фиксировать глазом какую-нибудь цветную фигуру, например, крест, квадрат, и т.п., и затем перевести взгляд на белую или серую поверхность, можно увидеть ту же самую фигуру только в дополнительном цвете. Так, если основная фигура была красного цвета , то ее последовательный образ будет зеленым и т.д..
С другой стороны, когда мы говорили, что мы представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами, в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы можем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т.д.. Это - следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов.
Между этими двумя формами образов памяти выдвигаются, благодаря открытиям марбургской школы, эйдетические образы, или наглядные образы. Они занимают как бы среднее место между последовательными образами и между образами представлений, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим. Открытие этой промежуточной формы памяти и составляет фактическую основу учения Э. Йенша и его школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданчиков С.А. Судьба эйдетики в советской психологии. \»Вопросы психологии» , март-апрель 2001, № 2
2. Большая Советская Энциклопедия \\Эйдетизм.
3. Выготский Л.С. Эйдетика \Психология памяти под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.:»ЧеРо», 2002
4. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. \Психология памяти под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.:»ЧеРо» 2002
5. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.,1968.
6. Психология . Словарь. Под редакцией А. В. Петровского и М .Г .Ярошевского. М., 1990

Содержание

Введение стр. 2
2. Исследование эйдетизма стр. 3
Теория конституционных типов стр. 3 - 4
Влияние эйдетических образов на восприятие и зрительную величину \Л.С. Выготский и Фрейлинг\ стр. 4 - 5
Память примитивного человека стр . 6
Заключительная часть стр . 7

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по общ.психологии.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТТЕТ»

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО 
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В ГОРОДЕ ВОТКИНСКЕ 
(Филиал ГОУВПО «УдГУ» в г. Воткинске)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по общей  психологии

студента психолого-педагогического  факультета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил :

студент группы 3С-Вт-031000-11(к)

 

Проверил:

Преподаватель

 

 

 

 

 

- 2011 –

 

 

- 1 -

Тема: Эйдетизм как форма памяти.

 

 

 

Содержание :

 

  1. Введение    стр. 2

 

2. Исследование  эйдетизма стр. 3

 

  1. Теория конституционных типов стр. 3 - 4

 

  1. Влияние эйдетических образов на восприятие и зрительную величину \Л.С. Выготский и Фрейлинг\ стр. 4 - 5

 

 

  1. Память примитивного человека стр . 6

 

  1. Заключительная часть стр . 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 2 -

              Информация в современных психологических словарях дает представление о том, что эйдетизм – это «способность некоторых индивидов ( эйдетиков ) к сохранению и воспроизведению чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен» , что «изучения эйдетизма стало центральной темой работ представителей Марбургской психологической школы» . \ 2. Эйдетизм\ И, действительно, впервые эйдетические образы описал в 1907 году венский врач В. Урбанчич , используя при этом для их обозначения выражение « субъективные наглядные образы». Но только Э. Йенш и его школа основательно занялись изучением этого явления и придали ему широкое теоритическое значение. В школу Э. Йенша входили его брат В.Йенш, О.Кро, А. Рикель, Г.Фишер и другие…

           В 20-30-е годы ХХ века вопросами эйдетики занимались П.П. Бионский, Л.С. Выготский, П.Л.Загоровский, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов и другие.

            Эйдетиками ( от греческого слова  эйдон – вижу или эйдос –  образ, картина, идея, психологи  называют людей, обладающей способностью вызывать наглядные образы. Сущность эйдетизма заключается в том , что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился его глазами. До сих пор психологии были известны две основные формы образов памяти. Это, во-первых, так называемые последовательные образы, хорошо изученные в психофизиологии и доступные наблюдению любого человека, так как они представляют всеобщее явление. Если фиксировать глазом какую-нибудь цветную фигуру, например, крест, квадрат, и т.п., и затем перевести взгляд на белую или серую поверхность, можно увидеть ту же самую фигуру только в дополнительном цвете. Так, если основная фигура была красного цвета , то ее последовательный образ будет зеленым и т.д..

             С другой стороны, когда мы  говорили, что мы представляем в уме тот или иной предмет, мы имеем в виду не то, что перед нашими глазами, в буквальном смысле этого слова встает образ этого предмета, так что мы можем пальцем указать, где он находится, каковы его очертания и т.д.. Это - следовые раздражения, которые то более ярко, то более смутно возобновляются в нашем мозгу, но которые существенно отличаются от последовательных образов.

              Между этими двумя формами  образов памяти выдвигаются, благодаря  открытиям марбургской школы,  эйдетические образы, или наглядные образы. Они занимают как бы среднее место между последовательными образами и между образами представлений, приближаясь у отдельных лиц то к одним, то к другим. Открытие этой промежуточной формы памяти и составляет фактическую основу учения Э. Йенша и его школы.

 

             

- 3 -

      Исследование эйдетизма обычно проводится следующим образом: ребенку – эйдетику показывают в течении короткого срока ( около 10 – 30 секунд ) какую – нибудь сложную картину с огромным множеством деталей. После этого картина убирается, и перед ребенком ставится серый экран, на котором он продолжает видеть отсутствующую картину со всеми деталями, так что он рассказывает подробно то, что перед ним находится, читает текст на картине и т.д.. Ребенок после краткого показывания картины продолжает видеть ее образ на экране, это устанавливается путем контрольных вопросов и сличения ответов с оригиналом картины. Не показывая ребенку рисунка в промежутке, его спрашивают через полчаса, может ли он снова видеть на экране. Ответ утвердительный. Задаются снова подобные же вопросы, на которые ребенок дает правильные ответы. Еще через час на 25 % всех вопросов ребенок отвечает : «Я больше этого точно не вижу» , или: «это стало не ясно», или даже: «это уже исчезло».Вот это видение отсутствующего предмета или картины и составляет основу эйдетизма. Первоначально, когда это явление было открыто, психологи к нему отнеслись скорее как к курьезу или как к редкому исключению, но не как к общему правилу. Между тем исследования марбургской школы приводят авторов к выводу, что эйдетизм является

совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, - фазой, через которую непременно проходят все дети. Представители марбургской психологической школы пришли к выводу, что эйдетизм представляет собой обычное, более того, закономерное явление в дошкольном и младшем школьном возрасте. Результаты исследований, проведенных в последние годы, не подтверждают вывод о широком распространении эйдетизма. Можно говорить лишь об относительно небольшом числе случаев достоверно установленного наличия эйдетических образов, например, у некоторых выдающихся художников, музыкантов.

             

 

                Вальтер Йенш развил теорию конституциональных типов. Он различает среди эйдетиков, как и среди всех людей, два основных типа. Первый он называет базедовоидом или Б – типом. Этот тип характеризуется симптомами наблюдаемыми обычно при повышенной функции щитовидной железы. Он отличается психо-вегетативной возбудимостью, даже с внешнего вида можно отличить его по блестящим глазам, общей легкой возбудимости и другим признакам.

            Другой тип – тетаноид или  Т – тип. Он отличается возбудимостью  сенсорных нервов, реакцией на  электрические и механические  раздражения в отношении психологическом  оба эти типа тоже существенно отличаются друг от друга. Б – тип стоит ближе к организму. Его эйдетические образы стоят ближе к представлениям, они тесно связаны с воображением. Ребенок

 

- 4 -

этого типа рассматривает  их как часть своего « я», как  способность, которой он дорожит, как богатством; эйдетические образы вызываются у него без

фиксации и обнаруживают зависимость от психологических  факторов, то есть интереса , настроения и т.д. Картины сложные, интересные и осмысленные в естественной обстановке вызывают у него гораздо легче эйдетические образы, чем менее интересные, простые и т.д. Выбор рисунка у детей этого типа оказывается очень важным. Так , у детей этого типа рисунки зверей  вызывают лучшие эйдетические образы, чем дома; старые, потерявшие интерес в рисунке, хуже, чем новые. Проще говоря, у детей Б- типа эйдетические образы обнаруживают зависимость от эмоциональной жизни и воображения и сами стоят ближе к центральным образам или представлениям.

                Иначе обстоит дело у детей  Т – типа Л.С. Выготский подмечает, что они являются скорее машинообразными, чем органическими эйдетиками.\3.с.188\ Эйдетизм детей этого типа стоит ближе к последовательным образам. Он обнаруживает малую связь с психологической жизнью, воображением и эмоциональностью. Самые образы воспринимаются, как нечто чуждое и навязчивое и обнаруживают большую зависимость от физиологических и чувственных, чем от психологических факторов, то есть от яркости самого рисунка, от длительности фиксации, освещения и т.д.

                  Многие исследования показали, что  явления эйдетизма находятся  в прямой зависимости от химических  воздействий на организм. Так,  Т – тип при приеме кальция  обнаруживает ухудшение эйдетизма,  Б – тип, наоборот не обнаруживает  изменений,  в следствии  действия кальция. Чистые типы встречаются довольно редко, это – только абстрактные схемы, к которым более или менее близко подходит каждый отдельный ребенок.

 

 

 

                   Л.С. Выготский подробно рассматривает  вопрос о том, какую роль  эйдетические образы играют в восприятии человека. «Можно сказать, - говорит он, - что с психологической и биологической стороны это – важнейшая из функций, которую выполняют эйдетические образы, и важнейшее следствие всего нового  учения  заключается в перестройке традиционного представления о восприятиях» \3.с.189\.

                   В качестве доказательства он  обнаруживает экспериментально  два основных факта. Первый  состоит в том, что эйдетические  образы могут смешиваться с  реальным восприятием. Второй  заключается в том, что препятствия, затруднения при видении эйдетических образов приводят к тому, что эйдетический образ превращается в последовательное изображение или в представление. Первый факт, как отмечает Л.С. Выготский, приводит к учению о восприятиях, второй – к учению о развитии.

                   

 

- 5 -

           Фрейлинг экспериментально показал, что эйдетический образ  может влиять на зрительную величину действительных предметов, что он может смешиваться с реальным восприятием и благодаря этому обусловить

постоянство цвета при  разном освещении или постоянство  величины при удалении предмета. Опыт производится следующим образом: испытуемому  показывают цветной квадрат, который  потом убирается, испытуемый на экране видит эйдетический образ. Если потом незаметно для него вновь повесить квадрат и удалять этот квадрат от его глаз, испытуемый видит, как квадрат становится больше ( в этом можно убедиться при измерениях циркулем границ по показаниям испытуемого), чем он был в самом начале.

                      Восприятие человека -  сложное явление, которое возникает в результате сложения реальных раздражений и эйдетических образов; весь мир человеческих восприятий строится на присоединении эйдетических образов к реальным раздражениям. Если, например, вызвать последовательный образ от цветного квадрата, то он при наложении на цветной фон смешивается с цветом фона по закону смешения. Эйдетический образ только покрывает его, а представление совершенно с ним не сливается. Если отодвигать , вращать, перемещать экран можно заметить следующее : самые большие изменения у первой формы, средняя изменяемость у второй и относительное неизменяемость у третьей. То же самое в отношении фона: образы первой ступени сливаются с фоном, второй ступени отступают от него и третьей ступени оказываются независимыми от него. На основе этого Йенш делает вывод, что развитие памяти шло так: первоначальной стадией в ее развитии является стадия эйдетического образа или недифференцированного единства, которое путем дифференциации превращается с одной стороны в восприятии, с другой в представлении. Развитие , таким образом, является для Йенша не простым количественным нарастанием памяти, а включает в себя момент инвалюции или обратного развития ( так как эйдетические явления с возрастом проходят ) и момент метаморфоза, то есть процесс количественного превращения одной формы памяти в другую. Таким образом судьба эйдетических образов заключается в том , что одни сливаются с восприятием, другие с представлениями. У детей это достигается естественным путем вместе с возрастом, но у Т – типа ,о чем говорилось выше, прием кальция в течении нескольких недель или дней производит тот же эффект, что и возраст, то есть приводит к исчезновению эйдетических явлений и к развитию дифференцированного восприятия и представления.

 

 

 

 

 

 

               

- 6 -

           Эйдетизм у культурных народов распространен большей частью среди детей; среди взрослых эйдетизм представляет редкое исключение . В самое последнее время многие психологи эту чрезвычайно интересную форму памяти сопоставляют с удивительной памятью примитивного человека. Йенш приходит к заключению, что память примитивного человека обнаруживает родство с эйдетической формой. Даже способ восприятия, мышления и представления примитивного человека указывают на то, что он

в своем развитии стоит  чрезвычайно близко к эйдетической фазе. Так, например, часто встречающиеся среди примитивных народов визионеры  сближаются Йеншем с двумя исследованными им мальчиками- эйдетиками, которые видели временами совершенно необыкновенные места и здания. Если принять во внимание, что эйдетиков наглядные образы могут быть усилены при помощи аффективного возбуждения, упражнения, а также всяких фармакологических средств, стане вполне вероятным предположение известного фармаколога Левина, что шаманы и врачи у примитивных народов искусственно возбуждают в себе эйдетическую деятельность. Также мифологическое творчество примитивного человека стоит близко к эйдетизму. Сопоставляя все эти данные с данными эйдетических исследований, Йенш приходит к выводу, что все известное относительно памяти примитивного человека указывает на то, что у примитивного человека наблюдается эйдетическая фаза развития памяти. Эйдетизм, по мнению Йенша, объясняются мифологические образы. «Надо только прибавить, - говорит Блонский, - что подобные, возникшие в соответствующей обстановке, под влиянием сильных эмоций у примитивных эйдетиков лешие, русалки и т.д. потом закрепляются длительным настроением  соответствующим длительным состоянием эйдетиков. Эйдетизм у примитивных народов объясняет не только возникновение мифологических образов, но и некоторые особенности примитивного языка и искусства»\ 4, с. 396\

              Язык примитивного человека поражает  по сравнению с языками культурных  народов своей живописностью, обилием конкретных подробностей и слов, своей образностью.

               Итак, как показали исследования, у  примитивных народов, у  детей дошкольного и младшего  школьного  возраста, у умственно-отсталых  детей эйдетизм встречается чаще  и выражен резче и ярче, чем у представителей высших ступеней культурного развития. «Надо воспитывать в ребенке не логика, но художника» ,- формулирует Йенш. \3, с. 199\.

 

 

 

 

            

 

- 7 -

            Таким образом , субъективный наглядный образ (эйдетический образ), который изучает эйдетика, есть только уловимый симптом структуры личности ребенка (также и взрослого человека в редких случаях),ключ к их внутреннему миру, доступный вход, чтобы проникнуть в ту фазу развития, где создается мир восприятий и представлений, то есть ключ к генетическому  и типологическому изучению того, как складывается у человека картина воспринимаемого и представляемого мира.

Информация о работе Эйдетизм, как форма памяти